Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Попытки гармонизации и унификации деятельности договорных органов ООН (комитетов ООН) по рассмотрению индивидуальных сообщений.

Обновлено 18.10.2022 11:18

 

Вопрос о гармонизации деятельности договорных органов был поднят уже в конце XX в., когда в связи с появлением нескольких договорных органов стало очевидно, что они действуют отнюдь не слаженно ввиду того, что каждый из них формируется и действует самостоятельно в рамках отдельного многостороннего международного договора. Договорные органы занимаются, фактически, одним делом - обеспечивают соблюдение ряда многосторонних международных договоров, обеспечивающих соблюдение прав человека. Хотя права человека переплетаются между собой, а отдельные договоры закрепляют в ряде случаев не только схожие и близкие между собой права человека, но и попросту одни и те же права, формулировки и отдельные термины этих договоров, касающиеся одних и тех же феноменов, далеко не всегда и не во всем совпадают. Самостоятельная деятельность каждого из договорных органов приводит к еще большим расхождениям, поскольку принимаемые ими документы (правила процедуры, общие рекомендации/замечания общего порядка, методы работы, руководящие принципы, решения и т.д.) и складывающаяся практика, опять же, отнюдь не во всем совпадают. С целью гармонизации работы договорные органы стали проводить регулярные, а затем и ежегодные совещания председателей договорных органов. В течение некоторого времени совещания председателей договорных органов дополнялись совещанием представителей договорных органов, когда в течение нескольких дней такого совещания, длящегося рабочую неделю, в нем наряду с председателями принимали участие дополнительно по два члена каждого договорного органа. Такие усилия способствовали некоторой гармонизации деятельности договорных органов, но не могли и не могут полностью нивелировать различия в функционировании договорных органов, некоторые из которых заложены в многосторонних международных договорах, а другие с неизбежностью вытекают из различий практики таких органов. Рост числа договорных органов в XXI в. еще больше обострил необходимость решения данной проблемы.

В связи с этим в начале XXI столетия родилась даже идея сформировать единый орган, который бы занялся мониторингом всех многосторонних международных договоров в сфере прав человека, которые предусматривают такой мониторинг. Другими словами, предполагалось создать единый договорный орган, который работал бы постоянно. Однако масштабность реформы (фактически, надо было бы изменить все действующие в этой сфере многосторонние международные договоры) и неоднозначность подходов к такому шагу разных государств привели к пониманию невозможности достижения поставленной цели не только в краткосрочной, но и в среднесрочной перспективе, поскольку для этого потребуется много времени и огромные усилия, и заставили искать иные решения, позволяющие способствовать хоть какому-то сближению деятельности договорных органов. Собственно, этим и занялась Генеральная Ассамблея ООН в 2011 - 2013 годах в рамках процесса усиления договорных органов.

В связи с указанными планами КЛРД в 2005 году предложил создать единый орган по рассмотрению индивидуальных сообщений, что могло рассматриваться как первый шаг на пути более масштабной реформы. Однако, по сути, создание такого органа потребовало бы не меньших усилий и времени, чем образование единого договорного органа. При этом другие существовавшие договорные органы либо прохладно встретили эту инициативу, либо вообще высказались "против".

В итоге, из этой инициативы родилась идея сформировать рабочую группу, которая бы состояла из представителей разных договорных органов и в предварительном порядке высказывалась бы относительно поступающих во все договорные органы индивидуальные сообщения. Эта идея нашла отражение в Докладе Верховного Комиссара ООН по правам человека "Укрепление системы договорных органов ООН по правам человека", отраженного в разделе 4.3.1 Доклада Генеральной Ассамблеи ООН в 2012 году. Однако и эта идея вызывает сомнения в ее реализуемости, так как для нее опять же надо принимать какие-то многосторонние международные договоры, поскольку каждое индивидуальное сообщение поступает во вполне определенный договорный орган, а процедура рассмотрения жалоб носит конфиденциальный характер вплоть до опубликования уже принятого решения, то есть, юридически, члены других комитетов не должны быть посвящены в ход рассмотрения жалоб, поступивших в один из них.

 

Источник публикации: https://espchhelp.ru/koon/stati/3883-popytki-garmonizatsii-i-unifikatsii-deyatelnosti-dogovornykh-organov-oon-komitetov-oon-po-rassmotreniyu-individualnykh-soobshchenij .