Международный пакт о гражданских и политических правах. (2)
В этом Пакте, состоящем из 53 статей, закреплены, по сути, те же права и свободы, которые содержатся во Всеобщей декларации прав человека 1948 года. Пакт содержит перечень основных прав и свобод, которые должны быть предоставлены каждым государством - участником пакта всем лицам, находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства (п. 1 ст. 2). "Все люди, - подчеркивается в Пакте, - равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона" (ст. 26). В Пакте (ст. 27) специально признается право лиц, принадлежащих к этническим, религиозным и языковым меньшинствам, пользоваться "своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком".
Ряд положений Пакта касается вопросов семьи, брака и детей. Так, в соответствии со ст. 23 Пакта семья, являющаяся естественной и основной ячейкой общества, "имеет право на защиту со стороны общества и государства". Эта же статья Пакта провозглашает равенство прав и обязанностей супругов. Статья 24 предусматривает право каждого ребенка "на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства". Статья 22 Пакта посвящена праву каждого человека на свободу ассоциации с другими, включая "право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов".
Значительная часть Пакта содержит перечень конкретных личных (гражданских) и политических прав. Этот перечень начинается с провозглашения права на жизнь как неотъемлемого права каждого человека (ст. 6). "Это право, - подчеркивается в Пакте, - охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни". В государствах, которые не отменили смертной казни, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления и могут быть "осуществлены только во исполнение окончательного приговора, вынесенного компетентным судом" (п. 2 ст. 6). "Каждый, кто приговорен к смертной казни, имеет право просить о помиловании или о смягчении приговора" (п.4 ст. 6). Пакт предусматривает запрет на вынесение смертного приговора за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет, и приведение приговора в отношении беременных женщин (п. 5 ст. 6). Право на жизнь закономерно занимает первое место как в структуре личных прав и свобод, так и в структуре конституций большинства государств, поскольку жизнь человека в любом цивилизованном обществе представляет собой высшую ценность и первейшее право индивида. Реальность обеспечения права на жизнь является существенным показателем степени демократичности государства. Обладание им является необходимой предпосылкой осуществления всех прав человека и гражданина. Если жизнь является объектом угроз, то теряют смысл все права личности. Именно жизнь как абсолютная ценность предопределяет значимость права на жизнь в системе всех прав. Однако, несмотря на его значимость, это право может быть ограничено, что предусматривается в Пакте о гражданских и политических правах (ст. 6). Как отмечалось выше, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления; смертная казнь может осуществляться только во исполнение окончательного приговора, вынесенного компетентным судом; смертный приговор не выносится за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет, и не приводится в исполнение в отношении беременных женщин.
В связи с правом на жизнь необходимо отметить, что в 1989 году был принят Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни, в соответствии с которым государство-участник принимает все необходимые меры для отмены смертной казни в рамках своей юрисдикции (ст. 1). Вопросы смертной казни также регулируются Европейской конвенцией о защите прав человека 1950 года. В апреле 1983 года к этой Конвенции был принят Протокол N 6, касающийся отмены смертной казни в мирное время. Изначально в ст. 2 Конвенции 1950 года было зафиксировано, что "никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание". Протокол N 6 содержит конкретное запрещение смертной казни: "Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен". Причем, согласно этому Протоколу, запрещены какие-либо отступления от этого положения (ст. 3) и не допускаются никакие оговорки (ст. 4). В мае 2002 года к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года был принят Протокол N 13, который предусматривает положение об отмене смертной казни во всех случаях.
Как и Протокол N 6 к Конвенции, Протокол N 13 не допускает каких-либо отступлений от его положений. Таким образом, можно утверждать, что положения Международного пакта о гражданских и политических правах и Факультативного проткола к нему создали предпосылки для осуществления права на жизнь и отмены смертной казни во всех случаях. Этими предпосылками воспользовались государства Европы, принявшие в 1950 году Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и два протокола (N 6 и 13) к ней, что позволило Европе стать континентом, на котором отсутствует смертная казнь. Однако смертная казнь до сих пор применяется во многих странах, в частности в мусульманских, ограничивая наиважнейшее право человека - право на жизнь.
Важным правом человека, относящимся к личным правам и содержащимся в Пакте о гражданских и политических правах 1966 года, является право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 9). Это право, которое человек получает с момента рождения, дает ему возможность совершать любые действия, не противоречащие закону. В юридической науке, как известно, выделяют несколько определений понятия "свобода":
- в узком смысле - физическая свобода, которая может быть ограничена задержаниями и арестами;
- в более широком смысле - индивидуальная свобода, в которой выражается вся система гражданских прав;
- в самом широком смысле - свобода, которая воплощается во всей системе прав человека (в таком смысле термин "свобода" употребляется в первом абзаце Всемирной декларации прав человека).
Анализируя ст. 9 Пакта о гражданских и политических правах, можно утверждать, что термин "свобода" в Пакте употребляется в более широком смысле. Так, в частности, в п. 1 ст. 9 предусмотрено, что "никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом".
Далее Пакт предусматривает, что "каждому арестованному сообщаются при аресте причины его ареста и в срочном порядке сообщается любое предъявляемое ему обвинение" (п. 2 ст. 9). Каждому лишенному свободы человеку по причине его ареста или задержания принадлежит право на разбирательство его дела в суде. Суд обязан безотлагательно вынести постановление относительно законности задержания человека и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно (п. 4 ст. 9).
Право на личную неприкосновенность предполагает недопустимость вмешательства извне в область индивидуальной жизнедеятельности личности и включает в себя физическую (жизнь, здоровье человека) неприкосновенность и психическую неприкосновенность (моральную, духовную - честь, достоинство личности). В личной безопасности, как отмечает Ф.М. Рудинский, можно выделить три вида неприкосновенности: физическую (жизнь, здоровье, телесная целостность); нравственную (честь, достоинство) и духовную (возможность на основе свободы волеизъявления располагать своими поступками, не подвергаться незаконному принуждению).
Право на свободу и личную неприкосновенность обеспечивается государственными институтами, а уровень его реализации, защиты и гарантированности нормами права служит необходимой предпосылкой становления и формирования правового государства и является своеобразным показателем уровня демократизации правового режима в государстве. Эти права человека гарантируются прежде всего конституциями демократических государств. Так, Конституция РФ обеспечивает и гарантирует право на свободу и личную неприкосновенность применительно к отношениям, регулируемым уголовным законодательством. Часть 2 ст. 22 Конституции РФ устанавливает, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей возможны только по судебному решению и при определенных условиях. Например, арест лица, т.е. содержание осужденного в условиях строгой изоляции от общества, устанавливается на срок от одного до шести месяцев (ст. 54 УК РФ). Содержание под стражей - пребывание лица, задержанного по подозрению в совершении преступления или обвиняемого до судебного решения, в соответствии с Конституцией РФ не может длиться свыше 48 часов (ч. 2 ст. 22). При этом согласно ч. 2 ст. 94 УПК РФ по истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания в порядке, установленном п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ. Суд в случае признания задержания законным по ходатайству сторон для получения дополнительных доказательств может продлить срок задержания, но не более чем на 72 часа.
К личным правам, содержащимся в Пакте, относится также право на неприкосновенность частной и семейной жизни (ст. 17). Это право, являющееся одним из аспектов индивидуальной свободы, означает предоставление человеку возможности контролировать информацию о себе, своей семье, жилище и препятствовать разглашению сведений личного характера и покушению на его честь и репутацию.
В связи с осуществлением этого права возникает необходимость уточнения наименования и определения сущности права человека на неприкосновенность частной жизни. В Пакте о гражданских и политических правах (ст. 17), а также в других международно-правовых документах (ст. 12 Всеобщей декларации прав человека; ч. 1 ст. 8 Европейской конвенции по правам человека 1950 года; ч. 1 ст. 11 Американской конвенции по правам человека 1969 года) употребляется выражение "right to respect for his private life", что в переводе означает "уважение права на частную жизнь", а не права на "личную жизнь", как это указывается во многих работах российских авторов и переводах документов в области прав человека. В кажущемся сходстве понятий "частная жизнь" и "личная жизнь" они не тождественны. "Личная жизнь" - это жизнь данной конкретной личности (в одиночку или в семье). "Частная жизнь" - более широкое понятие и отражает образ жизни личности. Понятие "частная жизнь" можно определить как физическую и духовную сферу, которая контролируется самим индивидом, т.е. сферу, свободную от внешнего воздействия. Человеку необходимо пространство частной жизни, являющееся важным требованием эффективности социальной структуры. Право на неприкосновенность частной жизни призвано создавать это пространство, обеспечить человеку личную автономию, личную независимость, подобно тому, как право собственности обеспечивает ему имущественную независимость.
К сторонам частной жизни наука социология относит:
1) внутреннюю, духовную жизнь человека, мир его мыслей и чувств. В этом мире человек свободен думать так или иначе, верить или не верить во что-то, испытывать те или иные чувства, принимать те или иные решения;
2) сферу непосредственного межличностного общения, определяемую человеком по собственному усмотрению;
3) домашнее хозяйство, домостроительство, домоводство, а также все то, что связано с досугом, в том числе интимные отношения;
4) имущественные отношения, связанные с распоряжением своим имуществом, т.е. своей собственностью.
Между личной, частной, семейной и общественной жизнью существует тесная связь. Они взаимно дополняют и обогащают друг друга, особенно если протекают в соответствии с историческими, национальными традициями общества, его социально-правовыми нормами. В этой связи абсолютизация какого-либо из вышеперечисленных аспектов жизни едва ли правомерна. Степень их взаимосвязи и взаимодополнения зависит от самих индивидов, от степени их социализации. Как отмечалось в решении Европейского суда по правам человека по делу Rees v. United Kingdom, "претензии на уважение частной жизни автоматически сокращаются в том же объеме, в каком индивид сам приводит свою личную жизнь в контакт с общественной жизнью или в близкую связь с другими охраняемыми обществом интересами". Такими интересами могут быть общественная мораль, здоровье людей и т.п. Если стоит вопрос о том, нужно ли лечиться от какой-либо болезни, - личное дело каждого человека, то принудительное медицинское лечение в случае обнаружения исключительно опасной заразной болезни необходимо для защиты прав и свобод других людей. Это свидетельствует о том, что частная жизнь имеет определенные границы, выход за пределы которых создает проблему прав и свобод для других людей. Вмешательство публичной власти в таких случаях не является нарушением права на частную жизнь. Однако это вмешательство, как отмечалось выше, должно быть ограничено законом.
Право индивида на неприкосновенность частной жизни в большей степени, чем другие права, находится под большой угрозой его нарушения, поскольку стремлению человека к приватности противостоит социальный контроль государства, направленный на обеспечение выполнения санкционированных норм поведения и (или) защиту своих граждан. С усложнением жизни этот контроль становится более изощренным, берущим на вооружение огромный арсенал научно-технических достижений в области электроники, компьютерных информационных систем, а также средств психологического проникновения во внутренний мир человека.
В этой связи государство во избежание нарушений права гражданина на частную жизнь обязано принять законы, регулирующие (устанавливающие пределы или запрещающие) несанкционированное психологическое проникновение или воздействие на психику человека, манипуляцию сознанием большого количества людей, результатом чего могут быть нанесение вреда здоровью человека, блокирование свободы его волеизъявления и манипуляция общественным сознанием. Найти адекватный баланс между правами гражданина на его частную жизнь и выполнением норм поведения в данном обществе и защитой прав всех граждан является одной из важнейших проблем национального законодательства в области прав человека.
Право человека на неприкосновенность частной жизни не является абсолютным и может быть ограниченным. Человек живет в обществе и действует в рамках определенного коллектива людей. Личности, живущие в обществе, должны мириться с некоторыми ограничениями своих прав, поскольку защита данного права одной личности может затрагивать права других лиц. Вместе с тем в соответствии со ст. 29 Всеобщей декларации прав человека "при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе". Понятно, что принятие решения об ограничении права на частную жизнь и пределах такого ограничения, как, впрочем, и других прав человека, является исключительной прерогативой государства.
Проиллюстрируем защиту права на частную жизнь примером из практики Европейского суда по правам человека. Существо дела сводилось к следующему. При обыске дома г-на А.Д.Т. полицией были обнаружены видеозаписи действий сексуального характера, совершаемых А.Д.Т. и другими взрослыми мужчинами друг с другом. А.Д.Т. был обвинен в совершении недостойных действий и осужден. В своей жалобе в ЕСПЧ заявитель жаловался на дискриминацию, а также на нарушение права на неприкосновенность личной (частной) жизни и утверждал, что был осужден неправомерно, поскольку видеозаписи не содержали сцен насилия и жестокого обращения.
Суд, рассмотрев все обстоятельства дела, пришел к выводу о нарушении ст. 8 Европейской конвенции по правам человека (право на уважение частной и семейной жизни), поскольку заявитель был осужден за действия, соответствующие части его личной (частной) жизни.
Право на свободное передвижение и свобода выбора местожительства. Согласно п. 1 ст. 12 Пакта о гражданских и политических правах "каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора местожительства.
Право на свободное передвижение и выбор места жительства признается во всем. Конституция РФ (ч. 1 ст. 27) также признает право каждого, кто находится на территории России, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Субъектом права на свободу передвижения является любой человек, законно находящийся на территории России (россиянин, иностранец, апатрид, бипатрид и др.). Предмет свободы передвижения заключается в возможности находиться в любом месте, посещать его или выбирать в качестве места жительства. В этой конституционной норме использованы два близких по существу термина - "место жительства" и "место пребывания", которые различаются по своим юридическим последствиям. Так, место жительства - это жилой дом, квартира, общежитие, гостиница, дом-интернат, а также любое иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных российским законодательством. Место пребывания - это гостиница, санаторий, дом отдыха, туристская база, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане, изменившие место жительства, должны в срок не позднее семи дней прибытия на новое место жительства подать в органы регистрационного учета необходимые документы для оформления регистрации. Такая процедура постановки на регистрационный учет по месту жительства носит уведомительный характер.
Свобода передвижения в Российской Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ может быть ограничена, если эти ограничения, во-первых, основываются на федеральном законе и, во-вторых, необходимы в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Право на свободу мысли, совести и религии. Согласно ст. 18 Пакта о гражданских и политических правах "каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии". Свобода мысли - это естественное состояние человека, связанное с определением человеком своего отношения к окружающему его миру, со свободным формированием собственных убеждений относительно всего происходящего; это основа духовной жизни человека, возможность осуществлять работу собственного сознания и подсознания без внешнего контроля и воздействия со стороны государства, общества и отдельных лиц. В гражданском обществе, основанном на свободе идеологий, никто не может навязывать человеку какие-либо мысли и желания помимо его воли.
Субъективное отношение человека к внешнему миру - это неотъемлемая часть его образа жизни, своеобразие и неповторимость данной личности. Свобода мысли - это процесс внутренней психологической, социально-культурной, политической, этической и других характеристик человека. Свобода мысли, отражающей познание человеком окружающего мира и самого себя в этом мире, не может быть ограничена никакими законными способами.
Свобода мысли и слова, являющаяся одним из важнейших конституционных прав, закреплена в ч. 3 ст. 29 Конституции РФ следующим образом: "Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них".
Можно ли гарантировать свободу мысли как результат, продукт мышления человека и каким образом? Прежде всего свобода мысли гарантируется наличием демократического режима в государстве, исключающего прямое или косвенное воздействие на сознание и подсознание человека. Свобода мысли может гарантироваться также правовой регламентацией использования технических средств (например, детектора лжи) или иных средств (например, гипноза), способных проникнуть в мыслительные процессы человека и воздействовать на них.
Правового регулирования, по нашему мнению, требуют также воздействия на мыслительные процессы человека астрологии, действия ведунов, колдунов, предсказателей разных мастей. При таком воздействии возникает так называемая мотивационная свобода мысли. Такая свобода мысли является свободой мысли низшего ранга в отличие от протестной свободы, которая является свободой мысли высшего ранга.
Что касается свободы совести, она представляет собой свободу выбора человеком между религиозными ценностями, созданными различными конфессиями, а также свободу выбора между религиозными и нерелигиозными духовными ценностями. Социологи определяют понятие "свобода совести" как право индивида на независимость его духовной жизни, возможность определять свои взгляды. В истории общественной мысли оно обозначает свободу вероисповедания. Источником свободы совести, как полагает Л.Л. Беломестных, "служит сама человеческая природа, наделенная разумом, волей и чувствами, которые позволяют человеку формировать свое внутреннее отношение к информации, поступающей из внешнего мира". Это определение, по нашему мнению, скорее относится к источнику самой социально-философской категории "совесть" как саморегулятора нравственного сознания и поведения индивида. Свободу совести нельзя предоставить, ограничить или упразднить.
Конституция РФ (ст. 28) гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. За незаконное воспрепятствование деятельности религиозных обрядов предусмотрена уголовная ответственность (ст. 148 УК РФ).
Свобода религии означает, что гражданин по собственной воле и без какого-либо принуждения со стороны государства может решать свои религиозные вопросы. Свободу религии можно определить, во-первых, как право индивида на невмешательство со стороны государства в виде издания государственных предписаний в отношении религиозных убеждений и их распространения. Во-вторых, в свободе религии заключается право отдельного лица самостоятельно или в рамках религиозной общины совершать религиозные действия без государственного ограничения. Никто не может быть понуждаем ни к положительному признанию веры, ни к отказу от нее. Право на свободу религии закреплено в ст. 28 Конституции РФ. Это право несет прежде всего защитную, охранительную функцию, направленную против злоупотреблений государства. Ни один человек не может быть принужден к занятиям религиозной деятельностью и к участию в какой-либо религиозной или мировоззренческой общине.
В Федеральном законе от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" сформированы принципы отделения религиозных объединений от государства и взаимного невмешательства в дела. Эти принципы сводятся к следующему:
1. Невмешательство государства в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.
2. Невозложение государством на религиозные объединения выполнения функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления.
3. Невмешательство государства в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит Федеральному закону "О свободе совести и религиозных объединениях".
4. Обеспечение государством светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
5. Регулирование государством налоговых и иных льгот, оказание финансовой, материальной и иной помощи религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями.
Как было отмечено выше, право на свободу религии не может быть ограничено. В соответствии с ч. 2 ст. 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод ограничению подлежит только право исповедовать религию или выражать свое мировоззрение, но не право на свободу вероисповедания в общем смысле и право на смену религии или мировоззрения.
Определенный интерес представляет практика Европейского суда по правам человека по рассмотрению жалоб на нарушение государством ст. 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод "Свобода мысли, совести и религии".
Заявители были избраны в парламент Республики Сан-Марино 30 мая 1993 года. При вступлении в должность они принесли присягу, опустив содержащуюся в ней ссылку на Евангелие. Предварительно они просили о таком разрешении главу правительства. Однако впоследствии им было предъявлено требование о принесении присяги в полной форме либо о сложении полномочий. Заявители принесли присягу повторно на Евангелии. У Заявителей не было возможности обжаловать решение парламента, поскольку они не могут рассматривать и аннулировать такие решения.
В своей жалобе в Европейский суд по правам человека Заявители указали на нарушение свободы совести. Рассмотрев эту жалобу, Суд пришел к выводу о нарушении ст. 9 Европейской конвенции о правах человека. Формулировка присяги обязывала Заявителей произносить клятву в преданности конкретной религии под угрозой отстранения их от должности. Указанное ограничение не было необходимо в демократическом обществе и составило нарушение одного из основных прав Заявителей.
В деле Агга (Agga) против Греции Европейским судом по правам человека также было установлено нарушение ст. 9 Европейской конвенции о правах человека (свобода мысли, совести и религии). Существо дела заключалось в следующем. В 1990 году после смерти муфтия Ксантии двое членов парламента обратились к властям с просьбой организовать выборы муфтия. Не получив ответа, они самостоятельно организовали такие выборы, и 17 августа 1990 года муфтием был избран Заявитель. 24 декабря 1990 года был принят законодательный акт, изменивший процедуру выбора муфтиев. 20 августа 1991 года был назначен новый муфтий Ксантии, однако Заявитель отказался сложить свои полномочия. В 1994 году было начато уголовное преследование Заявителя, и он был признан виновным в том, что в качестве муфтия делал заявления религиозного характера. Кассационный суд Греции отклонил жалобы Заявителя. Заявитель соответственно подал жалобу в Европейский суд по правам человека.
Рассмотрев все обстоятельства дела, суд постановил, что в данном случае имело место нарушение ст. 9 Европейской конвенции о правах человека. Заявитель не осуществлял и не пытался осуществлять административные и судебные функции, которыми, согласно национальному законодательству, обладает муфтий. Наказание человека, представляющегося лидером религиозной группы, которая признает его таковым и готова за ним следовать, несовместимо с требованиями религиозного плюрализма в демократическом обществе.
К личным правам человека, предусмотренным в Пакте о гражданских и политических правах, относится право пользоваться родным языком. Согласно ст. 27 Пакта "в тех странах, где существуют языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться родным языком".
Язык как средство межличностного общения играет особую роль. Язык - это важнейший элемент культуры, основная форма проявления национального и личностного сознания. Каждый человек с младенчества овладевает языком общения той среды, где родился, и этот процесс является необходимым условием его выживания и адаптации в мире.
Право на свободное пользование родным языком, т.е. языком нации, языком предков, который связывает его с народом, очень важен для развития национального самосознания личности, сохранения самобытной культуры этнической общности. Право же на сохранение и развитие национальных особенностей входит в состав основных, неотъемлемых прав народа и личности. Как отмечает Е.А. Лукашева, в условиях федеративных государств и сложного этнического состава населения закрепление права национальных меньшинств и малочисленных народов на пользование родным языком трудно переоценить.
Конституция РФ (ст. 68) провозглашает государственным языком в России русский язык. На этом языке осуществляется работа федеральных органов государственной власти, радио и телевидения, издаются официальные печатные издания, ведется делопроизводство, реализуется внешнеэкономическая деятельность.
Но это вовсе не означает дискриминацию других языков, используемых в России. Как правило, государственными языками республики - субъекта Российской Федерации признаются русский язык и язык титульной нации, дающей название той или иной республике. При этом нужно отметить, что знание государственных языков в республиках не должно выступать в качестве дискриминационной меры при реализации прав и свобод человека и гражданина. Если гражданин не владеет русским языком, ему должен быть предоставлен переводчик для общения с государственным органом или должностными лицами.
В связи с правом пользования родным языком следует указать на норму российского законодательства о языке судопроизводства. Возможность пользоваться услугами переводчика в процессуальных действиях, а также право выступать и давать объяснения в суде на родном языке гарантируется лицам, участвующим в деле и не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство и производство по делам в правоохранительных органах.
Эти положения закреплены в ст. 10 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и конкретизированы в процессуальном законодательстве Российской Федерации.
Рассмотрев некоторые наиболее важные личные (гражданские) права и свободы человека, можно определить их специфические особенности, которые заключаются в следующем:
- эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;
- эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;
- это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности и других естественных прав, связанных с его индивидуальной, частной жизнью.
Чтобы рассмотренные права человека превратились в реальную ценность, они должны быть гарантированы и надлежащим образом защищены. В этой связи в определение общего понятия "права и свободы человека" должно включаться указание на необходимость их защиты. Доводом в пользу такого включения выступает тот факт, что защита прав человека основывается на праве человека на правовую защиту.
Выше были рассмотрены личные гражданские права и свободы, которые по своей природе, как было отмечено, неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку. Приступая к рассмотрению отдельных политических прав и свобод, сформированных в Пакте о гражданских и политических правах, следует отметить, что в отличие от личных прав и свобод политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Это различие отражено, в частности, в Конституции РФ, которая адресует личные права каждому, политические - только гражданам. При этом следует учитывать, что связь политических прав и свобод с гражданством не означает, что они носят вторичный характер, производны от воли государства. Политические права и свободы выступают как естественные права каждого гражданина демократического государства.
Рассмотрим наиболее важные из этих прав и свобод.
Политические права, предусмотренные в Пакте о гражданских и политических правах, сводятся не только, как указывает В.А. Карташкин, к правам, перечисленным в ст. 25 Пакта. Права, указанные в этой статье, а именно: право "принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей"; право "голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей"; право "допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе", являются, безусловно, очень важными с точки зрения участия граждан в управлении своим государством. К такого рода правам можно, по нашему мнению, отнести также и права, сформулированные в ст. 21 Пакта (право на мирные собрания), в ст. 22 (право на свободу ассоциаций).
Рассмотрим наиболее важные из этих прав.
Право на участие в ведении государственных дел. Это право, являющееся юридическим выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей учредительной власти, обеспечивает включение граждан в сферу политики. В ст. 21 Всеобщей декларации прав человека и в ст. 25 (а) Международного пакта о гражданских и политических правах содержится положение о том, что каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений должен иметь право и возможность принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей.
Это право основано на том, что субъектом публичной власти, как государственной, так и негосударственной, выступает народ как совокупность всего населения того или иного государства. В свою очередь объектом суверенной власти народа являются все общественные отношения, которые представляют интерес в масштабе всего государства. Суверенитету власти народа свойственно верховенство, т.е. народ является единственным носителем публичной власти и выразителем верховной власти во всех ее формах и проявлениях.
Право граждан на участие в управлении делами государства реализуется в конкретных формах, через отдельные конституционные права. Конституция РФ, в частности, содержит следующие виды осуществления этого права:
- право участвовать в референдуме, т.е. участвовать во всенародном голосовании по вопросам государственного значения (ч. 2 ст. 32);
- право на равный доступ к государственной службе, т.е. право граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации (ч. 4 ст. 32);
- право участвовать в отправлении правосудия, что означает право граждан занимать должность судьи, быть народным или присяжным заседателем (ч. 5 ст. 32);
- право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 32). Предусмотренное в Конституции право участия в выборах - это полномочие гражданина участвовать в формировании политических органов государственной власти или местного самоуправления. Из органов государственной власти Российской Федерации на всеобщих выборах избираются Президент страны и Государственная Дума Федерального Собрания.
Право на мирные собрания. Это право гарантируется ст. 21 Пакта о гражданских и политических правах, которая гласит: "Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц". Для того чтобы реализовать право на свободу того или иного собрания, оно должно быть прежде всего мирным. Если собрание проводится с элементами насилия, оно может быть прекращено. Прекращение собрания должно осуществляться строго в соответствии с изложенными в ст. 21 Пакта ограничениями. Эти ограничения допускаются только в том случае, если они соответствуют закону, который должен в свою очередь соответствовать международным стандартам. Это означает, что никакое должностное лицо государства не может произвольно вмешаться и прекратить мирное собрание. Для этого должностное лицо, очевидно, должно иметь необходимое разрешение, предусмотренное законом. Любые ограничения права проведения мирного собрания не могут выходить за пределы необходимости защиты указанных в ст. 21 общественных интересов. При этом следует также исходить из того, что государство не только не может вмешиваться в осуществление права на мирные собрания, но должно защищать это право.
Право на мирные собрания - одно из самых всеобъемлющих политических прав граждан, затрагивающих основные аспекты политической жизни граждан. Его цель состоит в том, чтобы обеспечить возможность участия каждого в политической и общественной жизни, в обсуждении проблем, представляющих общие интересы, и в выражении поддержки власти или протеста против нее.
Европейская конвенция по правам человека также предусматривает право человека на свободу мирных собраний и ассоциаций (ст. 11). Европейский суд по правам человека в последнее время довольно часто рассматривает дела, связанные с нарушением этой статьи Конвенции. В частности, в 2002 году Судом была рассмотрена жалоба заявительницы, представлявшей группу иностранцев, которые объединились для привлечения внимания к испытываемым ими трудностям. Эта группа 28 июня 1996 года захватила церковь Святого Бернара и спустя два месяца с помощью полиции она была выдворена из церкви. Заявительнице было предписано покинуть территорию Франции в течение месяца. Не выполнив указанное требование, она предстала перед уголовным судом Парижа и была осуждена. Обжалование в апелляционный суд и суд кассации был безуспешным. Заявительнице был запрещен въезд на территорию Франции в течение трех лет.
В своей жалобе в ЕСПЧ заявительница утверждала, что было нарушено ее право, гарантируемое ст. 11 ЕСПЧ (свобода собраний и ассоциаций), и она была лишена возможности проводить мирные собрания с другими иностранцами.
Суд, рассмотрев обстоятельства дела, постановил, что в данном случае не было нарушений ст. 11 Европейской конвенции о правах человека. Форма собрания, в котором принимала участие заявительница, противоречила закону и интересам общественного порядка. Вмешательство властей в данном случае было оправданно и преследовало законные цели.
Право на свободу ассоциаций гарантируется ст. 22 Пакта о гражданских и политических правах. На осуществление этого права не могут быть наложены никакие ограничения, кроме тех, которые установлены законом в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты здоровья и нравственности общества или защиты прав и свобод других. Когда речь идет о лицах, входящих в состав вооруженных сил и полиции, их право на свободу ассоциаций может быть ограничено (п. 2 ст. 22).
Право на свободу ассоциаций тесно связано с правом на свободу собраний, признанным в ст. 21 Пакта. При реализации этих прав допускаются одинаковые категории ограничений (государственная и общественная безопасность, общественный порядок, охрана здоровья и нравственности населения, защита прав и свобод других лиц). В ст. 22 Пакта предусмотрены процедурные гарантии, аналогичные гарантиям, требуемым в ст. 21, в частности, в отношении того, что любые ограничения должны предписываться законом и должны быть обусловлены необходимостью защиты государственных или общественных интересов в демократическом обществе.
Соблюдение права на свободу ассоциаций имеет большое значение, поскольку возможность создавать и вступать, например, в политические организации является одним из важнейших средств, с помощью которого граждане могут участвовать в демократическом процессе. Потребность объединяться - в самой природе человека как существа общественного, социального, не могущего существовать в одиночестве. Эта потребность людей на ассоциацию с другими постоянно растет, что выражается в создании все большего числа объединений и в их разнообразии. В частности, наблюдается рост числа политических партий, общественных объединений по охране окружающей среды, фермерских ассоциаций, ассоциаций по защите прав и свобод человека, различных общественных фондов и благотворительных организаций.
В Российской Федерации в соответствии со ст. 30 Конституции право на объединение "имеет каждый". Это означает, что этим правом обладают как российские граждане, так и лица без гражданства. Исключением являются политические партии, право на создание и участие в которых имеют только граждане Российской Федерации. Принятие или вступление в общественную организацию осуществляется на добровольных началах в соответствии с условиями, записанными в Уставе.
Для практической реализации прав граждан вообще и права на свободу ассоциации в частности требуются гарантии. Наличие гарантий предполагает наличие обязанностей государства перед гражданами.
По сферам действия гарантии делятся на международно-правовые и внутригосударственные. Внутригосударственные гарантии закрепляются в конституциях и иных правовых актах государства, обеспечиваются соответствующими материальными и организационными ресурсами.
В Конституции РФ, обладающей наивысшей юридической силой, закреплены основные гарантии, определяющие смысл, содержание и применение законов, деятельность всех трех ветвей власти, круг ведения Федерации и ее субъектов, а также органов самоуправления. Контроль за соблюдением основных гарантий принадлежит Конституционному Суду РФ.
Международно-правовые гарантии закрепляются в таких международно-правовых документах, как Всеобщая декларации прав человека 1948 года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года. Конституция РФ (ст. 46) предусматривает право каждого гражданина обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека после того, как все имеющиеся внутригосударственные средства защиты права на свободу ассоциаций будут исчерпаны. Жалоба подается в Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 28). Комитет принимает и рассматривает жалобу и дает соответствующие рекомендации государству-участнику, нарушившему указанное право.
Другой формой международной защиты свободы собраний и ассоциаций выступает Европейский суд по правам человека, учрежденный в 1959 году. С точки зрения реализации положений ст. 46 Конституции РФ в отношении возможности обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека наибольший интерес, в связи со вступлением России в Совет Европы, представляет Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года. В ст. ст. 2 - 13 Конвенции содержатся права и свободы, подлежащие международной защите. Право на мирные собрания и ассоциации содержится в ст. 11 Конвенции.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод предусматривает два типа процедур контроля за исполнением ее положений: рассмотрение докладов и рассмотрение индивидуальных жалоб. Причем рассмотрение индивидуальных жалоб проходит два основных этапа: определение приемлемости жалобы и решение вопроса по существу.
Основным контрольным органом, созданным Европейской конвенцией, является Европейский суд по правам человека. Индивидуальная жалоба признается приемлемой при соблюдении следующих условий:
- государство, на которое подана жалоба, должно быть участником Европейской конвенции и соответствующих протоколов к ней;
- жалоба принимается к рассмотрению только после исчерпания всех внутригосударственных средств защиты и в течение шести месяцев после даты принятия последнего решения на национальном уровне;
- не принимаются анонимные жалобы или жалобы, которые уже рассматривались судом и не содержат новых обстоятельств.
В соответствии со ст. 2 (3) Пакта о гражданских и политических правах и ст. 13 Европейской конвенции о правах человека "каждое государство - участник Пакта должно обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве".
Иными словами, если физическое лицо считает себя пострадавшим от действий, которые нарушают ст. 2 Пакта и ст. 13 Европейской конвенции о правах человека, оно должно располагать средствами правовой защиты перед государственным органом, чтобы добиться как решения по своей жалобе, так и при необходимости возмещения ущерба.
Российская Федерация, приняв Закон от 27 апреля 1993 года "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", предоставила своим гражданам "эффективное средство правовой защиты". В соответствии со ст. 2 этого Закона действия государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде, если в результате этих действий:
1) нарушены права и свободы гражданина;
2) созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
3) незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность;
4) гражданин незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Конституционный Суд РФ в ряде постановлений указал на возможность обжалования в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов. Права, нарушенные судом, также могут быть обжалованы в суде. Иными словами, право на судебную защиту предполагает право на охрану прав и законных интересов граждан РФ не только от произвола законодательной и исполнительной власти, но и от ошибочных решений суда.
Источник публикации: https://espchhelp.ru/koon/stati/3889-mezhdunarodnyj-pakt-o-grazhdanskikh-i-politicheskikh-pravakh .