Каким образом можно проводить мониторинг постепенного осуществления экономических, социальных и культурных прав?
Хотя рассмотрение судами жалоб отдельных лиц на нарушения экономических, социальных и культурных прав имеет важное значение, важно также обеспечить, чтобы политика правительства в целом вела к достижению постепенной реализации этих прав. Это особенно важно для предупреждения отказа в осуществлении экономических, социальных и культурных прав. За последние годы были разработаны различные методологии для измерения того, достигается ли тем или иным государством прогресс в реализации экономических, социальных и культурных прав, и каким образом.
НПЗУ, межправительственные организации, эксперты и организации гражданского общества все больше изучают пути обеспечения мониторинга постепенной реализации экономических, социальных и культурных прав посредством использования статистических показателей и анализа как национального законодательства и политики, так и бюджетов. Ниже приводятся примеры способов мониторинга реализации экономических, социальных и культурных прав и усилий, предпринимаемых государством для соблюдения своих обязательств по отношению к этим правам:
выявления тенденций - в частности, измерение изменений в уровне грамотности и гендерного разрыва в полученном образовании с течением времени;
анализ правовых положений и политики - в частности, конституционных положений, национальных стратегий, законов и политики, направленных на осуществление права на питание (в том числе касающихся рационов питания, продовольственной безопасности, сельского хозяйства и т.п.), с тем чтобы определить, соответствуют ли они международному праву и выполняются ли они на практике;
анализ бюджетов - в частности, тенденций в бюджетных ассигнованиях (например, анализ тенденций в изменении бюджетных ассигнований на сектор здравоохранения как доли от валового национального продукта). Сокращение бюджетных ассигнований - в том случае, когда оно не является в полной мере обоснованным, - может свидетельствовать о непринятии мер, направленных на постепенную реализацию того или иного права.
При анализе осуществления экономических, социальных и культурных прав особенно важное значение имеет мониторинг бюджетов. Национальные бюджеты являются ключевыми политическими документами, отражающими приоритеты в политике государств, а также уровень государственных ресурсов. Поэтому их анализ важен для мониторинга усилий, направленных на постепенное осуществление прав, включая то, в какой степени наиболее эффективно используются имеющиеся ресурсы. Недостаточное финансирование программ, явные расхождения в использовании государственных средств в интересах тех или иных групп и регионов или существенное сокращение финансирования конкретных секторов могут указывать на отсутствие в государстве постепенного осуществления экономических, социальных и культурных прав.
Учитывая важное значение ресурсов в деле реализации экономических, социальных и культурных прав, мониторинг должен выявлять не только степень пользования тем или иным правом, но и то, какие усилия предпринимает правительство в связи с их осуществлением. В оценке усилий правительства может быть полезным измерение доли бюджета, затрачиваемой на реализацию экономических, социальных и культурных прав. Например, правительство располагающее ограниченными ресурсами, может прилагать больше усилий к соблюдению экономических, социальных и культурных прав, чем правительство богатой страны, даже если население последней, как представляется, пользуется такими правами в большей степени. Государство со скудными ресурсами может медленно прогрессировать в реализации права на здоровье, предпринимая при этом значительные усилия. Другое государство с богатыми ресурсами может выделять мало средств на нужды наиболее маргинализованных слоев общества и даже снижать свои усилия с течением времени. При сопоставлении оценок прилагаемых усилий бедная страна, пользующаяся скудными ресурсами, вполне может выигрывать по сравнению с богатой страной.
Вместе с тем следует отметить, что, хотя анализ бюджетных процессов может быть полезен для мониторинга усилий по реализации экономических, социальных и культурных прав, в этом плане существуют определенные ограничения и проблемы. Например, национальный бюджет необязательно дает полную картину имеющихся у государства финансовых ресурсов. В некоторых случаях эффективной стратегией по наполнению практическим содержанием принципа использования в максимальных пределах имеющихся ресурсов могут стать реформы для обеспечения более справедливого налогообложения. Равным образом, размер бюджетных ассигнований для различных секторов необязательно свидетельствует о расширении доступа к услугам и реализации прав. Зачастую суть вопроса заключается не в размерах затрат, а в том, каким образом расходуются средства.
«Способность страны добиться постепенной реализации экономических, социальных и культурных прав в немалой степени зависит от ее способности разработать надлежащий бюджет на основе рациональной политики и участия всех заинтересованных сторон, а также обеспечить его эффективное и действенное исполнение.» - Бернард Мудхо, независимый эксперт по вопросу о последствиях политики структурной перестройки и внешней задолженности для полного осуществления всех прав человека, в частности экономических, социальных и культурных прав.
Система показателей, разработанная УВКПЧ.
УВКПЧ разработало систему для использования количественных и качественных показателей для поощрения и мониторинга осуществления прав человека, включая экономические, социальные и культурные права. Главная идея заключается в том, чтобы определить на основе универсальных правозащитных стандартов контекстуально соответствующие и применимые на страновом уровне показатели.
Коротко говоря, в рамках этой системы права человека, сформулированные в основных международных договорах по правам человека и других международно-правовых документах, находят свое воплощение в ряде характерных атрибутов и в наборе структурных, процедурных и итоговых показателей. Применительно к тому или иному праву человека в определяемых показателях должна ставиться на первый план оценка мер, принятых государством для соблюдения своих обязательств - от выражения приверженности и принятия международных правозащитных стандартов (структурные показатели) и до его усилий в качестве первоочередного носителя обязанностей соблюдать обязательства, вытекающие из упомянутых стандартов (процедурные показатели), вплоть до воздействия этих усилий на носителей прав (итоговые показатели).
Например, применительно к праву на здоровье, закрепленному в статье 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и подробно истолкованном в Замечании общего порядка № 14 (2002 год) Комитета по экономическим, социальным и культурным права, УВКПЧ в консультации с группой экспертов выявило показатели для пяти атрибутов, а именно: репродуктивное здоровье, детская смертность и медицинская помощь, гигиена природной и производственной среды, профилактика, лечение заболеваний и борьба с ними, а также доступность медицинских учреждений и основных лекарств. Показатели, разработанные в отношении атрибута "репродуктивное здоровье", включают сроки и охват, определенные в национальной политике в области охраны материнского и репродуктивного здоровья (структурный показатель), долю родов, принятых квалифицированным медицинским персоналом (процедурный показатель) и коэффициент материнской смертности (итоговый показатель).
Источник публикации: https://espchhelp.ru/koon/stati/3928-kakim-obrazom-mozhno-provodit-monitoring-postepennogo-osushchestvleniya-ekonomicheskikh-sotsialnykh-i-kulturnykh-prav .