Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Международный пакт о гражданских и политических правах и Комитет ООН по правам человека.

Обновлено 26.10.2022 07:08

 

В Уставе Организации Объединенных Наций (1945 год) провозглашено, что одна из целей Организации Объединенных Наций заключается в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех. Этот призыв впервые получил конкретное выражение в связи с обнародованием Всеобщей декларации прав человека на состоявшейся в 1948 году Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций. Принятая после пережитых ужасов второй мировой войны Всеобщая декларация явилась первой попыткой всех государств согласовать в рамках единого документа всеобъемлющий перечень прав человеческой личности. Как вытекает из ее названия, она была задумана не в форме договора, а скорее в форме декларации исконных прав и основных свобод, несущей в себе нравственный потенциал универсального соглашения. Таким образом, ее цель была сформулирована "в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства". В широком смысле во Всеобщей декларации определены две общие категории прав и свобод: с одной стороны, гражданские и политические права, а с другой - экономические, социальные и культурные права.

На время принятия Всеобщей декларации уже существовало общее мнение о том, что права человека должны быть закреплены в юридической форме в рамках договора, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся быть связанными его положениями. Это дало толчок проведению обширных переговоров в рамках Комиссии по правам человека - политическом органе, который был учрежден в 1946 году и в состав которого вошли представители государств, ежегодно проводящие свои совещания в Женеве для обсуждения широкого круга проблем в области прав человека. В 1966 году Генеральной Ассамблеей были приняты Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Эти два Международных пакта по правам человека сформировали основу для целого ряда международных договоров, имеющих обязательную силу и охватывающих широкий спектр правозащитной проблематики. В этих договорах определены права человека и основные свободы и закреплены фундаментальные нормы, послужившие стимулом для разработки более 100 международных и региональных конвенций, деклараций, сводов правил и принципов в сфере прав человека.

Наряду с двумя вышеупомянутыми Пактами существует еще пять основополагающих договоров Организации Объединенных Наций по правам человека: Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 год); Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 год); Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 год); Конвенция о правах ребенка (1989 год); и Международная конвенция о защите прав всех трудящихсямигрантов и членов их семей (1990 год). Многие из этих договоров имеют факультативные протоколы, представляющие собой отдельные договоры, которые дополняют основной договор, положениями, касающимися вопросов существа и/или процедуры.

Все эти договоры, включая оба Пакта, имеют схожую структуру. В них изложен ряд материальных прав, которые закреплены в так называемой "нормативной" части договора, содержащей определения фундаментальных прав и основных свобод в области, охватываемой данным договором. Независимый надзорный орган или комитет, учреждаемый самим договором, занимается наблюдением за осуществлением договора государствами-участниками. В состав этих комитетов входят избираемые государствами-участниками независимые эксперты, беспристрастность, независимость и опыт которых в области прав человека дают им право заниматься оценкой прогресса, достигнутого государствами-участниками в области соблюдения норм, закрепленных в соответствующем договоре. Договорным органом, учрежденным с этой целью в рамках Международного пакта о гражданских и политических правах, является Комитет по правам человека.

В настоящей статье, во-первых, содержатся пояснения к Международному пакту о гражданских и политических правах и двум Факультативным протоколам к нему, тексты которых приводятся в приложениях. Во-вторых, в данной брошюре описана деятельность Комитета по правам человека. Комитет не следует путать с Комиссией по правам человека, которая, как отмечалось выше, является отдельным независимым органом. Комитет по правам человека не следует также расценивать как "глобальный" орган, который занимается всеми правами человека, закрепленными во всех договорах; ему скорее подошло бы название комитета по гражданским и политическим правам, поскольку в его функции входит наблюдение за осуществлением гражданских и политических прав, изложенных в Международном пакте о гражданских и политических правах.

Хотя текст Пакта был принят в 1966 году, потребовалось еще десять лет до того, как его Сторонами стали 35 государств, и лишь 23 марта 1976 года он вступил для этих государств в силу. По состоянию на июнь 2004 года еще 117 государств стали Сторонами Пакта, в результате чего в настоящее время участниками Пакта являются в общей сложности 152 государства. С обновленными перечнями государств-участников всех договоров можно ознакомиться в базе данных договорных органов Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (http://www.unhchr.ch/tbs/doc.nsf), а также в "Сборнике договоров Организации Объединенных Наций" по адресу: http://untreaty.un.org (только для абонентов).

Каким образом государство соглашается быть связанным условиями договора, в частности Пакта и Факультативных протоколов к нему?

Государство может стать участником договора двумя путями. Во-первых, оно может подписать договор, после чего, согласно нормам международного права, государство не может действовать вопреки предмету и целям договора. За подписанием следует ратификация. При депонировании ратификационной грамоты государство официально заявляет о своем намерении выполнять обязательства по договору. Кроме того, государство может присоединиться к договору. Присоединение, в рамках которого государство, не подписавшее договор, соглашается быть связанным его обязательствами, эквивалентно ратификации. Как правило, в соответствующем договоре предусматривается непродолжительный период времени после даты ратификации или присоединения до фактического принятия на себя государством обязательств по данному договору. В случае Пакта этот период составляет три месяца. С дополнительной информацией об этих процедурах можно ознакомиться в "Справочнике по договорам" Управления по правовым вопросам Организации Объединенных Наций, доступному по адресу: http://untreaty.un.org/ola-internet/Assistance/handbook_eng/hbframeset.htm.

Участники Пакта могут также стать сторонами одного или обоих Факультативных протоколов к нему. В первом Факультативном протоколе установлена система, в соответствии с которой Комитет по правам человека может получать и рассматривать жалобы отдельных лиц, которые утверждают, что их права человека были нарушены, в то время как вторым Факультативным протоколом отменяется смертная казнь в государствах-участниках. Первый Факультативный протокол также вступил в силу 23 марта 1976 года и в настоящее время его участниками являются 104 государства, а второй Факультативный протокол, насчитывающий 53 государства-участника, вступил в силу 11 июля 1991 года.

Комитет по правам человека выполняет жизненно важную функцию по контролю за осуществлением прав, закрепленных в Пакте, который является юридически обязывающим международным договором. В рамках выполнения своей задачи по рассмотрению докладов государств-участников, принятию замечаний общего порядка или изучению жалоб отдельных лиц или государств на предполагаемые нарушения Пакта Комитет является основным толкователем Международного пакта о гражданских и политических правах. При этом он стремится давать полное и широкое толкование смысла положений Пакта в соответствии с его характером инструмента, гарантирующего основные права и свободы. Члены Комитета занимаются не просто рассмотрением официального законодательства в той или иной стране или в отношении того или иного дела, а пытаются более глубоко разобраться в реальной ситуации в государствах, положение в которых он анализирует и готовит такие решения, обеспечивающие позитивные изменения. Реализация государством соображений Комитета является свидетельством добросовестного выполнения этим государством закрепленных в Пакте обязательств. За долгие годы работа Комитета способствовала осуществлению многочисленных изменений в законодательстве, политике и практике как на общенациональном уровне, так и в контексте индивидуальных дел. В силу этого выполнение Комитетом своих надзорных функций, возложенных на него в соответствии с Пактом, в прямом смысле позволило улучшить жизнь людей в разных частях мира. Именно в этом духе Комитет будет и далее продолжать свои усилия, с тем чтобы его работа имела практическое значение и оказывала влияние на все государства-участники, а также будет добиваться реализации всех гражданских и политических прав, гарантируемых Пактом, в полном объеме и без какой-либо дискриминации всеми людьми.

 

Источник публикации: https://espchhelp.ru/koon/stati/3930-mezhdunarodnyj-pakt-o-grazhdanskikh-i-politicheskikh-pravakh-i-komitet-oon-po-pravam-cheloveka .