Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Методы работы Рабочей группы по произвольным задержаниям.

Обновлено 03.11.2022 06:47

 

1. В методах работы учитываются особенности мандата, возложенного на Рабочую группу по произвольным задержаниям резолюциями Комиссии по правам человека 1991/42, 1992/28, 1993/36, 1994/32, 1995/59, 1996/28, и конкретные уточнения, содержащиеся в резолюции 1997/50, которые возлагают на Группу не только задачу по информированию Комиссии с помощью всестороннего доклада, но и "по расследованию случаев произвольного лишения свободы" (пункт 15).

I. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ГРУППЫ.

2. Рабочая группа по произвольным задержаниям была учреждена в соответствии с резолюцией Комиссии по правам человека 1991/42 . Первоначальный трехлетний срок полномочий Рабочей группы был продлен Комиссией в 1994 и 1997 годах каждый раз еще на три года.

3. В начале каждого возобновленного срока полномочий члены Рабочей группы избирают своего Председателя и заместителя Председателя на срок действия возобновленного мандата.

4. Рабочая группа проводит совещания не реже трех раз в год.

5. Когда рассматриваемый случай или производимые посещения касаются какой-либо страны, гражданином которой является один из членов Рабочей группы, или в других ситуациях, когда может возникнуть коллизия интересов, этот член Группы не участвует в поездке и в обсуждении данного случая.

6. В ходе обсуждений при рассмотрении конкретных случаев или ситуаций Рабочая группа принимает мнения, которые включаются в ее ежегодный доклад, представляемый Комиссии по правам человека на ее ежегодных сессиях. Мнения Рабочей группы принимаются консенсусом; при отсутствии консенсуса мнение большинства членов Группы принимается в качестве мнения Группы.

II. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МАНДАТА ГРУППЫ.

7. Мандат Группы заключается в расследовании случаев произвольного лишения свободы. В порядке выполнения возложенного на нее мандата Рабочая группа руководствуется соответствующими международными стандартами, закрепленными во Всеобщей декларации прав человека и в соответствующих международно-правовых документах, принятых соответствующими государствами, в частности в Международном пакте о гражданских и политических правах, а также, в соответствующих случаях, следующими стандартами:

а) Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме;

b) Минимальные стандартные правила обращения с заключенными;

с) Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы;

d) Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила");

а также любыми другими соответствующими стандартами.

8. В целом, при рассмотрении случаев произвольного лишения свободы по смыслу пункта 15 резолюции 1997/50 Рабочая группа использует в порядке выполнения своего мандата следующие три правовые категории:

а) случаи, когда явно невозможно сослаться на какую-либо правовую основу, оправдывающую лишение свободы (например, когда какое-либо лицо содержится под стражей после отбытия им своего срока или вопреки распространяющемуся на него закону об амнистии) (категория I);

b) случаи, когда лишение свободы обусловлено осуществлением прав или свобод, гарантированных статьями 7, 13, 14, 18, 19, 20 и 21 Всеобщей декларации прав человека, и в той мере, в которой это касается государств-участников, статьями 12, 18, 19, 21, 22, 25, 26 и 27 Международного пакта о гражданских и политических правах (категория II);

с) случаи, когда полное или частичное несоблюдение международных норм, касающихся права на справедливое судебное разбирательство и закрепленных во Всеобщей декларации прав человека и соответствующих международно-правовых документах, принятых соответствующими государствами, является столь серьезным, что это придает факту лишения свободы произвольный характер (категория III).

III. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СООБЩЕНИЙ ГРУППЕ И ИХ РАССМОТРЕНИЕ.

А. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СООБЩЕНИЙ РАБОЧЕЙ ГРУППЕ.

9. Сообщения направляются в письменном виде в секретариат с указанием фамилии, имени и адреса отправителя и (по желанию) номера его телефона, телекса и факса или любых других приемлемых средств связи.

10. По возможности, каждый случай должен быть оформлен в виде материалов с указанием фамилии, имени и любой другой информации, позволяющей установить личность задержанного лица, а также его юридический статус, в частности:

а) дата и место ареста или содержания или любой другой формы лишения свободы и личность тех, кто, по предположениям, произвел эти действия, а также любую другую информацию, проливающую свет на обстоятельства, в которых данное лицо было лишено свободы;

b) причины ареста и/или лишения свободы, указанные властями;

с) законодательство, применяемое в данном случае;

d) принятые меры, в том числе по расследованию или использованию внутренних средств правовой защиты в административных и судебных органах, в частности в целях проверки обоснованности лишения свободы и принятых шагов на международном или, в соответствующих случаях, региональном уровнях, их результаты или причины, по которым эти меры не дали результатов или не были приняты; и

е) краткое изложение причин, по которым лишение свободы считается произвольным.

11. В целях облегчения работы Группы признано желательным, чтобы сообщения представлялись с использованием типового вопросника, имеющегося в секретариате Рабочей группы.

12. Сообщения, адресуемые Рабочей группе, могут направляться заинтересованными лицами, членами их семей или их представителями. Такие сообщения могут также препровождаться правительствами и межправительственными и неправительственными организациями.

13. В соответствии с положениями пункта 4 резолюции 1993/36 Рабочая группа может по своей собственной инициативе рассматривать случаи, которые могут составлять предмет произвольного лишения свободы. В период между сессиями Рабочей группы Председатель или, в его отсутствие, заместитель Председателя, может принять решение о доведении того или иного случая до сведения правительства, однако после этого он должен передать этот вопрос на рассмотрение Группы на ее следующей сессии. Действуя по своей собственной инициативе, Рабочая группа принимает во внимание общую ситуацию, сложившуюся в данной стране, или ситуацию в конкретной области, доведенную до ее сведения Комиссией по правам человека.

14. Случаи вооруженного конфликта, охватываемые Женевскими конвенциями от 12 августа 1949 года и Дополнительными протоколами к ним, не входят в компетенцию Группы.

В. РАССМОТРЕНИЕ СООБЩЕНИЙ.

15. В интересах обеспечения совместного сотрудничества сообщения доводятся до сведения правительства, а его ответы – до сведения источника сообщения с просьбой высказать по нему свои замечания. Они передаются Председателем Группы или, в его отсутствие, заместителем Председателя. В случае правительства письмо направляется через постоянное представительство этой страны при Организации Объединенных Наций. В нем должна содержаться просьба к этому правительству представить Группе как можно более полную информацию после проведения им соответствующего расследования.

16. Однако, если правительство желает продлить указанный крайний срок, оно информирует Группу о причинах такой просьбы, с тем чтобы она могла предоставить ему дополнительное время продолжительностью максимум в два месяца, в течение которого оно должно прислать ответ. Однако даже в случае неполучения ответа в установленные сроки Рабочая группа может принять соответствующее мнение на основе всей информации, которая есть в ее распоряжении.

С. МЕРЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ ПО СООБЩЕНИЯМ.

17. С учетом собранной информации Рабочая группа может принять одну из следующих мер:

а) если лицо по какой бы то ни было причине было освобождено из-под стражи после передачи этого дела Рабочей группе, рассмотрение этого случая прекращается; однако Группа оставляет за собой право принять мнение с учетом обстоятельств каждого конкретного случая по поводу того, было ли лишение свободы произвольным, независимо от факта освобождения данного лица;

b) если Группа считает, что данный случай не является произвольным задержанием, она выносит соответствующее заключение;

с) если Группа считает, что ей нужны дополнительные сведения от правительства или от источника информации, она может отложить рассмотрение дела до получения такой информации;

d) если Группа считает, что она не может получить достаточную информацию для рассмотрения данного дела, она может временно приостановить его рассмотрение или закрыть его окончательно;

е) если Группа считает, что произвольный характер задержания установлен, она приносит соответствующее мнение и представляет рекомендации соответствующему правительству.

18. Мнения, принятые Группой, препровождаются соответствующему правительству. По истечении трех недель после их препровождения правительству они препровождаются источнику информации.

19. Мнения, принятые Группой, доводятся до сведения Комиссии по правам человека в ежегодном докладе Рабочей группы.

20. Рабочая группа принимает все необходимые меры, с тем чтобы правительства информировали ее о мерах, принятых во исполнение представленных рекомендаций, что позволяет ей информировать Комиссию о достигнутых результатах и о любых трудностях на пути осуществления этих рекомендаций, а также о любых случаях непринятия таких мер.

D. ПРОЦЕДУРА РАССМОТРЕНИЯ МНЕНИЙ.

21. В исключительных обстоятельствах Группа может, по просьбе соответствующего правительства или источника информации, пересмотреть свои мнения при соблюдении следующих условий:

а) если факты, на которых основывается такая просьба, являются для Группы полностью новыми и имеют такой характер, что, если бы они были известны заранее, Группа приняла бы иное мнение;

b) если факты не были известны стороне, обратившейся с просьбой, или к которым она не имела доступа;

с) если просьба поступает от правительства при условии соблюдения им установленных сроков на ответ, указанных в пунктах 15— 16, выше.

IV. ПРОЦЕДУРА СРОЧНЫХ МЕР.

22. Так называемые "срочные меры" можно принимать в следующих случаях:

а) когда существуют достаточно обоснованные утверждения о том, что данное лицо произвольно лишено свободы и что дальнейшее его лишение свободы создает серьезную угрозу для его здоровья или даже жизни;

b) когда существуют конкретные обстоятельства, которые оправдывают необходимость срочных мер, даже если такая угроза, как предполагается, отсутствует.

23. Такие призывы, которые носят исключительно гуманитарный характер, ни в коей мере не предвосхищают мнение Рабочей группы, которое она может принять, если ей впоследствии придется выяснять, являлось ли лишение свободы произвольным или нет, за исключением случаев, в которых Рабочая группа уже установила произвольный характер лишения свободы.

24. Председатель или, в его отсутствие, заместитель Председателя передает это сообщение наиболее быстрым способом министру иностранных дел соответствующей страны.

V. КООРДИНАЦИЯ РАБОТЫ С ДРУГИМИ МЕХАНИЗМАМИ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.

25. Во исполнение просьбы Комиссии об укреплении нормальной координации работы, которая уже существует между различными органами Организации Объединенных Наций, занимающимися вопросами прав человека [резолюция 1997/50, пункт 1 b)], Рабочая группа принимает следующие меры:

а) eсли Рабочая группа при рассмотрении утверждений о нарушениях прав человека полагает, что эти утверждения могут быть более эффективно рассмотрены другой тематической рабочей группой или специальным докладчиком, она передает их соответствующей группе или соответствующему докладчику, к сфере компетенции которых они относятся, для принятия соответствующих мер;

b) если Рабочая группа получает сообщения о нарушениях прав человека, которые относятся к ее компетенции, а также к компетенции какого-либо иного тематического механизма, она может рассмотреть возможность принятия нужных мер совместно с соответствующей рабочей группой или специальным докладчиком;

с) если сообщения, касающиеся какой-либо страны, по которой Комиссия назначила специального докладчика или предусмотрела какойлибо иной механизм в отношении этой страны, передаются Группе, она принимает решение на основе консультации с докладчиком или иным ответственным лицом о мерах, которые надлежит принять;

d) если сообщение, адресованное Группе, касается случая, который уже был передан на рассмотрение какого-либо иного органа, то в этом случае применяется следующий порядок:

i) если функция органа, на рассмотрение которого был передан данный вопрос, заключается в рассмотрении общего развития ситуации в области прав человека, относящихся к ее сфере компетенции (например, большинство специальных докладчиков, представителей Генерального секретаря, независимые эксперты), то Рабочая группа сохраняет за собой право рассматривать данный вопрос;

ii) однако если функция органа, на рассмотрение которого уже передан данный вопрос, заключается в рассмотрении индивидуальных дел (Комитет по правам человека и другие договорные органы), то Рабочая группа передает это дело другому органу, если речь идет об одном и том же лице и об одних и тех же фактах.

26. Кроме того, Группа не осуществляет поездки в те страны, по которым Комиссия уже назначила соответствующего докладчика или предусмотрела в отношении этой страны иной механизм, если только докладчик или ответственное лицо не попросят Группу осуществить такую поездку.

 

Источник публикации: https://espchhelp.ru/koon/stati/3993-metody-raboty-rabochej-gruppy-po-proizvolnym-zaderzhaniyam .