Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Итоги Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по борьбе с коррупцией (2 - 4 июня 2021 г.).

Обновлено 28.11.2022 07:19

 

Освещая разрушительные последствия коррупции для экономики, общества и отдельных лиц во всем мире - особенно во времена кризиса и кропотливого восстановления, Генеральная Ассамблея ООН (ГА ООН) в июне 2021 г. приняла широкую политическую декларацию с планами оказания помощи странам в борьбе со взяточничеством, отмыванием денег, злоупотреблением властью и иными, связанными с коррупцией преступлениями. Декларация под названием "Наша общая приверженность эффективному решению проблем и осуществлению мер по предупреждению коррупции и борьбе с ней и укреплению международного сотрудничества" была принята консенсусом на тридцать второй специальной сессии ГА ООН в составе ее 193 членов. В статье приводится краткая характеристика выступлений участников сессии ГА ООН и отдельных положений декларации.

Генеральная Ассамблея ООН (ГА ООН) в Резолюции 73/191 установила созвать специальную сессию по вызовам и мерам по предупреждению коррупции, борьбе с ней и укреплению международного сотрудничества. На тридцать второй специальной сессии, которая прошла 2 - 4 июня 2021 г., была принята "ориентированная на конкретные действия политическая декларация" под названием "Наша общая приверженность эффективному решению проблем и осуществлению мер в сфере предупреждения коррупции, борьбы с ней и укреплению международного сотрудничества" (далее - декларация).

Трехдневная специальная сессия включала проведение пленарных заседаний, с заявлениями на которых выступили представители государств - членов ООН, наблюдатели при ГА ООН, представители неправительственных организаций, имеющих консультативный статус при ЭКОСОС, представители неправительственных организаций, гражданского общества, академических учреждений и частного сектора.

Открывая специальную сессию, Председатель ГА ООН В. Бозкыр заявил, что коррупция подрывает доверие общественности, ослабляет верховенство права, сеет конфликты, дестабилизирует усилия по миростроительству, подрывает права человека, препятствует прогрессу в области гендерного равенства и препятствует усилиям по достижению целей Повестки дня на период до 2030 г. <1>.

<1> URL: https://www.un.org/press/en/2021/ga12329.doc.htm (дата обращения: 11.06.2021).

В своем выступлении на сессии декан и исполнительный секретарь Международной антикоррупционной академии (IACA) Т. Штельцер подчеркнул: "Международное сообщество осознает масштабы проблемы борьбы с коррупцией и огромные выгоды, которые могут быть достигнуты в достижении целей в области устойчивого развития путем ее решения. Самое главное, мы признаем, что эту проблему можно преодолеть только сообща".

Управляющий директор Базельского института управления Г. Феннер в выступлении отметила, что коррупция "стала еще более глобализированной - это очень устойчивая и адаптивная болезнь" <2>.

<2> URL: https://baselgovernance.org/blog/gretta-fenners-address-ungass-2021-plenary-session (дата обращения: 11.06.2021).

В заявлении министров стран "Большой семерки" на сессии также было отмечено, что коррупция - это насущная глобальная проблема, с которой сталкиваются все страны; ее последствия ощущаются на местном, национальном и глобальном уровнях: "Коррупция представляет серьезную угрозу для отдельных лиц и общества и часто способствует возникновению других форм преступности, включая организованную и экономическую преступность, отмывание денег. Эти угрозы были усилены COVID-19".

Комиссар по внутренним делам Европейской комиссии ЕС И. Йоханссон в своем видеообращении заявила, что коррупция процветает во времена кризиса и пандемия COVID-19 создала возможности для ее роста. Пандемия COVID-19 и ее беспрецедентное воздействие на большинство сфер общественной жизни делают борьбу с коррупцией все более актуальной и важной проблемой <3>. Принимая чрезвычайные меры во время пандемии, правительства неизбежно ослабляли гарантии, обеспечивая соблюдение требований, надзор и подотчетность за оперативностью реагирования и достижением быстрых результатов, что привело к созданию значительных возможностей для процветания коррупции. Выступающая отметила роль европейской прокуратуры, которой поручено бороться с преступлениями против бюджета ЕС, указала на то, что фонды ЕС, поддерживающие восстановление после пандемии, имеют встроенные механизмы предотвращения любого рода мошенничества, коррупции и конфликта интересов, а также на то, что конфискация преступных активов является центральным элементом опубликованной 12 апреля 2021 г. Стратегии ЕС по борьбе с организованной преступностью на 2021 - 2025 гг. <4>.

<3> См. также: Трунцевский Ю.В. Мировые усилия в борьбе с коррупцией в условиях COVID-19 // Международное публичное и частное право. 2021. N 3. С. 36 - 43.

<4> EU Strategies for Combating Organized Crime 2021 - 2025. URL: https://ec.europa.eu/info/law/better-regulation/have-your-say/initiatives/12735-Fighting-organised-crime-EU-strategy-for-2021-25_ru (дата обращения: 11.06.2021).

В заявлении Международной организации по развитию права (IDLO) на специальной сессии было подчеркнуто, что пандемия COVID-19 повысила актуальность использования цифровых технологий в предупреждении коррупции <5>. Цифровые технологии снижают коррупционные риски за счет уменьшения информационной асимметрии между государством и обществом и уменьшения возможностей для коррупции за счет автоматизации процессов, ограничения дискреционных полномочий должностных лиц, сокращения бюрократии и посредников <6>. IDLO также было подтверждено, что коррупция является одним из основных факторов, подрывающих Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. Коррупция, взяточничество, воровство и уклонение от уплаты налогов, а также другие незаконные финансовые потоки обходятся развивающимся странам в 1,26 трлн долл. США в год <7>, от 20 до 40% официальной помощи в целях развития ежегодно теряется из-за коррупции <8>. Коррупция также является ключевым препятствием для доступа к государственным услугам (включая здравоохранение, образование и правосудие), ограничивает участие в политической жизни и принятие решений, препятствует достижению рыночных выгод.

<5> URL: https://www.idlo.int/fr/news/policy-statements/idlo-statement-special-session-general-assembly-against-corruption-2021 (дата обращения: 11.06.2021).

<6> et. al. Increasing transparency and fighting corruption through ICT empowering people and communities - The Swedish Program for ICT in Developing Regions, 2020. URL: https://spidercenter.org/files/2017/01/Spider-ICT4D-series-6-ICT-for-anticorruption.pdf (дата обращения: 11.06.2021).

<7> URL: https://www.weforum.org/agenda/2019/12/corruption-global-problem-statistics-cost/ (дата обращения: 11.06.2021).

<8> UN. Corruption and the sustainable development goals // In: World Public Sector Report 2019: Sustainable Development Goal 16: Focus on Public Institutions. UN. New York, 2019. URL: https://doi.org/10.18356/9b4bda79-en (дата обращения: 11.06.2021).

Во вступительном слове посла Швейцарии Ш. Эстерманн на параллельном мероприятии по коллективным действиям (UNGASS 2021) на специальной сессии отметил решимость поддерживать компании, которые инвестируют в комплаенс и ведут честный бизнес. На позитивное влияние стимулирования надежного корпоративного комплаенса в частном секторе <9>, в целях эффективного предотвращения коррупции, также обратила внимание IDLO.

<9> См.: Трунцевский Ю.В., Раменская П.Ю. Корпоративный комплаенс как альтернатива законов, нормативов и правил // Международное публичное и частное право. 2013. N 2. С. 39 - 42; Карпович О.Г. Теория и современные практики комплаенса модели противодействия криминальным угрозам. М., 2016. 407 с.

Декларация, принятая на специальной сессии, по структуре состоит из введения (преамбулы) и разделов: Меры по предупреждению коррупции (п. 1 - 22), Криминализация и правоохранительная деятельность (п. 23 - 31), Международное сотрудничество (п. 32 - 40), Меры по возвращению активов (п. 41 - 52), Техническая помощь и обмен информацией (п. 53 - 59), Борьба с коррупцией как условие успешного осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. (п. 60 - 71), Продвижение перспективной антикоррупционной Повестки дня и системы мер (п. 72 - 86).

Главы государств и правительств, министры и представители государств - участников Конвенции ООН против коррупции 2003 г. (далее - Конвенция ООН) в преамбуле к декларации отметили, что ни одна страна не свободна от коррупции, выразили обеспокоенность серьезностью порождаемых коррупцией проблем и угроз для стабильности и безопасности общества, которые подрывают демократические институты и ценности, этические ценности и справедливость и наносят ущерб устойчивому развитию и правопорядку, признали, что во многих случаях коррупция носит транснациональный характер, и подтвердили необходимость активного международного сотрудничества и помощи в вопросах предупреждения, выявления и расследования коррупционных преступлений, а также изъятия и возвращения преступных активов в соответствии с Конвенцией ООН, которая является неотъемлемой частью международной антикоррупционной архитектуры и единственным юридически обязывающим универсальным документом по борьбе с коррупцией, согласованным на основе консенсуса.

Анализ положений декларации позволяет кратко указать на следующие международные инициативы.

В рамках мер по предупреждению коррупции подчеркивается обязанность государств совершенствовать их, активизировать усилия в просвещении и подготовке кадров в публичном и частном секторах (п. 1), борьба с коррупцией должна содержать образовательно-исследовательский компонент, а также компонент, специально ориентированный на молодежь (п. 2). Государства обязуются способствовать формированию культуры подотчетности, прозрачности, законности, неподкупности и справедливости в публичном секторе, в том числе путем применения антикоррупционных обязательств и мер, кодексов поведения и других этических норм ко всем публичным должностным лицам, включая руководителей и сотрудников правоохранительных органов, а также прокуроров, членов парламентов и судебных органов (п. 6); повышать действенность усилий в области предотвращения, выявления и урегулирования конфликта интересов (п. 7); повысить прозрачность и отчетность в управлении публичными финансами и в сфере государственных закупок, финансирования и заключения контрактов (п. 8); рекомендуют в соответствующих случаях включать в контракты антикоррупционные положения, в том числе при публичных закупках (п. 11); обязуются поощрять этичное поведение и усилия по борьбе с коррупцией и подкупом, побуждать частный сектор к коллективным действиям в этом направлении, в том числе в форме создания государственно-частных партнерств в области предупреждения коррупции (п. 13); содействовать активному участию в предупреждении коррупции отдельных лиц и групп за пределами публичного сектора, таких как гражданское общество, неправительственные, общественные организации и частный сектор (п. 21), и др.

В разделе "Криминализация и правоохранительная деятельность" декларации государствам предлагается не ограничиваться минимумом видов уголовно наказуемых деяний, содержащихся в Конвенции ООН, а принять дополнительные меры для предупреждения коррупции и борьбы с ней; предлагается рассмотреть, с учетом конституций и основополагающих принципов их правовых систем, вопрос о принятии мер для признания в качестве уголовно наказуемых деяний злоупотребления влиянием в корыстных целях, злоупотребления служебным положением и незаконного обогащения, т.е. значительного увеличения активов публичного должностного лица, превышающего его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать (п. 24); осуществлять меры, необходимые для установления ответственности юридических лиц в соответствии с положениями Конвенции ООН, также с целью более широкого внедрения добросовестной коммерческой практики в отношениях между коммерческими предприятиями и в договорных отношениях между ними и государством (п. 25); обеспечивать безопасность и благоприятные условия для тех, кто разоблачает коррупционные деяния и сообщает о них, и в соответствующих случаях для их родственников и близких; поддерживать и защищать любых лиц, добросовестно и на разумных основаниях выявляющих и обнаруживающих акты коррупции и связанные с нею преступления или сообщающих о них, от любого несправедливого обращения; ввести уголовную ответственность за воспрепятствование правосудию; эффективно защищать потерпевших, свидетелей и сотрудников органов юстиции и охраны порядка от возможной мести или запугивания, применения физической силы или угроз (п. 30).

В рамках международного сотрудничества отмечается, что ни одна страна не может эффективно бороться с коррупцией в одиночку, что предупреждение коррупции и борьба с ней, в том числе когда речь идет о сложных делах, например затрагивающих разные национальные юрисдикции и касающихся значительных активов, являются обязанностью всех государств (п. 32). Рекомендуется использовать и укреплять соответствующие координационные центры для содействия обмену информацией между государствами, в том числе новую Глобальную оперативную сеть антикоррупционных правоохранительных органов (п. 33, см. также в п. 78). Государства обязуются надлежащим образом рассматривать запросы о неуголовном производстве, включая гражданское и административное, не связанное с вынесением обвинительного приговора, а также запросы, касающиеся информации об активах неясного происхождения, имеющихся у публичных должностных лиц, когда это уместно и согласуется с внутренними правовыми системами и применимыми международными обязательствами (п. 40).

В отдельном разделе декларации рассматриваются меры по возвращению коррупционных активов (п. 41). Так, министр профсоюзов Индии Д. Сингх <10>, выступая на специальной сессии, призвал к тесному и согласованному международному сотрудничеству в деле возвращения лиц и их разыскиваемых активов, в соответствии с международными обязательствами и внутренними правовыми системами. Он привел пример Закона Индии о беглых экономических преступниках 2018 г., который наделяет государственные органы полномочиями на арест и конфискацию доходов от преступлений, имущества и активов экономического преступника, который покинул страну, для того чтобы избежать уголовного преследования, в отношении такого преступника ордер на арест может быть выдан любым судом Индии.

<10> URL: http://ddnews.gov.in/national/union-minister-dr-jitendra-singh-addresses-special-session-un-general-assembly-challenges (дата обращения: 11.06.2021).

Министры стран "Большой семерки" также отметили готовность обеспечить принятие решительных мер по предотвращению различных форм незаконного финансирования, для того чтобы защитить финансовые центры ЕС и лишить коррумпированных лиц убежища и неправомерно полученных ими доходов, в том числе путем обмена информацией, надлежащего использования санкций и визовых ограничений. Представителем США в ЭКОСОС Э. Миллардом в выступлении на сессии было отмечено, что Госдепартамент правительства США может отказывать в визах коррумпированным нынешним и бывшим иностранным чиновникам и их близким родственникам <11>.

<11> URL: https://usun.usmission.gov/author/usun-mission/ (дата обращения: 11.06.2021).

В рамках успешного осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. в декларации закреплено, что государства будут активно повышать эффективность антикоррупционного просвещения и содействовать антикоррупционным исследованиям, а также осуществлять образовательные программы на всех уровнях образования с целью пропаганды норм этического поведения, в том числе путем утверждения ценностей, принципов и мер, способствующих построению справедливого общества, свободного от коррупции, и формирования культуры уважения к закону и неподкупности (п. 66). Государства признают роль, которую могут играть технологии в содействии антикоррупционным мерам, в том числе в сфере публичных закупок и в части, касающейся декларирования публичными должностными лицами своих активов и конфликта интересов (п. 68); обязуются защищать от коррупции спорт путем расширения и дальнейшей координации усилий на всеохватной и беспристрастной основе в целях пропаганды идеалов честной спортивной борьбы и здорового образа жизни, утверждения принципов неподкупности и воспитания нетерпимого отношения к коррупции в юношеском и молодежном спорте в соответствии с требованиями внутренних правовых систем (п. 71).

Продвижение перспективной антикоррупционной Повестки дня и системы мер предусматривает обеспечение принятия соответствующих мер для предотвращения коррупции и борьбы с ней в период национальных кризисов и чрезвычайных ситуаций или на этапе восстановления после них, стараясь не допустить при этом снижения оперативности и качества соответствующих мер (п. 73).

Таким образом, взяв на себя обязательства активизировать усилия по поощрению и осуществлению глобальных антикоррупционных инициатив, а также продемонстрировать необходимую политическую волю, государства - члены ГА ООН в декларации также взяли на себя ряд обязательств в семи ключевых областях: предупреждение; криминализация и правоохранительная деятельность; международное сотрудничество; возвращение активов; техническая помощь; борьба с коррупцией как движущая сила устойчивого развития; продвижение перспективной Повестки дня в области борьбы с коррупцией. Среди прочего, государства обязались развивать культуру подотчетности, прозрачности, законности, честности и справедливости в государственном секторе, в том числе путем применения кодексов поведения и других этических стандартов для всех государственных должностных лиц. Они подчеркнули роль высших аудиторских учреждений и других надзорных органов, обязались содействовать прозрачности, выявлять конфликты интересов и управлять ими, а также устранять коренные причины, уязвимости и факторы риска, ведущие к коррупции. Они также договорились принять меры для предотвращения злоупотреблений финансовыми системами в целях сокрытия, перемещения и отмывания активов, связанных с коррупцией.

 

Источник публикации: https://espchhelp.ru/koon/stati/3996-itogi-spetsialnoj-sessii-generalnoj-assamblei-oon-po-borbe-s-korruptsiej-2-4-iyunya-2021-g .