Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Международная информационная безопасность как гарантия осуществления права народов на самоопределение.

Обновлено 29.11.2022 06:57

 

Рассмотрим актуальные вопросы влияния международной информационной безопасности на осуществление права народов на самоопределение. Предметом исследования являются состояние правового обеспечения информационной безопасности на международном уровне, понятие международной информационной безопасности, соотношение права народов на самоопределение и принципа территориальной целостности государств. Автор рассматривает такие вопросы, как запрет военных действий или репрессивных мер, направленных против зависимых народов. Особое внимание уделяется вопросам влияния международной информационной безопасности на осуществление права народов на самоопределение в России. Методологической основой исследования является диалектический метод научного познания. Также автором были использованы общенаучные методы системного, структурного и функционального анализа и специальные методы исследования: сравнительно-правовой, формально-логический. Государства должны воздерживаться от любых действий в информационной сфере, которые направлены на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любых других стран. Недостаточная политическая, экономическая и социальная подготовленность или недостаточная подготовленность в области образования никогда не должны использоваться как предлог для достижения независимости. Любые военные действия или репрессивные меры какого бы то ни было характера, направленные против зависимых народов, должны быть прекращены, с тем, чтобы предоставить им возможность осуществить в условиях мира и свободы свое право на полную независимость, а целостность их территорий должна уважаться.

В современном мире вопросы информационной безопасности и права народов на самоопределение взаимосвязаны и приобретают все большую актуальность.

Постоянно происходят процессы взаимного влияния государств друг на друга в связи с торговлей, обменом технологиями и информацией, которая стала в современном мире одной из самых больших ценностей.

В будущем роль информации в регулировании международных отношений будет только возрастать в связи с развитием современных информационных технологий, что ставит перед государствами задачу создания системы международной информационной безопасности, которая должна стать ключевым элементом системы международной безопасности [1].

Как справедливо отмечает А.А. Ковалев, в современном мире происходит формирование единого информационного пространства, существенное усиление трансграничной торговли товарами и услугами, создание интеграционных объединений и т.д. [2].

При этом следует иметь в виду, что создание единого международного информационного пространства имеет как положительные, так и отрицательные аспекты.

К примеру, Интернет позволяет получать дистанционное образование, налаживать контакты, совершать сделки. В то же время он представляет и определенную опасность для пользователей в связи с распространением недостоверной и вредной информации.

Международно-правовое регулирование информационной безопасности представляет собой весьма сложную задачу в связи с постоянным появлением все новых вызовов и угроз.

При этом необходимо иметь в виду, что состояние правового обеспечения информационной безопасности на международном уровне позволяет сделать вывод о его неопределенности.

Россия является важным участником мирового сообщества и зависит от процессов, происходящих в современном глобализирующемся мире. Поэтому для России обеспечение информационной безопасности своих национальных интересов с течением времени приобретает все более существенное значение.

В связи с этим можно согласиться с утверждением о том, что обеспечение безопасности любых государств возможно только в рамках коллективной стратегии. В зависимости от того, каким будет место и роль России в коллективной стратегии безопасности, зависит и ее будущее [3].

Поэтому представляется справедливым утверждение о том, что и обеспечение информационной безопасности также в полной мере возможно в рамках коллективной стратегии. От обеспечения информационной безопасности также во многом зависит будущее России и ее многонационального народа.

Необходимо иметь в виду, что XXI век считается веком информационных технологий, которые представляют собой один из основных факторов, влияющих на развитие общества [4].

Информационные технологии все более активно входят в жизнь каждого человека. Многие вопросы в скором времени будет невозможно решить без использования информационных технологий и наличия элементарных знаний в этой области.

Сеть Интернет уверенно вошла в жизнь большинства современных людей, и ее влияние на формирование современной реальности будет только увеличиваться. Наряду с многочисленными преимуществами использования сети Интернет она представляет и существенную опасность для информационной безопасности государств и народов, в них проживающих.

Так, сеть Интернет широко используется для пропаганды различных экстремистских идей и движений, кибермошенничества, информационных блокад, компьютерного шпионажа и иных противоправных действий [5].

Пропаганда экстремистских идей и движений может привести к злоупотреблению правом народов на самоопределение и распаду государств.

Призывы к терроризму и выходу отдельных народов из состава государств представляют все большую опасность. К примеру, многие лица из неблагополучных семей могут поверить обращениям террористов и принять участие в их противоправной деятельности.

В связи с этим представляется необходимым определить понятие информационной безопасности в международном праве. Исследование вопросов информационной безопасности в международном праве целесообразно начать с общих положений о безопасности.

Так, в теоретической научной литературе по международному праву закреплены различные определения права международной безопасности. К примеру, с точки зрения Г.М. Мелкова, право международной безопасности представляет собой совокупность принципов и норм, направленных на поддержание мира и международной безопасности, пресечение актов агрессии, обеспечение политической, экономической, экологической, продовольственной, информационной и других видов безопасности государств [6].

По мнению Ю.М. Колосова и Э.С. Кривчиковой, право международной безопасности - это совокупность международно-правовых принципов и норм, направленных на поддержание международного мира и обеспечение безопасности в самых различных областях - военной, политической, экономической, финансовой, гуманитарной, экологической и др. [7].

С точки зрения И.И. Лукашука и Г.Г. Шинкарецкой, право международной безопасности является совокупностью норм, регулирующих взаимодействие государств в области обеспечения всеобщего мира и безопасности, включая превентивную деятельность [8].

По мнению Е.Т. Усенко, международная безопасность в современном мире может быть только коллективной. Ее суть заключается в том, что она предполагает создание системы совместных мероприятий государств всего мира для предотвращения и устранения угроз миру и подавления актов агрессии и других нарушений мира [9].

Рассмотрение различных определений права международной безопасности позволяет выделить следующие ее признаки:

- направленность на поддержание мира и международной безопасности, пресечение актов агрессии;

- обеспечение безопасности в самых различных областях жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной и т.д.;

- предотвращение и устранение угроз миру и подавление актов агрессии.

Рассмотрение признаков безопасности в международном праве позволяет сформулировать следующее ее определение. Так, безопасность в международном праве можно понимать как совокупность норм, направленных на обеспечение и поддержание мира, пресечение актов агрессии, обеспечение мирной жизни в самых разных сферах: политической, экономической, социальной, духовной, предотвращение и устранение угроз миру и подавление актов агрессии.

Следует иметь в виду, что соблюдение и укрепление мира и безопасности, на основе Устава Организации Объединенных Наций, имеет большое значение в связи с тем, что альтернативы этому правопорядку нет и не предвидится [10].

Понятие международной информационной безопасности является не в полной мере исследованным и требует дальнейшего изучения. Так, с точки зрения О.С. Макарова, информационная безопасность представляет собой отвечающее интересам личности, общества и государства состояние информационных технологий, позволяющее сохранять гарантированную устойчивость информационного взаимодействия ее пользователей [11].

Важным вопросом в области правового обеспечения международной информационной безопасности является применение международного права к отношениям, возникающим по поводу злонамеренного использования информационно-коммуникационных технологий [12].

Следует отметить, что информационная безопасность имеет существенное значение для реализации права народов на самоопределение. Вопрос о праве народов на самоопределение и территориальной целостности государств является одним из самых сложных и спорных в международном праве и тесно связан с судьбой суверенных государств и народов [13].

В связи с этим вызывает интерес исследование некоторых теоретических вопросов права народов на самоопределение. В теоретической литературе по международному праву существуют различные точки зрения на понятие права народов на самоопределение.

Так, по мнению С.В. Черниченко, право народов на самоопределение включает в себя следующие элементы: обязанность уважать право народов на самоопределение; осуществление его путем свободного волеизъявления народов или наций; его реализация исключает какое-либо давление; оно исключает возможность выбора политического статуса; оно означает возможность выбора формы государства и социально-экономического строя [14].

Многие международно-правовые документы закрепляют положения о праве народов на самоопределение. Так, к примеру, п. 2 ст. 1 Устава Организации Объединенных Наций предусматривает положение о необходимости развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира.

Согласно ч. 1 ст. 1 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.

В силу положений Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. государства должны уважать равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, действуя постоянно в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций.

Народы имеют право в условиях полной свободы определять свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие.

Венская декларация и программа действий 1993 г. закрепила положение о том, что Всемирная конференция по правам человека считает отказ в праве на самоопределение нарушением прав человека и подчеркивает важность эффективного осуществления этого права.

Следует иметь в виду, что право народов на самоопределение означает возможность выбора политического статуса и форм государств, право народов свободно обеспечивать свое экономическое, социальное и культурное развитие, которое должно осуществляться путем свободного волеизъявления народов без каких-либо вмешательств извне [15].

Положения о праве народов на самоопределение получили закрепление в ряде международно-правовых документов. Так, Декларация "О предоставлении независимости колониальным странам и народам" [16] 1960 г. закрепила положения о том, что подчинение народов иностранному господству и их эксплуатация являются отрицанием основных прав человека.

При этом следует иметь в виду, что все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они обладают возможностью свободно осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие.

Недостаточная политическая, экономическая и социальная подготовленность народов никогда не должны использоваться как предлог для задержки достижения их независимости.

Любые военные действия или репрессивные меры, направленные против зависимых народов, должны быть прекращены, для того, чтобы предоставить им возможность осуществить в условиях мира и свободы свое право на полную независимость.

В подопечных и несамоуправляющихся территориях, а также во всех других территориях, не достигших независимости, должны быть незамедлительно приняты меры для передачи всей власти народам этих территорий, в соответствии со свободно выраженной ими волей.

Любые попытки, направленные на то, чтобы частично или полностью разрушить национальное единство и территориальную целостность государств, несовместимы с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций.

Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций 1970 г. [17], закрепила положения о том, что все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие.

Государства обязаны содействовать осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов, с тем чтобы способствовать дружественным отношениям и сотрудничеству и незамедлительно положить конец колониализму, проявляя должное уважение к свободно выраженной воле заинтересованных народов.

Создание суверенных и независимых государств, свободное присоединение к независимым государствам, объединение с ними, установление любых других политических статусов, свободно определенных народом, являются формами осуществления этими народами права на самоопределение.

Государства обязаны воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы права на самоопределение, свободу и независимость. В своих мерах против таких насильственных действий и в оказании им сопротивления эти народы, в порядке осуществления своего права на самоопределение, вправе добиваться поддержки и получать ее.

Территории колоний или других несамоуправляющихся территорий должны иметь статус, отдельный и отличный от статуса территорий государств, управляющих ими.

В связи с этим вызывает интерес рассмотрение некоторых аспектов принципа территориальной целостности государств. Этот принцип предполагает следующие положения: уважение территориальной целостности государств; воздержание от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций; воздержание государств от превращения территории друг друга в объект военной оккупации или в объект приобретения с помощью применения силы или угрозы силой.

Государства должны воздерживаться от любых действий в информационной сфере, которые направлены на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любых других стран.

В современном мире информационные технологии в значительной степени облегчают жизнь и приносят много пользы для развития общества. Однако работа систем жизнеобеспечения государств может подвергаться различным атакам, способным нарушить нормальное течение жизни.

В связи с этим необходимо отметить, что нарушение национального единства и территориальной целостности государств возможно в результате кибератак, которые могут нарушить не только работу критически важных информационных ресурсов государств, похитить информацию, составляющую государственную тайну, но и подорвать систему национальной безопасности, что следует квалифицировать как акт агрессии [18].

При этом важно учитывать, что право народов на самоопределение может осуществляться, учитывая другие принципы международного права, одним из наиболее важных среди которых является принцип территориальной целостности.

Можно согласиться с утверждением о том, что право народов на самоопределение должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями других принципов международного права. При этом право на отделение, как правило, не является формой права на самоопределение. Оно закрепляется в конституциях государств [19].

Одним из наиболее важных документов, закрепляющих положения о праве на самоопределение, является Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. [20].

В связи с этим необходимо иметь в виду, что подчинение народов иностранному господству и их эксплуатация фактически являются отрицанием основных прав человека.

При этом все народы имеют право на самоопределение, согласно которому они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие.

Недостаточная политическая, экономическая и социальная подготовленность или недостаточная подготовленность в области образования никогда не должны использоваться как предлог для достижения независимости.

Военные действия, направленные против зависимых народов, должны быть прекращены, для того чтобы предоставить им возможность осуществить в условиях мира и свободы свое право на полную независимость. Целостность их территорий должна уважаться.

Во всех территориях, еще не достигших независимости, должны быть приняты меры для передачи власти народам этих территорий, в соответствии со свободно выраженной ими волей и желанием, без каких бы то ни было условий или оговорок и независимо от расы, религии или цвета кожи, с тем, чтобы предоставить им возможность пользоваться полной независимостью и свободой.

Любые попытки, направленные на то, чтобы частично или полностью разрушить национальное единство и территориальную целостность стран, несовместимы с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций.

В силу принципа территориальной целостности территория государств может быть изменена только на основании добровольного согласия самих государств на основе вступивших в силу международных договоров между заинтересованными государствами [21].

Следует отметить, что вопросы влияния международной информационной безопасности на осуществление права народов на самоопределение в условиях глобализации являются актуальными и для России.

Представляется, что, несмотря на особый исторический путь развития, Россия, так же как и многие другие государства современного мира, заинтересована в обеспечении международной информационной безопасности на своей территории.

В международных отношениях не снижается роль фактора силы. Стремление многих стран к наращиванию и модернизации наступательного вооружения, созданию и развертыванию его новых видов ослабляет систему глобальной безопасности, а также систему договоров и соглашений в области контроля над вооружениями.

Свержение политических режимов, провоцирование внутригосударственных нестабильности и конфликтов получает все более широкое распространение. Наряду с сохраняющимися очагами напряженности на Ближнем и Среднем Востоке, в Африке, Южной Азии, на Корейском полуострове появляются новые горячие точки, расширяются зоны, не контролируемые властями каких-либо государств. Территории вооруженных конфликтов становятся базой для распространения терроризма, межнациональной розни, религиозной вражды, иных проявлений экстремизма.

В связи с этим все большее влияние на характер международной обстановки оказывает усиливающееся противоборство в глобальном информационном пространстве, обусловленное стремлением некоторых стран использовать информационные и коммуникационные технологии для достижения своих целей.

Следует отметить, что все чаще появляются новые формы противоправной деятельности с использованием информационных, коммуникационных и высоких технологий. Все более обостряются угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, торговлей людьми, наркотиками.

В современном мире государства должны выстраивать международные отношения на принципах международного права, обеспечения надежной и равной безопасности государств, взаимного уважения народов, сохранения многообразия их культур, традиций и интересов.

Обеспечению национальных интересов государств в сфере международной информационной безопасности должна способствовать активная внешняя политика, направленная на создание стабильной и устойчивой системы международных отношений.

Тематика информационной безопасности со временем будет приобретать все большее значение и никогда не потеряет своей актуальности.

Современный мир стал взаимозависимым и границы между государствами с развитием информационных технологий перестали иметь такое существенное значение, какое они имели в прошлом.

С течением времени роль информации в жизни общества увеличивается и она приобретает все большую стоимость. Государства, обладающие актуальной, достоверной и полезной информацией, имеют намного больше возможностей для улучшения жизни своего населения и решения других своих задач.

Более того, обладание достоверной информацией становится условием достижения успеха как отдельными лицами и организациями, так и государствами в целом.

В области международно-правового регулирования общественных отношений информация имеет существенное значение и является условием успешного взаимодействия государств.

В сфере международных отношений информация может становиться и одним из способов ухудшения положения одних государств и улучшения положения других.

К примеру, основанные на достоверной информации друг о друге и принципе добросовестности отношения государств приносят им пользу и помогают взаимному обогащению и процветанию.

Напротив, плохие отношения между государствами, основанные на недостоверной информации, приносят вред и ухудшают положения как самих государств в мировом сообществе, так и народов, проживающих на их территориях.

Безопасность сама по себе является значительной ценностью. Нормальная жизнь и развитие любого общества возможна только в условиях безопасности.

Международная информационная безопасность становится одной из главных гарантий успешного развития государств и решения их насущных проблем.

Представляется, что обеспечение международной информационной безопасности должно стать одной из наиболее важных задач как отдельных государств, так и всего мирового сообщества в целом.

Анализ международно-правовых документов в информационной сфере позволяет сделать вывод о несовершенстве правового регулирования вопросов международной информационной безопасности.

В связи с этим представляется целесообразным подготовить и предложить на рассмотрение Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций Резолюцию "О международной информационной безопасности". Эта Резолюция могла бы предусматривать следующие положения: понятие международной информационной безопасности; принципы международной информационной безопасности; цели и задачи в области международной информационной безопасности; механизмы реализации задач в области международной информационной безопасности.

Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций "О международной информационной безопасности" могла бы также предусматривать раздел об ответственности государств и их должностных лиц за совершение международно-противоправных деяний в сфере международной информационной безопасности.

К международно-противоправным деяниям государств в сфере международной информационной безопасности можно отнести поведение его органов и должностных лиц при условии, что они действуют в официальном качестве.

Государства могут нести ответственность и за помощь другим государствам в совершении ими противоправных деяний в области международной информационной безопасности.

В случае выявления международно-противоправных деяний в информационной сфере несущие ответственность государства обязаны возместить его в полном объеме. Обязательство государств возместить вред возникает у государств автоматически в силу фактов совершения правонарушений.

К государствам, совершившим международно-противоправные деяния в информационной сфере, могут быть применены контрмеры и санкции. В связи с этим следует иметь в виду, что применение контрмер и санкций может оказывать негативное влияние на частноправовые связи физических и юридических лиц, которые не имеют никакого отношения к совершению международно-противоправных деяний в информационной сфере.

Следует иметь в виду, что применение санкций влечет за собой возникновение у государств проблем экономического и политического характера. Экономические санкции отрицательно влияют на население, уровень жизни которого снижается, и обостряются проблемы во всех сферах жизни общества.

В заключение следует отметить, что многие вопросы влияния международной информационной безопасности на осуществление права народов на самоопределение остаются не в полной мере изученными и заслуживают дальнейших исследований.

При исследовании вопросов влияния международной информационной безопасности на осуществление права народов на самоопределение в будущем необходимо учитывать постоянно изменяющуюся международную обстановку и принимать во внимание развивающиеся информационные технологии.