Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Информация и информационная безопасность как атрибуты гражданского общества (краткий обзор взаимосвязи).

Обновлено 29.11.2022 06:59

 

Логико-смысловое содержание данной работы раскрывает потребность в научном обосновании и определении направлений в развитии форм практической реализации взаимодействия государства и общественных институтов в части совместного формирования и эффективного использования информационного пространства в деле построения гражданского общества. Необходимость данного подхода остро возникла в связи с появлением социально-политического феномена повышения протестности общества на фоне "информационной войны или информационной агрессии". В качестве одного из промежуточных итогов исследования можно утверждать о том, что давно назрел отказ от негативной стереотипизации пропагандистско-агитационной работы с обществом в процессе развития его самомотивации к построению гражданского общества.

На сегодняшний день абсолютным приоритетом государственной политики России выступает развитие основ гражданского общества как базовой категории правового государства <1>. Примеры последних политических событий не только в нашем государстве показывают, что категория "гражданское общество" стала активно увязываться с уровнем так называемой протестности населения, когда, как принято считать, наиболее активная часть общества осмеливается заявить свое недовольство решением власти. Однако любому специалисту права очевидно, что институт гражданского общества далеко не охватывается митинговой или ей подобной активизацией населения.

<1> Винокуров В.А., Немченко С.Б. Права и свободы человека и гражданина: их ограничения и защита: курс лекций в конспективном изложении: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2018.

В этом контексте, конечно, интересен тот факт, что начало процессов осознания необходимости и переход к каким-либо физическим действиям, направленным на построение в России гражданского общества, связывается с "революционными" для нашей страны 90-ми гг. Ожидаемая смена социально-экономического устройства должна была привести к созданию прочного фундамента гражданско-политических основ конституционного строя. Однако активное распространение демократических институтов в обществе не сопровождалось ростом благосостояния. И соответственно, говорить об успехе построения гражданского общества в России преждевременно.

К тому же многие консерваторы не преминут обратить внимание общественности на то, что зачастую распространением идей гражданского общества в России занимаются иностранные государства. В частности, в стенах известного своей либеральностью Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" при Правительстве Российской Федерации в 2011 г. был создан Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, созданный при участии Ассоциации развития сообществ (ЮАР), Тренингового центра для НКО EASUN (Танзания), Института коммуникаций и развития (Уругвай) и ряда иных организаций <2>. Поверхностный взгляд на учредителей проекта заставляет задаться вопросом: нисколько не умаляя демократических устремлений и достижений таких стран, как Уругвай и Танзания, насколько инновационным опытом в процессах построения политических и общественных систем они могут поделиться с Россией?

<2> Гражданское общество: проблемы и возможности // Официальный сайт Национального исследовательского университета Высшей школы экономики. URL: https://www.hse.ru/news/science/78871136.html (дата обращения: 25.11.2021).

В представленных условиях важным аспектом процесса построения гражданско-правовых основ общества с постоянно возрастающей актуальностью в стремлении любого государства стать правовым становятся проблемы информационной безопасности в постоянно расширяющемся и слабо контролируемом информационном пространстве. Причина тому - новые и постоянно развивающиеся информационные и коммуникационные технологии, которые усиливают в количественном и качественном значениях информационный поток, что напрямую повышает уровень осведомленности и возможности для сплочения и организации действий заинтересованных лиц.

И это притом, что информационная безопасность общества и личности - незыблемая фундаментальная основа правового государства, продекларированная на самом высоком конституционном уровне, - уже давно перестала быть чисто технологической проблемой. Вопросы правовой, экономической, технологической обеспеченности безопасности личности, общества и государства приобрели сегодня новое звучание и новую форму <3>. Исследование современного положения дел в области защиты информации по-прежнему показывает рост числа случаев, связанных с нарушением систем защиты информации, что говорит о состоявшейся глобализации процессов информатизации и как результат о наступлении нежелательных социально-правовых последствий и проблем в правоприменении.

<3> Винокуров В.А., Немченко С.Б. Права и свободы человека и гражданина: их ограничения и защита: курс лекций в конспективном изложении: учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2016. 169 с.

В первую очередь это игнорирование либо несоблюдение установленных правил информационного порядка и правил обмена информацией (границ государств, национального законодательства, правовых интересов личности, государства и общества), широкомасштабное информационное пиратство (игнорирование авторских прав и прав владельцев информации), информационная интервенция, информационный паразитизм.

Подобные явления на современном этапе развития человечества, как правило, сопровождают процессы своеобразной эволюции цивилизационных признаков конкретного общества и государства. Особенно остро это ощущается при переходе государственных и общественных институтов от провозглашения и нормативного закрепления мер, нацеленных на формирование устойчивых институтов гражданского общества, к физическому их воплощению в создании органов и организаций, механизмов взаимодействия друг с другом и с каждым членом общества. В данном случае важно уяснить, как должна быть организована система правового регулирования отношений в информационном пространстве России, как должны взаимодействовать ее элементы и как обеспечить эффективность такой системы.

Поскольку нарушения в процессе реализации различных информационных прав личности, общества и государства имеют серьезные негативные последствия для всех сфер общественной жизни, следует признать, что задачи обеспечения безопасности информационного пространства, безопасного обмена информацией, безопасности самой информации для ее потребителей и ее корректного использования определяются в качестве приоритетных и должны решаться в превентивном порядке по сравнению с иными аспектами национальной безопасности государства и общества. Например, защита информационных интересов несовершеннолетних посредством введения соответствующих запретов и ограничений, а также введение четкого понятия "информационная безопасность несовершеннолетних" как "состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию" <4>. Это подтверждает тот факт, что информационная безопасность однозначно детерминирует иные составляющие национальной безопасности России (политическую, экономическую, демографическую, экологическую, военную и т.п.).

<4> Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" // СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 48.

В-третьих, устойчивый теоретический и практический интерес к данной теме определяется еще и тем, что информация (и, как следствие, информатизация) на деле доказала свои возможности в сферах расширения производства и обеспечения не только роста благосостояния общества при решении социальных задач, но и как важнейший аспект этого процесса - развитие основ гражданского общества в России. И это притом, что информация не поименована в перечне объектов правоотношений как самостоятельная категория. Хотя ключевые нормативные акты в отношении ее оборота созданы <5>, но информация и информационная безопасность как таковая по-прежнему представляют собой актуальную тему для развития законодательства и правоприменительной практики, особенно судебной.

<5> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // СЗ РФ. 2006. N 31 (часть I). Ст. 3448.

Особенно следует отметить специфические особенности нормативно-правовой организации и обеспечения национальной безопасности в целом. На сегодняшний день можно с уверенностью говорить о том, что законодательство в сфере информационных технологий призвано эффективно воздействовать на процессы формирования информационной культуры. В частности, в официально-деловой оборот прочно вошло понятие "персональные данные", которое ассоциируется у большинства как нечто, обеспечивающее определенную безопасность в частной сфере <6>. А это означает постепенное осознание обществом и отдельно взятыми его членами ограниченности свободы информации как таковой, поскольку гражданское общество и может быть построено только при понимании того, что право и свобода каждого в сфере получения и использования информации ограничены аналогичным правом и свободами другого.

<6> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" // СЗ РФ. 2006. N 31 (часть I). Ст. 3451.

Важно также понимать, что даже умеренно критический анализ действий государства по созданию информационной инфраструктуры показывает не только потребность в более широком использовании цифровых технологий в процессе создания и представления различных информационных продуктов, но необходимость активного включения в этот процесс общества, внутренней пропаганды и самомотивации общества к соответствующему развитию. Это показывает уровень инновационно-информационного развития России и ее способность войти на равных в международное информационное сообщество и его международные проекты. Очевидно, что именно Россия в данной сфере имеет серьезный потенциал и способна к прогрессу.

Таким образом, краткий обзор нормативного обеспечения вопроса информационной безопасности в контексте построения гражданского общества свидетельствует о том, что декларирование потребности в правовом обеспечении оборота информации в условиях гражданского общества перешло на этап выявления и постановки проблем в данной сфере, а также осознания перехода общества на новую ступень развития - информационное общество, что неразрывно связывает его с гражданскими институтами.

В связи с этими практико-ориентированными направлениями решения задач по защите интересов общества и государства в информационной сфере целесообразно обозначить следующее:

- систематическая актуализация правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации на основе положений специализированной доктрины, которая в интересах сохранения устойчивости государственных и общественных институтов обеспечивает баланс политических, экономических, правовых, организационно-технических мероприятий по борьбе с феноменами современности - "информационной войной" и "информационным оружием" - и положения которой даже в фрагментарной форме должны доводиться до сведения общественности в том числе и через образовательные организации, осуществляющие подготовку соответствующих кадров, включая правоохранительные органы;

- следует включить в повестку дня законодателя федерального, регионального и муниципального уровня планы по развитию нормативных положений о взаимодействии государственных и общественных систем информационного обеспечения и более эффективном использовании информационных ресурсов, что на практике может иметь форму проведения агитационно-пропагандистской работы по разъяснению гражданам характеристик информации, несущей угрозы нормальному развитию общества и каждого его члена;

- допустимо обсуждение научным сообществом и специалистами администрирования государственного аппарата вопроса целесообразности создания и развития административной вертикали федеральных и региональных центров сертификации систем информационного развития и защиты и их элементов.

Таким образом, информационная политика Российского государства в целом и его регионов и муниципалитетов в частности должна способствовать консолидации российского общества в его стремлении стать гражданским, мотивации людей к активному включению в процессы преобразования всех сторон жизни общества.