Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Антикоррупционная политика ООН и России: сравнительно-правовой аспект.

Обновлено 02.12.2022 06:13

 

Рассмотрим нормативные акты, формирующие основы проводимой антикоррупционной политики в рамках государств - членов ООН. Проводится анализ нормативной базы в исследуемой сфере за 1990 - 2006 годы и определяются особенности реализации данных положений в Российской Федерации. Характеризуются основные этапы законодательного регулирования противодействия коррупции в современной России и подчеркивается необходимость уточнения отдельных правовых аспектов в контексте эффективности государственной антикоррупционной политики.

Негативные последствия проявления коррупции не ограничиваются только лишь нарушением нравственности и материального состояния граждан, формированием кризиса доверия, снижением эффективности государственной власти - коррупция подрывает авторитет ее институтов и существенно снижает престиж государства в целом. Коррупция как системное явление, приобретающее транснациональный и международный характер, вовсе ставит под угрозу стабильность государства и его безопасность.

Так, на международном уровне правовые характеристики коррупции закреплены в различных документах, логика принятия которых обоснована необходимостью борьбы с таким общественно опасным явлением, как подкуп должностных лиц в сфере международных коммерческих и финансовых отношений. В числе первых внимание на данную проблему обратила Организация Объединенных Наций (ООН).

Подход ООН к регулированию противодействия коррупции формировался на протяжении длительного времени. Основные периоды данного процесса охарактеризованы в табличной форме ниже.

 

Таблица

 

Характеристика периодов (этапов) развития

нормативного регулирования противодействия коррупции ООН

 

Период (этап)

Содержание этапа

Результат этапа

1

2

3

Август - сентябрь 1990 г.

8-й Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями

Резолюция 7 "Коррупция в сфере государственного управления" (A/CONF.144/28/Rev.1), Справочный документ о международном противодействии коррупции, Проект международного кодекса поведения государственных должностных лиц (A/CONF.169/14)

Июль 1995 г.

4-я сессия Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию

Резолюция Экономического и Социального совета 1995/14 от 24 июля 1995 г., консультации с правительствами стран - участниц в целях пересмотра текста проекта кодекса

Декабрь 1996 г.

5-я сессия Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию

Резолюция 51/59 от 12 декабря 1996 г., содержащая Международный кодекс поведения государственных должностных лиц

Декабрь 1996 г.

51-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН

Резолюция 51/191 от 16 декабря 1996 г. о принятии Декларации ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях

Март - апрель 1999 г.

Совещание Группы экспертов по проблемам коррупции и ее финансовым каналам

Рекомендации по разработке универсального документа по укреплению международного сотрудничества в борьбе с коррупцией

Декабрь 1999 г.

54-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН

Резолюция 54/128 от 17 декабря 1999 г., содержащая поручение по разработке Конвенции против транснациональной организованной преступности

Декабрь 2000 г.

55-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН

Резолюция 55/61 от 4 декабря 2000 г. (A/55/PV.81), содержащая обоснование целесообразности разработки эффективного правового акта против транснациональной организованной преступности, не зависимого от Конвенции ООН

Июль - август 2001 г.

Совещание межправительственной группы экспертов открытого состава по подготовке мандата на разработку международно-правового документа против коррупции

Проект мандата для предоставления Генеральной Ассамблее ООН

Январь 2002 г.

56-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН

Резолюция 56/260 от 31 января 2002 г. об одобрении мандата на разработку Конвенции ООН против коррупции

Январь 2002 г. - октябрь 2003 г.

Семь сессий Специального комитета по разработке Конвенции ООН против коррупции

Чтения проектов Конвенции ООН против коррупции, проект Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, содержащий проект текста Конвенции

31 октября 2003 г.

58-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН

Резолюция 58/4 от 31 октября 2003 г. об открытии Конвенции для подписания на Политической конференции высокого уровня в Мериде, Мексика, 9 - 11 декабря 2003 г. (A/CONF.205/2)

14 декабря 2005 г.

Вступление Конвенции ООН против коррупции в силу

-

Январь 2006 г.

8-я (заключительная) сессия Специального комитета по разработке Конвенции ООН против коррупции

Утверждение проекта правил процедур Конвенции (A/AC.261/28)

Декабрь 2006 г.

Конференция государств - участников Конвенции ООН против коррупции

Утверждение правил процедур Конвенции (CAC/CQSP/2006/3)

 

Выделение данных этапов нормативного регулирования противодействия коррупции не является официально закрепленным и представлено в целях наглядной демонстрации процессов постепенного развития и формирования подходов к решению исследуемого вопроса на уровне межгосударственной организации.

Помимо установления перечня деяний, которые должны быть криминализированы национальными правовыми актами в соответствии с нормами международного антикоррупционного законодательства, в содержании международных правовых норм в сфере противодействия коррупции прослеживается универсальный характер - их положения распространяются не только на публичную, но и частную сферы.

Так, Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. в ст. 12 предписывает государствам - участникам Конвенции принимать меры по предотвращению коррупции в частном секторе, принимать надлежащие гражданско-правовые, административные и уголовные меры в антикоррупционных целях в частном секторе и т.д. <1>. Статьи 7 и 8 Конвенции Совета Европы обязуют государства - участников принимать меры для признания активного и пассивного подкупа в частном секторе уголовным правонарушением, относя к субъектам "частной" коррупции широкий круг лиц в том или ином качестве <2>. Стоит отметить, что на данный момент Российской Федерацией ратифицированы обе указанные Конвенции.

<1> Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.). Ратифицирована Федеральным законом РФ от 8 марта 2006 г. N 40-ФЗ с заявлениями // СЗ РФ. 2006. N 26. Ст. 2780.

<2> Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию ETS N 173 (заключена в г. Страсбурге 27 января 1999 г.). Ратифицирована Федеральным законом РФ от 25 июля 2006 г. N 125-ФЗ // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2394.

С февраля 2007 г. Россия является полноправным членом Группы государств против коррупции (ГРЕКО), осуществляющей непрерывный мониторинг реализации международных антикоррупционных конвенций. На сегодняшний день в России проводится масштабная работа, связанная с выполнением рекомендаций межгосударственной группы, а именно разрабатываются и последовательно реализуются национальные планы противодействия коррупции.

Анализ международных правовых актов антикоррупционного законодательства позволяет констатировать, что для данной группы нормативных источников характерен широкий взгляд на коррупцию, не ограничивающийся взяточничеством, а предусматривающий расширенный спектр корыстных служебных злоупотреблений.

Анализ содержания международных норм права в сфере противодействия коррупции позволяет утверждать, что совокупность нормативных и правовых международных антикоррупционных стандартов отличается документальной множественностью, отсутствием упорядоченности и согласованности их содержания, а также наличием противоречий. Существуют также проблемы произвольного толкования международных антикоррупционных стандартов отдельными международными институтами и проблема непринятия во внимание того факта, что разное течение коррупционных процессов в разных государствах обусловливает различную результативность применения одних и тех же регуляционных воздействий. Наличие данных проблем показывает необходимость разработки единых подходов к толкованию содержания решений, обязательных для государств - участников международных организаций.

Развитие транснациональных форм коррупции - один из наиболее опасных видов ее изменений. Крупные транснациональные компании все чаще становятся инициаторами взяточничества, стремясь укрепиться на мировых рынках, получить покровительство должностных лиц. В таких условиях рыночная коррупция, основанная преимущественно на взятках, трансформируется в принципиально новую форму, опирающуюся на недоступные конкурентам личные связи. Стоит констатировать, что в целом существующая нормативная база международного уровня не успевает развиваться в соответствии с реальной коррупционной ситуацией в мире, а поэтому оказывается недостаточно эффективной.

Борьба с коррупцией была обозначена в качестве одного из приоритетов избирательной программы В.В. Путина в 2000 г. В дальнейшем Указом Президента Российской Федерации N 1384 был образован первый совещательный орган при Президенте России по противодействию коррупции в стране <3>. В 2006 - 2010 годах антикоррупционный "пласт" был заложен в законодательство о государственной гражданской службе. Во второй президентский срок В.В. Путина были ратифицированы Конвенции ООН против коррупции (за исключением ст. 20 "Незаконное обогащение") и об уголовной ответственности за коррупцию ETS N 173. За 2008 - 2010 годы принимается ряд основополагающих актов в сфере противодействия коррупции в России. В 2010 году Указом Президента Российской Федерации N 460 была утверждена Стратегия противодействия коррупции, имеющая целью искоренение причин и условий последней <4>.

<3> Указ Президента Российской Федерации от 24 ноября 2003 г. N 1384 "О Совете при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией" (утратил силу) // СЗ РФ. 2003. N 48. Ст. 4657.

<4> Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы" (ред. от 13 марта 2012 г. N 297) // СЗ РФ. 2010. N 16. Ст. 1875.

К настоящему времени в России сформирована обширная база федерального антикоррупционного законодательства. Экспертами Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации была проанализирована динамика формирования федерального антикоррупционного законодательства России в 2008 - 2016 гг. <5>. По данным этого анализа, можно отметить, что издаваемые за указанный период нормативные акты преимущественно сосредоточены на регулировании конфликта интересов, процессов предоставления сведений и раскрытия информации о деятельности органов власти и подведомственных структур, а также в области процессов и процедур антикоррупционной экспертизы.

<5> Противодействие коррупции: новые вызовы: монография / С.Б. Иванов, Т.Я. Хабриева, Ю.А. Чиханчин [и др.]; отв. ред. Т.Я. Хабриева. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; ИНФРА-М, 2016. С. 58.

Таким образом, сформированная в Российской Федерации система антикоррупционного законодательства актуальна, динамична, восприимчива к новым вызовам и требованиям международной правовой среды. Ее развитие осуществляется с учетом предложений и рекомендаций научного и экспертного сообщества и подкрепляется механизмами реализации законодательства массивом подзаконных актов и неправовых регуляторов. Вместе с тем законодательная база в сфере противодействия коррупции остается неструктурированной, отличается отсутствием баланса между количеством актов, направленных на антикоррупционное регулирование в частной и публичной сферах (с перевесом в сторону публичной сферы), отсутствием единства принципов законодательного правового регулирования коррупции в частной и публичной сферах и разнонаправленностью действия различных групп нормативных актов, существенно упуская превентивные направления.

Разрабатывая новые законодательные акты, прогнозируя ожидаемую их эффективность, необходимо принимать во внимание особенности развития самого государства: культурные <6>, правовые <7>, исторические <8> и проч. <9>, а в случае Российской Федерации - еще и специфику целых групп этносов <10>. Игнорирование данных вопросов приводит к тому, что действенность существующих законодательных норм и правил снижается, а сами нормативные акты теряют роль ведущего регулятора проводимой государственной антикоррупционной политики.

<6> Шорохов В.Е. Актуальные вопросы антикоррупционного образования и культуры // Культура: управление, экономика, право. 2019. N 2. С. 29 - 34.

<7> Шорохов В.Е., Савинов Л.В. Восприятие антикоррупционного опыта зарубежных стран как гарант прав человека в России // Сибирский международный. 2017. N 19. С. 170 - 173.

<8> Вородюхин С.Е., Кононенко О.С. Коррупция в России: исторический анамнез (история болезни) // История государства и права. 2019. N 1. С. 24 - 28.

<9> Damm I.A., Shishko I.V. Corruption Prevention in Russian Education // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т. 9. N 9. С. 2269 - 2278.

<10> Савинов Л.В. Коррупция как ментальность нации и этноса // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 3. С. 37 - 39.

 

Источник публикации: https://espchhelp.ru/koon/stati/4009-antikorruptsionnaya-politika-oon-i-rossii-sravnitelno-pravovoj-aspekt .