Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Участие сотрудников органов внутренних дел в миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций в контексте гендерного равенства. 2

Обновлено 04.12.2022 08:50

 

Рассмотрим роль и значение миротворческой деятельности в деле укрепления мира и безопасности. Подчеркивается особое значение женщин в современном миротворчестве, отмечаются усилия, направленные на создание равных возможностей, по обеспечению гендерного равенства. МВД России регулярно направляет сотрудников ОВД для участия в миссиях ООН с учетом современных гендерных требований.

Сложная международная обстановка в мире требует применения эффективного миротворческого механизма с целью недопущения провокаций со стороны различных деструктивных сил, использующих межнациональные, межэтнические и межрелигиозные противоречия, существующие в различных государствах и регионах.

Современное миротворчество выступает как целесообразная, социально признанная (легитимная) деятельность субъектов по преобразованию действительности в интересах выживания мирового сообщества.

Мир столкнулся с глобализацией опасности разрастания непредсказуемых по своим последствиям и трудно контролируемых вооруженных конфликтов на межэтнической и конфессиональной почве. Поводами к началу таких конфликтов становятся сепаратизм, этнический и конфессиональный антагонизм, усугубляемые террористической активностью радикально настроенных элементов и кризисными явлениями в общественной жизни и экономике. Их эскалация несет в себе гибель мирного населения, распад общественных связей и отношений, разрушение хозяйственной инфраструктуры государств, грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина.

ООН отмечает в числе своих приоритетов необходимость поддержания международной безопасности и стабильности, снижение напряженности и предотвращение конфликтов. В целях поддержания международного мира и безопасности ООН стремится к предотвращению конфликтов, оказанию содействия сторонам конфликта в примирении, осуществлению миротворческой деятельности, а также созданию условий, способствующих установлению и укреплению мира. Для того чтобы быть эффективными, эти виды деятельности должны дополнять друг друга или осуществляться одновременно. Совет Безопасности ООН несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Генеральная Ассамблея и Генеральный секретарь играют важные и взаимодополняющие роли в деле укрепления мира и безопасности наряду с другими органами и учреждениями ООН. Следует отметить, что именно миротворческая деятельность является одним из наиболее эффективных инструментов Организации Объединенных Наций по оказанию помощи странам, которые идут по непростому пути от конфликта к миру. Развернутые сегодня многопрофильные миротворческие операции призваны не только поддерживать мир и безопасность, но и содействовать политическим процессам, защищать гражданских лиц, оказывать помощь в разоружении, демобилизации и реинтеграции бывших комбатантов; поддерживать конституционные процессы и организацию выборов, защищать и поощрять соблюдение прав человека и оказывать содействие в восстановление правопорядка и законности. Операции по поддержанию мира получают свои мандаты от Совета Безопасности ООН, находятся в ведении Департамента операций по поддержанию мира и проводятся при участии Департамента полевой поддержки. В настоящее время развернуты 14 операций ООН по поддержанию мира, в которых принимает участие 110 000 миротворцев. Всего же начиная с 1948 года была проведена 71 миротворческая операция <1>.

<1> Операции ООН по поддержанию мира: сайт. URL: http://peacekeeping.un.org/ru (дата обращения: 17.02.2019).

Правовой основой для проведения каждой операции являются резолюции СБ ООН, санкционирующие ее проведение и определяющие ее мандат. Фактически в процессе планирования, развертывания и проведения миротворческих операций СБ ООН действует в рамках так называемого "прецедентного права". Это означает, что при разработке мандата на проведение операции учитываются предыдущий опыт и конкретные условия того или иного конфликта, что определяет объем выделяемых для этого людских и материальных ресурсов. Согласно статье 24 Устава ООН на Совет Безопасности возложена главная ответственность за поддержание мира. Он является единственным органом Организации, который обладает правом предпринимать превентивные или принудительные действия от имени ООН, в том числе и с применением вооруженных сил.

Современное международное право закрепляет и наделяет мужчин и женщин равными правами, в том числе в вопросах участия в политической жизни общества, поддержания мира и безопасности. Следует подчеркнуть, что гендерное равенство предполагает равные возможности, равный доступ к ресурсам, равное уважение и мужчин, и женщин. Но гендерное равенство не означает, что мужчины и женщины одинаковы по своей сути.

Отправной точкой начала крупномасштабной компании ООН по включению женщин наравне с мужчинами во все сферы жизни, в том числе по вопросам мира, безопасности и развития, стала Четвертая Всемирная конференция ООН по положению женщин, проходившая в сентябре 1995 года в Пекине. Впоследствии, в октябре 2000 года, через пять лет после Пекинской встречи, Совет Безопасности принял самую важную и значимую Резолюцию 1325 о женщинах, мире и безопасности <2>.

<2> Резолюция 1325 (2000), о женщинах, мире и безопасности, 31 октября 2000 г. СБ Организации Объединенных Наций, 4213-е заседание /S/RES/1325.2000.

Впервые СБ ООН в сводной резолюции признал, что гражданское население, особенно женщины и дети, являются наиболее уязвимыми во время конфликтов. Женщины в наибольшей степени несут на себе тяготы, обусловленные вооруженными конфликтами, и это представляет собой угрозу безопасности гуманитарного характера, поэтому именно женщины должны играть главенствующую роль в предотвращении и урегулировании конфликтов.

Резолюция СБ ООН подчеркивала важность равноправного и всестороннего участия женщин во всех мероприятиях по поддержанию и содействию укреплению мира и безопасности. Отмечается необходимость усиления роли женщин в миротворческих операциях Организации Объединенных Наций в качестве военнослужащих, полицейских и гражданских сотрудников, в том числе на руководящих постах.

Резолюция способствовала развитию различных форм поддержки участия женщин в укреплении мира, в числе которых гендерное обучение сотрудников ООН с целью акцентирования внимания на потребностях женщин и мужчин во время процесса укрепления мира, и важности вовлечения женщин на всех уровнях принятия решений. Положения Резолюции 1325 были положены в основу стратегии, основанной на учете проблем и жизненного опыта женщин, равно как и мужчин <3>, при разработке, реализации, мониторинге и оценке политики и программ во всех политических, экономических и социальных сферах. Важно, что резолюция утвердила положение о необходимости участия женщин наравне с мужчинами в миротворческих операциях. Было положено начало интеграции гендерных перспектив в миссии по построению и поддержанию мира, а также в защите женщин в зонах вооруженных конфликтов. Осуществление Резолюции 1325 Совета Безопасности о роли женщин в предотвращении конфликтов и постконфликтном восстановлении способствовало также тому, чтобы подобные подходы были оперативно восприняты ОБСЕ и вошли в документы этой Организации.

<3> Операции ООН по поддержанию мира: сайт. URL: http://www.un.org/russian/peace/pko/index.asp (дата обращения: 11.01.2019).

Гендерное равенство мужчин и женщин требует особенного подхода, оно может быть определено сообразно каждой конкретной культуре. Миротворческие программы могут способствовать гендерному равенству в случае, если такая цель неразрывно связана с каждым аспектом миротворчества и является составляющей каждой женской программы.

На необходимость участия женщин в миротворческих миссиях указывает наличие ряда причин, в их числе особо отмечается то, что:

- женщины, составляя половину любого общества, могут и должны быть партнерами мужчин в процессе построения мира и безопасности, поскольку задачи миростроительства огромны;

- центральная позиция женщины в быту делает их вовлеченность в построение мира и безопасности значимой;

- женщин нужно вдохновлять и использовать их таланты в построение мира и безопасности;

- женщины не могут быть исключены из процессов, протекающих в обществе, а значит, и в принятии решений, лидерстве и возможности получения образования по всему миру; важно создавать для них специальные программы;

- гендерное неравенство стоит в одном ряду с такими явлениями, как сексизм, расизм, этническая и религиозная дискриминация, все это в одинаковой мере стимулирует женщин к участию в миростроительстве; поэтому важно участие женщин в миротворческих усилиях <4>.

<4> Доклад Группы по операциям Организации Объединенных Наций в пользу мира. S/2009/809. Нью-Йорк: ООН, 2000, 04/01/2015.

Женщины-миротворцы своей деятельностью доказывают способность выполнять в тех же трудных условиях те же функции и на том же уровне, что их коллеги-мужчины. Женщины могут и должны продолжать воздействовать на процессы построения мира, основанного на справедливости и эффективном управлении. Необходима активная роль женщин в таких вопросах, как геноцид, безнаказанность в отношении женщин - жертв сексуального насилия или насилия по признаку пола, помощь женщинам - бывшим комбатантам в процессе демобилизации и реинтеграции в мирную жизнь, выполнении функций наставников женщин-кадетов в полицейских академиях и во многих других случаях, то есть там, где женщины лучше выполняют задачи в контексте миротворческих операций <5>.

<5> Гендер и развитие // Информационный бюллетень. 2008. N 1.

Россия поддерживает сохранение и приверженность принципу суверенного равенства государств, выступает за укрепление роли ООН и многосторонних институтов при распространении принципа универсальности участия в международном многостороннем сотрудничестве, призывает к созданию зоны, свободной от оружия массового уничтожения, и недопущению международного нелегитимного вмешательства в дела других государств и экспорта террористических элементов.

Российской Федерацией миротворческая деятельность рассматривается как совокупность мер по урегулированию и разрешению конфликтов и войн, а также их последствий, созданию "площадок толерантности", "мостов дружбы", способствующих укреплению дружбы между народами, культурного имиджа России в мире, повышению уровня патриотизма и активной гражданской позиции у молодежи и современного общества, упрочению общечеловеческих ценностей.

Усиление позиций Российской Федерации в качестве одного из влиятельных центров современного мира предполагает активное вовлечение государства в миротворческую деятельность, способствующую содействию урегулированию конфликтов и созданию комфортной, демократичной, управляемой и безопасной международной среды без ограничительных линий и расколов. Несмотря на заметное осложнение отношений России и западных стран, диалог по вопросам международного миротворчества должен строиться только по кооперативному, а не конфронтационному руслу <6>.

<6> Акатова Н.С., Артемьев А.А., Архипов М.И., Баранова Т.Л., Гайдашов А.В., Голубев А.А., Дюжилова О.М., Дядькин О.Н., Жаров В.А., Каплун Э.Ю., Керимов А.Д., Кишко В.А., Ковшевацкий В.И., Куксин И.Н., Лунев В.А., Лунева Е.В., Майорова А.Н., Малинин С.А., Малышева Е.Н., Малышева О.С. и др. Социально-экономическая политика и современное государство. Тверь, 2018.

Порядок предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала, организации его подготовки и обеспечения для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности регулируется Федеральным законом от 23 июня 1995 года N 93-ФЗ "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности", а также рядом других нормативных правовых актов.

МВД России участвует в миротворческой деятельности с 1992 года. Сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации в составе группы из восьми человек впервые приняли участие в операции по поддержанию мира на территории бывшей Республики Югославия. Отбор кандидатов для командирования в миротворческие миссии осуществляется в соответствии с требованиями Приказа МВД России от 30 августа 2000 года N 914 "Об организации участия сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в миротворческих миссиях".

Более чем за 25-летний период около 600 сотрудников МВД России приняли участие в миротворческих операциях по всему миру. Представители российской полиции в составе миротворческих полицейских сил несли и несут службу в Демократической Республике Конго, Республике Гаити, Республике Южный Судан, Республике Колумбия, Республике Кипр, Республике Либерия, Демократической Республике Восточный Тимор, Киргизской Республике, Грузии и в бывшей Республике Югославия.

В настоящее время Министерство внутренних дел Российской Федерации имеет возможность направлять своих сотрудников для несения службы в составах миссий ООН и ОБСЕ как на обычные должности, так и по контракту.

Правовым основанием участия сотрудников МВД России в миротворческой деятельности ООН является распоряжение Президента Российской Федерации от 5 декабря 2014 года N 385-рп "О направлении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в составы миссий ООН". Данное распоряжение позволяет направлять сотрудников органов внутренних дел без ограничения по квотам в любые существующие ныне миссии ООН в зависимости от ситуации на международной арене, по согласованию с МИД России.

Срок командирования в миссии составляет 12 месяцев с возможностью последующего продления на 6 месяцев. Максимальный срок командирования не установлен и, как правило, составляет три года.

Правовым основанием участия сотрудников МВД России в миссиях ОБСЕ является распоряжение Президента Российской Федерации от 6 апреля 2015 года N 83-рп "О направлении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации для несения службы в составах миссий Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и участия в проектах и программах этой Организации, реализуемых в иностранных государствах". Срок командирования в миссии ОБСЕ рассматривается в индивидуальном порядке и на первоначальном этапе может составлять от 3 до 12 месяцев с возможностью последующего продления. Максимальный срок пребывания в миссиях ОБСЕ составляет семь лет.

Все сотрудники, направляемые в миссии, проходят отбор в соответствии с требованиями к кандидатам, которые предъявляются секретариатами ООН и ОБСЕ.

Особое внимание уделяется участию женщин-полицейских в операциях по поддержанию мира. Под эгидой ООН регулярно проводятся курсы по подготовке старших офицеров полиции для женщин. Программа включает в себя изучение участниками основополагающих материалов по вопросам миротворчества, в том числе о роли женщин-полицейских в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности. Особое внимание уделяется роли полиции в защите мирного населения, в частности женщин и детей. Указанные курсы проводились в г. Аддис-Абеба (Эфиопия, декабрь 2017 г.), г. Куала-Лумпур (Малайзия, январь 2018 г.), г. Дакар (Сенегал, май 2018 г.), г. Амман (Иордания, декабрь 2018 г.). В работе курсов регулярно принимают участие представители МВД России женского пола. По завершению курсов всем участникам выдаются сертификаты, которые в дальнейшем позволяют его владельцам претендовать на различные должности в полевых миссиях ООН, в том числе и контрактные.

Секретариат ООН проводит активную политику гендерного равенства в отношении государств, направляющих миротворческий контингент, призывая постоянно увеличивать число женщин-полицейских в миссиях.

В настоящее время доля женщин в полицейских миротворческих формированиях ООН составляет менее 3%. Одним из условий направления государствами полицейских в миссии является присутствие не менее 20% женщин от общего числа контингента страны, в будущем планируется достичь показателя, равного 50%. В этой связи во время отбора кандидатов в миссии при одинаковой квалификации, предпочтение отдаются кандидатам-женщинам.

Кроме того, Секретариат ООН оставляет за собой право сократить численность полицейского контингента того или иного государства, если оно не предоставляет кандидатов-женщин, в пользу женщин из другого государства, направляющего полицейский контингент.

На сегодняшний день в операциях по поддержанию и восстановлению мира участвует 10 представительниц женского пола из числа сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, что составляет чуть более 20% от общего числа сотрудников, проходящих службу в миссиях.

С учетом требований Секретариата ООН Министерство внутренних дел Российской Федерации заинтересовано в продвижении кандидатов женского пола для направления в миротворческие миссии.

Миротворчество, как механизм, предпринимаемый в интересах сохранения и поддержания мира и безопасности, окончательно утвердился в качестве одного из основных инструментов в арсенале мирового сообщества.

Анализ миротворческой деятельности международных организаций ООН и ОБСЕ дает возможность определить место этих организаций в глобальном процессе координации миротворческой деятельности мирового сообщества, включая гендерное равенство и гендерный баланс. Миротворчество в современном мире не только не утрачивает своего значения, но, напротив, становится еще более актуальным направлением деятельности перед лицом новых глобальных вызовов и угроз. Роль и значение женщин в миротворческом процессе усиливается, что предопределяется не только реализацией государствами гендерной политики, но и объективными результатами деятельности. Министерство внутренних дел Российской Федерации располагает необходимым кадровым потенциалом, способным эффективно участвовать в миротворческих миссиях ООН с учетом современных требований гендерного равенства.

 

Источник публикации: https://espchhelp.ru/koon/stati/4016-uchastie-sotrudnikov-organov-vnutrennikh-del-v-mirotvorcheskoj-deyatelnosti-organizatsii-ob-edinennykh-natsij-v-kontekste-gendernogo-ravenstva-2 .