Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Влияние Конвенции ООН о правах инвалидов на уголовно-исполнительную политику России и исправление осужденных инвалидов. 2

Обновлено 09.12.2022 06:30

 

Ратификация Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов позволила распространить реализацию государственной программы "Доступная среда" на уголовно-исправительные учреждения, что повлияло на эффективность исправления осужденных инвалидов, улучшение психологического климата в отрядах. Автором рассмотрена практика в некоторых субъектах РФ по повышению показателей доступности объектов уголовно-исполнительной системы в отношении инвалидов. Автором проанализированы проблемы применения средств исправления в отношении осужденных инвалидов, проблемы реализации индивидуальной программы реабилитации, проблемы трудоустройства и получения образования в исправительных учреждениях с учетом международных стандартов. В ходе исследования проведен анализ реализации Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений в отношении инвалидов (п. п. 192 - 199), а также анализ решений Европейского суда по правам человека (нарушение статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в отношении осужденного инвалида). В результате исследования автором, во-первых, предложены меры, способствующие исправлению осужденных инвалидов, во-вторых, предложены способы профилактики преступлений среди осужденных инвалидов (получение дистанционного образования, получение профессии и трудоустройство в исправительном учреждении); в-третьих, сделан вывод о том, что исправительное воздействие в отношении осужденных инвалидов должно осуществляться с учетом международных стандартов и основываться на необходимости оказания помощи в условиях изоляции и после освобождения с целью профилактики рецидивной преступности.

Большая часть нормативных положений российского уголовно-исполнительного законодательства соответствует международным стандартам [1, с. 19]. Вместе с тем есть еще некоторые области, где противоречия до конца еще не разрешены [2, с. 67]. Подписание Конвенции ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года с 1 января 2016 года (далее - Конвенция) актуализирует проблему применения в Российской Федерации общепризнанных принципов и норм международного права в связи с необходимостью подготовки нормативно-правовых актов и внесения изменений в действующее законодательство в сфере исполнения наказания в виде лишения свободы и обращения с осужденными инвалидами [3]. После ратификации Конвенции в 2012 году до сих пор существуют определенные трудности, связанные с реализацией указанной Конвенции и имплементацией норм международного права в российское уголовно-исполнительное законодательство. Отметим, что с момента ратификации Конвенции прошло более 3 лет, которые понадобились законодателю для разработки пакета документов, изменяющих правовой статус инвалидов, в том числе и в местах лишения свободы [4].

В связи с ратификацией Конвенции вступили в силу изменения в большое количество нормативно-правовых актов Российской Федерации, связанных с правовым статусом инвалидов, в том числе и в Уголовно-исполнительный кодекс РФ (далее - УИК РФ). Так, например, с 1 января 2016 года вступили изменения в статью 101 УИК РФ, которая дополнена ч. ч. 6 и 7 в связи с ратификацией Конвенции ООН о правах инвалидов (право на реабилитацию и освидетельствование в местах лишения свободы) [4]. Однако внесение изменений в уголовно-исполнительное законодательство ст. 101 "Медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы" не решило всех проблем, возникающих при исправлении осужденных инвалидов в местах лишения свободы.

Наиболее остро стоит проблема оказания помощи инвалидам-колясочникам, которые в силу своих физических ограничений не всегда самостоятельно могут помыться или посетить туалет. Ежедневную помощь в выполнении санитарных потребностей им оказывают другие осужденные (переносят их на руках, помогают принять душ, приносят какие-то вещи, так как коляска не всегда проходит в дверной проем бани или столовой) [5].

В связи с ратификацией Конвенции реализация государственной программы "Доступная среда" с 2011 года по 2015 год была продлена Постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 N 1297 до 2020 года с целью реализации международных стандартов, развития доступной среды и в местах отбывания наказания в виде лишения свободы [6].

Так, например, на данный момент в ИК-9 УФСИН России по Омской области созданы все необходимые условия для отбывания наказания лицам с ограниченными возможностями. В настоящее время в этой колонии отбывают наказание 16 осужденных - инвалидов II группы, 30 человек инвалиды III группы. Специальные приспособления, без которых повседневная жизнь инвалидов становится затруднительной, в учреждении появились благодаря реализации программы "Доступная среда". Пандусы, поручни, двери, устройства ската были изготовлены в производственной зоне учреждения. Создание в исправительном учреждении доступной среды для лиц с ограниченными возможностями положительно повлияло на улучшение психологического микроклимата в отрядах учреждения. Помимо ИК-9, на территории всей Омской области планируют расширить данную доступную среду для осужденных-инвалидов [7].

Как верно отмечает Н.А. Стручков, суть исполнения наказания и ресоциализация осужденного состоят в том, чтобы исправить его, вернуть обществу полезным членом, предупредить совершение им новых преступлений, чтобы во время отбывания наказания он был приспособлен, приучен к жизни среди честных людей [8, с. 5].

Следовательно, ресоциализация личности осужденного, являющегося инвалидом, а также его реабилитация по индивидуальной программе являются важнейшей социально-правовой и гуманитарной проблемой, решать которую призваны не только пенитенциарные учреждения и органы социальной защиты инвалидов, но и государство в целом [9, с. 9].

Так, например, в ИК-6 УФСИН России по Удмуртской Республике все осужденные с ограниченными возможностями, желающие трудоустроиться, обеспечены рабочими местами. На участке металлообработки выделены места с облегченными условиями труда. Также в Удмуртской Республике специально для данной категории осужденных в отрядах были установлены пандусы и информационные знаки. На зданиях медицинской части и столовой размещены яркие контрастные маркировки. В столовой исправительной колонии и рядом со спальными местами осужденных, имеющих группу инвалидности, расположены специальные крючки для трости и костылей. Душевая и кабинки туалета оборудованы специальными поручнями [10].

Вопрос трудоустройства осужденных инвалидов, в индивидуальную программу реабилитации которого включено требование о необходимости осуществления трудовой деятельности, стоит наиболее остро. По справедливому мнению С.П. Щербы, администрация исправительного учреждения обязана обеспечить инвалида рабочим местом по имеющейся у него специальности или направить на обучение и переподготовку [9, с. 281].

Дозированный труд для осужденных инвалидов не использовался как самостоятельный метод реабилитации до ратификации Конвенции. Кроме того, проведение трудовой терапии дает возможность обучения данной категории осужденных востребованным на региональных рынках труда профессиям, что способствует формированию и закреплению у них позитивной мотивации к общественно полезному труду [11].

Согласимся с О.А. Владимировой, перевоспитание трудом следует активно реализовывать именно в отношении осужденных инвалидов, поскольку дозированный труд в качестве терапевтического воздействия благоприятно влияет на функциональные возможности организма, помогает процессу реабилитации и социальной адаптации [12, с. 135]. Труд осужденных занимает важнейшее место среди средств исправления осужденных в России [13, с. 14]. Как верно отмечает О.А. Алфимова, вопрос о специфике природы труда осужденных к лишению свободы в российской пенитенциарной науке изучен довольно широко [14, с. 15]. Дальнейшие перспективные исследования в данной сфере возможны с опорой на реальные практики организации труда осужденных в местах лишения свободы [15].

Материально-бытовые права осужденных инвалидов значительно расширены Приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295, которым утверждены новые Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений [16]. Данные Правила содержат раздел XXVIII "Особенности содержания осужденных, являющихся инвалидами" (п. п. 192 - 199 Правил) и вступили в силу с 7 января 2017 года. В соответствии с п. 196 указанных Правил осужденным инвалидам в установленное распорядком дня исправительного учреждения время и графиком работы предоставляется время для реализации индивидуальной программы реабилитации. При реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации (далее - ИПРА) инвалида не во всех случаях обеспечиваются последовательность, комплексность и непрерывность в осуществлении реабилитационных или абилитационных мероприятий, динамическое наблюдение и контроль за эффективностью проведенных мероприятий.

Вместе с тем содействие в трудоустройстве администрацией исправительного учреждения осужденным инвалидам в некоторых исправительных учреждениях не оказывается, ИПРА, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в полном объеме не выполняется [17].

Еще одной проблемой является высокая смертность среди осужденных от различных заболеваний в местах заключения, в первую очередь инвалидов. На 01.01.2018 в уголовно-исправительных учреждениях было зарегистрировано 928 826 заболеваний, в том числе заболеваний, носящих социально значимый характер, такие как туберкулез - 19 721 чел., ВИЧ-инфекция - 63 714 чел., вирусный гепатит B, C - 62 225 чел., сифилис - 5 688 чел, алкоголизм - 20 814, наркомания - 49 036 чел., психические расстройства - 49 895 [18].

Отметим, что в местах изоляции от общества нередко находятся лица со слабым здоровьем, больные серьезными и социально значимыми заболеваниями [19]. Заболевание осужденного может стать причиной инвалидности. Так, например, Европейский суд по правам человека (далее - ЕСПЧ) постановил взыскать с Правительства России 15 тыс. евро за неоказание медпомощи осужденному Владимиру Пашкевичу, умершему в ИК-7 УФСИН России по Забайкальскому краю в апреле 2016 года. Осужденный 63-летнего возраста инвалид I группы страдал рядом серьезных заболеваний. Среди них - ишемическая болезнь сердца, стенокардия, атеросклероз аорты и мозговых артерий, хроническая болезнь легких, застарелый компрессионный перелом позвонков и др. В решении ЕСПЧ подчеркивается, что, когда российские власти решили отправить инвалида в колонию, они должны были обеспечить ему необходимые условия содержания. Как следует из документов, должностные лица российских правоохранительных органов знали о состоянии его здоровья, но не принимали никаких мер, чтобы облегчить его страдания [20].

В своем решении ЕСПЧ признал, что российские власти нарушили статью 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (запрет бесчеловечного и унижающего достоинство обращения - в части неоказания надлежащей медицинской помощи) [20]. Таким образом, рассматривая в разное время дела, связанные с негуманным обращением осужденных, ЕСПЧ выработал определенные правовые позиции, позволяющие разграничивать понятия "пытки", "бесчеловечное обращение или наказание", "обращение и наказание, унижающее достоинство" [21].

Следует обратить особое внимание на цель уголовно-исполнительного законодательства, заключающуюся в исправлении осужденных и предупреждении совершения новых преступлений. Предполагается, что лицо освобождается от уголовного наказания, достигнув цели исправления [22, с. 29].

Подводя итог исследованию, отметим:

1. Исправительное воздействие в отношении осужденных инвалидов с учетом международных стандартов должно основываться на необходимости оказания помощи в условиях изоляции и после освобождения.

2. Привлечение к труду должно осуществляться во взаимосвязи с профессиональным обучением в соответствии с физическими и психическими особенностями осужденных.

3. Необходимость получения дистанционного образования в местах лишения свободы осужденными инвалидами с целью их последующей ресоциализации.

4. Необходимость определения личностных склонностей и их практическое сопоставление с жизненными перспективами каждого осужденного инвалида, с тем чтобы на этой основе готовить их к жизни вне учреждений.

5. Осуществление трудовой деятельности за пределами исправительного учреждения.

6. Взаимодействие администрации исправительных учреждений с общественными организациями, желающими оказать помощь осужденным инвалидам и лицам, нуждающимся в физической и иной помощи.

7. Необходимость ввести ответственность осужденных за нарушение режима лечения или отказ (уклонение) от лечения с целью профилактики распространения социально значимых заболеваний в учреждениях уголовно-исполнительной системы среди осужденных инвалидов и остальных осужденных.

8. С целью профилактики совершения новых преступлений необходимо ввести ответственность за уклонение от режима лечения тяжело больных осужденных, досрочно освободившихся из мест лишения свободы (ч. 2 ст. 81 УК РФ).

 

Источник публикации: https://espchhelp.ru/koon/stati/4031-vliyanie-konventsii-oon-o-pravakh-invalidov-na-ugolovno-ispolnitelnuyu-politiku-rossii-i-ispravlenie-osuzhdennykh-invalidov-2 .