Правовая природа права ребенка на доступ к информации и его ограничения в целях защиты ребенка от информации, наносящей вред психическому здоровью и развитию несовершеннолетних.
Проанализируем международных актов в сфере защиты прав человека, касающиеся права на доступ к информации. Автор статьи высказывает гипотезу о том, что правовой механизм, включающий в себя меры согласованного взаимодействия семьи и государства, наилучшим образом способствует реализации мер по защите детей от вредной информации в сочетании с сохранностью права ребенка на доступ к информации. В рамках данного направления в статье выявляется правовая природа права ребенка на доступ к информации. В статье проведен анализ положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конвенции ООН о правах ребенка и ряда других международных актов в указанной сфере. Обобщена практика ЕСПЧ по делам, связанным с правом на свободу выражения своего мнения, что позволило определить правовую сущность этого права в контексте положений основных международных актов о защите прав человека.
Актуальность данного исследования обусловлена насущной научной и практической потребностью поиска баланса интересов ребенка, родителей и государства при осуществлении защиты ребенка от вредной информации. Всеобщая декларация прав человека гарантирует каждому право на свободу мнений и их выражения. Это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ (ст. 19). По сути, аналогичные положения содержатся в Европейской конвенции о правах человека и основных свобод (далее - ЕКПЧОС) (ст. 10), тем не менее право, гарантированное в указанной норме, имеет иное содержание, предоставляя каждому право свободно выражать свое мнение. Это право, согласно положениям ЕКПЧОС, включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Таким образом, ст. 10 ЕКПЧОС включает в "право свободно выражать мнение" право искать, передавать и получать информацию. Право "искать" при этом может быть истолковано как включенное в право передавать и получать информацию.
В литературе упоминается, что такая гарантированная свобода в отношении поиска информации может привести к возможному расширению права на информацию, как это сделано во внутреннем законодательстве государств об информации <1>. При этом анализ документов подготовительной работы над ЕКПЧОС дает возможность думать, что такая формулировка не была связана с желанием разработчиков ЕКПЧОС связать ст. 10 только с правом доступа к информации, находящейся в ведении публичных органов власти. Однако практика ЕСПЧ позволяет сделать вывод о том, что ст. 10 ЕКПЧОС гарантирует право на доступ к информации, носящей публичный характер <2>. Заявители, которые пытались убедить ЕСПЧ, что государство несет обязанность по предоставлению любой информации, а не только той, которая касается деятельности органов власти и т.п., потерпели поражение <3>. ЕСПЧ постановил, что свобода получения информации, гарантированная ст. 10 (1), в первую очередь является свободой доступа к общим источникам информации, которая не может быть ограничена позитивными действиями <4>.
<1> Bullinger M. Freedom of expression: an essential element of democracy. Report presented to the Sixth International Colloquy about the European Convention on Human Rights (Sevilla, 13 - 16 November 1985) // Human Rights Law Journal 1985. 1985. No. 2 - 4. P. 340.
<2> Voorhoof D. Critical perspectives on the scope and interpretation of Article 10 of the European Convention on Human Rights. Mass media files No. 10. Strasbourg: Council of Europe Press, 1995.
<3> Mowbray Cf.A. The Development of Positive Obligations under the European Convention on Human Rights by the European Court of Human Rights. Oxford: Hart Publishing, 2007. P. 50.
<4> Ruling of the European Court of Human Rights on the complaint N 10392/83 'Z v. Austria'. Decision of 13 April 1988. URL: http://echr.ketse.com/doc/10392.83-en-19880413/view/ (дата обращения: 13.05.2020).
Таким образом, правовые позиции ЕСПЧ позволяют сделать вывод о том, что ст. 10 ЕКПЧОС устанавливает гарантии в отношении права на доступ к информации, находящейся в ведении органов власти.
Дебаты о свободе информации, которые начались в 1946 г. в связи с принятием Генеральной Ассамблеей ООН Резолюции о проведении всемирной конференции по вопросам свободы информации, имели своей целью выявить и описать существенные особенности информационного процесса (процесса обмена информацией). В Замечаниях общего порядка о правах человека, принятых Комитетом по правам человека (1989 г.) <5>, подчеркивалось, что дети должны пользоваться всеми гражданскими правами, которые закреплены в Международном пакте о гражданских и политических правах. При этом необходимо учитывать, что в реальности дети с учетом их незрелости на практике не имеют способности, не обладают необходимыми качествами для того, чтобы осуществлять права, продекларированные в основополагающих актах о правах человека. В связи с чем включение их прав в текст собственно "детских" международных актов позволяет детям в полной мере иметь равные права со взрослыми людьми.
<5> Замечания общего порядка, принятые Комитетом по правам человека. URL: https://csip.kg/documents/internationalhumanrightsinstruments/ICCPR_ZamObPor.pdf (дата обращения: 08.08.2020).
Международное право в сфере защиты прав человека гарантирует ребенку ряд прав, связанных так или иначе с информацией. Этому вопросу посвящены ст. ст. 13 - 17 Конвенции о правах ребенка (далее - КПР). Права ребенка, связанные с информацией, носят комплексный характер. В частности, в п. 1 ст. 13 КПР указано, что ребенок имеет право свободно выражать свое мнение. Это право состоит из нескольких частей и, помимо прочего, "включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка". Право на доступ к информации является неотъемлемым аспектом свободы выражения мнения, поскольку оно позволяет гражданам иметь адекватное представление и формировать критическое мнение о состоянии общества, в котором они живут. Для этого право на доступ к информации включено в состав права на свободу выражения своего мнения (ст. 13 КПР), которое, помимо прочего, включает в себя право на поиск, получение и передачу информации. При этом предполагается, что получение информации возможно из любого источника и в любой форме: устной, письменной, печатной и др. Право на выбор формы выражения информации КПР предоставляет ребенку.
Осуществление права на информацию может подвергаться некоторым ограничениям, однако в качестве таковых могут быть только такие, которые предусмотрены законом и которые необходимы для уважения прав и репутации других лиц или для охраны государственной безопасности или общественного порядка, а также здоровья или нравственности населения (п. 2 ст. 13 КПР). Таким образом, буквально толкуя положения КПР, ограничение права ребенка на свободу выражения своего мнения посредством поиска, получения и передачи информации может быть установлено исключительно в публичных целях, но не в интересах самого несовершеннолетнего. Следует заметить, что в ходе обсуждения ст. 13 КПР в 1989 г. Немецкой демократической партией было высказано предложение добавить к имеющимся ограничениям еще одно: "духовное и моральное благополучие ребенка". Однако это предложение было отклонено на том основании, что еще одно основание для ограничения права будет излишним <6>.
<6> Langlaude S. On How to Build a Positive Understanding of the Child's Right to Freedom of Expression // Human Rights Law Review. 2010. N 10 (1). P. 38.
При этом в Руководстве к КПР указывается, что "государства-участники обязаны рассматривать ребенка в качестве активного субъекта права". Государства-участники обязаны не только признавать права детей на законодательном уровне, но и установить механизм обеспечения их прав. В связи с чем указания на наличие гражданских прав в конституции государства оказывается недостаточно, необходимо прямо устанавливать права детей, гарантируемые ст. ст. 13 - 17 КПР, а также предусмотреть, как эти права реализуются именно детьми, механизмы защиты этих прав. Комитет по правам ребенка на основании отчетов государств-участников делает вывод о том, что государства - участники КПР не в полной мере исполняют эти обязательства. В частности, указывается, что "Комитет в целом обеспокоен тем, что недостаточное внимание было уделено продвижению гражданских прав и свобод ребенка, как это предусмотрено в ст. ст. 13 - 17 КПР. Информация, предоставленная Комитету, указывает, что традиционные социальные установки относительно роли детей не позволяют считать детей носителями полной правоспособности" <7>.
<7> Hodgkin R., Newell P. Implementation handbook for the convention on the rights of the child. URL: https://www.unicef.org/publications/files/Implementation_Handbook_for_the_Convention_on_the_Rights_of_the_Child_Part_1_of_3.pdf (дата обращения: 12.06.2020).
Комитет отмечал, что страны принимают недостаточно усилий для реализации права ребенка на выражение своего мнения. В некоторых случаях Комитет указывал, что право ребенка на свободу выражения своего мнения ограничивается в семье (Доклад по Грузии CRC/C/15/Add.222, paras 28 and 29) <8>, в других случаях он обнаруживал, что установленной основным законом государства гарантии права ребенка на свободу выражения своего мнения недостаточно, для того чтобы обеспечить его реализацию, так как пробелы в законодательстве и отсутствие механизма обеспечения реализации этого права не позволяют считать, что право на свободу выражения своего мнения реализуется в полном объеме (Доклад по Албании CRC/C/15/Add.249, paras 36 and 37) <9>.
<8> The material in this Handbook has been commissioned by the United Nations Children's Fund (UNICEF). The contents do not necessarily reflect the policies or the views of UNICEF. P. 179. URL: https://www.unicef.org/publications/files/Implementation_Handbook_for_the_Convention_on_the_Rights_of_the_ Child_Part_1_of_3.pdf (дата обращения: 12.06.2020).
<9> The material in this Handbook has been commissioned by the United Nations Children's Fund (UNICEF). The contents do not necessarily reflect the policies or the views of UNICEF. P. 179. URL: https://www.unicef.org/publications/files/Implementation_Handbook_for_the_Convention_on_the_Rights_of_the_ Child_Part_1_of_3.pdf (дата обращения: 12.06.2020).
Дискуссия о том, есть ли у детей права, и если да, то какие права, а также масштаб и степень прав, бесконечна. При ответе на эти вопросы можно исходить из теорий воли и интереса. В соответствии с теорией воли обладание правом предполагает волю иметь право, волю отказываться от него и требовать его соблюдения. Авторы утверждают, что дети не могут иметь права на свободу выражения своего мнения потому, что они не могут сделать осознанный выбор. Например, К. МакЛауд утверждает, что по мере развития у детей познавательных и эмоциональных способностей, освоения ими моральных норм диапазон информации, от которой они должны быть защищены, уменьшается. Соответственно, по мере взросления детей объем и содержание их прав на доступ к информации и выражение своего мнения увеличивается <10>. Таким образом, в соответствии с этой теорией, например, младенец не может иметь права на выражение мнения, поскольку у него мнение еще не сформировано, нет воли на обладание этим правом.
<10> MacLeod Colin M. A Liberal Theory of Freedom of Expression for Children // Chicago-Kent Law Review. 2004. N 79 (1). P. 67 - 68.
Сторонники теории интереса иначе подходят к этому вопросу, разъясняя, что неверно утверждать, что у младенцев нет права на выражение своего мнения. Напротив, свобода выражения мнения имеет аспект развития, и если она должным образом защищена, то это позволит ребенку развиваться в обществе наравне с другими, становиться гражданином, участвовать в общественной жизни как гражданин, а не просто как бессмысленный потребитель. Таким образом, инструментальная ценность свободы выражения играет ключевое значение в создании социальных и политических стимулов <11>.
<11> Thorgeirsdóttir H. Article 13. The Right to Freedom of Expression Martinus Nijhoff Publishers, Leiden. 2006. P. 27.
Рассуждая о праве на свободу выражения своего мнения, следует отметить его двойственный характер. С одной стороны, у ребенка такого права нет, так как нет сформированной воли, мнения и проч. Но при этом наличие этого права обеспечивает ребенку развитие как личности и гражданина. Дети должны развиваться как самостоятельные личности, и от них нельзя ожидать, что они станут таковыми магическим образом в 18 лет, не имея возможности ранее выражать свое мнение. О такой необходимости говорилось также и в выступлении Франка Ла Рю (специального докладчика по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их выражение), представленном в соответствии с Резолюцией 25/2 Совета по правам человека <12>.
<12> Report of the Special Rapporteur on the promotion and protection of the right to freedom of opinion and expression. Sixty-ninth session. URL: https://ifex.org/ (дата обращения: 13.04.2020).
Следовательно, на наш взгляд, идея о том, что дети не имеют права выражать своего мнения, так как у них его не сложилось (теория воли), в отличие от взрослых, не выдерживает критики. То, что дети осуществляют свои права иначе, чем взрослые, не означает, что у них нет прав, однако содержание их может быть ограничено. При этом недостающую детскую правосубъектность компенсируют родители (опекуны) на основе ст. 5 КПР. Осуществление детьми своего права на свободу выражения мнения расширяется по мере взросления, одновременно с этим право руководить ребенком в том смысле, которое предоставляется родителям (опекунам) в соответствии со ст. 5 КПР, уменьшается.
Право на доступ к информации, состоящее из права искать, получать и распространять информацию, гарантировано в ст. 13 КПР. В литературе указывается, что ребенку должна быть предоставлена специальная целевая забота о безопасности информации. Основным показателем полезности информации является благополучие детей, которые в силу объективных причин нуждаются в таком виде заботы <13>. Поиск информации и доступ к ней важны для ребенка и его развития, в связи с чем дети должны иметь доступ к разнообразным культурным материалам, которые могут способствовать развитию способностей и могут стимулировать критическое мышление ребенка. Соответственно, дети должны иметь доступ к электронным и печатным СМИ, книгам, журналам, газетам, теле- и радиопрограммам. При этом государство должно обеспечить получение детьми качественной, полезной информации, а контроль за деятельностью ребенка в СМИ возлагается на родителей и других законных представителей.
<13> Беспалов Ю.Ф. Информационная безопасность лиц с особым правовым статусом: социально-правовой аспект // Нотариус. 2020. N 1. С. 16.