Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Защита права на наименование средства массовой информации.

Обновлено 09.12.2022 06:33

 

Рассмотрим проблему защиты права на наименование средства массовой информации. По мнению автора, это право можно защищать в рамках как законодательства о защите конкуренции, так и гражданского законодательства.

Рынок средств массовой информации - это конкурентный рынок, где на предпочтение аудитории влияет множество факторов. Одним из них, несомненно, является название (наименование) СМИ, с которым читатели, слушатели или зрители, а также рекламодатели связывают имидж, рейтинг и деловую репутацию соответствующих газет, журналов, радио- или телеканалов.

Экономико-правовое положение наименования СМИ в России является двойственным. С точки зрения выполняемых функций наименование СМИ следует отнести к средствам индивидуализации, так как оно индивидуализирует средство массовой информации и отличает последнее от других СМИ, отражает и аккумулирует репутацию СМИ, гарантирует потребителю определенное качество контента, обозначаемого соответствующим наименованием. Однако юридически название СМИ не является средством индивидуализации, охраняемым в качестве интеллектуальной собственности, поскольку этого объекта нет в перечне интеллектуальной собственности (ст. 1225 Гражданского кодекса РФ) и поскольку этот перечень является закрытым. Более того, специальная правовая регламентация права на название СМИ, осуществляемая в рамках Закона РФ "О средствах массовой информации" <1>, является фрагментарной и противоречивой, что препятствует эффективной защите этого права.

<1> Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" // Российская газета. 08.02.1992. N 32.

Закон РФ "О средствах массовой информации" действует уже тридцать лет. Однако в нем до сих пор неудовлетворительно урегулированы отношения по охране и защите права на наименование (название) СМИ: не признается само это право, не определены его границы, не установлен порядок защиты. Такие пробелы были частично восполнены в актах Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Верховный Суд РФ признал право на название СМИ и разъяснил, что оно защищается на основании общих положений ГК РФ о способах защиты гражданских прав. Президиум ВАС РФ, также признав это право, ошибся с его квалификацией, когда указал, что к рассматриваемым отношениям следует применять ст. 8 Конвенции по охране промышленной собственности, посвященной фирменному наименованию.

В настоящей работе отмечается, что право на название СМИ следует охранять на основании следующих доводов:

1) Закон РФ "О средствах массовой информации" запрещает создание СМИ с одинаковыми названиями;

2) наименование СМИ выполняет функцию индивидуализации средства массовой информации;

3) наличие в пределах одной территории двух СМИ с тождественным или сходным до степени смешения наименованием может помешать нормальному ходу гражданского оборота и ввести в заблуждение потребителей или контрагентов;

4) никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения, когда приходит на рынок со своим наименованием СМИ, которое тождественно или сходно до степени смешения с наименованием другого СМИ, которое уже получило на этом рынке известность и репутацию.

Нарушенное право на наименование СМИ может быть защищено как в рамках законодательства о защите конкуренции, так и в рамках гражданского законодательства. В первом случае следует применять п. 2 ст. 14.6 Федерального закона "О защите конкуренции", посвященный запрету на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения и выражающуюся в использовании индивидуализирующих элементов, которые не охраняются в качестве интеллектуальной собственности.

Во втором случае по аналогии закона применению подлежат п. 6 ст. 1252 ГК РФ о принципе старшинства при столкновении исключительных прав на средства индивидуализации и положения ч. 4 ГК РФ об охране товарных знаков, в которых отражена доктрина смешения.