Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Информационная безопасность лиц с особым правовым статусом: социально-правовой аспект.

Обновлено 10.12.2022 07:48

 

Исследуем вопрос об информационной безопасности в современных условиях ребенка и иных лиц с особым правовым статусом. Сделан вывод о том, что специальная целевая забота о безопасности информации должна быть предоставлена ребенку, недееспособным и ограниченным в дееспособности лицам. Основным показателем полезности информации является благополучие данных граждан, которые в силу объективных причин нуждаются и в таком виде заботы. Сформулированы предложения по совершенствованию законодательства.

В последние годы в Российской Федерации происходят существенные преобразования, в том числе бурно развиваются информационные, цифровые и иные технологии, охватывающие все сферы жизнедеятельности россиян, несущие как благо, так и зло для человека.

Российское законодательство пока отстает от законодательного оформления данных процессов. Принимаемые законодательные меры минимальны, условны, фрагментарны <1>.

<1> Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 34-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" // Российская газета. 2019. 20 марта.

Российская наука не остается в стороне от данных проблем <2>. Правоприменители пока не определились с правовой квалификацией некоторых законодательных нововведений. Согласно статистическим данным отмечается рост судебных решений о признании информации запрещенной: 2017 г. - 18 659; 2018 г. - 24 853 <3>.

<2> Вахромеев Р.Г. Право на информацию в Российской Федерации (конституционно-правовое исследование): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2015; Квитко А.Ф., Улыбина Т.С. Конституционно-правовые основы ограничения субъективных прав и свобод // Право и жизнь. 2007. N 106(1); Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999. С. 308; Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник / Под ред. акад. РАН Б.Н. Топорнина. СПб.: Издательство "Юридический центр "Пресс", 2001. 789 с.; Кузнецов П.У. Основы информационного права: Учебник для бакалавров. Москва: Проспект, 2015. 312 с.; Гавришов Д.В. Особенности правового регулирования свободы массовой информации. Ростов-на-Дону: РСЭИ, 2010. С. 187 - 193; Гаврилов О.А. Основы правовой информатики: Учеб. пособие / О.А. Гаврилов. М., 1998; Агапов А.Б. Основы государственного управления в сфере информатизации в Российской Федерации. М., 1997; Андреев Б.В. Правовая информатика. М., 1998; Лопатин Ю.Н. Информационная безопасность в России. Проблемы, поиски решений // Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. 2008. N 2(2). С. 51 - 57; Лопатина Н.В. Информационная культура как условие эффективности социальных технологий: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 2002. 81 с.

<3> URL: http://media-pravo.info/case.

Специальная целевая забота в такой ситуации должна быть предоставлена лицам с особым правовым статусом, и в частности детям, недееспособным и ограниченным в дееспособности гражданам.

Действовавшие в Российской Федерации правовые механизмы, регламентирующие безопасность информации для таких лиц: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <4>; Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" <5> - несовершенны и содержат в целом фрагментарные, неопределенные и непоследовательные правила.

<4> Российская газета. 2006. 29 июля.

<5> Российская газета. 2010. 31 декабря.

Ребенок еще не готов самостоятельно определять добро и зло информации. Ему на помощь должны прийти родители, лица, их заменяющие, иные лица, уполномоченные законодательством РФ на участие в осуществлении, охране и защите его прав.

Формы получения ребенком информации различны: в семье; в воспитательной и образовательной организациях; через средства массовой информации; печатные издания; использование технических средств, предоставляющих доступ к информации, например в сети Интернет, и т.д. Названные лица и органы также не всегда способны предоставить ребенку полную, безопасную для его воспитания, развития и здоровья информацию.

У одних недостаточно собственных средств, в том числе знаний о качестве информации, ее назначении и последствиях для ребенка; у других отсутствуют контрольные механизмы, обеспечивающие безопасность информации для ребенка; третьи нередко преследуют иные цели, например извлечение из производства и распространения информации выгоды, прибыли.

Информация, исходящая от СМИ, ярко демонстрирует факты жестокого насилия в семье, убийства. Более того, создается впечатление, что еще до суда СМИ определили судьбу участников таких фактов <6>. Бесспорно, тут действует и низкий уровень общей человеческой культуры и мировоззрения, а также пренебрежение интересами получателей информации, в том числе ребенка, иных лиц с особым правовым статусом.

<6> URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5dce57b69a7947a8ee0f9996?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews; https://www.msn.com/ru-ru/news/accident; решение Московского городского суда от 24 мая 2016 г. N 7-5682/16. URL: base.garant.ru.

Необходимо остановить массовое распространение вредоносной информации. Это под силу государству. Тут в первую очередь должны действовать не запретительные механизмы, а предупредительные и в целом профилактические. И начинать нужно со средств массовой информации, их культуры и мировоззрения, жизненных позиций и устоев. Просветительская деятельность должна быть системной, общегосударственной и целевой.

Цель информации состоит в обеспечении распространения полезной, нужной, в том числе общей и специальной, информации, исключающей вредоносность для человека, общества и государства в целом.

Основным показателем полезности информации должен быть показатель благополучия человека - россиянина. Содействие, осознание ответственности каждого производителя и распространителя информации - еще одно назначение просветительской деятельности государства.

В отношении обеспечения благополучия детей следовало бы начать с благополучия родителей, их ответственности перед ребенком, обществом и государством за воспитание своих детей.

В образовательных, воспитательных организациях следовало бы ввести курсы информационной безопасности ребенка. Координировать всю деятельность должен Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации и в Российской Федерации в целом. Необходимо ввести и ответственность за информационное насилие над ребенком. Предоставляемая ребенку "тоннами" информация влияет на его здоровье. А под силу ли ребенку усвоить в таком объеме информацию? Не всегда. Тут необходимо проводить научные исследования с привлечением врачей, психологов, педагогов, т.е. специалистов.

"Дорожные карты" любых органов и лиц, имеющих отношение к производству и распространению информации, предоставляемой ребенку, должны содержать правила, обеспечивающее ее безопасность. И бесспорно, у каждого ребенка необходимо воспитывать способность осознавать полезность и вредоносность информации, насколько это объективно возможно. Например, попроще и яснее, доступнее излагать материалы в детских изданиях, используя обучающие картинки, рисунки и т.д. Демонстрировать полезность информации, предоставляемой ребенку, - задача каждого, кто причастен к его воспитанию, развитию, образованию.

В отношении лиц, недееспособных и ограниченных в дееспособности, необходимо совершенствовать следующие формы помощи: опеку, попечительство. И в первую очередь начать с подготовки кандидатов в опекуны/попечители, в рамках уже действующих программ предусмотреть курсы информационной безопасности.

Бесспорно, такие лица нуждаются и в особых формах предоставления им информации: разъяснение информации, прочтение информации и т.д. Такие лица по различным причинам самостоятельно ограничены в доступе к информации. Как для ребенка, так и для данных лиц необходимо совершенствовать формы обеспечения информацией.