Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

К вопросу о правовом статусе агентов, поверенных и адвокатов государств в Международном суде ООН.

Обновлено 11.12.2022 06:03

 

Рассматрии актуальные вопросы правового статуса агентов, поверенных и адвокатов государств, выступающих в Международном суде ООН. Анализируется релевантная практика Суда и формулируются предложения по возможному совершенствованию существующего правового регулирования статуса указанной категории лиц.

В том, что касается юридического представительства сторон в постоянно действующих международных судах, то положения, которые относились к участию агентов, поверенных и адвокатов, первоначально появились в Статуте Постоянной палаты международного правосудия (далее - ППМП) - предшественницы Международного суда ООН (далее - МС ООН). В ст. 42 Статута ППМП было закреплено прямо: "Стороны должны быть представлены агентами. Они могут пользоваться помощью поверенных или адвокатов в Суде".

Принцип, согласно которому государства - участники спора в МС ООН должны быть представлены агентами, содержится в п. 1 ст. 42 Статута МС ООН <1>. Термин "агент" (agent) используется в Статуте МС ООН для обозначения официального представителя государства только в рамках производства по спорным делам, а не консультативного производства, поскольку положения о нем фигурируют в гл. III Статута, посвященной судопроизводству. Сказанное подтверждается и практикой МС ООН, хотя в соответствии со ст. 68 Статута МС ООН "при осуществлении своих консультативных функций Суд, помимо указанного, руководствуется постановлениями настоящего Статута, относящимися к спорным делам, в той мере, в какой Суд признает их применимыми".

<1> Пункт 1 ст. 42 Статута МС ООН сформулирован следующим образом: "Стороны должны выступать через агентов (представителей)".

Агент является дипломатическим представителем государства, которое выступает участником спора в отношениях между этим государством и МС ООН, при котором он аккредитован. Только агенты несут ответственность за государство, которое они представляют в МС ООН, как по материальным (вопросам существа), так и процедурным вопросам. Роль агентов является в основном по своему характеру политической, их назначения осуществляются государством на высшем правительственном уровне, как правило, главой государства или правительства или министром иностранным дел.

Ни Статут МС ООН, ни его Регламент не содержат каких-либо положений, относящихся к квалификации агентов. Поскольку агент является дипломатическим представителем государства во время разбирательства дела в МС ООН, было бы нецелесообразно для Суда формулировать какие-либо требования, которым должен отвечать агент. Это вопрос, относящийся к ведению государства, назначающего агента.

Агенты обычно являются гражданами государства, которое они представляют. Наиболее часто государства назначают на позицию агента юрисконсульта министерства иностранных дел либо другого члена юридической службы этого министерства своего государства, либо главу дипломатического представительства, либо члена дипломатического персонала представительства своего государства в Гааге или вблизи от Гааги <2>.

<2> В деле "Применение Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации", инициированном Грузией в МС ООН против Российской Федерации в 2008 г., в качестве агентов от Российской Федерации выступили Кирилл Геворгян, директор правового департамента Министерства иностранных дел РФ и Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Королевстве Нидерландов Роман Колодкин. См.: решение МС ООН от 01.04.2011 "Применение Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Грузия против Российской Федерации)" // ICJ Reports. 2011. P. 8.

В практике МС ООН имело место несколько случаев, когда агент назначался не из числа граждан представляемого государства, а являлся практикующим адвокатом из другой страны. Например, в качестве агента Княжества Лихтенштейн в деле Ноттебома выступал солиситор Верховного суда Великобритании Эрвин Г. Лоевенфелд <3>; агента Княжества Лихтенштейн в деле, касающемся определенного имущества - адвокат из юридической фирмы Freshfields Bruckhaus Deringer в Дюссельдорфе Александр Гоепферт <4>.

<3> См.: решение МС ООН от 18.11.1953 "Дело Ноттебома (Лихтенштейн против Гватемалы) (Предварительное возражение)" // ICJ Reports. 1953. P. 112; решение МС ООН от 06.04.1955 "Дело Ноттебома (Лихтенштейн против Гватемалы) (Второй этап)" // ICJ Reports. 1955. P. 5.

<4> См.: решение МС ООН от 10.02.2005 "Дело, касающееся определенного имущества (Предварительное возражение) (Лихтенштейн против Германии)" // ICJ Reports. 2005. P. 8.

В МС ООН дела могут возбуждаться в Суде, в зависимости от обстоятельств, или нотификацией специального соглашения, или письменным заявлением на имя Секретаря Суда (п. 1 ст. 40 Статута МС ООН). Государство, представляющее заявление или делающее нотификацию в МС ООН, должно указать в них фамилию своего агента. Ответчик либо любая другая сторона специального соглашения в зависимости от обстоятельств должны сообщить Суду фамилию своего агента по получении заверенной копии заявления или заверенной копии нотификации, или как можно раньше после этого (п. 2 и 3 ст. 40 Регламента МС ООН).

Государство, которое подает заявление о разрешении вступить в дело в МС ООН (ст. 62 Статута МС ООН), подает декларацию либо заявление в осуществление своего права на вступление в дело (ст. 63 Статута МС ООН) и должно также указать фамилию своего агента в заявлении или декларации (п. 2 ст. 81, п. 2 ст. 82 Регламента МС ООН).

Агенты должны располагать в месте пребывания МС ООН адресом для доставки всех касающихся дела сообщений, которые им посылаются. Сообщения, которые адресованы агентам сторон, рассматриваются как адресованные самим сторонам (п. 1 ст. 40 Регламента МС ООН). Однако на практике допускаются адреса для доставки в других странах в целях удобства в свете технологического прогресса в сфере коммуникаций.

Агент выполняет в целом функции, свойственные его двойной роли в качестве представителя государства и главы его делегации в МС ООН. По каждому представленному в МС ООН делу его Председатель в целях выяснения мнения сторон по процессуальным вопросам вызывает к себе агентов сторон как можно раньше после их назначения, а затем всякий раз, когда это необходимо (ст. 31 Регламента МС ООН).

Статут и Регламент МС ООН содержат несколько формальных положений, касающихся обязанностей агента.

В соответствии с п. 1 ст. 40 Регламента МС ООН все действия, производимые от имени сторон после возбуждения дела, должны совершаться агентами. Агент должен подписывать подлинник каждой состязательной бумаги и подавать в Секретариат (п. 1 ст. 52 Регламента МС ООН).

МС ООН может, даже до начала слушания дела, требовать от агентов предъявления любого документа либо объяснений (ст. 49 Статута МС ООН). Стало правилом обращение агента в Суде первым перед остальными членами делегации. В ходе слушания Суд может задавать агентам вопросы и запрашивать у них объяснения (п. 2 ст. 61 Регламента МС ООН). Агенты в Суде могут отвечать либо немедленно, либо в установленный его Председателем срок (п. 4 ст. 61 Регламента МС ООН). Под руководством Председателя Суда агенты могут допрашивать свидетелей и экспертов (ст. 65 Регламента МС ООН).

По завершении последнего заявления, делаемого стороной на слушании, ее агент оглашает окончательные позиции этой стороны, без суммирования доводов. Копия письменного изложения этих позиций, подписанная агентом, направляется Суду и препровождается другой стороне (п. 2 ст. 60 Регламента МС ООН).

Государства в силу практических соображений все чаще назначают также "соагентов" (co-agents) или "заместителей агентов" (deputy-agents), которые призваны оказывать помощь агенту при представлении интересов государств в МС ООН. В качестве соагентов и заместителей агентов в МС ООН, как правило, назначаются главы дипломатических представительств представляемых в Суде стран и аккредитованных в государстве, в котором имеет своим местопребыванием Суд - в Королевстве Нидерландов, а также ведущие иностранные адвокаты <5>. Положения Статута и Регламента МС ООН в равной мере применимы к соагентам и заместителям агентов <6>.

<5> В качестве соагента Румынии в деле, касающемся морской делимитации в Черном море, был назначен посол Румынии в Королевстве Нидерландов Калин Фабиан. См.: решение МС ООН от 03.02.2009 "Морская делимитация в Черном море (Румыния против Украины)" // ICJ Reports. 2009. P. 62. В том, что касается иностранных адвокатов, то, например, адвокат из Амстердама Фон ван ден Биесен выступал в качестве заместителя агента Республики Джибути в деле, касающемся определенных вопросов, связанных с взаимной помощью в уголовных делах (см.: решение МС ООН от 04.06.2008 "Дело, касающееся определенных вопросов, связанных с взаимной помощью в уголовных делах (Джибути против Франции)" // ICJ Reports. 2008. P. 179).

<6> См.: Valencia-Ospina E. International Courts and Tribunals, Agents, Counsel and Advocates // Wolfrum R. (ed.). The Max Planck Encyclopedia of Public International Law. OUP: Oxford, 2006. Para. 4.

Помощь агенту в МС ООН могут оказывать также поверенные (counsel) и адвокаты (advocates) <7>. В текстах как Статута, так и Регламента МС ООН, к сожалению, не дается определения терминам "поверенные" и "адвокаты", и на практике различие между ними проводится по тому, в каком качестве названы фамилии указанных лиц официально государствами в качестве членов своих делегаций в Суде. Эта информация в соответствии с п. 1 ст. 95 Регламента МС ООН также воспроизводится в тексте решений МС ООН.

<7> Пункт 2 ст. 42 Статута МС ООН сформулирован следующим образом: "Они могут пользоваться в Суде помощью поверенных или адвокатов".

Признанный специалист по МС ООН, автор многочисленных трудов по МС ООН, израильский юрист-международник Ш. Розен, рассуждая о различиях между двумя терминами, писал, что "в некотором смысле речь может идти о различиях в части протокола в составе делегации в Суде на этапе устного судопроизводства. Поверенные обычно являются членами адвокатуры в своей собственной стране или профессорами международного права, тогда как адвокаты не обязательно должны быть представителями юридической профессии. Например, профессиональные географы порой приглашаются для пояснения карт" <8>.

<8> Rosenne Sh. International Court of Justice: Practice Directions on Judges ad hoc; Agents, Counsel and Advocates; and Submission of New Documents // The Law and Practice of International Courts and Tribunals. Vol. 1 (2002). P. 225.

Следует заметить, что в любом случае каковым бы ни было различие в значении, которое придается различным терминам в том, что касается распределения задач в рамках делегации государства в МС ООН, такое различие не имеет серьезного юридического или практического значения по отношению к Суду.

Государства свободны в выборе лиц, которые будут помогать его агенту в МС ООН. Никаких ограничений (требований) в применимых текстах (Статуте и Регламенте МС ООН) к поверенным и адвокатам, выступающим в МС ООН или к их поведению, нет <9>.

<9> В 2004 г. исследовательской группой Ассоциации международного права, занимающейся вопросами практики и процедуры международных судов и трибуналов, были подготовлены Гаагские принципы по этическим стандартам в отношении поверенных, выступающих в международных судах и трибуналах.

Вместе с тем нельзя не упомянуть о существующих ограничениях принципа свободы выбора государствами своих агентов, поверенных и адвокатов в МС ООН. Первоначально ограничения, налагаемые Статутом МС ООН, препятствовали только членам МС ООН выступать в качестве агентов, поверенных или адвокатов в каком-либо деле, равно как в делах, в которых ранее они могли участвовать в этих качествах, когда они еще не занимали должности члена МС ООН (п. 1 и 2 ст. 17 Статута МС ООН). Иными словами, названные ограничения не распространялись на судей ad hoc или бывших членов МС ООН.

На практике имели место случаи, когда лицо, которое ранее занимало должность судьи или судьи ad hoc МС ООН, в последующем отбирали в качестве соагента, поверенного, адвоката одной из сторон в различных делах. Так, например, судья МС ООН Э. Хименес де Аречага, который прекратил исполнять обязанности судьи в 1979 г., отбирался в качестве поверенного (адвоката) в ряде дел, в частности, в деле, касающемся некоторых районов залегания фосфатных руд в Науру <10>; в деле, касающемся делимитации морской границы и территориальных вопросов между Катаром и Бахрейном <11>. А, например, профессор П. Гуггенхайм, который ранее занимал должность судьи ad hoc в деле Ноттебома <12>, в последующем был назначен соагентом Швейцарии в деле Интерхандель <13>.

<10> См.: решение МС ООН от 26.06.1992 "Дело, касающееся некоторых районов залегания фосфатных руд в Науру (Науру против Австралии) (Предварительные возражения)" // ICJ Reports. 1992. P. 242.

<11> См.: решение МС ООН от 01.07.1994 "Дело, касающееся делимитации морской границы и территориальных вопросов между Катаром и Бахрейном (Катар против Бахрейна) (Юрисдикция и приемлемость)" // ICJ Reports. 1994. P. 113.

<12> См.: решение МС ООН от 06.04.1955 "Дело Ноттебома (Лихтенштейн против Гватемалы) (Второй этап)" // ICJ Reports. 1955. P. 4.

<13> См.: решение МС ООН от 21.03.1959 "Интерхандель" (Швейцария против США) (Предварительные возражения)" // ICJ Reports. 1959. P. 7.

Для исправления сложившейся ситуации, а также во избежание возможного конфликта интересов 7 февраля 2002 г. МС ООН принял две практические директивы (VII и VIII), которыми ограничил возможность назначения в качестве агентов, поверенных или адвокатов лиц, которые одновременно занимают должность судьи ad hoc МС ООН по другому делу, равно как и лиц, которые занимали должность члена, судьи ad hoc МС ООН в трехлетний период, предшествующий дате назначения.

Хотя и нет формальных ограничений в том, что касается гражданства и профессиональной компетенции для участия агентов, поверенных либо адвокатов в деле в МС ООН, на практике лишь незначительное число известных профессоров в области права и практических работников из ограниченного числа стран, в частности, США, Франции, Великобритании, Бельгии, Италии, Германии на регулярной основе представляют государства в МС ООН.

В этой связи А. Пелле, известный французский эксперт в области международного права, имеющий огромный опыт участия в качестве поверенного и адвоката в МС ООН (более чем в 35 делах), допускает существование "незримой адвокатуры" (invisible bar) в МС ООН, состоящей из юристов, выступавших в Суде три или более раза <14>.

<14> См.: Pellet A. The Role of the International Lawyer in International Litigation // Wickremasinghe C. (ed.). The International Lawyer as Practitioner. British Institute of International and Comparative Law: London, 2000. P. 147 - 148.

Так, из 148 юристов, представлявших стороны спора в МС ООН в период с 1948 по 1998 гг., 67,9% приходилось на граждан Франции (24,5%), Соединенного Королевства (24,5%), США (18,9%), а также на граждан Бельгии (6,3%); Италии (5,6%); Испании (5,6%); Швейцарии (4,2%); Германии (3,5%) - как наиболее представленных в Суде <15>.

<15> См.: Gaubatz K.T., MacArthur M. How International is "International Law"? // Michigan Journal of International Law. Vol. 22 (2001). P. 258 - 259.

В период же с 1999 по 2012 гг. из 205 юристов, представлявших стороны спора в МС ООН, 36,8% составляли граждане трех государств: США (15,4%), Франции (11,1%), Великобритании (10,2%). Также из наиболее представленных в Суде были граждане Германии (8,3%); Бельгии (4,3%), Италии (4,4%); Демократической Республики Конго (3,9%), Сербии (3,9%) и Канады (2,9%) <16>.

<16> См.: Kumar S.P., Rose C. A Study of Lawyers Appearing before the International Court of Justice, 1999 - 2012 // The European Journal of International Law. Vol. 25 (2014). P. 906 - 907.

Подобный расклад во многом объясняется тем, что официальными языками МС ООН являются французский и английский (п. 1 ст. 39 Статута МС ООН). Стороны в споре склонны выбирать поверенных или адвокатов из числа граждан тех государств, которые имеют опыт выступления на этапе устного судопроизводства в МС ООН.

Число поверенных и адвокатов, выступающих от имени каждой стороны, определяются МС ООН после выяснения мнения сторон (п. 2 ст. 58 Регламента МС ООН). Права и обязанности поверенных и адвокатов в ходе слушания дела в МС ООН в целом аналогичны правам и обязанностям агентов, о которых говорилось выше (п. 2 и 4 ст. 61, ст. 65 Регламента МС ООН). После того как агенты, поверенные и адвокаты заканчивают под руководством МС ООН свои объяснения по делу, слушание дела объявляется Председателем Суда законченным (п. 1 ст. 54 Статута МС ООН).

В целях обеспечения компетентности поверенных и адвокатов, выступающих в МС ООН, представляется целесообразной увязка допуска поверенных и адвокатов к участию в деле в МС ООН с их членством в национальных адвокатурах (национальных адвокатских объединениях).

Это позволило бы в первую очередь обеспечить контроль соответствия поверенных и адвокатов требованиям, предъявляемым к членству в национальных адвокатурах, а также задействовать в необходимых случаях меры дисциплинарного воздействия, имеющиеся в распоряжении национальных адвокатур (приостановление и прекращение членства в адвокатуре), в отношении указанной категории лиц.

Наконец, агенты, поверенные и адвокаты, представляющие стороны в МС ООН, пользуются такими привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для самостоятельного выполнения ими своих обязанностей (п. 3 ст. 42 Статута МС ООН). Функциональный характер привилегий и иммунитетов указанной категории лиц прямо признан и в Уставе ООН (п. 2 ст. 105 Устава МС ООН).

Привилегии и иммунитеты, которыми должны пользоваться агенты, поверенные и адвокаты в ходе исполнения ими своих обязанностей, также подтверждаются в письме Председателя МС ООН на имя министра иностранных дела Нидерландов от 26.06.1946 и в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/90 (I) от 11.12.1946.

 

Источник публикации: https://espchhelp.ru/koon/stati/4035-k-voprosu-o-pravovom-statuse-agentov-poverennykh-i-advokatov-gosudarstv-v-mezhdunarodnom-sude-oon .