Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Международные и наднациональные средства защиты прав налогоплательщика в контексте автоматического обмена информацией о финансовых счетах: опыт Европейского союза.

Обновлено 14.12.2022 06:50

 

Исследуем проблему защиты прав налогоплательщика в контексте автоматического обмена информацией о финансовых счетах, которая является частным случаем общей для налогового права проблемы соотношения частного и публичного интереса. Автор исследует данную проблему на примере Европейского союза, поскольку именно в ЕС для налогоплательщика доступны не только международные, но и наднациональные средства защиты прав. На международном уровне проанализированы положения международных договоров по налоговым вопросам, Европейской конвенции прав человека и Европейской хартии основных прав, сделан вывод о достоинствах и недостатках каждого из международных договоров. На наднациональном уровне исследованы Директива об административном сотрудничестве и Регламент о защите данных, а также практика Суда ЕС, сделан вывод об их влиянии на национальное законодательство государств - членов ЕС. В завершение сделаны предложения по совершенствованию средств защиты прав налогоплательщика на международном уровне. Одно из них - внесение дополнений в Многостороннюю конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым вопросам 1988 г., являющуюся единственным на настоящий момент универсальным международным договором по налоговым вопросам.

Защита прав налогоплательщика - один из наиболее важных вопросов в контексте автоматического обмена информацией о финансовых счетах. Данный вид обмена информацией между налоговыми органами разных стран подразумевает передачу и получение в автоматическом режиме сведений о финансовых активах налогоплательщиков.

Автоматический обмен информацией как форма взаимодействия налоговых органов "призван способствовать борьбе с уклонением от уплаты налогов, которое выражается в сокрытии финансовых активов на счетах зарубежных финансовых учреждений" <1>. Очевидно, что государства стремятся предотвратить вывод капитала в зарубежные юрисдикции и репатриировать уже выведенные финансовые активы, но при этом они не должны забывать о соотношении частного и публичного интереса. Иными словами, должен быть баланс между налоговой прозрачностью и правами налогоплательщика, особенно правом на конфиденциальность сведений.

<1> Herzfeld M., Doernberg R.L. International Taxation in a Nutshell. 11th edit. St. Paul: West Academic Publishing, 2018. P. 203.

Как отмечает П. Бориа, "интересные соображения о балансе между находящимися в противоречии ценностями налогового интереса и защиты прав физических лиц могут быть обнаружены в практике Европейского суда по правам человека" <2>. Это вполне естественно, поскольку "в Европейской конвенции по правам человека установлена гарантия защиты личных активов от дискриминационного или неразумного налогообложения, которое может нарушить естественное право владения состоянием (статья 1 Первого дополнительного протокола)" <3>.

<2> Boria P. Taxation in European Union. 2nd ed. Springer, 2017. P. 135.

<3> Ibid. P. 136.

Примечательно и то, что, рассмотрев эволюцию соотношения частного и публичного интереса в налоговых системах Великобритании, Франции и Германии, П. Бориа пришел к выводу о том, что в государствах - членах Европейского союза имеются "две главные, эволюционно противоположные друг другу, тенденции: первая связана с идеей преобладания прав физических лиц над правом на налогообложение (Великобритания), а вторая, наоборот, делает акцент на приоритете публичной власти и права на налогообложение над сферой частных интересов (Франция и Германия)" <4>.

<4> Ibid. P. 10.

Таким образом, первая тенденция в большей степени характерна для англосаксонских стран, тогда как вторая тенденция является чертой стран континентального права. С учетом того, что большая часть государств - членов Европейского союза (далее - ЕС) относится к странам континентального права и что Великобритания вышла из его состава, есть существенные основания полагать, что в будущем ЕС будет ориентирован на концепцию преобладания публичного интереса над частным в вопросах налогообложения. При этом важно отметить, что в ЕС под публичным интересом подразумевают не столько интересы публичной администрации, сколько интересы общества в целом.

Далее проблема защиты прав налогоплательщика в контексте автоматического обмена информацией о финансовых счетах будет рассмотрена на примере ЕС, поскольку в ЕС имеют место широкий перечень средств защиты прав налогоплательщика и продолжительная история становления и развития автоматического обмена информацией (с 1977 г.).