Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Правовое обеспечение развития "умного города".

Обновлено 16.12.2022 06:31

 

Разработка концепции "умного города" и возрастающее влияние информационных технологий послужили толчком для развития законодательства в данной области. В настоящее время законодательство Российской Федерации использует термин "умный город" в 28 нормативных правовых актах Российской Федерации. За последние два года в России произошли значительные изменения в области правового и технического регулирования. Так, в 2018 г. создана методологическая и организационная основа для формирования экосистемы "умного города", включая проведение оценки городов, внедрение тиражируемых технологий цифровизации городского хозяйства с использованием ресурса "Банк решений умного города" <5>.

<5> Минфин России. Сопоставительная таблица целевых статей расходов для составления и исполнения федерального бюджета на 2019 - 2021 годы, к применяемым в 2018 году // СПС "КонсультантПлюс". Документ опубликован не был.

Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года предусмотрено "внедрение информационно-телекоммуникационных технологий, платформенных решений и интеллектуальных систем управления городской инфраструктурой" <6>.

<6> Распоряжение Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. N 207-р "Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года" // СЗ РФ. 2019. N 7 (ч. II). Ст. 702.

Можно отметить, что в вышеуказанной Стратегии акцент сделан на социальное развитие через использование информационных инфраструктур.

Анализ концепции умного городского регулирования позволяет выделить следующие инициативы, на базе которых происходит его формирование: предложенные и реализованные государственными и частными организациями; предложенные отдельными физическими лицами и сообществами.

В соответствии с Приказом Минстроя России от 24 апреля 2019 г. N 235/пр "Об утверждении методических рекомендаций по цифровизации городского хозяйства" <7> развитие городского управления осуществляется путем создания цифровой платформы вовлечения граждан в решение вопросов городского развития ("Активный горожанин") и обеспечения сервиса, позволяющего участвовать гражданам в рейтинговом голосовании по реализации мероприятий в сфере городского хозяйства, в том числе по федеральному проекту "Формирование комфортной городской среды". Минстроем России также определены приоритетные мероприятия по цифровизации городского хозяйства, на которые рекомендуется выделять федеральное финансирование. Кроме того, для формирования экосистемы "умного города", включая проведение оценки IQ для городов и внедрение тиражируемых технологий цифровизации городского хозяйства, разработаны методологическая и организационная основы использования ресурса "Банк решений умного города". К концу 2019 г. должен быть сформирован первый Банк решений. Далее в каждом последующем году до 2024 г. должны формироваться по одному банку решений <8>.

<7> СПС "КонсультантПлюс". Документ опубликован не был.

<8> Паспорт национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации". Утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 4 июня 2019 г. // СПС "КонсультантПлюс".

Таким образом, можно отметить, что за последнее время в области нормативного регулирования определены стратегические задачи обеспечения стандартизации умного государственного управления.