Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Обеспечение информационной безопасности умного городского управления.

Обновлено 16.12.2022 06:32

 

Инфраструктурой "умный город" предусматривается вовлечение граждан в решение вопросов городского развития, что признается ключевым условием функционирования "умного города". Однако данный факт несет риски и угрозы нарушения информационной безопасности граждан, поскольку объединение информационных систем в информационную инфраструктуру создает большие объемы данных, собираемые о человеке <9>, его привычках, взаимодействии с городской средой, финансовой информации и иных данных. В.М. Алиев считает, что в эпоху ИКТ реальный человек будет все меньше интересен в отличие от его "цифрового дубликата", который позволяет получить о нем больше информации, в том числе производителями товаров и услуг <10>.

<9> Елин В.М., Жарова А.К. О выделении информационных объектов в самостоятельную категорию объекта преступления // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2009. N 5. С. 205 - 229.

<10> Алиев В.М. Политико-правовые аспекты перехода к цифровой экономике в России // Российский следователь. 2018. N 9. С. 48 - 52.

Обеспечение информационной безопасности жителей "умного города" связано с формированием политики государственной безопасности и разработкой стандартов для всех потенциально связанных между собой систем, а также обеспечением мониторинга потенциальных и реальных рисков и угроз.

Это мнение поддерживают А.В. Белицкая, В.С. Белых, О.А. Беляева и др., которые считают, что "необходима разработка и утверждение национальных стандартов в области таких технологий, как "интернет вещей", "умное производство", "умные города", "искусственный интеллект", "беспилотный транспорт" и т.п." <11>.

<11> Белицкая А.В., Белых В.С., Беляева О.А. и др. Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики: монография / отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2019. С. 21.

Однако еще в 2014 - 2015 гг. разработаны стандарты ISO, в которых определены три уровня взаимодействия: инфраструктурный, объектов и городских услуг. Например, ISO 37120:2014 "Устойчивое развитие сообщества. Показатели городских услуг и качества жизни" определяет 46 обязательных и 56 вспомогательных показателей по 17 направлениям развития городских услуг.

Не только в области технического регулирования, но и в области правового обеспечения вопрос о стандартизации "умного города" является основным. Так, в соответствии с Планом мероприятий по направлению "Нормативное регулирование" Программы "Цифровая экономика Российской Федерации" разработка проектов национальных стандартов в области технологии "Умные города" <12> определена в качестве приоритетной задачи.

<12> См.: Приложение 1 к протоколу заседания Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 18 декабря 2017 г. N 2. Утв. Правительственной комиссией по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол от 18 декабря 2017 г. N 2) // СПС "КонсультантПлюс".

В связи с этим Минстроем России 4 марта 2019 г. утвержден стандарт "Умный город" <13>, куда включен перечень 28 основных и дополнительных мероприятий по развитию "умных городов". Мероприятия, указанные в стандарте, предусмотрены для реализации с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований о защите информации и информационных систем в городах с численностью населения свыше 100 тыс. человек и городах, являющихся административными центрами субъектов РФ, и могут быть также реализованы в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек.

<13> Базовые и дополнительные требования к умным городам (стандарт "Умный город"). Утв. Минстроем России 04.03.2019 // СПС "КонсультантПлюс". Документ опубликован не был.

Кроме того, в целях развития системы информационной безопасности "умного города" в 2018 г. были разработаны и утверждены паспорт ведомственного проекта Цифровизации городского хозяйства "Умный город" <14>, а также Программа национальной стандартизации на 2018 год (утв. Приказом Росстандарта от 30 июля 2018 г. N 1600), в которой предусмотрена разработка предварительных национальных стандартов, ответственной за выполнение данных положений назначена Ассоциация интернета вещей (п. 1.11.194-1.005.18) <15>.

<14> Паспорт федерального проекта "Формирование комфортной городской среды". Утв. протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Жилье и городская среда" от 21 декабря 2018 г. N 3 // СПС "КонсультантПлюс". Документ опубликован не был.

<15> СПС "КонсультантПлюс". Документ опубликован не был.

Интеллектуальные городские технологии захватывают все большее количество данных, которые позволяют идентифицировать человека. В свою очередь, такая инфраструктура и информация требуют участия в их формировании и использовании соответствующих органов государственной власти, которые должны быть ответственны за постоянное совершенствование способов обеспечения информационной безопасности, поскольку постоянное развитие информационных и коммуникационных технологий приводит к появлению новых способов несанкционированного доступа к конфиденциальной информации.

Таким образом, основной проблемой любого "умного города" является защита личной информации гражданина, как составляющей его частной жизни, и обеспечение его права на "неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени" (ст. 23 Конституции РФ).

Проблема обеспечения надлежащей безопасности персональной информации в городской информационной инфраструктуре связана с тем, что в основном она собирается, обрабатывается и хранится коммерческими организациями. Соответственно, необходимо на уровне государства обеспечить контроль за соблюдением требований информационной безопасности данными организациями. Для чего необходимо определить все возможные риски и уязвимости, в соответствии с которыми разработать стандарты и правила их предотвращения и устранения <16>.

<16> Новая парадигма защиты и управления персональными данными в Российской Федерации и зарубежных странах в условиях развития систем обработки данных в сети Интернет / под ред. А.С. Дупан (Гутниковой). М., 2016.

Большее доверие со стороны пользователей городской информационной инфраструктуры вызывают государственные информационные системы, поскольку для них уже разработаны и продолжают разрабатываться стандарты их создания, использования и обеспечения информационной безопасности. Например, Базовыми и дополнительными требованиями к умным городам (стандарт "Умный город") (утв. Минстроем России 4 марта 2019 г.) определено, что информационные ресурсы должны формироваться, как правило, на базе государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, а в случае невозможности такого построения должны синхронизироваться с государственными информационными системами обеспечения градостроительной деятельности <17>.

<17> Базовые и дополнительные требования к умным городам (стандарт "Умный город"). Утв. Минстроем России 04.03.2019 // СПС "КонсультантПлюс". Документ опубликован не был.

Конечно, следует заметить, что нет абсолютно безопасных информационных технологий, и риск получения несанкционированного доступа к персональной информации достаточно высок. Например, к собираемой умным чайником информации могут получить доступ злоумышленники, и на ее основании определить, в какое время обычно хозяев нет дома. Подобную информацию можно получить и посредством подключения к другим информационным технологиям, которые также обрабатывают информацию о человеке, например о его привычках, передвижении и др. Данная проблема очень актуальна, поскольку используемые информационные технологии собирают и анализируют большие объемы информации, от чего повышается вероятность возникновения угрозы несанкционированного получения доступа к информации или ее утечки. Поэтому так важно обеспечить информационную безопасность в системах "умный город".

В 2015 г. Европейским агентством по сетевой и информационной безопасности (ENISA) определены основные направления обеспечения информационной безопасности "умного города", такие как: безопасность всех типов интеллектуальных сетей, обязательность разработки лучших практик путем организации государственного и частного партнерства для улучшения существующих моделей управления безопасностью умных сетей, в том числе в области облачных вычислений <18>.

<18> Annual activity report, 2015. URL: https://www.enisa.europa.eu/publications/corporate/enisa-annual-activity-report-2015.

ENISA разработала рекомендации, включающие основные позиции информационной безопасности, которым должны отвечать создаваемые умные инфраструктуры, в таких областях, как интеллектуальные транспортные системы, используемые в контексте "умных городов"; большие данные и соответствующие услуги, используемые для реализации критически важных услуг; умные дома. Данные рекомендации предназначены производителям, разработчикам, владельцам инфраструктур, операторам связи, поставщикам услуг и др. В данных рекомендациях также определена необходимость включения модели безопасности на каждом этапе жизненного цикла продукта, начиная с этапа его разработки и интеграции в умную среду заканчивая концом его жизненного цикла. Ожидается, что использование этих рекомендаций укрепит доверие потенциальных пользователей таких технологий и обеспечит их более широкое применение.

В таких условиях основными способами правовой защиты конфиденциальной информации является структурированное, детально проработанное законодательство, направленное в первую очередь на защиту персональных данных субъектов от неправомерного воздействия, а не только на реализацию принципов сбора и обработки полученной информации.

Например, Европейский союз предложил новые решения для обеспечения защиты персональных данных в "умных городах". Согласно последним изменениям Конвенции Совета Европы о защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки персональных данных, рекомендуется включение в перечень чувствительных данных генетических и биометрических данных, предлагается предоставлять право на доступ к этим данным субъектам персональных данных и на отказ от их обработки, в том числе знать об их алгоритме.

Информационные технологии и виртуализация городского пространства становятся реальностью и неотъемлемым аспектом существования города. В этой связи логичным выглядит построение инфраструктуры "умный город" с вниманием на нужды и потребности людей. Эффективная организация "умного города" требует обеспечить информационную безопасность жителей города так же, как и обеспечивается информационная безопасность самого государства от внешнего воздействия, поскольку "умный город" - это важная часть его жизнедеятельности. Комфортное взаимодействие городских инфраструктур с жителями города, создание безопасных каналов взаимодействия и обмена информацией между всеми сторонами, заинтересованными в развитии города и улучшении качества жизни, являются ключевым фактором увеличения его экономического и социального потенциала в долгосрочной перспективе.