Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Защита прав инвалидов в практике Европейского суда по правам человека и Комитета ООН по правам инвалидов: параллельные пути или точки соприкосновения?

Обновлено 19.12.2022 06:22

 

Анализируется практика защиты прав инвалидов в рамках двух систем международной защиты прав человека: в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и в соответствии с Конвенцией ООН о правах инвалидов. В настоящем исследовании также обсуждаются имеющиеся в обеих системах достоинства и недостатки. Они рассматриваются автором как с точки зрения эффективности защиты прав инвалидов, так и с позиции влияния этих систем на исполнение государствами своих международных обязательств. Конвенция о защите прав человека Совета Европы не содержит норм, предусматривающих обеспечение особых потребностей инвалидов и обязательства государств по их обеспечению, однако ее контрольный механизм связан с юридически обязательным характером постановлений Европейского суда по правам человека. Конвенция ООН о правах инвалидов содержит обязательства государств по защите и обеспечению прав особой категории лиц - людей с инвалидностью, однако заключения Комитета по правам инвалидов носят рекомендательный характер для государств-участников, что заметно снижает эффект их воздействия на ситуацию с правами инвалидов в национальных правовых системах.

В настоящий момент Россия является участницей международных договоров в рамках двух систем международной защиты прав человека, в сфере действия которых так или иначе находятся вопросы, связанные с обеспечением и защитой прав инвалидов.

С одной стороны, речь идет о региональной системе защиты прав в рамках Совета Европы. Созданный Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (далее - ЕКПЧ, Конвенция по правам человека, Европейская конвенция) механизм связан с гарантиями гражданских и политических прав вне зависимости от субъекта обращения, поэтому специальным средством защиты прав инвалидов не является. Тем не менее анализ практики Европейского суда по правам человека (далее - ЕСПЧ, Суд) показывает, что и особые вопросы, непосредственно связанные с наличием у заявителя инвалидности и серьезных ограничений в состоянии здоровья, нередко находят свое решение при рассмотрении его жалобы.

Важными преимуществами этого механизма являются юридическая обязательность выносимых ЕСПЧ постановлений и система контроля над их исполнением государствами. В то же время ограничивающим фактором для лиц, заинтересованных в подаче обращения о нарушении прав инвалидов, является отсутствие в ЕКПЧ специальных норм, связанных с нуждами инвалидов.

В рамках системы Организации Объединенных Наций Резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН 13 декабря 2006 года была принята Конвенция о правах инвалидов (далее - КПИ) и Факультативный протокол к ней <1>.

<1> Конвенция о правах инвалидов, принята Резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года. Факультативный протокол к Конвенции о правах инвалидов. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.sh.html (дата обращения: 25.06.2016).

Конвенция ООН о правах инвалидов - первый юридически обязательный международный инструмент, гарантирующий права людей с инвалидностью и, что не менее важно, устанавливающий обязательства государства по обеспечению этих прав.

КПИ содержит права и свободы, относящиеся практически к любым субъектам с учетом специфики их реализации для людей с инвалидностью. "Обеспечение прав, касающихся всего населения, имеет специфику в отношении их применения к инвалидам. В данной связи в Конвенцию включены статьи, касающиеся повышения информированности, доступности, опасных и чрезвычайных гуманитарных ситуаций, индивидуальной мобильности, абилитации и реабилитации. В большинстве статей присутствуют нормы, направленные на применение позитивных мер для поощрения и защиты прав инвалидов" <1>.

КПИ предусматривает механизм мониторинга за выполнением государствами своих обязательств по обеспечению и защите прав инвалидов. Мониторинг осуществляется Комитетом по правам инвалидов (далее - Комитет). Одной из основных его функций является рассмотрение периодических докладов государств на предмет выполнения ими обязательств по Конвенции <2>. Факультативный протокол также наделяет Комитет по правам инвалидов полномочиями принимать индивидуальные сообщения от лиц, полагающих, что государство-участник допустило по отношению к ним нарушение обязательств, предусмотренных в КПИ.

<2> Статья 34 Конвенции о правах инвалидов.

Система защиты прав человека в рамках договорных органов ООН считается универсальной в том смысле, что она не ограничена по территориальной сфере действия отдельным континентом и объединяет не отдельную группу государств, а большинство из них <3>.

<3> См., например: Международная и внутригосударственная защита прав человека: Учебник / Под ред. Р.М. Валеева. М.: Статут, 2011; Ижиков М.Ю. Конвенционные органы в системе защиты прав человека: некоторые проблемы и пути их решения // Международное право и международные организации. 2012. N 2. С. 6 - 15.

При этом у договорных органов ООН есть существенные ограничения, влияющие на эффективность контрольного механизма: соображения комитетов по результатам рассмотрения индивидуальных обращений носят рекомендательный характер, отсутствует принудительный механизм исполнения данных государству указаний об устранении нарушений договора.

Кроме того, поскольку юрисдикцию Комитета по правам инвалидов принимать индивидуальные жалобы признали далеко не все государства <4>, контрольный механизм в отношении большого количества государств-участников ограничивается рассмотрением периодических докладов государств, при этом замечания Комитета по результатам рассмотрения периодических докладов носят исключительно рекомендательный характер.

<4> По состоянию на 16 июня 2016 года Факультативный протокол к Конвенции о правах инвалидов ратифицировали 89 государств из 159 - общего числа участников Конвенции о правах инвалидов на эту дату // СПС "КонсультантПлюс".

Несомненным преимуществом КПИ является ее содержание: фокус Конвенции направлен на то, каким образом общие для всех права должны обеспечиваться и защищаться государствами в отношении особо уязвимых субъектов - людей с инвалидностью. Однако, несмотря на юридически обязательный характер самой Конвенции о защите прав инвалидов, ее контрольный механизм по сравнению с системой Европейской конвенции по правам человека обладает гораздо большей долей условности, так как заключения договорного органа не являются обязательными для исполнения государствами-участниками.

Какой из этих двух механизмов оказывается более эффективным для защиты прав инвалидов и понуждения государств к исполнению международных обязательств? Взаимодействуют ли эти две системы, как они могут быть полезны друг другу, помогают ли они друг другу развиваться и компенсируют ли недостатки одной системы достоинства другой для европейских государств, которые являются участниками обеих?

Проанализировав особенности действия двух разных международных механизмов, связанных с защитой прав инвалидов, можно предположить, что они вполне гармонично дополняют друг друга: Конвенция о правах инвалидов, не обеспеченная судебным механизмом исполнения обязательств, в силу ее специального субъекта защиты задает государствам общее направление для изменения концепции и подходов к обеспечению прав инвалидов в национальном законодательстве; ЕКПЧ предусматривает процедуру контроля над исполнением постановлений ЕСПЧ, который формулирует обязательства государств по отношению к инвалидам в рамках рассмотрения нарушений Европейской конвенции по правам человека и компенсирует отсутствие в ЕКПЧ специальных норм, ориентируясь на содержание документов ООН в сфере защиты прав инвалидов.

Сходство и сближение систем можно проследить в том, что в обеих звучит тема позитивных обязательств государств в интересах обеспечения беспрепятственной реализации инвалидами своих прав. В случае с европейской системой защиты прав человека тема обязательств государств получает свое развитие и конкретизацию именно при рассмотрении конкретных дел: ЕСПЧ, рассматривая жалобы инвалидов о нарушении их прав, гарантированных Европейской конвенцией по правам человека, анализирует, достаточны ли действия государства по обеспечению и защите прав заявителя в контексте его особо уязвимого положения, приняты ли дополнительные меры к тому, чтобы заявитель мог осуществлять свои конвенционные права на равных условиях с другими лицами. Если усилия государств недостаточны, ЕСПЧ признает нарушение обязательств по ЕКПЧ.

В случае с системой ООН обязательства по большей части содержатся в тексте КПИ в форме конкретизированных требований к государствам-участникам по приспособлению людей с инвалидностью к обычной жизни. Более того, Комитет по правам инвалидов при рассмотрении периодических докладов государств и индивидуальных сообщений от заявителей конкретизирует содержание обязательств государств, ясно указывая в резолютивной части своих соображений по индивидуальным обращениям и в заключительных замечаниях на те действия, которые государствам следует в этом отношении предпринять.

Некоторый парадокс, правда, состоит в том, что более детально и ясно сформулированные Комитетом по правам инвалидов действия и меры нивелируются рекомендательным характером его заключений, а в более сильном - с точки зрения юридической обязательности и контроля - механизме ЕСПЧ необходимые для принятия государством меры в резолютивной части как раз и не формулируются, а их содержание выводится из анализа мотивировочной части постановления. Таким образом, от государственных органов в случае взаимодействия с системой КПИ ожидается добросовестность в следовании рекомендациям, а в случае с постановлениями ЕСПЧ от государств требуются определенная тщательность в установлении содержания обязательства и самостоятельное определение общих мер, которые послужат эффективным средством устранения последующих нарушений в отношении уязвимых категорий лиц, и, главное, самостоятельное определение действенного механизма таких мер на национальном уровне. В конце концов именно принятие общих мер по результатам вынесенного Судом постановления и контроль над их исполнением со стороны Комитета министров Совета Европы составляют смысловое ядро действий ЕСПЧ, эффективно влияющих на изменения ситуаций на национальном уровне.

Две разные по своей природе системы защиты прав человека, используя различные механизмы, в конечном итоге стимулируют государства-участники к приведению национальных законодательства и практики в соответствие с международными стандартами, с тем чтобы повысить качество жизни инвалидов и устранить те препятствия и барьеры, которые существуют во внешнем мире и в человеческом восприятии и затрудняют свободную реализацию прав людей с инвалидностью.

 

Источник публикации: https://espchhelp.ru/koon/stati/4059-zashchita-prav-invalidov-v-praktike-evropejskogo-suda-po-pravam-cheloveka-i-komiteta-oon-po-pravam-invalidov-parallelnye-puti-ili-tochki-soprikosnoveniya .