Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Конституционное право граждан России на достоверную информацию о состоянии окружающей среды: современные проблемы реализации и защиты.

Обновлено 22.12.2022 07:12

 

Рассматрим проблемы реализации и защиты конституционного права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, описывается развитие данного права как в России, так и в других странах мира. Помимо этого, в статье дается авторское определение понятия конституционного права каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. В работе использован ряд методов научного исследования: анализа; синтеза; сравнительно-правовой; исторический; формально-логический.

Одним из важнейших конституционных прав в Российской Федерации является право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Оно предполагает, что любой человек должен быть информирован о состоянии окружающей среды и может свободно получать достоверную информацию об этом от специально уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления.

Что же подразумевает под достоверной информацией современное российское законодательство? Под достоверной информацией понимается полная по содержанию и своевременная информация, соответствующая реальному состоянию окружающей среды. К сожалению, данный элемент зачастую искажается. Причиной этому служит как намеренное искажение информации о состоянии окружающей среды государственными органами и учреждениями, преследующими определенные цели, так и погрешности, возникающие при использовании неисправного либо устаревшего оборудования в процессе исследовательской деятельности.

Полнота и своевременность информации - два неотделимых от достоверной информации элемента. Именно полнота информации обеспечивает информирование населения о полном и объективном состоянии окружающей среды. Под полнотой также понимается невозможность сокрытия от населения Российской Федерации каких-либо аспектов, относящихся к состоянию окружающейся среды, так как данные действия являются противозаконными. Органы государственной власти и местного самоуправления, юридические и физические лица, осуществляющие умышленное сокрытие информации о состоянии окружающей среды, могут быть привлечены к установленной законом ответственности.

В Российской Федерации всячески обеспечивается соблюдение конституционного права каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Так, в статье 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <1>, во-первых, закрепляется право граждан (физических лиц) и организаций осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных действующим законодательством; во-вторых, утверждается, что решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд; в-третьих, убытки, причиненные вследствие предоставления органами государственной власти недостоверной или несвоевременной информации, должны быть возмещены в соответствии с гражданским законодательством. Таким образом, мы наблюдаем государственный механизм регуляции права населения страны на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

<1> См.: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3448.

Для чего же необходимо информирование населения о состоянии окружающей среды? Данные меры применяются и широко регламентируются государством с целью защиты населения от вредных и опасных факторов, способных нанести огромный урон как здоровью человека, так и всей окружающей среде в целом. Именно здесь мы замечаем необходимость своевременного информирования населения. Дополняя друг друга, эти элементы способствуют достижению поставленных перед государством целей и задач в сфере информирования населения о состоянии окружающей среды.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды есть не что иное, как наличие у каждого человека свободного допуска к информации, касающейся состояния окружающей среды и соответствующей ее реальному состоянию в определенный промежуток времени.

Право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации <2> (далее - Конституция РФ). Данная статья расположена во второй главе Основного Закона страны. Это сделано не случайно, ведь способ ее изменения чрезвычайно усложнен, так как изменение положений этой главы приравнивается к пересмотру Конституции РФ и осуществляется Конституционным собранием.

<2> См.: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 1993. 12 декабря.

Закрепление данного права в Основном Законе России можно объяснить тем, что экологическая обстановка в стране оказывает огромное влияние как на население, так и на глобальную экосистему. И, следовательно, население должно быть оповещено о состоянии окружающей среды, ведь она постоянно оказывает на него прямое воздействие.

Обратимся к истории возникновения и развития конституционного права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Данное право прошло очень долгий исторический путь формирования, даже на современном этапе оно продолжает развиваться. Так, в 1992 г. в Рио-де-Жанейрской декларации Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию <3> была закреплена возможность рассмотрения экологических вопросов при участии всех заинтересованных людей на соответствующем уровне, что соотносится с современным правом человека и гражданина на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

<3> См.: Рио-де-Жанейрская декларация Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию 1992 г. // Международное экологическое законодательство. Киев, 2019.

Через несколько лет, в 1998 г., в Орхусской конвенции <4> были отображены основные положения, раскрывающие обязанность органов государственной власти предоставлять населению информацию о состоянии окружающей среды. Помимо этого, была предусмотрена публикация экологической информации в электронных базах данных, доступных всем гражданам.

<4> См.: О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды: Конвенция Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций от 25 июня 1998 г. // Международное экологическое законодательство. Киев, 2019.

В 2003 г. в Директиве Европейского парламента и совета ЕС <5> закреплен принцип доступа к информации об окружающей среде по запросу. В статье 3 данной Директивы говорится об обязанностях органов государственной власти предоставлять информацию о состоянии окружающей среды по запросу любого заявителя, который не обязан обосновывать причину своего интереса. Таким образом, происходят регламентация порядка формирования запроса и установление определенного вида формулировки этого запроса. Статья регламентирует сроки, в которые орган государственной власти должен ответить на запрос заявителя.

<5> См.: Директива N 2003/4/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского союза "О доступе общественности к информации об окружающей среде и отмене Директивы 90/313/ЕЭС Совета ЕС" (Принята в г. Брюсселе 28.01.2003) // СПС "КонсультантПлюс".

Процесс развития конституционного права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды отражается и в распоряжении Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 г. N 93-р "О Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти" <6>. Открытость федеральных органов предполагает абсолютную прозрачность и открытость их деятельности перед населением, в том числе и в аспекте права населения на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Данная открытость как раз и выражается в своевременном оповещении населения страны путем предоставления информации о состоянии окружающей среды, а также в нахождении ее в свободном доступе для всех людей, проживающих в государстве.

<6> См.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 г. N 93-р "О Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти" // СЗ РФ. 2014. N 5. Ст. 547.

В законодательстве иностранных государств, в частности в 2013 г. (в Хартии открытых данных "Группы восьми" в Лох-Эрне <7>), также была предпринята попытка увеличить уровень открытости и прозрачности государственного управления, увеличить объем доступной гражданам информации путем упрощения доступа к ее получению.

<7> См.: Хартия открытых данных G8 ("Группа восьми"). URL: https://data.gov.ru/hartiya-otkrytyh-dannyh-gruppy-vosmi.

Рассмотрим имеющиеся в настоящий момент проблемы реализации конституционного права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

В современном мире существует ряд проблем реализации конституционного права населения на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Они имеют разное и субъективное понимание, разные источники возникновения.

Одной из таких проблем является пренебрежительное отношение чиновников к правам человека. К сожалению, не каждый человек знает полный круг своих прав и способен грамотно их защищать, что создает дополнительную угрозу нарушения прав человека на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды.

Не менее важной проблемой является проблема недостаточно открытого доступа к данным, содержащимся в информационных системах федеральных органов исполнительной власти, для граждан, а также их общественных объединений. Ограничение доступа к этим данным является незаконным, ставящим под сомнение определение Российской Федерации в качестве правового государства, провозгласившего верховенство закона в стране.

В век информационных технологий важную роль играют формат и качество публикуемой информации. Необходимо строго следить за тем, чтобы ненадлежащий формат и низкое качество публикуемой информации ни в коем случае не ограничивали право людей на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, а также не мешали его реализации. По мнению ряда авторов, проблема ограниченного круга форм и источников опубликования информации существенно усугубляет остальные проблемы реализации конституционного права населения на достоверную информацию о состоянии окружающей среды <8>.

<8> См., например: Гончаров В.В. Принципы формирования и функционирования исполнительной власти в Российской Федерации: институционально-политический анализ. М.: Акад. труда и социальных отношений, 2007. С. 114 - 115; Гончаров В.В. Обеспечение экологической безопасности как перспективный приоритетный национальный проект // Юрист. 2010. N 5. С. 58 - 64; Зеленова Д.А., Ермаков Д.Н. Право граждан на достоверную экологическую информацию и его гарантии // Juvenis Scientia. 2017. N 5. С. 28 - 30.

К проблемам реализации конституционного права населения в Российской Федерации на достоверную информацию о состоянии окружающей среды можно также отнести правовые коллизии в отдельных нормативных правовых актах.

Так, в соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. В пункте 2 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <9> указывается на наличие у граждан возможности направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране. Методом простого сравнения можно выяснить, что данный Федеральный закон ограничивает возможность получения информации о состоянии окружающей среды местом проживания гражданина. Однако в Основном Законе страны право населения Российской Федерации на достоверную информацию о состоянии окружающей среды не ограничивается территориально либо по какому-то иному основанию.

<9> См.: Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об охране окружающей среды" // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

Представляется, что одним из вариантов разрешения вышеназванных проблем реализации конституционного права населения Российской Федерации на достоверную информацию о состоянии окружающей среды является присоединение России к упомянутой выше Орхусской конвенции.

Вопрос присоединения нашей страны к Орхусской конвенции актуален вот уже на протяжении многих лет. Для России данная Конвенция представляет огромный интерес, особенно в части закрепления дополнительных механизмов реализации и защиты экологических прав человека и гражданина.

Целями данной Конвенции выступают: защита прав и свобод человека на благоприятную окружающую среду для обеспечения его здоровья и благосостояния; обеспечение беспрепятственного доступа к информации о состоянии окружающей среды; закрепление в национальном законодательстве организационно-правового механизма, обеспечивающего участие общественности в процессе принятия государством решений относительно охраны и защиты окружающей среды; обеспечение населению свободного и бесплатного доступа к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

На сегодняшний день существуют две точки зрения на вопрос о возможности присоединения Российской Федерации к Орхусской конвенции. Первая основывается на том, что Россия, несомненно, может присоединиться к ней, при этом не претерпевая никаких изменений в законодательной системе <10>. Вторая точка зрения основывается на том, что для присоединения к Орхусской конвенции России необходимо внести изменения во все отрасли законодательства, при этом, с одной стороны, подкрепив данный процесс созданием новых федеральных законов, а с другой стороны, ужесточив ответственность должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления за нарушение норм экологического законодательства <11>. Так, например, в Орхусской конвенции закрепляется необходимость обеспечения доступа людям к экологической информации. В российском же законодательстве такого понятия, как экологическая информация, вовсе не существует. Данный пример свидетельствует о том, что для присоединения к Орхусской конвенции Российской Федерации необходимо для начала институционализировать понятие экологического права, а также законодательно закрепить детальный порядок его реализации гражданами.

<10> См.: Липовецкая А.Ю. Орхусская конвенция как механизм защиты окружающей среды // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. N 1 (57). С. 322 - 325; Мельникова В.Г. Открытые данные о механизме реализации права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды // Вестник Томского государственного университета. Право. 2017. N 23. С. 124 - 130.

<11> См.: Выпханова Г.В. Проблемы обеспечения доступа к экологической информации на рубеже двадцатилетия Конституции России // Право и политика. 2014. N 1. С. 71 - 79; Гончаров В.В. О повышении роли наказания в механизме укрепления исполнительской дисциплины органов исполнительной власти // Российский следователь. 2010. N 3. С. 25 - 28; Гончаров В.В. Укрепление исполнительской дисциплины в системе исполнительной власти в Российской Федерации как основное средство борьбы с коррупцией // Российский следователь. 2010. N 6. С. 36 - 40.

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что на современном этапе наше государство проводит активную политику в сфере развития как права населения на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, так и экологического права в целом. В частности, осуществляется активный пересмотр нормативной правовой базы, подкрепляющей данное право, в том числе и путем присоединения Российской Федерации к международным конвенциям, посвященным урегулированию природоохранных и экологических правоотношений. Явным тому примером является политика России, направленная на присоединение к Орхусской конвенции. Конечно, в стране существует ряд проблем, касающихся реализации населением Российской Федерации права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, но государство постоянно работает над их разрешением, обеспечивая тем самым выход на более высокий уровень в сфере защиты и охраны экологических прав человека и гражданина нашего государства.