Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Правовые основы религиозной безопасности в информационном пространстве российского общества.

Обновлено 22.12.2022 07:14

 

Рассмотрим роль религии в социальном развитии, а также в поддержании стабильного развития российского общества. Анализу подвергнута конституционная модель светского государства и особенности ее практической реализации в современной России. Прослеживается динамика развития законодательства и правоприменительной практики в сфере свободы совести и государственной конфессиональной политики с 90-х гг. прошлого века. Отмечается переход к "кооперационной" модели государственно-церковных отношений с преференциальным положением традиционных для России религий. Делается вывод о том, что религия может быть мощным интегрирующим фактором, если обеспечить, с одной стороны, независимое и стабильное существование религиозных объединений различного вероисповедания, а с другой - их мирное взаимодействие в многоконфессиональной России. Предлагается усилить государственную политику по обеспечению межнационального и межконфессионального диалога.

Сегодня роль религии в мире возрастает, а она неотделима от свободы совести и свободы вероисповедания, которые подразумевают стремление человечества к трансцендентному. Для верующих, составляющих подавляющее большинство населения планеты, свобода верить, действовать и поклоняться в соответствии с императивами своей веры неотделима от самой их идентичности и чувства осознания своего места в мире. Религиозная свобода имеет как индивидуальную, так и коллективную составляющие, поскольку обязательства конкретной конфессии распространяются как на индивидуальную, так и на корпоративную организацию. В связи с этим религия часто является определяющей чертой этнической или национальной идентичности, будь то тибетский буддизм, индуистский национализм в Индии, иудаизм в Израиль, русское православие или турецкий ислам. Поэтому непреходящее значение для стабильного развития поликонфессионального Российского государства имеет религиозный фактор. Религия играет важную роль в социальном развитии, а также в поддержании стабильности российского общества. Это требует от органов власти выстраивать продуманную государственную политику и адекватные отношения с многочисленными религиозными объединениями страны.

Несмотря на относительную стабильность государственно-церковных отношений в Российской Федерации (далее - РФ, Россия), религиозная ситуация в нашей стране может быть оценена не столь однозначно, а многие проблемы до сих пор остаются не разрешенными.

Развитие религиозного фактора в России в постсоветский период. Значение религиозного фактора в политической жизни России до 1990-х гг., как известно, было небольшим. Это было связано с доминирующей ролью коммунистической партии и государственной атеистической пропагандой <1>. Роль религии в стране возросла с разрушением тоталитарной идеологии. Люди стали стремиться обновить традиционные ценности и моральные устои, опираясь на религию. Поэтому роль и место религии начало меняться в системе общественных отношений. Это потребовало от органов публичной власти пересмотреть правовую основу деятельности религиозных объединений.

<1> Государство и церковь в XX веке: эволюция взаимоотношений, политический и социокультурный аспекты. Опыт России и Европы / Отв. ред. А.И. Филимонова. М.: Либроком, 2011. 464 с.

В ходе работы над текстом новой Конституции РФ ее авторы, понимая особое значение принципа светского государства, фактически с самого начала включали указание на него в первую главу проекта. О.Г. Румянцев подчеркивал, что "независимость государства от церкви является составной частью государственного суверенитета" <2>.

<2> Из истории создания Конституции Российской. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990 - 1993): В 6 т. М.: Волтерс Клувер, 2007. Т. 3. Кн. 2. С. 320.

При формировании текста ныне действующей Конституции 1993 г. тип государственно-конфессиональных отношений, формы и способы реализации свободы совести и свободы вероисповедания прошли широкое обсуждение и детальную проработку. Были учтены различные взгляды и мнения, что в итоге привело к принятию норм, соответствующих внутригосударственным особенностям развития страны и международным стандартам в области прав человека. В качестве одной из конституционных ценностей в Основном Законе РФ заложен принцип светского государства и модель "сепарационного" секуляризма с равноудаленным от государства положением религиозных объединений.

Однако, как показала правоприменительная практика и последующее развитие отраслевого законодательства, затрагивающего формы реализации свободы совести и свободы вероисповедания, претворение в жизнь конституционных норм столкнулось с рядом сложностей.

После распада СССР и провозглашения независимости РСФСР во всех слоях российского общества началось оживление интереса к религии. Но помимо возрождения тех религий, которые были представлены ранее, страна оказалась весьма благоприятной средой для деятельности иностранных миссионеров различного толка.

В октябре 1990 г. был принят Закон "О свободе вероисповедания" (далее - Закон РСФСР N 267-1) <3>. В отличие от ныне действующего Федерального закона Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - Закон N 125-ФЗ) в нем специально не оговаривалась ни одна религия. Им предусматривалась возможность как индивидуальной, так и коллективной формы реализации свободы совести и свободы вероисповедания, была закреплена возможность образования религиозных и атеистических общественных объединений граждан. Законом была гарантирована возможность создания религиозных объединений, как обладающих статусом юридического лица, так и нет, а также учреждения региональных и централизованных объединений. В этом плане можно говорить о некоторой преемственности в правовом регулировании Закона N 125-ФЗ и ранее действовавших норм.

<3> Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. N 267-1 "О свободе вероисповеданий" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. N 21. Ст. 240.

После принятия Конституции РФ в развитие ее положений о светском характере Российского государства, свободе совести и свободе вероисповедания был принят Закон N 125-ФЗ. Цели нормативного регулирования сразу же были обозначены его разработчиками. Уже 19 сентября 1997 г. на заседании Государственной Думы РФ председатель Думского комитета по делам общественных и религиозных организаций В. Зоркальцев отметил: "И все же я напомню суть этого Закона. Она состоит в том, что закон создает барьер на пути религиозной экспансии в Россию, препятствует развитию тоталитарных сект, ограничивает действие иностранных миссионеров и при всем этом создает условия для деятельности наших традиционных религий и конфессий" <4>. В результате принятый акт, с одной стороны, создавал нормативную основу для существования и развития различных верований и конфессий, действующих в стране. С другой - предусматривал механизмы, позволявшие в случае необходимости воспрепятствовать распространению отдельных верований.

<4> The European Court of Human Rights. Judgment of 1 October 2009. Kimlya and Others v. Russia, Applications nos. 76836/01, 32782/03. URL: http://hudoc.echr.coe.int/eng?i=001-94565 (дата обращения: 13.09.2019).

Современная религиозная ситуация в Российской Федерации. Конституционно заложенная "сепарационная" модель государственно-церковных отношений у нас так и не была реализована. Воплощение получила "кооперационная" модель, предполагающая ряд ограничений для новых нетрадиционных конфессий и поддержку отдельных религий, сыгравших особую роль в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, а также составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России. Не вызывает сомнения то обстоятельство, что в ходе реализации своей политики органы публичной власти должны учитывать религиозные предпочтения большинства населения России, которое позиционирует себя православными христианами. Однако это не означает, что религиозные меньшинства должны подвергаться ущемлениям в своих правах и дискриминации.

В частности, в 2013 г. <5> был ограничен перечень не только возможных учредителей, но и участников (членов) религиозных организаций. Представляется, что этим ограничивается гарантированное в Конституции 1993 г. право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания (ст. 28).

<5> Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 180-ФЗ "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" // Российская газета. 2013. 5 июля.

С 2015 г. <6> была введена "двухуровневая система" (англ. two-tier system) религиозных объединений. Религиозная организация в нашей стране может свободно получить статус юридического лица с определенным объемом прав и обязанностей ("нижний уровень"). Но "верхний", или "второй", уровень, предусматривающий более широкий объем прав, достижим только при соблюдении ряда условий. Для России, как это предусмотрено в ст. 27 Закона N 125-ФЗ, им стал десятилетний срок существования религиозной организации в стране со дня ее государственной регистрации.

<6> Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 261-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" // Российская газета. 2015. 16 июля.

Федеральным законом в 2017 г. <7> в России были введены нормы о миссионерской деятельности. В целом в России регулирование миссионерской деятельности допустимо и необходимо <8>, если оно преследует законные цели, что, впрочем, не было отчетливо показано ни при разработке законопроекта, ни в ходе реализации его норм. Действующие в настоящий момент правила необходимо доработать, так как в них очевидны коллизии и неточности, которые осложняют деятельность правоприменителей и религиозных объединений <9>. Уточнению подлежит само понятие миссионерской деятельности с тем, чтобы разграничить его с распространением гражданами своих личных религиозных убеждений.

<7> Федеральный закон от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности" // Российская газета. 2016. 8 июля.

<8> Петюкова О.Н. Проблемы правового регулирования государственно-конфессиональных отношений в науке административного права на современном этапе // Административное и муниципальное право. 2015. N 8. С. 762 - 768.

<9> Пчелинцев А.В., Загребина И.В., Лункин Р.Н. Свобода совести в современной России. М.: Сова, 2017. 200 с.

Государственная политика по обеспечению межнационального и межконфессионального диалога. Россия является страной, которую одновременно можно считать православной, светской и поликонфессиональной. Это стало следствием особенностей исторического развития страны и этнического состава ее населения. Традиционно поликонфессиональность общества считается угрозой для прогрессивного стабильного развития общества. В России, где представлено более 180 национальностей и множество вероисповеданий при наличии отдельных национально ориентированных регионов, существование многих религиозных направлений представляет определенную угрозу для развития страны. Если в одном субъекте Федерации будут поддерживать Русскую православную церковь (Московский Патриархат) (далее - РПЦ (МП)), в другом - традиционный для соответствующей территории ислам, в третьем - буддизм и т.д., то это скорее приведет не к консолидации общества, а к развитию сепаратистских движений.

Однако религия может служить и фактором объединения общества в решении общих задач. В своей концепции убедительно показал солидаризирующую роль религии в жизни государства и общества Э. Дюркгейм <10>. Он рассматривал религию как продукт социальной среды, как связную систему верований и обрядов, относящихся к священным, то есть отделенным, запретным вещам, верований и обрядов, объединяющих в одну моральную общину, называемую церковью, всех, кто является их сторонниками. С его точки зрения, религия имманентно присуща человеческому обществу и является его объединяющим началом. Э. Дюркгейм был убежден в том, что религия является порождением общества, она укрепляет социальную сплоченность и формирует социальные идеалы. В то же время солидаризация общества обеспечивает его жизнеспособность на всех исторических этапах развития <11>. Представляется, что нецелесообразно пренебрегать таким инструментом в государственной политике. Однако если в более или менее монорелигиозных государствах не возникает особых затруднений с пониманием роли и места религиозного фактора как солидаризирующего начала, то для поликонфессиональных обществ это значение не столь однозначно. Более того, в последнем случае религия может выступать дестабилизирующим фактором, ставящим под угрозу национальную безопасность страны. Поэтому государственная политика должна быть крайне взвешенной и нивелировать негативное действие религиозного фактора.

<10> Durkheim E. Les formes de la vie religieuse. Le en Australie. Paris: Les Presses universitaires de France, 1968. 647 p.

<11> Ibid.

Предыдущие годы для России стали периодом переоценки целого комплекса идеологических ориентаций и ценностей, и в последние годы происходит осознание того, что формирование гражданского общества связано с развитием национальной культуры и духовности российского общества.

В России органы публичной власти на всех уровнях стремятся сделать социальную жизнь обогащенной подлинными человеческими ценностями, формированием духовных идеалов молодежи <12>.

<12> Например, в рамках реализации следующих актов: Постановление администрации городского округа Балашиха МО от 22 апреля 2011 г. N 433/8-ПА "Об утверждении целевой долгосрочной программы городского округа Балашиха "Молодежь городского округа Балашиха" на 2011 - 2013 годы" (ред. от 13.08.2012); Приказ Росархива от 28 декабря 2010 г. N 109 "Об утверждении Программы Федерального архивного агентства по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы"; Приказ Роскультуры от 12 апреля 2007 г. N 254 "Об учреждении Всероссийского конкурса исполнителей песен духовно-нравственного содержания и патриотической направленности"; письмо Минспорттуризма России от 12 ноября 2010 г. N 1590 "О Методических рекомендациях по совершенствованию работы с молодыми семьями на региональном и муниципальном уровнях" // СПС "КонсультантПлюс".

Сейчас реализуется спектр различных программ по укреплению межконфессиональных взаимодействий. Согласно Указу Президента РФ от 30 января 2019 г. N 30 "О грантах Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества" неправительственные некоммерческие организации могут получить гранты, в частности, предоставляемые организациям, осуществляющим деятельность по укреплению межнационального и межрелигиозного согласия.

Важным элементом межконфессионального мира является деятельность общероссийских общественных организаций. К таковым можно отнести, например, Межрелигиозный совет России, Российскую ассоциацию защиты религиозной свободы, Ассамблею народов России, являющиеся центрами консолидации граждан всех национальностей и религий. Однако эти структуры не должны только реагировать на уже прошедшие события, а создавать систему превентивных мер и рекомендаций по межэтническим и межрелигиозным отношениям. Религия (преимущественно мировые и традиционные религии (удачность или неудачность этого термина здесь не обсуждается) является мощным фактором развития духовных и нравственных ценностей человека. Истинная цель религии - сохранить и приумножить в человеке все человеческое, помочь человеку сохранить ценности гуманизма и терпимости, которые на протяжении веков разрабатывались в рамках мировых и традиционных религий. Поэтому необходимо расширять практику федеральных и региональных программ, ставящих целью укрепление межконфессионального мира и общения, и делать их открытыми для возможно большего количества заинтересованных организаций.

Некоторые итоги. В целом религиозная ситуация в нашей стране характеризуется как стабильная <13>. В то же время было бы неправильно предполагать, что она абсолютно идеальная. В России последовательно реализуется "кооперационная" модель государственно-церковных отношений, предполагающая ряд ограничений для нетрадиционных религий и поддержку отдельных религиозных организаций.

<13> Мчедлова М.М. Межрелигиозные отношения и социальная консолидация в России // Вестник российской нации. 2018. N 4 (62). С. 11 - 27.

Закон N 125-ФЗ и его дальнейшие изменения направлены на ограничение индивидуальной и коллективной форм реализации свободы совести, все больший отход от модели разделения государства и религиозных объединений к их партнерским взаимоотношениям. В поликонфессиональном российском обществе в такой политике очевиден изъян, связанный с отсутствием целостной конституционно-правовой концепции религиозной безопасности страны, упущением должного нормативного оформления целей и механизмов межконфессионального сотрудничества.

Религиозная безопасность страны находится под влиянием ряда угроз. Это своего рода рычаги возможного воздействия на религиозный фактор, влияние на которые может привести к упрочению или ослаблению национальной безопасности. Среди них можно выделить: религиозный экстремизм и преступления, совершенные по мотивам религиозной ненависти; миссионерская деятельность (в том числе в связи с проблемой прозелитизма), если она несовместима с уважением к свободе мысли, совести и религии других и к иным конституционным правам и свободам; миграционные процессы; деятельность и репутационная политика исторически представленных в стране традиционных религий; распространение ксенофобной информации через средства массовой информации, в том числе сеть Интернет; несоответствие конституционно закрепленных принципов государственно-церковной политики и практики ее реализации и др.

Хотя на сегодняшний день можно однозначно констатировать, что религиозные объединения страны в целом подтверждают свою приверженность к миру, нельзя безоглядно надеяться на это. Необходимо укреплять этот хрупкий баланс, который образовался между различными религиозными течениями. Именно поэтому в условиях полиэтничного и поликонфессионального российского общества важен такой фактор, как диалог между различными религиозными объединениями и терпимость друг к другу. Однако действующий Закон не предусматривает положений о межконфессиональном сотрудничестве, которое в поликонфессиональной России следует расширять, вовлекая все большее количество вероучений с целью солидаризации общества.