Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Международное сотрудничество в сфере информационной безопасности: общая характеристика и российский подход к изучению. 2

Обновлено 25.12.2022 06:13

 

Информационная безопасность выступает в качестве базовых понятий современных международных отношений. Уровень проникновения информационных технологий и глобальных сетей в общество напрямую связан с уровнем развития страны. Российская Федерация предприняла целый ряд внешнеполитических инициатив, направленных на обеспечение международной информационной безопасности и провозглашающих взятый страной транспарентный курс на формирование условий для становления полноценного международного правового режима формирования безопасной информационной среды. В статье рассматриваются основные тенденции формирования международного режима по обеспечению информационной безопасности. Выявлено, что международное сотрудничество позволяет установить проблемно-целевые подходы к выявлению угроз со стороны других государств на внутреннюю информационную инфраструктуру и критически важных объектов государства с целью подрыва территориальной целостности. Автор приходит к выводу, что межгосударственные соглашения в сфере международной информационной безопасности позволяют установить проблемно-целевые подходы к выявлению угроз со стороны других государств на внутреннюю информационную инфраструктуру и критически важные объекты государства с целью подрыва территориальной целостности. Вместе с тем, выработка совместных мер по развитию нормативных правовых норм международного права определила этапность достижения заданных показателей безопасности, ресурсное обеспечение и правовое сопровождение. Для развития правового обеспечения международной информационной безопасности необходимо дальнейшее межгосударственное сотрудничество с целью стремления наращивания взаимодействия и совершенствование международно-правовых основ для реализации конкретных совместных инициатив в области международной информационной безопасности.

В настоящее время в условиях новых вызовов и угроз в информационном праве приобретают особую актуальность вопросы правового обеспечения международной информационной безопасности. Ряд принятых нормативно-правовых актов стратегического планирования свидетельствуют о важной роли решения проблем правового обеспечения и дальнейшего формирования системы международной информационной безопасности [1].

Особенно важным представляется то, что нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы международной информационной безопасности, имеют комплексный подход к угрозам в области информационной безопасности, что является необходимым элементом при стратегическом планировании противоборства глобальным информационным угрозам современного общества. Следует отметить, что зарубежные концепции относительно вопросов международной информационной безопасности направлены на решение проблем киберугроз и кибератак, которые определяют концептуальные подходы по выработке определенных мер по борьбе с информационными угрозами.

Рассматривая вопрос формирования системы международной информационной безопасности, следует отметить, что по инициативе Российской Федерации в 1998 г. впервые была принята Резолюция Организации Объединенных Наций (далее - ООН), которая определяла порядок по содействию решения проблем в области международной информационной безопасности. Таким образом, впервые на международной арене обсуждался вопрос о международной информационной безопасности.

Российские инициативы в области международной информационной безопасности, повлияли на дальнейшее развитие данной темы в повестке международных органов и организаций. Следует особо подчеркнуть, что после принятия вышеуказанной Резолюции ООН Генеральный секретарь представил доклад на 54-й сессии, в основу которого легли вопросы общей оценки проблем информационной безопасности, включая установление основных дефиниций в данной сфере, в том числе регулирование вопросов несанкционированного вмешательства либо неправомерного использования информационно-коммуникационных технологий, которые бы повлияли на внутреннюю целостность государства, нарушая конституционный строй [2, с. 145].

Считаем, что обсуждение данных вопросов на столь высоком уровне повлияло на дальнейшее развитие в международном праве. Вместе с тем активная позиция Российской Федерации в данном вопросе способствовала принятию нормативно-правовых актов международных организаций. К примеру, в 2005 г. на базе ООН была создана группа экспертов по вопросам правового обеспечения международной информационной безопасности. Работа данной группы способствовала решению ряда вопросов, в том числе установлению и определению вызовов и угроз, которые имели международный характер, недопущению распространения действий информационных процессов во внутренние дела другого государства, противостоянию использованию информационно-телекоммуникационных технологий в противоправных действиях, недопущению распространения кибератак и киберпреступности, установлению международной ответственности компьютерной преступности, включая компьютерный терроризм. Между тем по результатам работы группы экспертов по вопросам международной информационной безопасности была сформирована глобальная культура международной кибербезопасности и защиты критической инфраструктуры. Важно отметить, что данную группу возглавляли представители российской делегации и благодаря российской стороне удалось прийти к единому мнению по различным вопросам международной информационной безопасности.

На сегодняшний день работа в данном направлении продолжается, как неоднократно отмечал Министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров, задачи по вопросам международной информационной безопасности выходят на передний план межгосударственной повестки дня, сформирована общая позиция, что Российская Федерация в данном вопросе является сторонником консолидации усилий в интересах эффективного решения вопросов по данной теме. Вместе с тем от России поступает ряд инициатив по данной теме, в частности, одним из последних предложений является создание универсального международного кодекса поведения в киберсфере [3]. По мнению С.В. Лаврова, опасная масштабная конфронтация в информационной среде порождает необходимость создания единых стандартов и правил в международном информационном пространстве [4]. Ряд ученых в области информационного права отмечают, что инициативы, поступающие от Российской Федерации, внесли существенный вклад в процесс развития и совершенствования правовых норм, определяющих правила в киберсфере, кроме того, данные предложения поспособствовали принятию правил среди государств по недопущению негативного потенциала использования информационно-телекоммуникационных технологий для нарушения международного мира и правопорядка [5]. Кроме того, дискуссии по вопросам международной информационной безопасности позволили составить позицию Российской Федерации по вопросам формирования системы информационной безопасности в международном аспекте, противодействия противоправным действиям с использованием информационных технологий, функционирования глобальной сети Интернет и дальнейшее развитие сети в международном сегменте, борьбы с кибератаками и компьютерными преступлениями.

Актуальные вопросы развития международного сотрудничества в области международной информационной безопасности по сей день являются предметом рассмотрения в ООН [6, с. 146].

Особо следует выделить Доклад группы правительственных экспертов ООН (далее - ГПЭ ООН) по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной информационной безопасности, в которой были сформированы вызовы, угрозы, риски и факторы, которые влияют на уязвимость связанных с обеспечением информационной безопасности при использовании информационных технологий [7]. К данным группам риска ГПЭ отнесла угрозы, которые могут посягнуть на инфраструктуру информационно-коммуникационных технологий, как к объекту преступления, а также использование информационных технологий как средства преступных действий.

Считаем, что данные риски и факторы имеют актуальность на сегодняшний день, при этом преступные действия в киберпространстве имеют высокую общественную опасность, которая выражается высокой степенью латентности и значительной сложностью расследования ввиду международного характера данных преступлений. Ввиду этого, одной из ключевых задач современности являются обеспечение эффективной и оптимальной информационно-правовой и уголовно-правовой политики в борьбе с данным видом преступности на международном уровне.

Одним из знаковых событий на международной арене по вопросам международной информационной безопасности стало одобрение Резолюции ООН, которая определяла свод международных правил, норм и принципов ответственного поведения государств по вопросу безопасности в сфере использования информационно-телекоммуникационных технологий [8]. По мнению ученого Д. Штауффахера, принятые ООН акты способствуют развитию информационного права в части регулирования правоотношений, затрагивающих предмет и объект данной отрасли права, кроме того, деятельность ООН демонстрирует институционализацию работы по вопросам информационной безопасности, результатом которой должна стать разработка единой терминологии в области международной информационной безопасности [9].

Вместе с тем, для реализации и исполнения вышеуказанных целей и задач важно отметить, что международная информационная безопасность должна являться одной из приоритетных областей в системе национальной безопасности конкретного государства. Так, Российской Федерации принят ряд документов стратегического планирования, подтверждающие приоритет среди важнейших направлений в международной политики: Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности; Стратегия национальной безопасности; Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы; О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена; Доктрина информационной безопасности Российской Федерации и др. [10].

Нельзя оставить без внимания межрегиональное сотрудничество, в котором участвует Российская Федерация в рамках подписанных соглашений, и участие в региональных организациях и форумах.

Одним из первых межгосударственных соглашений о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности является соглашение между Российской Федерации и Бразилией. Важно отметить, что в рамках данного сотрудничества определены вызовы и угрозы, которые тем или иным образом могут создавать условия для уязвимости информационно-коммуникационных технологий в международных конфликтах и во враждебных целях как в социально-экономической, так и в военной сфере. Кроме того, к основным угрозам в области обеспечения международной информационной и коммуникационной безопасности в рамках данного соглашения отнесены: информационные и технические средства, которые используются для осуществления террористической деятельности и в террористических целях, а также использование доминирующего положения в сфере информационных и коммуникационных средств и технологий в ущерб интересам и безопасности других государств [11]. Стоит отметить, что в данном межрегиональном соглашении впервые были определены приоритетные направления в области обеспечения международной информационной безопасности, в нем установлено, что между государствами на постоянной основе будет производиться: обмен опытом; подготовка специалистов информационной деятельности; проведение совместных научных и образовательных программ в рамках международных конференций и семинаров; защита национальных критически важных инфраструктур.

Как справедливо отмечала Т.А. Полякова, выбранный подход в данном международном соглашении отвечает обозначенной Российской Федерации в 1998 г. в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН "Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности" позиции по установлению угроз международной информационной безопасности. Вышеуказанная позиция нашла свое отражение в формате двусторонних соглашений между участниками БРИКС.

В Декларации и плане действий, принятых по итогам VI саммита БРИКС (Бразилия, 15 июля 2014 г.), определено, что использование информационно-телекоммуникационных технологий на основе общепризнанных принципов и норм международного права имеет первостепенное значение для открытого и безопасного информационного пространства между государствами - участниками БРИКС. Академик Т.Я. Хабриева отметила, что данные нововведения в международном законодательстве сыграли важную роль для дальнейшего сотрудничества в рамках международной информационной безопасности, поскольку впервые было определено, что использование информационно-коммуникационных технологий в качестве оружия может нарушать как интересы государства, в частности нарушение суверенитета государства, так и конституционные права человека в виде права на неприкосновенность частной жизни [12].

Особый интерес придает Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в рамках международной информационной безопасности, в котором в значительной части расширен перечень угроз информационной безопасности, в котором впервые в международном праве предусмотрено создание системы мониторинга и совместного реагирования на возникающие угрозы [13]. Важно отметить, что указанные подходы позволили защитить интересы государств в условиях информатизации и возникновения новых угроз в данной области, создания механизмов реагирования на риски и вызовы в информационной сфере, дальнейшей интеграции в систему международной информационной безопасности, совершенствование международно-правовой базы и практических механизмов сотрудничества на различных международных площадках.

Вместе с тем, как справедливо отмечает С.Н. Пыхтин, государства законодательно должны устанавливать вызовы и угрозы информационной безопасности с дальнейшим планом мероприятий по их недопущению, а также уменьшать их негативные последствия в случае их проявления. Опыт Великобритании, США, Германии, Южной Кореи и Японии говорит о том, что обеспечить безопасность исключительно своими силами и средствами одному государству не под силу. Противодействие кибератакам потребует организации коллективной защиты на международном уровне в рамках БРИКС, ОДКБ и ШОС [14, с. 73].

Вместе с тем вопросам правового регулирования информационной безопасности значительное внимание уделяется в работе Международного Комитета Красного Креста (далее - МККК).

На официальном сайте МККК опубликованы позиции названной организации по вопросам применимости международного права к кибероперациям. Названный документ призывает государства выработать общую позицию относительно вопроса, достаточно ли существующих норм в области информационной безопасности, или же требуются новые. Если государства посчитают необходимым разработать новые нормы, они должны взять за основу и укрепить существующую правовую базу. В то же время МККК полагает, что необходимо дальнейшее обсуждение, особенно среди государств, того, как следует толковать и применять нормы международного права в киберпространстве [15]. Считаем, что изложенные позиции МККК, несомненно, предполагают необходимость дальнейшего обсуждения обозначенных вопросов как на различных международных площадках, так и на национальном уровне.

Таким образом, межгосударственные соглашения в сфере международной информационной безопасности позволили установить проблемно-целевые подходы к выявлению угроз со стороны других государств на внутреннюю информационную инфраструктуру и критически важные объекты государства с целью подрыва территориальной целостности. Вместе с тем выработка совместных мер по развитию нормативных правовых норм международного права определила этапность достижения заданных показателей безопасности, ресурсное обеспечение и правовое сопровождение. Считаем, что для развития правового обеспечения международной информационной безопасности необходимо дальнейшее межгосударственное сотрудничество с целью стремления наращивания взаимодействия и совершенствование международно-правовых основ для реализации конкретных совместных инициатив в области международной информационной безопасности.