Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Компенсационная комиссия ООН: Структура и порядок деятельности органа.

Обновлено 29.12.2022 06:22

 

Местопребыванием Комиссии является Женева, а размещается она в особняке "La Pelouse" (в прошлом резиденция трех Генеральных секретарей ранее существовавшей Лиги Наций).

Главный орган Комиссии - Совет управляющих (Governing Council), состав которого отражает состав самого СБ ООН. Он принимал не только решения по стратегии функционирования Комиссии, но и окончательные решения по размерам компенсации на основе предложений, сделанных группой уполномоченных (Panels of Commissioners).

Порядок деятельности групп уполномоченных содержался в разделе IV Временных правил по процедуре рассмотрения претензий, принятых Советом управляющих 26 июня 1992 года (далее - Временные правила) <12>. Каждая группа состояла из трех уполномоченных и рассматривала претензии, которые передавались ей Исполнительным секретарем Комиссии, и представляла рекомендации Совету управляющих в отношении сумм, которые подлежали присуждению по каждой претензии, в форме доклада. Уполномоченные назначались Советом управляющих (статьи 18 - 20 Временных правил). Они должны были быть экспертами в областях, являющихся предметом рассмотрения, и действовать в личном качестве. Статья 31 Временных правил устанавливала иерархию применимого права: Резолюции СБ ООН, решения Совета управляющих и критерии, установленные им в отношении отдельных категорий претензий, а также другие нормы международного права.

<12> Статьи 28 - 43 Временных правил по процедуре рассмотрения претензий Комиссией // U.N. Doc. S/AC.26/1992/10 (26 июня 1992 года).

Связующим звеном между Советом управляющих и группами уполномоченных служил Секретариат во главе с Исполнительным секретарем. Совет направлял работу групп посредством своих руководящих указаний (guidelines), излагаемых в своих решениях <13>, а доклады групп представлялись Совету через Исполнительного секретаря.

<13> Пункт 20 Доклада Генерального секретаря ООН, представленного Совету Безопасности во исполнение пункта 19 Резолюции СБ ООН 687 (1991).

Совет был не вправе изменять основания, обозначенные в докладе; он мог лишь изменить предполагаемую сумму компенсации. Совет вправе был увеличить или уменьшить сумму компенсации, "когда сочтет, что обстоятельства требуют этого" (статья 40(1) Временных правил). Он мог также "по своему усмотрению" вернуть претензию или группу претензий уполномоченным для дальнейшего рассмотрения (статья 40(2) Временных правил).

Решения Совета являлись решающими, окончательными, не предусматривали право обжалования. Единственная возможность пересмотра существовала в отношении компьютерных, типографских и иных ошибок такого же характера (статья 41 Временных правил).

Компенсационный фонд, учрежденный для выплат присужденных компенсационных сумм, формировался в процентном отношении за счет прибыли, получаемой от продаж иракской нефти и нефтепродуктов. Это процентное соотношение, первоначально установленное на уровне 30% на основании Резолюции СБ ООН 705 (1991) <14>, в последующем составляло 5% в соответствии с пунктом 21 Резолюции СБ ООН 1483 (2003) <15>.

<14> Пункт 2 Резолюции СБ ООН от 15 августа 1991 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/705(1991) (дата обращения: 01.09.2015).

<15> Пункт 21 Резолюции СБ ООН от 22 мая 2003 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/1483(2003) (дата обращения: 01.09.2015).

 

Источник публикации: https://espchhelp.ru/koon/stati/4089-kompensatsionnaya-komissiya-oon-struktura-i-poryadok-deyatelnosti-organa .