Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Международная безопасность и роль России в борьбе с международным терроризмом и информационной безопасностью.

Обновлено 31.12.2022 03:57

 

Рассматрим современные вызовы глобальной безопасности в контексте угроз международного терроризма и информационной безопасности. Международный терроризм остается важнейшим вызовом системе международной безопасности и создает угрозы для всех без исключения государств и регионов мира. События последних месяцев показали, что ни одна страна в мире не застрахована от нанесения удара террористов. В этой нестабильной и трудно прогнозируемой ситуации в мире Россия становится центром принятия решений и обсуждения проблем мира и безопасности строго в соответствии с Уставом ООН, справедливой демократической и устойчивой системой международных отношений, основанной на принципе верховенства права в международных отношениях, и предлагает выработать эффективный подход и наметить пути для борьбы с указанными угрозами человечеству. Это невозможно без сотрудничества ООН с международными организациями, гражданским обществом и финансовыми институтами.

Мир еще не был так близко к глобальной катастрофе со времен холодной войны. Особой напряженностью отличаются конфликты в идейном информационном поле. Терроризм принимает транснациональный характер <1> и все чаще привлекает представителей разных стран, в том числе европейских, которые после подготовки в лагерях и приобретения навыков боевых действий возвращаются обратно в свои страны. События последних месяцев показали, что ни одна страна в мире не застрахована от нанесения удара террористов.

<1> Рассказов Л.П., Упоров И.В., Трунцевский Ю.В. Ответственность за транснациональные преступления. Краснодар, 2000.

Стоит напомнить, что еще в 2007 г. на Мюнхенской конференции Президент России предупреждал о проблематике международной безопасности и росте радикализма, экстремизма на Ближнем Востоке и риске для глобальной дестабилизации.

Именно растущая активность глобального терроризма была выделена в качестве военной опасности в Военной доктрине Российской Федерации в 2014 г.

О недальновидности попыток заигрывания с террористами и их вооружении, в результате которых террористическая угроза может охватить новые регионы планеты, В.В. Путин говорил и на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2015 г. К сожалению, озвученные Президентом России инициативы по созданию широкой международной антитеррористической коалиции не нашли поддержки, а созданию широкого антитеррористического фронта по-прежнему мешают политические амбиции и двойные стандарты.

На этом фоне важно отметить своевременность проведения Россией VI Московской конференции по международной безопасности MCIS-2017, на которой участники искали ответы на ключевые вопросы глобальной безопасности и предлагали оптимальные пути их решения. Главной темой конференции стал международный терроризм, ставший главной угрозой безопасности. "Налицо дальнейшая эрозия международного права, попытки задействовать фактор силы для одностороннего продвижения собственных интересов, укреплять собственную безопасность за счет безопасности других, любыми средствами сдержать объективный процесс становления полицентричного мироустройства. Подобные действия наносят ущерб нашей общей цели - объединению усилий для борьбы с реальными, а не вымышленными угрозами" <2>.

<2> Выступление С.В. Лаврова на VI Московской конференции по международной безопасности. Москва, 26 апреля 2017 года. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2737799.

С сожалением приходится констатировать, что на Западе все чаще звучат теории нанесения превентивных ударов и концепции быстрого глобального удара. В свой речи 26.04.2017 на VI конференции Министр обороны РФ Сергей Шойгу обратил особое внимание на такие вызовы глобальной безопасности, как "развитие систем противоракетной обороны и молниеносного глобального удара с использованием высокоточных неядерных средств большого радиуса действия, сопоставимых по эффекту с ядерным оружием".

В этой связи нанесение ракетных ударов США по правительственной авиабазе в Сирии ракетами 7 апреля 2017 г. в обход Совета Безопасности ООН создало угрозу жизни российских военнослужащих и явилось грубым нарушением международного права и актом агрессии против суверенного государства. При этом, как следует из письма президента Дональда Трампа в Конгресс США, "решение о начале военных действий против Сирии принято исходя из жизненно важных интересов национальной безопасности и внешней политики США. США предпримут дополнительные действия, которые уместны и необходимы для дальнейшего обеспечения национальных интересов".

Россия потребовала в СБ ООН срочного тщательного и деполитизированного расследования преступлений с применением химического оружия, базирующегося не на предположениях и откровенно сфабрикованных сведениях, а исключительно на достоверных фактах, экспертами ОЗХО и международными специалистами. Напомним, что и ранее именно бездействие партнеров по СБ ООН и безнаказанность боевиков подвигли последних на более масштабную акцию с применением того же зарина 21 августа 2013 г. в предместьях Дамаска, Восточная Гута, итогом которой стали, по разным оценкам, более 1 500 погибших и пострадавших.

Также российская делегация призвала США представить Совету Безопасности ООН доказательства предполагаемого применения химического оружия в Ираке и Сирии. Напомним, США не предоставили Совету Безопасности полученных американскими военными в 2015 - 2016 гг. доказательств с мест применения экстремистами ИГИЛ и другими террористическими группировками отравляющих веществ в рамках взятых на себя обязательств по Резолюциям СБ ООН 2118, 2209 и 2235.

Отметим, что Россия последовательно привлекает внимание Совета Безопасности к проблеме доступа негосударственных субъектов, в том числе террористов, к химическому оружию. Данная угроза уже приобрела совершенно реальные очертания и в ближайшей перспективе может выйти за пределы Ближневосточного региона.

Россия неизменно повторяет свою четкую и однозначную позицию - любое использование химического оружия кем бы то ни было абсолютно недопустимо ни при каких обстоятельствах, а виновные в совершении подобных преступлений должны быть привлечены к ответственности.

Кроме того, Россия неоднократно подчеркивала в СБ ООН и на профильных международных площадках, что размещаемые по всему миру противоракетные средства США являются составной частью опасного глобального проекта, направленного на обеспечение повсеместного подавляющего превосходства США в ущерб интересам безопасности других государств, меняют стратегический баланс сил в области наступательных вооружений и создают серьезные риски глобальной нестабильности.

Следует добавить, что положение Европы не является безопасным, развернута кампания по беспрецедентному по масштабам обновлению всех компонентов американского ядерного арсенала, включая нестратегическое ядерное оружие, находящееся на территории других государств. США планируют разместить и в европейских странах новые ядерные авиабомбы с уменьшенной мощностью, но повышенной точностью, распространяя ложный тезис о росте "российской ядерной угрозы".

Также в непосредственной близости от российских границ США и их союзники по НАТО в последние годы снова взяли курс на "сдерживание" России и дальнейшее изменение баланса сил в европейском регионе в свою пользу.

Особое беспокойство также вызывает планомерное развертывание военно-биологической инфраструктуры США по периметру российских границ, в том числе значительное усиление размещенного в Грузии Управления медицинских исследований сухопутных войск США и в других соседних с Россией странах.

И именно сейчас роль ООН состоит в том, чтобы построить справедливую демократическую и устойчивую систему международных отношений на принципе верховенства права в международных отношениях и выработать эффективный подход и наметить пути для борьбы с указанными угрозами человечеству. В посредничестве урегулирования конфликтов необходимо учитывать роль региональных организаций и превентивной дипломатии, что позволит дополнительно проводить мирные переговоры с целью прекращения насилия, примирения между сторонами и сохранения мира.

Следует подчеркнуть, что Россия настойчиво призывает решать данные проблемы сообща в рамках ООН и использует все мировые диалоговые площадки для укрепления потенциала и центральной координирующей роли ООН в целях своевременной и рациональной адаптации к новым мировым реалиям. Важным инструментом помощи государствам - членам ООН в преодолении последствий конфликтов и предотвращении их возобновления является Комиссия по миростроительству ООН.

Так, в 2016 г. были приняты идентичные резолюции Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН по обзору миростроительной архитектуры, закрепившие термин "сохранение мира" (sustaining peace), достижения устойчивого мира через устранение коренных причин конфликтов, национальное примирение и в конечном итоге восстановление, реконструкцию и развитие государства.

История уже показала бесперспективность односторонних действий в борьбе с терроризмом, поэтому Россия настойчиво призывает решать данную проблему сообща, в рамках ООН. Россия с трибуны СБ ООН предлагает плотное сотрудничество с региональными организациями, включая ОБСЕ, ОДКБ, СНГ и ШОС. Плодотворный диалог в рамках ШОС наглядно свидетельствует об эффективности выстраивания межгосударственного общения на основе принципов равноправия, учета интересов друг друга, уважения права государств на выбор собственной модели развития наглядно. К сожалению, политические разногласия и взаимное недоверие на площадке ООН препятствуют консолидации здоровых сил в координации действий в борьбе с терроризмом и мешают воплотить в жизнь озвученные президентом России в сентябре 2015 г. на сессии Генассамблеи ООН инициативу по созданию международной антитеррористической коалиции.

Представитель России в ООН сообщил о конструктивном сотрудничестве по таким ключевым направлениям, как урегулирование конфликтов, противодействие радикализации и экстремизму, установление доверия между государствами. Россия выступила за дальнейшее сотрудничество между ООН и ОБСЕ, в том числе в интересах выполнения этой крупнейшей европейской организацией решений, которые принимаются в ООН <3>.

--------------------------------

<3> Выступление исполняющего обязанности Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В. Ильичева на 7 892 заседании Совета Безопасности ООН. 28.02.2017. URL: http://russiaun.ru/ru/news/sc_ws28.

 

Многочисленные нарушения и пренебрежения основополагающими принципами Устава ООН, в том числе независимости и суверенного равенства государств, невмешательства в их внутренние дела, мирного урегулирования споров, привели к ухудшению обстановки во многих странах Ближнего Востока.

Как итог в регионе Ближнего Востока полыхают и другие ожесточенные и разрушительные войны, в Израиле и Палестине высоки риски эскалации конфликта, на Корейском полуострове обостряется ситуация - все это требует от Совета Безопасности не упускать из виду поиски путей реализации формулы мирного и безопасного разрешения конфликтов. СБ ООН единогласно осудил ракетные запуски Северной Кореей. Только в 2016 г. КНДР произвела два ядерных испытания и осуществила запуск более 20 баллистических ракет, что предоставило повышенный уровень угрозы для мирового сообщества и является грубым нарушения резолюций СБ ООН.

Символом настоящего времени становится информационная безопасность.

В этой связи необходимо отметить значение Интернета, который уже является таким же пространством международной политики. В сети возможно применение различными террористическими и экстремистскими организациями информационных технологий с целью военных угроз, вербовки террористов <4>, воздействия на атомные и военные объекты, а также кибератаки в сфере коммуникационных сетей и бытовых цифровых технологий. Наметился рост компьютерной преступности в кредитно-финансовой сфере с нарушением конституционных прав и свобод человека и гражданина.

<4> См., напр.: Трунцевский Ю.В. Вербовка в террористические организации: анализ форм и содержания подбора новобранцев // Военно-юридический журнал. 2016. N 6. С. 10 - 14.

Дезинформация и фальсификация данных становятся прикрытием геноцида, агрессии, атак террористов и начала военных действий. Все "арабские весны" были направлены на разрушение сознания гражданина, носителя тех ценностей гражданских прав и свобод человека, которые позволяют ему чувствовать национальное достоинство, защищать свою страну.

Сегодня Россия приняла на себя роль лидера в объединении разных стран и народов в отстаивании права на безопасность, национального суверенитета, построения общей логики безопасности и противодействии опасной теории однополярного мира на основе соблюдения Устава ООН и международного права.

Напротив, претендуя на "американское исключительное право", США привлекает неядерные европейские страны к совместным ядерным миссиям, а также стягивают к границам России инфраструктуру, необходимую для размещения бактериологического оружия.

За последние годы появляется все больше оснований полагать, что, исходя из "жизненно важных интересов национальной безопасности и внешней политики США", степень "нелетальности" Пентагон будет определять самостоятельно, ссылаясь на Приказ от 8 апреля 1975 г. за N 11850 президента США Дж. Форда, дающий право американским вооруженным силам в определенных ситуациях применять в военных целях химические средства, предназначенные для борьбы с беспорядками.

Со стороны Запада следует отметить усиление напряженности в идейной информационной сфере, достигшей своего пика идейного противоборства после периода холодной войны, основанного на глобалистском подходе и пренебрежении основополагающих принципов международного права. Выступая на VI Московской конференции, С.Е. Нарышкин заявил, что западные партнеры продолжают вести диалог с позиции силы. "Борьба за умы станет интенсивней и охватит новые сферы. И будет сопровождаться распространением фальшивых новостей, внедрением инновационных технологий воздействия на массы, сращиванием виртуальной реальности. В этом мире пост-правды задача укрепления информационного суверенитета становится не менее актуальной, чем, скажем, наращивание оборонного потенциала или развитие национальной экономики" <5>.

<5> Выступление директора Службы внешней разведки С. Нарышкина на VI Московской конференции по международной безопасности. 27.04.2017. URL: https://www.youtube.com/watch?v=CgUL5zbk5AU.

Министр обороны и поддержки ВС Исламской Республики Иран бригадный генерал Х. Дехкан назвал присутствие России в Сирии "символом международного сотрудничества в борьбе с терроризмом".

С другой стороны, снова отмечаем "исключительное право" и двойные стандарты США. Так, в апреле 2016 г. Верховный суд США одобрил поправки в законодательство, по которым американские суды смогут выдавать следственным органам, в частности ФБР, санкции на доступ к любым компьютерам, в том числе расположенным за границами США. Более того, в докладе о национальных угрозах директор Национальной разведки США Джеймс Клеппер заявил комиссии Сената США, что в будущем разведывательные службы США смогут использовать интернет вещей (Internet of Things) для идентификации и определения местоположения и для наблюдения за действиями и перемещениями людей, а также для получения доступа к компьютерным сетям и учетным данным пользователей <6>.

<6> URL: http://www.tadviser.ru/index.php. Статья: "Киберпреступность и киберконфликты: США".

Российская делегация выступила с предложением о включении в текст резолюций, которые будут готовиться Комитетом по информации ГА ООН, рекомендации Департамента общественной информации ООН начать работу по выработке базовых параметров стратегии борьбы с фейковыми новостями и дезинформацией <7>.

<7> Выступление директора Департамента информации и печати МИД России М.В. Захаровой на 39-й сессии Комитета Генеральной Ассамблеи ООН по информации. 25.04.2017. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2738369.

Считаем, что информационная работа в сфере борьбы с терроризмом требует дополнительного освещения и информационного содействия в предотвращении и урегулировании конфликтов, борьбе с насильственным экстремизмом и построении основ для прочного мира.

Россия не втягивается в гонку вооружений, не стремится к милитаризации, а предлагает мировому сообществу действовать в логике и парадигме безопасности с позиции равного партнерства и сдержанности и равного партнерства, взаимодействия и предложения диалога и продолжает усилия по сплочению сил международного сообщества в борьбе с международным терроризмом. При этом В.В. Путин четко выразил позицию России: "Мы никогда не вмешиваемся в политическую жизнь и в политические процессы других стран. И нам бы очень хотелось, чтобы в нашу политическую жизнь и во внутриполитическую жизнь России никто не вмешивался".

Разделяя установку на полное и безусловное выполнение обязательств по международным соглашениям, Россия выступает за принятие правил ответственного поведения государств в сфере использования информационно-коммуникационных технологий, которые исключили бы их применение в военных целях, не позволили бы использовать их для вмешательства во внутренние дела и препятствовали использованию информационно-коммуникационных технологий международными террористами. Российская дипломатия в ООН продвигает инициативу о разработке универсальной уголовно-правовой конвенции о противодействии преступности в киберпространстве.

Так, российские дипломаты выступили за введение торгово-экономического эмбарго в соответствии со ст. 41 Устава ООН в отношении территорий под контролем ИГИЛ, предусматривающих санкционные меры воздействия на нарушителей.

Стало очевидным, что мир приблизился к пониманию, что в этой нестабильной и трудно прогнозируемой ситуации в мире Россия становится центром принятия решений и обсуждения проблем мира и безопасности строго в соответствии с Уставом ООН и нормами международного права. Внешняя политика России направлена на создание стабильной и устойчивой системы международных отношений, опирающейся на международное право и основанной на принципах равноправия, взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела государств, взаимовыгодного сотрудничества, политического урегулирования глобальных и региональных кризисных ситуаций.