Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Социальная обусловленность уголовно-правовой охраны информационной безопасности Российской Федерации.

Обновлено 31.12.2022 03:58

 

Одной из составляющих национальной безопасности Российской Федерации является информационная безопасность. В последнее время роль информационной составляющей национальной безопасности существенно возросла. Появились новые вызовы и угрозы информационной безопасности Российской Федерации, которые требуют реакции законодателя. Уголовное законодательство нуждается в модернизации с целью усиления его эффективности в части уголовно-правовой охраны информационной безопасности. Об этом свидетельствует совокупность факторов, которые обусловливают необходимость усиления уголовно-правовой охраны информационной безопасности. Цель: исследовать совокупность факторов, обусловливающих усиление уголовно-правовой охраны информационной безопасности. Методы: методологическую основу исследования составляет совокупность методов научного познания: общенаучные методы (материалистической диалектики), частнонаучные методы (системноструктурный, сравнительно-правовой и др.). Результаты: уголовно-правовая охрана информационной безопасности Российской Федерации в настоящее время не отвечает современным реалиям. Социально-экономический, исторический, политический, социально-правовой и криминологический факторы свидетельствуют о необходимости принятия законодательных мер. Выводы: нормы УК РФ, направленные на уголовно-правовую охрану информационной безопасности, нуждаются в совершенствовании.

В новой редакции Стратегии национальной безопасности Российской Федерации <1> вопросы обеспечения информационной безопасности включены практически во все разделы, посвященные реализации стратегических национальных приоритетов. Это означает тесную взаимосвязь национальной безопасности и безопасности в информационной сфере. Здесь же находит проявление дуалистичность информационной безопасности. С одной стороны, она является частью национальной безопасности и в этом качестве выступает одним из элементов сложной многоуровневой системы различных видов безопасности, направленной на достижение состояния защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Обозначенные в Стратегии положения получили свое развитие и в новой редакции Доктрины информационной безопасности Российской Федерации <2>. В этом документе не только дана оценка современному состоянию информационной безопасности Российской Федерации, но и определен перечень угроз, а также совокупность средств, способных обеспечить должный уровень защиты информационной безопасности Российской Федерации. При этом правовые средства обеспечения информационной безопасности отнесены к приоритетному направлению деятельности.

<1> Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: утв. Указом Президента Рос. Федерации от 31 дек. 2015 г. N 683. URL: http://kremlin.ru/acts/news/51129 (дата обращения: 20.03.2016).

<2> Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: утв. Указом Президента Рос. Федерации от 5 дек. 2016 г. N 646.

Говоря о правовом инструментарии обеспечения информационной безопасности, следует отметить, что в наименьшей степени использован потенциал уголовно-правовых средств. Рассматривая информационную безопасность как объект уголовно-правовой охраны, следует понимать под таковой открытую динамичную систему общественных отношений, обеспечивающих реализацию интересов личности, общества и государства в информационной сфере. Однако нормы, направленные на уголовно-правовую охрану информационной безопасности, помещены в различные разделы и главы УК РФ, что едва ли отвечает интенсивным темпам развития информационных технологий. Уголовное законодательство должно отражать изменения видов преступлений, посягающих на информационную безопасность. Поэтому необходимы переосмысление информационной безопасности как социальной ценности и принятие адекватных мер уголовно-правового реагирования за посягательства на нее. Основой эффективности правовых норм следует считать их социальную обусловленность. Несмотря на то что нормы уголовного права, равно как и нормы всех других отраслей права, получают закрепление в отечественном законодательстве в результате сознательной человеческой деятельности, их истоки следует искать в закономерностях общественного развития. Непосредственным основанием уголовно-правовой охраны является социальная потребность в охране той или иной группы общественных отношений [11, с. 46 - 48]. Таким образом, природа уголовного закона, прежде всего, сводится к объективным законам общественного развития, когда появляется необходимость в охране общественных отношений, ставших особо значимыми, ценными для общества на соответствующем временном этапе.

Понятие социальной обусловленности является весьма широким, состоящим из множества объективных факторов, которые в совокупности и выступают индикаторами необходимости модификации уголовного закона. По нашему мнению, к факторам, обусловливающим необходимость выделения информационной безопасности как объекта уголовно-правовой охраны, следует отнести: социально-экономический, исторический, политический и социально-правовой.

Прежде чем подвести итог, следует согласиться с Н.Ф. Кузнецовой и Г.А. Злобиным в том, что между социальной необходимостью и ее выражением в уголовном законе стоит исторически сформировавшееся общественное сознание данной эпохи, определяющее характер, формы и степень точности правовых отражений. Нормы права, в отличие от объективных законов природы, могут быть "хорошими" и "плохими", т.е. адекватно отражать общественную потребность или недостаточно соответствовать этой потребности, достигать или не достигать поставленных законодателем целей [4, с. 76]. Нормы УК РФ, направленные на уголовно-правовую охрану информационной безопасности, едва ли адекватно отражают общественную потребность в ее уголовно-правовой охране. Став новой ценностью, основой жизни, движущим фактором развития экономики и производства, информация требует сосредоточения сил государства на создании условий для обеспечения ее безопасности. Сложившиеся социальные реалии обусловливают необходимость признания информационной безопасности как самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны.

Недооценка значимости уголовно-правовых средств в механизме правового обеспечения информационной безопасности ставит под угрозу интересы личности, общества и государства в информационной сфере. А.А. Тер-Акопов подчеркивает, что сформировавшиеся информационные угрозы требуют более активной научной проработки. При этом особая роль принадлежит в этом вопросе уголовному праву, которое должно обобщить общественно опасные проявления посягательств на информационную безопасность человека, общества и государства [10, с. 165].

К наиболее актуальным угрозам информационной безопасности на современном этапе относят:

- разработку, создание и использование средств воздействия и нанесения ущерба информационным ресурсам и телекоммуникационным системам государства;

- целенаправленное информационное воздействие на критически важные структуры;

- информационное воздействие, осуществляемое для подрыва политической, экономической и социальной системы государств, психологической обработки населения с целью дестабилизации общества;

- несанкционированное вмешательство в информационно-телекоммуникационные системы и информационные ресурсы, а также их неправомерное использование;

- деятельность международных террористических, экстремистских и преступных сообществ, организаций, групп и отдельных правонарушителей, представляющая угрозы информационным ресурсам и критически важным структурам государства;

- использование информационных технологий и средств в ущерб основным правам и свободам человека, реализуемым в информационной сфере;

- трансграничное распространение информации, противоречащей принципам и нормам международного права, а также национальному законодательству государств [7, с. 242 - 249].

В Доктрине информационной безопасности РФ по общей направленности выделены следующие виды угроз информационной безопасности нашей страны:

- угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России;

- угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации;

- угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;

- угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Приведенные угрозы отражают негативные последствия информатизации, которые являются отнюдь не мифическими, а реальными. Прогнозируется и появление новых угроз, в связи с чем необходима основанная на едином критерии "упреждающая институционализация" [1] уголовно-правовых норм, направленных на уголовно-правовую охрану информационной безопасности.

Таким образом, социальная обусловленность уголовно-правовой охраны информационной безопасности определяется совокупностью социально-экономических, исторических, политических и социально-правовых факторов. Указанные факторы выступают в качестве предпосылок криминализации деяний, посягающих на информационную безопасность. Специфичность названных факторов выражается в том, что все они связаны с процессом становления и развития информационного общества в Российской Федерации и свидетельствуют о необходимости расширения перечня запрещенных законом посягательств в информационной сфере.