Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Социально-экономические предпосылки уголовно-правовой охраны информационной безопасности.

Обновлено 01.01.2023 03:56

 

Основополагающей и ведущей является социально-экономическая обусловленность правовых норм. "Соответствие законов юридических законам экономического развития общества - важнейшая предпосылка их эффективности" [8, с. 101]. В этой связи представляется логичным в первую очередь рассмотреть подробнее указанный фактор.

Социально-экономические предпосылки уголовно-правовой охраны информационной безопасности вызваны прежде всего тем, что Российская Федерация входит в новую постиндустриальную стадию развития - так называемое "информационное общество". Становление информационного общества в России требует переосмысления иерархии охраняемых уголовным законом общественных отношений. Термин "информационное общество" практически одновременно был введен американским экономистом Ф. Машлупом, исследовавшим информационный сектор экономики на примере США, и профессором Токийского технологического института Ю. Хаяши в отчетах, представленных японскому правительству Агентством экономического планирования, Институтом разработки использования компьютеров, Советом по структуре промышленности. В этих отчетах информационное общество определялось как общество, в котором развитие компьютерных технологий сможет обеспечить его гражданам доступ к надежным источникам информации и высокий уровень автоматизации производства.

Концепцию постиндустриального информационного общества разработали западные социологи: Д. Белл, Дж. Гелбрейт, Дж. Мартин, И. Масуде, Ф. Полак, Э. Тоффлер. В России же исследованием концепции информационного общества занимались В.М. Глушков, Н.Н. Моисеев, А.И. Ракитов, А.В. Соколов, А.Д. Урсул и др.

Нельзя не отметить, что многие ведущие мировые державы уже вступили в стадию, именуемую информационным обществом, а на международном уровне был принят целый ряд правовых актов по вопросам развития информационного общества [13; 17]. Так, 22 июля 2000 г. лидерами стран "большой восьмерки" была подписана Окинавская хартия глобального информационного общества. Хартия явилась прежде всего призывом ко всем как в государственном, так и в частном секторах ликвидировать международный разрыв в области информации знаний. В качестве главенствующей задачи, стоящей перед государствами, Хартия провозгласила не только стимулирование и содействие переходу к информационному обществу, но также и реализации его полных экономических, социальных и культурных преимуществ <1>. В 2003 г. была принята Декларация принципов "Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии" <2>, а в мае 2005 г. - Декларация Комитета министров Совета Европы о правах человека и верховенстве права в информационном обществе <3>.

<1> Окинавская хартия глобального информационного общества // Дипломат. вестник. 2000. N 8. С. 51 - 56.

<2> Декларация принципов "Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии": док. WSIS-03/GENEVA/DOC/4-R 12.12.2003. URL: http:www.itu.int/dms_pub/itu-s/md/03/wsis/doc/s03-wsis-doc-0004!!pdf-r.pdf (дата обращения: 15.02.2016).

<3> Декларация Комитета министров о правах человека и верховенстве права в Информационном обществе: док. CM(2005)56 final 13.05.2005. URL: http://www.coe.int/ru/ (дата обращения: 15.02.2016).

Что касается Российской Федерации, то основополагающим документом в этой области стала Стратегия развития информационного общества <1>. В Стратегии учтены основные положения Окинавской хартии глобального информационного общества, Декларации принципов построения информационного общества и других международных документов, принятых на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам развития информационного общества.

<1> Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации: утв. Указом Президента Рос. Федерации от 7 февр. 2008 г. N Пр-212 // Рос. газета. 2008. 16 февр.

Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации согласно положениям Стратегии является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, а также совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных технологий.

Информационное общество характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой "совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающей при этом совокупности общественных отношений, связанных с информацией и информационной инфраструктурой как объектами интересов индивида, общества и государства [9, с. 56]. Очевидно, что феномен информации является основным элементом информационной сферы и, соответственно, всех информационных процессов, происходящих в обществе [5, с. 28].

Отличительными особенностями и характеристиками информационного общества ученые называют:

- развитие рынка информационно-телекоммуникационных технологий;

- зависимость экономики от уровня развития информационно-телекоммуникационных технологий в отдельно взятой стране;

- массовое использование компьютеров, имеющих доступ к информационно-телекоммуникационным сетям, и наличие навыков у населения по работе с такими компьютерами;

- возможность свободно искать, получать информацию из информационных ресурсов, а также распространять и передавать через информационно-телекоммуникационные сети;

- увеличение требований к информационной безопасности для защиты интересов личности общества и государства в информационной сфере [3, с. 22; 6, с. 95 - 100].

Конечной эволюционной точкой развития информационного общества в отдельном государстве является интеграция в глобальное информационное общество. Отличительными чертами последнего выступают:

- формирование в результате социальной революции, носящей глобальный характер и имеющей своей основой интенсивное развитие и конвергенцию информационно-телекоммуникационных технологий;

- залогом благополучия как отдельного человека, так и отдельного государства является знание, которое было получено ввиду наличия свободного доступа к информации и умению работать с ней;

- процесс обмена информацией не имеет каких-либо границ;

- взаимопроникновение культур и в то же время появление новых возможностей для реализации [7, с. 161].

В 2013 году Россия заняла 40-е место в рейтинге стран по индексу развития ИКТ [14]. Для расчета Индекса используется 11 показателей, характеризующих проникновение фиксированной телефонной связи, мобильной сотовой связи и Интернета (в том числе широкополосного), доступ к компьютерам и интернету домохозяйств, уровень грамотности взрослого населения и вовлеченность в образование молодежи. Место России в рейтинге стран по этому Индексу входит в число контрольных показателей Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации и государственной программы "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" <1>. Контрольные показатели указаны в приложении к Стратегии, а их достижение должно свидетельствовать об интенсивности развития информационного общества в Российской Федерации. И Стратегия, и программа реализуются в несколько этапов. Выделение этапов обусловлено необходимостью подведения итогов выполнения Стратегии и уточнения задач развития информационного общества. При реализации инновационного сценария Программа не только решает задачи в сфере информационных технологий, но и становится инструментом решения задач модернизации в иных сферах (управление, образование, здравоохранение и др.), регионального развития и интеграции в мировое хозяйство, повышения качества человеческого капитала и стандартов жизни населения. А к 2020 году прогнозируется 10-кратный рост объема услуг связи (в 2,6 раза к 2015 г. относительно 2010 г. и в 2,7 раза за время реализации второго этапа Программы в 2015 - 2020 гг.) и более чем 2-кратный рост объема рынка информационных технологий. Однако уже в 2014 и 2015 гг. показатели России в рейтинге ухудшились, наша страна занимала 42-е и 45-е место.

<1> Постановление Правительства Рос. Федерации от 15 апр. 2014 г. N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. N 18 (ч. II). Ст. 2159.

В то же время в Российской Федерации уже создана достаточная база для становления и развития информационного общества. В самой Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации отмечается, что увеличение добавленной стоимости в экономике достигается преимущественно за счет интеллектуальной деятельности, роста технологического уровня производства и масштабного внедрения новейших информационно-телекоммуникационных технологий. Хозяйственные системы постепенно интегрируются в экономику знаний, интеллектуальные факторы производства в которой играют роль локомотива.

Так как современные достижения научно-технического прогресса, новейшие информационно-телекоммуникационные технологии могут быть использованы и уже используются в преступных целях [12; 15; 16], залогом успешного становления информационного общества в России является обеспечение безопасности в информационной сфере. И чем развитее будет информационное общество, тем больше сил и средств потребуются государству, чтобы обеспечить его безопасность. Ведущую роль в создаваемом механизме обеспечения национальной безопасности должно играть право со всеми присущими ему методами и средствами.

Таким образом, социально-экономический фактор обусловленности уголовно-правовой охраны информационной безопасности связан с развитием в нашей стране нового типа общества, в котором во главе угла стоят информационно-коммуникационные технологии. Экономическое развитие государства также зависит от этих технологий - сырьевая экономика превращается в экономику информации и знаний. Духовные и социальные потребности у людей теперь ориентированы на быстрый поиск необходимой информации, своевременное и полное получение достоверной информации, возможность оперативного обмена ею.