Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Первичные статистические данные: Разработка нормативных правовых актов.

Обновлено 03.01.2023 04:13

 

Иногда непонимание тонкостей Закона N 282-ФЗ приводит к досадным ошибкам при разработке нормативных правовых актов. К примеру, в одной из редакций проекта федерального закона "О проведении эксперимента по введению платы за пользование курортной инфраструктурой (курортного сбора) в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае, Ставропольском крае и городе федерального значения Севастополе" было установлено, что операторы курортного сбора (гостиницы, санатории) обязаны безвозмездно предоставлять субъектам Российской Федерации первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации при проведении эксперимента по форме федерального статистического наблюдения о реализации эксперимента по введению курортного сбора. Указанная формулировка представляется некорректной по следующим причинам.

Согласно части 4 статьи 5 Закона N 282-ФЗ в системе государственной статистики используются 3 вида документированной информации: официальная статистическая информация, первичные статистические данные, административные данные. При этом осуществлять федеральное статистическое наблюдение (сбор первичных статистических данных и административных данных) могут только органы, включенные в соответствующий перечень Плана.

В чем разница указанных данных?

Под первичными статистическими данными следует понимать документированную информацию по формам федерального статистического наблюдения, получаемую от респондентов, или информацию, документируемую непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения (пункт 7 статьи 2 Закона N 282-ФЗ).

Административные данные - это используемая при формировании официальной статистической информации документированная информация, получаемая федеральными органами государственной власти, иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными организациями в связи с осуществлением ими разрешительных, регистрационных, контрольно-надзорных и других административных функций, а также иными организациями, на которые осуществление указанных функций возложено законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 2 Закона N 282-ФЗ). В соответствии с частью 4 статьи 2 Закона N 282-ФЗ первичные статистические данные могут быть представлены только субъектам официального статистического учета.

Согласно части 3 статьи 8 Закона N 282-ФЗ сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения.

Следовательно, представление первичных статистических данных в орган государственной власти субъекта Российской Федерации не будет соответствовать требованиям Закона N 282-ФЗ, поскольку орган государственной власти субъекта Российской Федерации не является субъектом официального статистического учета.

Согласно пункту 6 статьи 2 Закона N 282-ФЗ в орган государственной власти субъекта Российской Федерации могут быть представлены только административные данные.

Гарантии защиты первичных статистических данных и административных данных.

Принципами официального статистического учета и системы государственной статистики, согласно статье 4 Закона N 282-ФЗ, в числе прочего являются:

- обеспечение конфиденциальности первичных статистических данных при осуществлении официального статистического учета и их использование в целях формирования официальной статистической информации;

- обеспечение сохранности и безопасности официальной статистической информации, первичных статистических данных и административных данных.

Согласно частям 10 - 11 Закона N 282-ФЗ официальная статистическая информация является общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Обеспечение доступа заинтересованных пользователей официальной статистической информации к общедоступной официальной статистической информации осуществляется путем ее предоставления или распространения.

Распространение официальной статистической информации субъектами официального статистического учета осуществляется путем ее опубликования в официальных изданиях субъектов официального статистического учета, средствах массовой информации и размещения для всеобщего доступа в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе для бесплатного доступа на официальных сайтах субъектов официального статистического учета в сети Интернет.

Однако формируется официальная статистическая информация на основании различных данных, в том числе содержащих охраняемую законом тайну. Данный вывод подтверждает формулировка части 9 статьи 5 Закона N 282-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 282-ФЗ первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, являются информацией ограниченного доступа, за исключением информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Субъекты официального статистического учета обязаны обеспечить конфиденциальность информации ограниченного доступа. Первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению (распространению и (или) предоставлению) и используются только в целях формирования официальной статистической информации.

Согласно части 4 статьи 9 Закона N 282-ФЗ обработка первичных статистических данных, указанных в части 1 статьи 9 Закона N 282-ФЗ, и административных данных, доступ к которым ограничен федеральными законами, осуществляется в условиях, гарантирующих в соответствии с законодательством Российской Федерации защиту таких данных от несанкционированного доступа, предотвращение их хищения, утраты, подделки или искажения, а также при условии обязательного обезличивания персональных данных субъектами официального статистического учета.

В 2015 г. статс-секретарь - заместитель руководителя Росстата А.Л. Кевеш в интервью со ссылкой на статью 9 Закона N 282-ФЗ подтвердил, что органы Росстата гарантируют полную конфиденциальность данных и защиту информации, полученной от респондентов в ходе проведения сплошного наблюдения, и подчеркнул, что "сплошное наблюдение не имеет фискальных и любых других целей, кроме составления обобщенной и максимально отражающей реальность статистической информации о состоянии сектора малого и среднего предпринимательства" [1].

Таким образом, конфиденциальный характер первичных статистических данных означает, что субъекты официального статистического учета не вправе предоставлять первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, для использования этих данных в иных, не связанных с формированием официальной статистической информации целях (часть 2 статьи 9 Закона N 282-ФЗ). В свою очередь, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, должностные лица, другие физические и юридические лица не вправе требовать предоставления первичных статистических данных, являющихся информацией ограниченного доступа, от субъектов официального статистического учета и использовать их в иных, не связанных с формированием официальной статистической информации целях (часть 3 статьи 9 Закона N 282-ФЗ). Примечательно, что в части 2 - 3 статьи 9 Закона N 282-ФЗ были внесены изменения статьей 1 Федерального закона от 02.07.2013 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (дата вступления в силу - 03.07.2013) (далее - Закон N 171-ФЗ).