Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Открытость правосудия в контексте обеспечения информационной безопасности судебной системы.

Обновлено 04.01.2023 08:11

 

Информационная открытость является одним из основных условий деятельности современной судебной системы. Беспрепятственный доступ к информации о деятельности судов основан на конституционном принципе свободы информации. Но, как и любая свобода, она не может быть безграничной и подлежит ограничению в целях обеспечения безопасности. По мнению автора, актуальность проблемы обеспечения информационной безопасности для судебной системы не должна умалять значимости принципа информационной открытости. В настоящей статье автором предлагается свое видение понятия "информационная безопасность судебной системы", которое обеспечит баланс двух противоречивых интересов.

Информационные технологии являются неотъемлемой составляющей современного государства и общества, они призваны упростить и улучшить различные виды осуществляемой человеком деятельности. Расширение области применения информационных технологий, преимущества, предоставляемые их использованием, и возросшая роль официальной информации привели к тому, что перед судебной системой возникла задача расширить область информационного взаимодействия с субъектами, обращающимися за защитой своих прав и законных интересов или иным образом заинтересованными в получении сведений о ее деятельности.

По итогам осуществления комплекса мероприятий нормативно-правового, организационного, научно-исследовательского, издательского и иного характера, направленных на гармонизацию отношений судебной власти и общества, понимание гражданами сложности проводимой в государстве судебной реформы, пропаганду идей правосудия, а также на объективное освещение деятельности судов в средствах массовой информации <1>, органы судебной системы стали полноценными участниками информационных правоотношений, производителями особой категории информации - о деятельности судов.

<1> Концепция информационной политики судебной системы (принята Постановлением Совета судей Российской Федерации N 60 от 16 ноября 2001 года) // ИПС "КонсультантПлюс".

Обеспечение информационной открытости как направление информационной политики судебной системы получило активное развитие после вступления в силу в 2010 г. Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" <2>, реализации Федеральных целевых программ ("Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы", "Развитие судебной системы России на 2008 - 2012 годы").

<2> Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" // ИПС "КонсультантПлюс".

Проводимая политика обеспечила возможность электронного взаимодействия судов с участвующими в деле лицами посредством системы электронного правосудия, оснащение судебных органов системами видеоконференц-связи и аудиопротоколирования судебных заседаний, формирование баз данных судебных органов, создание официальных сайтов судов, способствовала использованию электронных документов в уголовном, административном, гражданском и арбитражном судопроизводстве <3>, введение видеотрансляции судебных заседаний, создала основу для формирования единого информационного пространства судебной системы <4>.

<3> Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" от 23 июня 2016 г. N 220-ФЗ // ИПС "КонсультантПлюс".

<4> Ловцов Д.А., Ниесов В.А. Актуальные проблемы создания и развития единого информационного пространства судебной системы России // Информационное право. 2013. N 5. С. 13 - 18.

Но наряду с повышением доступности правосудия и оптимизацией делопроизводства интенсификация деятельности судебных органов на основе применения информационных технологий привела к увеличению количества угроз охраняемым законом интересам.

Информационное законодательство, которым руководствуется судебная система в процессе деятельности, в настоящее время претерпевает изменения в связи с возрастающей потребностью в обеспечении информационной безопасности.

Обозначенная проблема актуальна и для судебной власти, поскольку судами реализуется одно из конституционных прав граждан - право на судебную защиту. Расширение круга охраняемых законом прав личности, углубление их содержания в условиях многообразия современных экономических и социальных связей возлагают на суд особую ответственность и поднимают его значение как фактора утверждения экономической и социальной стабильности, как основного гаранта реализации прав и свобод граждан <5>.

<5> Фомин А.А. Сущность и содержание права граждан на судебную защиту // Администратор суда. 2009. N 4. С. 34 - 37.

Из основного концептуального документа, посвященного вопросам безопасности в информационной сфере, Доктрины информационной безопасности Российской Федерации (далее - Доктрина) следует, что суды входят в число основных элементов организационной основы системы обеспечения информационной безопасности государства наряду с Президентом Российской Федерации, органами исполнительной и законодательной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными субъектами.

Но роль судов в контексте Доктрины сводится к осуществлению правосудия по делам о преступлениях, связанных с посягательствами на законные интересы личности, общества и государства в информационной сфере, и обеспечению судебной защиты граждан и общественных объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации <6>.

<6> Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г.) // Российская газета. N 187. 2000. 28 сентября.

В то же время согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <7> на судебные органы как на обладателей информации, самостоятельно создавших ее либо получивших право регулировать доступ к тем или иным сведениям, возложена обязанность принимать меры по ее защите, т.е. обеспечивать собственную информационную безопасность.

<7> Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ // ИПС "КонсультантПлюс".

В настоящее время концепция информационной безопасности судебной системы находится на стадии формирования и преимущественно определяется установленным законодателем запретительно-ограничительным методом. Указанный метод проявляется в ограничении конституционного права на свободу информации и, следовательно, свободы доступа к информации о деятельности судов в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства <8>, а также в установлении юридической ответственности за правонарушения в информационной сфере.

<8> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СЗ РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.

Таким образом, проводимая судебной властью политика информационной открытости сталкивается с необходимостью обеспечения информационной безопасности, предполагающей введение запретов и ограничений.

В связи с изложенным актуальность приобретает проблема поиска баланса между реализацией принципа информационной открытости деятельности судов и применением мер защиты в информационной сфере.

Первый шаг в решении поставленной задачи, по мнению автора, заключается в определении понятия "информационная безопасность судебной системы".

В общем смысле информационная безопасность определяется как состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства <9>.

<9> Доктрина информационной безопасности Российской Федерации.

Воспринимая изложенный подход, условно называемый широким, представители юридической науки использовали его для определения информационной безопасности отдельных субъектов (личности, государства, органов государственной власти, юридических лиц, несовершеннолетних и т.д.).

Так, В.В. Сурин определяет информационную безопасность органов уголовно-исполнительной системы как состояние защищенности уголовно-исполнительной системы в информационной сфере, состоящей из совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства, от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее восстановление социальной справедливости, исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений <10>.

<10> Сурин В.В. Информационная безопасность уголовно-исполнительной системы: подходы к определению понятия // Информационное право. 2013. N 1. С. 31 - 34.

По мнению Л.К. Терещенко, О.И. Тиунова, информационную безопасность органов исполнительной власти нельзя сводить исключительно к безопасности информации и информационных ресурсов, необходимо учитывать также их информационные потребности в рамках их компетенции и в объемах, необходимых для выполнения возложенных на них задач, полноту, своевременность и достоверность информации, необходимой для принятия решений <11>.

<11> Терещенко Л.К., Тиунов О.И. Информационная безопасность органов исполнительной власти на современном этапе // Журнал российского права. 2015. N 8. С. 100 - 109.

Информационная безопасность ребенка раскрывается как состояние защищенности интересов личности несовершеннолетнего в информационной сфере, которые заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность <12>.

<12> Ювенальное право: Учебник для вузов / А.А. Анисимов, С.А. Буданов, В.Ф. Воробьев и др.; Под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова. М.: Юстицинформ, 2005.

Впрочем, у широкой трактовки есть и противники. Например, Е.К. Волчинская считает, что заложенный в Доктрине информационной безопасности подход включает в себя защиту информации, защиту от информации, а также защиту информационных сетей и систем, защиту прав и свобод, связанных с информацией (в том числе прав на доступ к информации, интеллектуальных прав, свободы массовой информации), и такое многообразие задач затрудняет координацию усилий различных органов власти, полномочия которых распространяются на регулирование информационной сферы <13>.

<13> Волчинская Е.К. Роль государства в обеспечении информационной безопасности // Информационное право. 2009. N 5. С. 9 - 17.

Действующее законодательство напрямую связывает реализацию права на доступ к правосудию с функционированием информационно-телекоммуникационных систем (ресурсов) и отдельных их сервисов, следовательно, бесперебойное функционирование информационных систем судов, возможность в режиме реального времени размещения судебных актов оказывают существенное влияние не только на деятельность самого суда, но и на внесудебную практику и работу иных субъектов <14>.

<14> Орлов А.В. Обеспечение информационной безопасности судебной деятельности арбитражных судов Российской Федерации // Администратор суда. 2015. N 3. С. 6 - 10.

Следовательно, для судебной системы актуален конкретизированный подход, вызванный к жизни необходимостью решения злободневных проблем, направленный на выявление конкретных угроз и поиск способа их устранения. Это обусловливает повышенное внимание к отдельным аспектам обеспечения безопасности информации и информационных систем, в том числе находящихся в распоряжении судебных органов <15>.

<15> См.: Ловцов Д.А., Верхоглядов А.А. Информационная безопасность судебных АИС: правовое регулирование и юрисдикция // Российское правосудие. 2008. N 8. С. 55 - 64.

По нашему мнению, многообразие информационных правоотношений не позволяет ограничить достигнутый уровень информационной открытости системой электронного правосудия, а информационную безопасность судебной власти - защитой информации и информационных технологий, находящихся в распоряжении судов, органов судейского сообщества и используемых в их деятельности.

С другой стороны, адаптация отраженного в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации широкого подхода приведет к чрезмерно размытому пониманию информационной безопасности судебной системы как состояния защищенности ее важнейших интересов в информационной сфере.

Анализ действующего законодательства свидетельствует о том, что современная судебная система Российской Федерации руководствуется принципами законности, приоритета прав, свобод человека и гражданина, обеспечения независимости и самостоятельности судов и судей (принцип разделения властей); укрепления единства судебной системы; гласности судопроизводства и открытости деятельности судебных органов, безопасности судей, сотрудников аппаратов судов, участников судебных процессов и посетителей судов.

Являясь конкретизированными принципами организации и деятельности, важнейшие интересы судебной власти выражаются в законности, независимости, единстве, защищенности и открытости.

Концепция информационной политики судебной системы содержит следующие интересы судебной системы в информационной сфере: реализация конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, в том числе о деятельности судебной системы, на использование такого рода информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития; реализация конституционных норм о нераспространении информации о частной жизни граждан, в том числе ставшей достоянием судебного следствия и разбирательства, без их согласия; беспрепятственное осуществление профессиональной деятельности работников СМИ по сбору, формированию и распространению информации о деятельности судов; соблюдение журналистами обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о СМИ, в части, касающейся освещения деятельности судебной системы, судей и органов судейского сообщества; право судебной системы на объективное и достоверное освещение ее деятельности; осуществление контроля органами государственной власти за соблюдением порядка освещения деятельности органов судебной власти в государственных СМИ.

Указанные в Концепции интересы охватывают широкий пласт правоотношений, связанных с обеспечением информационной открытости, но упускают из виду организационно-техническую составляющую. Защита исключительно указанных интересов, по нашему мнению, не обеспечит достижения информационной безопасности судебной системы.

Изложенный вывод согласуется с позицией законодателя, выраженной в ст. 20 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ <16>, ограничивающей право на предоставление информации о деятельности судов в случаях, если запрашиваемая информация является вмешательством в осуществление правосудия, относится к информации ограниченного доступа или ее предоставление не позволяет обеспечивать безопасность судей, сотрудников аппарата суда и участников судебного разбирательства.

<16> Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".

Ориентируясь на сложившуюся концепцию структуры информационной безопасности, заключающуюся в трех основных элементах: состояние информационной среды, обеспечивающее удовлетворение информационных потребностей субъектов информационных отношений; безопасность информации; защищенность субъектов от негативного информационного воздействия <17>, учитывая, что политика информационной открытости правосудия имеет целью повышение его доступности и эффективности, безопасность судебной власти в информационной сфере видится как неотъемлемое условие ее деятельности.

<17> Яковец Е.Н. Правовые основы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации: Учеб. пособие. М.: Юрлитинформ, 2014. 408 с.

Соглашаясь с подходом к определению информационной безопасности как состояния защищенности информационной среды субъекта от негативного воздействия, позволяющего обеспечить ее формирование, использование и развитие в интересах субъектов правоотношений в сфере их деятельности, предложенным Е.Н. Холоповой, А.С. Бойцовым <18>, автор предлагает следующую трактовку указанного понятия применительно к судебной системе.

<18> Холопова Е.Н., Бойцов А.С. Информационная безопасность пограничных органов на современном этапе: понятие, структура // Информационное право. 2014. N 5. С. 4 - 9.

Информационная безопасность судебной системы - состояние защищенности информационной среды судебной системы от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее надлежащее выполнение возложенных на судебные органы и органы судейского сообщества функций, защиту прав и законных интересов граждан, организаций, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц в целях эффективной реализации задач судопроизводства.

Предложенная позиция, по мнению автора, обеспечит баланс двух направлений информационной политики судов, основанных на диаметрально противоположных принципах: открытости и безопасности.