Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Проблемы обеспечения административно-правовых режимов информационной безопасности в таможенных органах Российской Федерации.

Обновлено 04.01.2023 08:13

 

Рассмотрим некоторые аспекты правового регулирования административно-правовых режимов информационной безопасности в таможенных органах Российской Федерации.

Институт правового режима, представляющий собой определенную систему правовых норм и регулирующий не только деятельность, но и отношения между людьми по поводу определенных объектов, играет крайне важную роль для выработки соответствующих правовых механизмов регулирования правовых отношений. Наибольшее распространение он получил в административном праве, характеризуя в первую очередь предметы отношений, в частности отношений, складывающихся в сфере использования информационных ресурсов.

В таможенных органах формирование информационных ресурсов осуществляется за счет документов и сведений, которые, с одной стороны, представляются участниками внешнеэкономической деятельности в соответствии с установленными правилами при совершении таможенных операций, а с другой стороны - за счет документов, необходимых для совершения таких операций. В силу их специфики и особой значимости в отношении такого рода информационных ресурсов устанавливаются специфические (особые) административно-правовые режимы, содержание которых сводится в основном к режиму доступа.

Одним из таких административно-правовых режимов является режим государственной тайны.

Существующая система обеспечения безопасности информации, обладающей статусом государственной тайны, представляет собой наиболее сильное звено государственного регулирования общественных отношений в информационной сфере. Совершенно очевидно, что любое государство, и Россия в этом случае не является исключением, в той или иной степени стремится проводить независимую внешнюю политику и направляет свои усилия для противодействия существующим угрозам его интересов, особенно в таких чувствительных сферах, как оборона, безопасность, политика, так как в случае незаконного распространения информации ущерб, нанесенный интересам государства, в абсолютном большинстве случаев ничем не может быть компенсирован. Именно поэтому государство на законном основании обладает неотъемлемым правом требовать от всех субъектов правоотношений, вне зависимости от форм собственности и административно-правового статуса, выполнения установленного порядка обращения с такой информацией, призванного обеспечить ее сохранность, а также устанавливать и применять различные виды государственного принуждения, используя при этом полномочия, делегируемые соответствующим органам государственной власти и должностным лицам.

Наиболее детальную регламентацию рассматриваемая сфера регулируемых отношений получила в Законе Российской Федерации "О государственной тайне" (далее - Закон "О государственной тайне") [1].

Бесспорно, институт государственной тайны является наиболее урегулированным правом среди других институтов, регулирующих отношения в области информационной безопасности. Тем не менее и здесь существует немало проблем, одна из которых лежит в сфере правильного установления категорий лиц, которые могут быть привлечены к ответственности либо освобождены от ответственности за разглашение сведений, отнесенных к государственной тайне. Решение данной проблемы, как было указано ранее, лежит в плоскости правового регулирования, направленного на предотвращение доступа к защищаемым сведениям лиц, не обладающих соответствующим правом.

Закон "О государственной тайне" устанавливает определенную процедуру, основанную на добровольных принципах оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а для предприятий, учреждений и организаций - права на проведение работ с использованием таких сведений. После завершения данной процедуры возникает юридически определенная возможность субъекта знакомиться с информацией, отнесенной к государственной тайне.

В развитие Закона "О государственной тайне", определяющего общие правила допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне, Правительством РФ и органами государственной власти принят ряд нормативных правовых актов, конкретизирующих требования Закона в рассматриваемой сфере. В первую очередь речь идет об Инструкции о порядке допуска к государственной тайне в Российской Федерации (далее - Инструкция о порядке допуска в РФ) [2].

Таможенные органы Российской Федерации, входящие в общую систему обеспечения безопасности государства в качестве одного из важнейших компонентов, выстраивают свою политику в области обеспечения информационной безопасности, исходя из принципов, установленных законодательством в сфере рассматриваемых общественных отношений, а также исходя из специфики решаемых задач. Федеральной таможенной службой конкретизированы отдельные положения порядка допуска к государственной тайне лиц, осуществляющих служебную деятельность в таможенных органах и организациях ведомства, путем принятия собственной Инструкции (далее - Инструкция о порядке допуска в ФТС) [3].

Возвращаясь к природной сути понятия допуска к государственной тайне, следует акцентировать внимание на том, что установленная система административно-правового регулирования представляет собой превентивную меру защиты, предпринимаемую государством от возможных угроз и негативных последствий, а применительно к физическим лицам - систему отбора по определенным признакам. Подобная селекция проводится на основании таких факторов, как профессиональная пригодность и своего рода благонадежность гражданина для своего государства, а также по установленным различным критериям, например отсутствие медицинских противопоказаний.

Перечень медицинских противопоказаний для работы с информацией, отнесенной к государственной тайне, порядок получения документа, подтверждающего состояние здоровья, позволяющего работать с указанными сведениями, устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации [4].

В случае обнаружения медицинских противопоказаний возникают основания для отказа гражданину в допуске к государственной тайне на начальном этапе оформления документов и, как следствие, - отказа в заключении трудового договора (контракта) при приеме на работу (службу) или назначении на соответствующую должность. Для субъектов, уже обладающих правом работы со сведениями, отнесенными к государственной тайне, наличие медицинских противопоказаний может послужить основанием для прекращения трудовых отношений.

Следует отметить, что Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н [5] утверждены перечни вредных, а также опасных производственных факторов и работ, выполнение которых обязывает работников проходить как предварительные, так и периодические медицинские осмотры (обследования), а также определен Порядок проведения медицинских осмотров (обследований).

Согласно п. 4 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 3 февраля 2015 г. N 36ан [6] диспансеризация определенных групп взрослого населения, возраст которых более 18 лет, проводится с периодичностью один раз в три года в установленные возрастные периоды, за исключением определенных категорий граждан, которые проходят диспансеризацию ежегодно вне зависимости от возраста.

Еще для одной категории граждан Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 декабря 2009 г. N 984н [7] установлены требования прохождения ежегодной медицинской диспансеризации - это гражданские и муниципальные служащие.

Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. N 1228 [8] устанавливаются Правила предоставления субсидий на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан. Согласно данному Постановлению дополнительной диспансеризации подлежат граждане без возрастных ограничений, работающие в организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, в том числе работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, застрахованные в системе обязательного медицинского страхования.

Нетрудно заметить, что периодичность прохождения медицинского осмотра (обследования) граждан на предмет пригодности к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, правовыми нормами не предусмотрена. Законодательством Российской Федерации установлен лишь общий порядок проведения диспансеризации определенных категорий граждан, что, в свою очередь, может привести и, как показывает практика, приводит к нарушению установленной процедуры оформления права граждан на доступ к охраняемым государством сведениям.

Решение обозначенной проблемы лежит на поверхности. С этой целью необходимо внести в ряд нормативных правовых актов поправки, которые, несомненно, снизят риски возникновения угроз информационной безопасности со стороны лиц, связывающих свою профессиональную деятельность с государственной тайной.

Во-первых, Закон "О государственной тайне", а также Инструкцию "О порядке допуска в РФ" и Инструкцию "О порядке допуска в ФТС" дополнить нормами, предусматривающими:

а) письменное согласие на проведение ежегодного медицинского осмотра (обследования) лицами, допущенными к государственной тайне;

б) отказ должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне в случае уклонения его от прохождения медицинского осмотра (обследования).

Во-вторых, в Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. N 1228 внести норму, обязывающую проводить дополнительную диспансеризацию работников, занятых на работах со сведениями, составляющим государственную тайну.

В-третьих, Приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 февраля 2015 г. N 36ан дополнить нормой, обязывающей проходить ежегодную диспансеризацию вне зависимости от возраста.