Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Использование средств криптографической защиты информации в целях обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства РФ.

Обновлено 05.01.2023 07:35

 

Обоснуем важность использования средств криптографической защиты информации, направленных на обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства. Подчеркивается актуальность законодательной регламентации процедур применения средств криптографической защиты информации при реализации мер государственной защиты.

В настоящее время в отечественном уголовном судопроизводстве наблюдаются устойчивые тенденции к негативному воздействию на доказательственную информацию участниками процесса и заинтересованными в исходе дела лицами. Эти посягательства имеют различные формы и зачастую связаны с противоправными действиями, целью которых является воздействие на значимую информацию и деморализация следственных органов. В большинстве случаев субъекты противодействия расследованию стремятся не допустить получения уголовно-релевантной информации, прибегая к различным мерам воздействия на источники ее получения. Неслучайно уголовно-процессуальной наукой даны многочисленные рекомендации по защите информации, а в доктринальных источниках содержатся значимые предложения, способствующие обеспечению безопасности информации по уголовному делу, о чем свидетельствует внушительный объем литературы <1>.

<1> См. подр.: Фролова Е.В. Защита следственной информации на этапе предварительного расследования: Автореф. дис. ... к. ю. н. Воронеж, 2006. С. 22; Супонина Е.А. Организационно-правовая защита информации при расследовании и предупреждении правонарушений несовершеннолетних органами внутренних дел: Автореф. дис. ... к. ю. н. Воронеж, 2006. С. 24; Бартенев Е.А. Защита доказательственной информации в уголовном судопроизводстве криминалистическими средствами и методами: Автореф. дис. ... к. ю. н. Тюмень, 2007. С. 25; Кончакова И.В. Уголовно-процессуальный институт защиты информации на стадии предварительного расследования: Автореф. дис. ... к. ю. н. Воронеж, 2011. С. 24; Паршина Е.Н. Проблемы информационного обеспечения и защиты информации в предварительном расследовании преступлений: Дис. ... к. ю. н. Нижний Новгород, 2004. С. 215; Клементьев А.М. Телекоммуникационное обеспечение уголовного процесса: Автореф. дис. ... к. ю. н. Владимир, 2007. С. 21; Трухачев В.В. Правовые и криминалистические средства предупреждения, выявления и нейтрализации преступного воздействия на доказательственную информацию: Дис. ... д. ю. н. Воронеж, 2001. С. 477; Баев О.Я. Посягательства на доказательственную информацию и доказательства в уголовном судопроизводстве. М., 2010. С. 432.

На законодательном уровне создана система государственной защиты участников уголовного судопроизводства, финансирование которой осуществляется за счет средств федерального бюджета, распределяемых с учетом плана ресурсного обеспечения Государственной программы "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014 - 2018 годы", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 13.07.2013 N 586.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ определяет общий порядок применения мер государственной защиты в отношении участников процесса (в частности, лиц, заключивших досудебное соглашение о сотрудничестве), отсылая к нормам специальных законодательных актов. На федеральном уровне приняты и действуют соответствующие акты в данной области: Федеральный закон (далее - ФЗ) от 20.08.2004 N 119-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" (далее - ФЗ N 119), ФЗ от 20.04.1995 N 45-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов". Положениями этих актов определены меры, используемые в целях обеспечения безопасности вышеназванных субъектов.

Подзаконные нормативно-правовые акты содержат детальную регламентацию применения отдельных мер и процедур государственной защиты. В частности, Постановлением Правительства РФ от 27.10.2006 N 630 (в ред. от 14.07.2015) "Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" регламентируется механизм реализации определенных мер. Постановлением Правительства РФ от 21.09.2012 N 953 (в ред. от 07.03.2016) "Об утверждении Правил применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" определяется порядок реализации соответствующей меры. Постановлением Правительства РФ от 14.07.2015 N 705 "О порядке защиты сведений об осуществлении государственной защиты, предоставления таких сведений и осуществления мер безопасности в виде обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемом лице" регламентируется порядок сохранения сведений о лице, в отношении которого приняты защитные меры.

Несмотря на существующую регламентацию мер обеспечения государственной защиты участников уголовного судопроизводства, говорить о завершенности регламентации процедур пока преждевременно. Указанный тезис обусловливается рядом обстоятельств:

1. Законодательно не закреплен механизм координационных действий различных государственных органов и организаций при реализации мер государственной защиты участников процесса. Обеспечение согласованных действий государственных органов, ответственных за реализацию данных мер, с одной стороны, и организаций, в которых имеются различные сведения об участниках процесса, - с другой, должно строиться на основе принципов, ориентированных прежде всего на неразглашение сведений конфиденциального характера посредством применения специальных средств защиты информации и ограничение ее оборота в системе деятельности уполномоченных органов.

2. В указанных актах отсутствует система методов, приемов, подходов и средств, используемых в целях обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, в связи с чем в практической деятельности могут возникать проблемы, связанные с обеспечением (сохранением) конфиденциальности информации о лицах, в отношении которых приняты защитные меры. В законодательных актах необходимо закрепить перечень средств, а также процедуры и условия их применения, которые могут использоваться должностными лицами государственных органов в целях реализации мер защиты участников процесса.

Полагаем, что существенную помощь в обеспечении защитных мер участников могут оказать программно-технические средства и способы обеспечения информационной безопасности. Указанные средства классифицируются по различным основаниям в зависимости от функционального характера и направленности на решение определенных задач в области обеспечения информационной безопасности.

Самостоятельную группу способов образуют криптографические средства обеспечения информационной безопасности. О необходимости использования последних в процессуально-криминалистической деятельности неоднократно обращалось внимание в научной литературе <2>. Однако до сих пор отсутствовали подходы к адаптации средств криптографической защиты информации (далее - СКЗИ) (шифрование и электронная подпись <3> (далее - ЭП)) для обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, в отношении которых приняты защитные меры.

<2> См. подр.: Никитин Р.О. Правовое обеспечение использования электронно-информационных технологий в уголовном процессе: Дис. ... к. ю. н. Владимир, 2005. С. 191; Тарасов А.М. Криптография и электронная цифровая подпись (начало) // Российский следователь. 2014. N 1. С. 50 - 54; Его же. Криптография и электронная цифровая подпись (продолжение) // Российский следователь. 2014. N 2. С. 45 - 49; Холевчук А.Г. О необходимости внедрения средств криптографической защиты информации в уголовный процесс РФ // Российский следователь. 2016. N 14. С. 9 - 11.

<3> См.: Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ (в ред. от 30.12.2015) "Об электронной подписи" (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.07.2016) // Рос. газ. 2011. 8 апреля.

Считаем целесообразным и эффективным использование СКЗИ в процессе реализации мер государственной защиты. При этом все меры можно с достаточной долей условности подразделить в зависимости от потенциальных возможностей и видов СКЗИ. С учетом сказанного предлагаем подразделить меры, установленные в законе, на те, в процессе использования которых должен обеспечиваться конфиденциальный оборот информации в отношении субъекта (подзащитного) на одном информационном уровне. В частности, личная охрана, охрана жилища и имущества (ст. 7 ФЗ), выдача защищаемому лицу специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности (ст. 8 ФЗ), временное помещение защищаемого лица в безопасное место (ст. 12 ФЗ). В процессе реализации соответствующих мер документооборот должен осуществляться на основе обеспечения конфиденциальности информации между уполномоченными субъектами с применением соответствующих программно-технических средств защиты. На одном информационном уровне проведения указанных мероприятий необходимо обеспечить конфиденциальность информации, не допустив ее разглашения. Для обеспечения этого механизма необходимо сократить число лиц, имеющих доступ к таким сведениям, обеспечив оборот данных с применением СКЗИ и специальных информационных баз, защищенных электронными ключами и электронной подписью.

Другая группа мер защиты также должна включать применение СКЗИ определенной целевой направленности, поскольку их реализация строится на многоуровневом применении программно-технических средств обеспечения информационной безопасности. Перечисленные ниже меры налагают на субъектов применение дополнительных механизмов реализации. К названным мерам относится: а) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице (ст. 9 ФЗ); б) переселение на другое место жительства, замена документов, изменение внешности защищаемого лица (ст. 10 ФЗ); в) изменение места работы (службы) или учебы защищаемого лица (ст. 11 ФЗ).

Статьей 9 ФЗ N 119 закреплен общий порядок обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемом лице с указанием запрета на выдачу о нем сведений из государственных и информационно-справочных фондов, а также изменения номеров телефонов и государственных регистрационных знаков на транспортных средствах.

Оборот (отправление - получение) такой информации в системе функционирования государственных органов целесообразно осуществлять с использованием СКЗИ. Оборот документированной информации о лицах, в отношении которых приняты меры обеспечения конфиденциальности сведений, должен осуществляться с помощью шифрограмм и методов шифрования. Необходимость обмена информацией ограниченного доступа в виде шифрограмм вызвана потребностью к ограничению круга субъектов, обладающих соответствующей информацией, и недопущения утечки в системе органа, реализующего защитные меры.

Статьей 10 ФЗ N 119 определен механизм переселения лица на другое место жительства в зависимости от времени переселения: постоянное или временное место жительства. Указанной статьей определяются источники финансирования расходов по реализации указанной меры. Регламентируется порядок возмещения расходов, связанных с переездом лица в другое место. Обращается внимание на исключительность случаев (без перечисления ситуаций) замены документов, удостоверяющих личность, и других документов защищаемого лица с изменением его фамилии, имени и отчества. Особое внимание обращается на возможность изменения внешности лица, в отношении которого приняты меры. Для оптимизации закрепленных в ст. 10 ФЗ N 119 процедур реализации защитных мер необходимо нормативно установить порядок обеспечения безопасности документооборота (в том числе информационного) на ведомственном и межведомственном уровнях. Важно определить: а) состав лиц, ответственных за использование СКЗИ; б) виды СКЗИ (шифрование, ЭП), применяемые в той или иной ситуации и в процессе выбора соответствующей меры; в) порядок оборота зашифрованной информации с закреплением персонифицированной ответственности должностных лиц за организацию и проведение соответствующих мероприятий; г) сроки передачи информации конфиденциального характера; д) механизм направления информации конфиденциального характера в органы и учреждения, ответственные за непосредственную реализацию защитных мер.

Для формирования единой системы обеспечения государственной защиты информации (документированной, цифровой) об участниках уголовного судопроизводства в подразделениях государственных органов, ответственных за принятие и реализацию соответствующих мер, должны быть созданы подразделения, уполномоченные обеспечивать технические, организационные и иные мероприятия, связанные с выбором и использованием СКЗИ в процессе реализации мер государственной защиты. Для создания межведомственного оборота информации (документарной или цифровой) о лицах, в отношении которых приняты меры защиты, необходимо создать закрытую информационную базу, доступ к которой может иметь только определенная группа должностных лиц. Для передачи информации, в том числе посредством телефонной (мобильной) связи, должны быть созданы специальные закрытые линии.

Обеспечение безопасности участников уголовного процесса представляет собой многоуровневую систему деятельности подразделений государственных органов, ответственных за реализацию соответствующих законодательных положений. В рамках данной статьи нами рассматривался только один компонент системы обеспечения информационной безопасности участников уголовного судопроизводства, поэтому автор не претендует на завершенность работы по формированию системы обеспечения безопасности участников процесса. Более того, для развития системы мер обеспечения государственной защиты участников уголовного судопроизводства и оптимизации соответствующих мероприятий необходимо акцентировать внимание правоприменителя на разработке новых методов и средств, способствующих обеспечению безопасности участников уголовного процесса и регламентации указанных мер и механизмов их реализации в рамках действующего законодательства.