Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Электронная демократия как средство обеспечения информационной безопасности государства.

Обновлено 06.01.2023 07:58

 

Рассмотрим возможности реализации электронной демократии в интересах обеспечения безопасности государства. На основании анализа интересов личности, общества и государства в информационной сфере автор рассматривает современные возможности противодействия возникающим угрозам безопасности государства, в частности провоцированию протестных движений, разжиганию революционных выступлений, социальной розни, гражданских войн. В связи с изложенным автор приходит к выводу о том, что развитие гражданского общества, укрепление доверия личности к праву, повышение участия граждан в политической жизни страны стали жизненно необходимы для современной России.

На основе анализа конституционного регулирования участия граждан в управлении делами государства, с учетом динамики общественных отношений и расширения предмета правового регулирования автором раскрываются преимущества развития электронной демократии как легальной формы участия граждан в государственном управлении, способствующей укреплению конституционной стабильности и сокращению предпосылок возникновения угроз для безопасности государства.

Обоуснуем целесообразность развития различных форм электронной демократии, введения обязательного участия общественных объединений в специальной сети, внедрения возможностей верификации информации, размещаемой в сети Интернет.

В целях укрепления конституционной стабильности необходимым является воспитание личности как элемента гражданского общества, формирование у нее соответствующей политической культуры, развитие умения критически мыслить и оценивать интересы и убеждения каких-либо политических партий, способности сопоставлять их, что может быть достигнуто посредством развития электронной демократии.

Впервые задача объединения усилий всех общественных институтов по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации была отмечена Президентом РФ В.В. Путиным 20.11.2014 при рассмотрении проекта Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 г. [6]. Данная задача была поставлена в Военной доктрине РФ 2014 г. Стратегия национальной безопасности РФ, утвержденная 31.12.2015, определяет, что обеспечение национальной безопасности возможно только во взаимодействии с институтами гражданского общества. 03.02.2016 Президент РФ В.В. Путин подчеркнул: "У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Это и есть национальная идея" [15]. Вместе с тем, несмотря на возможности участия граждан и их объединений в защите Отечества, ежегодного увеличения количества негосударственных организаций, создаваемых в различных организационно-правовых формах, и повышения активности субъектов общественного контроля, консолидации усилий со стороны институтов гражданского общества в сфере обеспечения национальной безопасности не произошло. В значительной степени это объясняется отсутствием нормативно закрепленного механизма привлечения государственными органами граждан и их объединений к участию в обеспечении отдельных видов безопасности граждан и эффективных стимулирующих мер.

В современных геополитических условиях изменения характера военных угроз и опасностей, связанного с их смещением в информационное пространство и внутреннюю сферу государства, информация становится главным оружием в гибридных войнах. Данные проблемы приобретают особую актуальность в условиях ведения против Российской Федерации информационных и сетевых войн. При этом институт электронной демократии может стать важным средством противодействия безопасности Российской Федерации.

Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства [10, с. 10; 21, с. 11]. Т.А. Мартиросян определяет информационную безопасность как состояние защищенности личности, общества и государства в информационной сфере от возможных внутренних и внешних угроз [12, с. 10]. О содержании информационной безопасности говорят и другие исследователи [8, с. 168]. Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации прав человека на доступ к информации, ее использовании в не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность. Интересы общества состоят в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России, а интересы государства - в создании условий для гармоничного развития информационной инфраструктуры, реализации прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности, политической, экономической и социальной стабильности, обеспечении законности и правопорядка, развитии международного сотрудничества [19, с. 3 - 7].

Возможности Интернета широко задействовались и задействуются для организации "цветных революций", например, в Ираке, Ливии, Сирии, Украине [20, с. 11 - 15]. Воздействие на массовое сознание граждан осуществляется таким образом, что не просто преподносится недостоверная информация, а используются механизмы влияния на принятие решений личностью, формулирование и восприятие ею оценочных суждений. Зачастую это осуществляется за счет использования эгоистических побуждений, ложного патриотизма, низкой правовой и политической культуры, не говоря уже о ксенофобии и прочих взглядах экстремистской направленности. Противник использует предпосылки для социальных конфликтов, играет на незащищенности и нереализованности прав и свобод отдельных групп населения, т.е. ищет надломы, противоречия и использует их в своих геополитических интересах. Сегодня, как отмечают ученые, отсутствуют гарантии обеспечения прав и свобод личности в силу социального и экономического кризисов, и именно это может стать причиной снижения авторитета власти, усиления напряженности в обществе и появления экстремистских настроений [18, с. 16 - 17].

Такие негативные проявления могут быть использованы в качестве условий для разжигания "цветных революций" и прочих деструктивных проявлений, что особенно актуально в условиях планирования акций провокационного характера перед предстоящими выборами 2016 и 2018 гг. В Стратегии Национальной безопасности США 2015 г. отмечены тенденции противостояния государственного управления и народа в некоторых государствах, подрыва легитимности государственной власти. США рассматривают обязанность по защите своего народа как не заканчивающуюся на своих границах, а также утверждают об укреплении обороны и внутренней безопасности страны, достижении своих геополитических целей не исключительно вооруженными методами, а с помощью повышения активности гражданского общества, развития свободы и объединений групп в сети Интернет и т.д., в том числе среди населения других стран. Полагаем, что объединение усилий государства, общества и личности в защите Отечества крайне важно для отстаивания собственных национальных интересов, недопустимости их подмены, сохранения стабильности конституционного строя и повышения легитимности государственной власти.

Для преодоления правового нигилизма, повышения правовой и политической культуры государственные органы своей деятельностью должны "внушить" населению мысль о том, что государство - орган выражения и защиты интересов прежде всего каждого отдельного гражданина и всего общества. Уровень доверия населения государству и общественным объединениям является одним из важнейших критериев оценки их совместной деятельности [13, с. 10 - 12]. Спустя 10 лет после изложения вышеуказанных проблем в Послании Президента РФ можно утверждать, что развитие гражданского общества, укрепление доверия личности к праву, повышение участия граждан в политической жизни страны остаются по-прежнему актуальными.

Развитие различных форм электронной демократии является наиболее действенным средством мотивации личности к легитимным формам выражения мнения и повышения эффективности системы государственного управления. Согласно наиболее распространенной позиции, электронная демократия есть новые дистанционные способы взаимодействия между гражданами и государственными органами по поводу оказания государственных услуг. Такой подход был воспринят в России. Согласно второй позиции электронная демократия есть прямой способ осуществления власти народом путем дистанционного электронного голосования. Государство при этом становится исполнителем решений народа, а следовательно, основополагающие конституционные идеи ставятся под сомнение. Именно в рамках второй позиции утверждается тезис о том, что электронная демократия позволит реализовать "прямую демократию" в любых государствах. В чистом виде данные концепции не используются. В России иллюстрацией внедрения совещательных элементов в демократическую систему стали проекты "Российская общественная инициатива", "Единый портал электронной демократии в Российской Федерации", Единая система электронной демократии, информационная система общего пользования "Демократор.ру". При этом в настоящее время деятельность подобных организаций не нацелена на участие в противодействии информационным угрозам безопасности.

В практике зарубежных стран можно выделить концепции развития электронной демократии: информирование (образование и распространение информации о демократических процессах государственными органами и заинтересованными лицами по поводу поиска и получения информации), консультирование (взаимодействие между государственными органами и гражданами с целью выявления и учета мнения населения, результат которого не имеет юридически значимых последствий), сотрудничество (взаимодействие между государственными органами и гражданами с целью выявления и учета мнения населения, результат которого имеет юридически значимые последствия и, как правило, является обязательным). К основным правовым практикам электронной демократии относятся электронные правительство, посредничество, референдум, выборы, голосование, парламент, законотворчество, правосудие, консультация, петиция, опрос, мобилизация, обучение, медицина, занятость, тендеры, коммерция и т.д. [1, с. 19 - 23]. Каждую форму электронной демократии можно использовать в целях обеспечения безопасности государства и снижения уровня социальной напряженности.

Как отмечает Н.В. Просандеева, успешное преодоление вызовов современности, разрешение многообразных задач по обеспечению безопасности России возможно только в продуктивном диалоге силовых структур и гражданского общества [14, с. 73]. Прогрессивный зарубежный опыт в этом вопросе имеется. Электронное правительство Канады интенсивно использует инструментарий для обеспечения высокого процента электронного участия, который включает работающие на 100% механизмы обратной связи, наличие дискурса, проведение опросов и постановку проблемных вопросов для вовлечения граждан в диалог с правительственными структурами. Налаженная обратная связь создает предпосылки для гражданского контроля и упрощает процедуры получения гражданами необходимой информации. Электронное правительство Канады делает возможным возникновение новых эффективных механизмов общественной, в том числе политической, мобилизации граждан [21, с. 16, 60 - 63].

Зарубежная практика знает и другие примеры использования возможностей сети Интернет в интересах повышения легитимности государственной власти и обеспечения национальной безопасности. Как известно, для того чтобы пополнить свои ряды, экстремисты стремятся с помощью информационно-манипулятивных техник сделать максимально привлекательным собственный образ для нынешних и будущих обитателей киберпространства. Их задача состоит в целенаправленном усилении эмоционального резонанса события, возбуждении тревоги и страха. Создается необходимый заказчику образ террориста и экстремиста как борца за свободу своего народа, мстителя за гибель от рук федерального правительства семьи любящего отца, "идейного" борца за свободу и т.д. [17, с. 712 - 724]. В Великобритании пользователи Интернета, обнаружившие материал, который, по их мнению, является способным возбудить ненависть, или какой-либо другой материал с незаконным содержанием, могут сообщить об этом в неправительственную организацию "Internet Watch Foundation" [2, с. 973 - 983].

Социальные сети выступают как генераторы и распространители новых идейных ориентиров и ценностей в социуме, подготавливая массы к принятию или непринятию тех или иных организующих воздействий органов власти стать стимуляторами активности гражданского общества. Сетевая система управления расширяет возможности свободно действующей личности через допустимость иных мировоззрений, других кодов бытия, других систем ценностей. Оно ориентировано на инновации: создаются временные виртуальные институты для решения конкретной задачи [7, с. 16 - 18]. Несмотря на то что сетевому влиянию в большей степени подвержена молодежь, не стоит забывать о влиянии массы, толпы на не вовлеченных в сетевые организации людей, а также деятельности некоммерческих организаций, сект и т.д.

По данным исследований, высокая тревожность отмечается у лиц, наиболее длительное время посвящающих общению в социальных сетях, она коррелирует с количеством часов онлайн, что способствует подверженности манипуляциям. Такие виды деятельности, как просмотр фильмов, поиск информации и социальные сети, повышают лабильность правового полушария. Дети привыкают воспринимать образы извне, а не конструировать новые в своем воображении [24, с. 946 - 955]. Чем больше человек пользуется Интернетом, тем больше активизируется работа правового полушария, что является прогрессивной средой для навязывания индивиду необходимых образов, информации, ослабляет критическое отношение к воспринимаемым сведениям. В связи с этим считаем необходимым внедрение механизмов верификации информации в сети Интернет, применение когнитивных инструментов в социальных сетях, форумах, поисковых сайтах, имеющих политический, иной социально значимый характер.

В связи с этим информация, размещаемая на форумах, в социальных сетях, должна подвергаться верификации, что необходимо в целях пресечения попыток размещения недостоверной и провокационной информации, например, о вводе российских войск на территорию иного государства и пропаганде в целях возбуждения расовой, национальной вражды, например, о выброшенных портретах после шествия "Бессмертного полка". Необходимо внедрение инструментов верификации информации таким образом, чтобы каждый пользователь сети Интернет мог участвовать в данной процедуре. Общественные инспекторы вправе осуществлять контроль за размещением информации, касающейся доступной ему территории.

Так, достаточно проблемными стали сведения о вводе российских войск на территорию Украины. Сообщения ссылались на данные, полученные НАТО, Госдепартаментом США, польской разведкой, журналистами и украинскими военными [5, 9, 16]. В социальных сетях также появлялись такие сведения, размещаемые от имени российских граждан, сообщавших о наблюдении подобного на территории своих населенных пунктов. Учитывая, что участие граждан в контроле за распространением и объективностью информации может существенно повысить степень ее достоверности, а также необходимость развития общественного контроля, участие граждан в решении важных геополитических вопросов становится все более востребованным. Реализация общественного контроля в форме деятельности общественного инспектора "на местах" для решения задач проверки достоверности информации и опровержения ложных сведений соответствует целям общественного контроля, обозначенным в Федеральном законе от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации".

Кроме того, приоритетным направлением развития законодательства видится установление правовых основ общественного контроля с позиции формирования сети некоммерческих объединений, установления обязательного участия в ней и порядка осуществления деятельности таких организаций в региональных сетях, включаемых в общефедеральную сеть. На наш взгляд, необходимо введение обязанности всех видов общественных объединений осуществлять свою деятельность максимально открыто, в режиме онлайн. Необходима идентификация пользователей сети - как представителей общественных объединений, так и лиц, участвующих в их деятельности. Все общественные инициативы, в частности о проведении собраний и т.п., должны размещаться в специальной сети.

Законодательное регулирование политических основ организации Российского государства не в полной мере способствует деятельности организаций, способных оказывать существенное влияние на общественную, политическую жизнь страны. Не урегулированы отдельные электоральные отношения [4, с. 226], законодательство о референдуме фактически ограничивает его проведение. В то же время отсутствие у общества возможности влиять на управление страной может привести в целом к отсутствию заинтересованности личности в участии в политической жизни страны, а значит, к низкой политической культуре, ситуации политического абсентеизма. Отметим, что Конституция РФ не предусматривает такие формы участия народа в управлении делами государства, как регулярные отчеты депутатов перед своими избирателями и отзыв депутатов, не оправдавших доверия избирателей, как в некоторых зарубежных странах, например в КНР. В связи с этим необходим поиск легальных форм участия граждан в государственном управлении, способствующих укреплению конституционной стабильности и сокращению предпосылок для возникновения угроз для безопасности государства.

Для преодоления этих проблем необходимо воспитание личности как элемента гражданского общества, формирование у нее соответствующей политической культуры, развитие умения критически мыслить и оценивать интересы и убеждения каких-либо политических партий, способности сопоставлять их. При этом важно наличие развитой системы массовой информации, способной обеспечить политическим партиям право свободного распространения информации о своих целях и деятельности, участие в формировании органов государственной власти и управлении, в выработке их решений, представление и защиту законных интересов своих членов. Нельзя не упомянуть и о праве общественных объединений учреждать средства массовой информации, осуществлять издательскую деятельность. При этом их деятельность должна быть не просто открытой, но и активной.

Информационному влиянию в высшей степени подвержена наиболее массовая и активная часть аудитории Интернета - молодежь - главная опора "цветных революций". Она обеспечивает массовость мероприятий, придает им ореол "подлинной революционности". Неправительственные организации стали ведущей формой мобилизации сил политического переворота (молодежные движения "Пора!" на Украине, "Кмара!" в Грузии и "Отпор" в Сербии). Организаторами акций протеста в Египте, активной участницей которых являлась и радикально настроенная молодежь, использовались интернет-ресурсы и сотовая связь. Реализуя манипуляционные коммуникационные стратегии, СМИ способны формировать шкалу ложных духовных ценностей, навязывать представления о социально-политических, экономических, духовных процессах, манипулировать общественным мнением, поведением молодежи. Кроме того, террористические организации используют Интернет для вербовки новых членов. Первичной психологической обработке легче всего поддаются те, кто не нашел еще свое место в обществе. Спецслужбами и правоохранительными органами фиксируется использование идеологами террористических организаций все новых и новых средств коммуникации для наибольшего охвата аудитории [24, с. 946 - 955].

Как отмечают исследователи, гражданское общество может и должно участвовать лично или в рамках объединений в становлении и развитии области национальной безопасности и дискуссии по разрешению ее насущных проблем посредством создания соответствующего автоматизированного информационного ресурса по вопросам новой концепции указанного института с целью просвещения граждан, содействия обсуждению возникающих вопросов на основе плюрализма мнений; дачи независимых экспертных заключений касательно характера проводимой правительством политики, разъяснения ключевых аспектов бюджетного процесса, политики безопасности, международного сотрудничества, выбора для граждан, чтобы они могли принять взвешенное решение на основе анализа всех возможных альтернатив, и т.д.; проведения аналитической, исследовательской и информационной работы в сфере новой концепции национальной безопасности, независимо от правительства и официальных источников в качестве пищи для размышлений общественности; защиты и соблюдения верховенства закона и прав человека в сфере национальной безопасности [3, с. 66 - 68].

Отметим, что Федеральный закон от 23 мая 2015 г. N 129-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", определяя, что деятельность иностранной или международной неправительственной организации, представляющая угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства, может быть признана нежелательной на территории Российской Федерации, устанавливает правовые последствия такого признания, основания уголовной и административной ответственности, а также ограничения политических и экономических прав таких организаций. Решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной неправительственной организации принимается Генеральным прокурором РФ или его заместителями по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений. Наделение прокуратуры данными полномочиями соответствует задаче объединения усилий государства, общества и личности в защите Российской Федерации, обозначенной в Военной доктрине РФ, несмотря на то что она не входит в военную организацию государства.

При этом вызывает обеспокоенность тот факт, что запрещенная на территории России деятельность может фактически осуществляться в сети Интернет, а также закон прямо не конкретизирует критерии признания деятельности организации нежелательной, что особенно актуально в условиях осуществления прокуратурой надзора, но не контроля за исполнением законов. Не секрет, что на практике большая часть сведений становится известна прокурорам по результатам обращений граждан, а плановость проверок остается законодательно не урегулированной и не всегда способствует оперативному реагированию прокуроров на выявленные нарушения [23, с. 9 - 13]. Кроме того, органы прокуратуры наделены общей компетенцией по надзору в сфере защиты конституционного строя Российской Федерации, обеспечения обороноспособности страны или безопасности государства, поэтому необходимо расширение возможностей по получению ими необходимых сведений. Крайне важно, чтобы граждане сообщали соответствующие сведения в случае нарушения их прав и законных интересов. Таким образом, учитывая, что нежелательная деятельность иностранных и международных организаций может быть не связана с размещением активов на территории Российской Федерации, следует учесть необходимость противодействия угрозам осуществления такой деятельности виртуально, в коммуникационном пространстве сети Интернет. Решение данной задачи требует не только усилий органов прокуратуры.

Отмеченный выше опыт Великобритании по направлению пользователями сети Интернет сообщений об обнаружении материалов с незаконным содержанием в соответствующий регулирующий орган целесообразно использовать и в России. Требует развития в сети Интернет система выявления угроз основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства и противодействия им. Поскольку объектом воздействия является прежде всего население, электорат, то именно граждане, заинтересованные в обеспечении законности избирательного процесса, иных государственно и социально значимых институтов, могут стать значимыми субъектами противодействия соответствующим угрозам. Участие граждан в выявлении запрещенной законом деятельности может быть организовано по территориальному принципу, если деятельность осуществляется реально, или экстерриториальному принципу, если воздействие осуществляется на отдельные социальные группы в сети Интернет, социальных сетях. При этом высказанные предложения направлены на устранение угроз и опасностей, но не разжигание социальных конфликтов, что не ставит под сомнение их конституционность, в отличие от практики создания виртуальных армий в некоторых зарубежных странах.

Применение электронной демократии становится необходимым в условиях, отмеченных в п. 11 Военной доктрины РФ, согласно которому наметилась тенденция смещения военных опасностей и военных угроз в информационное пространство и внутреннюю сферу Российской Федерации; при этом, несмотря на снижение вероятности развязывания крупномасштабной войны, на ряде направлений военные опасности для Российской Федерации усиливаются. Причем анализ основных внутренних военных опасностей позволяет сделать вывод о том, что особо острыми являются проблемы защиты конституционного строя, стабилизации внутриполитической и социальной ситуации в стране, противодействия терроризму, экстремизму и информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющему целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества. Считаем обоснованной позицию Т.В. Вербицкой, согласно которой в будущем гражданское общество будет в силах способствовать разрешению проблем в области национальной безопасности путем создания автоматизированного информационного ресурса, форумов и чатов с участием специалистов и экспертов [3, с. 66 - 68].

Таким образом, предлагаем внести следующие изменения в законодательство.

1. В целях обеспечения информационной безопасности и права граждан на доступ к информации ввести право на обращение пользователей сети Интернет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, или органы прокуратуры с сообщением об обнаружении в сети Интернет сведений экстремистского характера, призывов к осуществлению незаконной деятельности, иной деструктивной и безнравственной информации для проверки данных сведений и последующего включения сведений в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и установить в качестве обязанности операторов связи обеспечить возможность пользователям сети Интернет сообщать о выявлении данной информации и (или) направлять запросы о проверке достоверности информации при ее непосредственном обнаружении (статьи 15.1, 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", ч. 5 ст. 64 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи"). Применение активности граждан в сети Интернет может стать существенным средством борьбы с угрозами информационной безопасности в информационно-психологической сфере, исламизацией населения и вовлечением российских граждан в террористические организации, которые привлекают в свою деятельность в первую очередь молодежь.

2. Предусмотреть обязательность размещения в российском сегменте сети Интернет:

а) сайтов всех некоммерческих организаций с установленной периодичностью оповещения об их деятельности (ч. 3.2 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях");

б) данных о проведении всех форм общественного контроля на едином правовом портале (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации");

в) информации о каждом публичном мероприятии на едином правовом портале (ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях").

3. Дополнить ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" и части 4, 5 ст. 16 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", определив ответственность средств массовой информации за распространение экстремистских материалов и осуществление экстремистской деятельности в виде приостановления деятельности на срок до одного года. В настоящее время допускается осуществление периодическим изданием деятельности, направленной на распространение экстремистских материалов, что наблюдается во многих субъектах Российской Федерации.

4. Принять Федеральный закон "О патриотическом воспитании" (Модельный закон "О патриотическом воспитании" принят на 42-ом пленарном заседании МПА СНГ, Постановление N 42-6 от 16.04.2015).

5. Принять Федеральный закон "О волонтерской (добровольческой) деятельности" (Модельный закон "О волонтерской (добровольческой) деятельности" принят на 42 пленарном заседании МПА СНГ, Постановление N 42-15 от 16.04.2015).

6. Разработать Модельный закон ОДКБ "Об участии институтов гражданского общества в обеспечении национальной безопасности" (внесен в Программу деятельности Парламентской Ассамблеи ОДКБ по сближению и гармонизации национального законодательства государств - членов ОДКБ на 2016 - 2017 гг., утвержденную 24 ноября 2015 г., Постановление N 15), ориентирующий граждан как на единоличное участие в обеспечении национальной безопасности, в особенности в информационной сфере, так и на коллективное участие в обеспечении национальной безопасности (предполагающее членство - в форме добровольных народных дружин, как предполагающее, так и не предполагающее членство - в форме общественных объединений патриотической или иной политической и социальной направленности). Модельный закон должен содержать положения о формах участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства, а также правовом статусе таких лиц. Особое внимание должно быть обращено на деятельность граждан в составе общественных объединений политической и социальной направленности, в том числе патриотической, а также поддержку деятельности граждан, участвующих в текущей деятельности государственных органов, в частности, при осуществлении содействия и сотрудничества при обеспечении различных видов безопасности.

Новые формы осуществления народовластия, будь они подлинные или искусственно сформированные путем финансирования и пропаганды извне или изнутри, будут иметь место в условиях конституционного строя Российской Федерации. Законодательство, ограничивающее народовластие в различных его проявлениях, не сможет учесть тенденции развития общественных отношений, особенность которых состоит в их динамике и постоянном расширении предмета правового регулирования. Поэтому законодательное регулирование и создание условий для реализации участия граждан в общественно значимой и представляющей государственный интерес деятельности в сети Интернет со стороны именно государства, его легитимных органов, а не со стороны противника - в современной России - не просто целесообразно, а жизненно необходимо.