Правовое обеспечение информационной безопасности личности в глобальном информационном обществе.
Обозначим значимость правового обеспечения информационной безопасности личности в условиях глобального информационного общества. Автор обосновывает целесообразность выработки единообразного подхода к выделению личности в качестве субъекта информационных отношений и ее интересов - в качестве объекта правового обеспечения информационной безопасности. Решая вопрос определения места правового обеспечения информационной безопасности личности, автор делает вывод об актуальности сбалансированного правового регулирования информационной безопасности, учитывающего как публичные интересы, так и интересы общественные - всего глобального информационного общества, так и личные интересы. В ходе системного анализа сформулированы предложения, направленные на правовое обеспечение информационной безопасности личности.
Несмотря на различия в интерпретациях, определениях и акцентах, представляется целесообразной выработка единообразного подхода к применению понятия "личность" по отношению к субъекту, участвующему в обеспечении информационной безопасности, и определению интересов личности как объекта правового обеспечения информационной безопасности. Представляет немалый научный интерес и вопрос определения правомочий личности в глобальном информационном обществе. По мнению И.Л. Бачило, "наиболее сложное решение прав субъекта в информационной сфере связано с определением объема и порядка реализации этих прав для такого субъекта, как физическое лицо. Эта категория субъектов может быть представлена в правовых актах как "гражданин", "индивид", "человек", "личность", "лицо", при условии оговорки, что оно физическое" <1>.
<1> Бачило И.Л. Информационное право: Учебник. М.: Юрайт; ИД "Юрайт", 2011. С. 58.
Сфера безопасности в глобальном информационном обществе, к которой приковано наше внимание, обусловливает необходимость обеспечения баланса интересов государства, общества и каждой отдельной личности. В условиях глобального информационного общества проблема соотношения и взаимозависимости интересов личности, информационного общества и информационного государства требует взвешенного подхода в решении.
В одном из трактатов В. Гумбольдта - "Идеи к опыту, определяющему границы деятельности государства" - заявлено: "...основной принцип состоит в том, что каждый человек пользуется самой полной свободой, развивая все свои своеобразные особенности. В самой общей форме под истинным объемом деятельности государства следует понимать все то, что государство может совершить для блага общества, не нарушая только что установленного нами принципа; из этого вытекает более конкретное определение, что всякое стремление государства вмешиваться в частные дела граждан, если эти дела не нарушают права других людей, неприемлемо" <2>.
<2> Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., 1985. С. 34.
Личность в условиях глобального информационного общества обладает такими уникальными свойствами, как свобода, автономия, социально-деятельностная сущность. В информационном обществе создаются комфортные условия для самоопределения и самореализации личности, при этом минимизируется возможность ее изоляции от общества, коммуникативные процессы делают жизнь личности более открытой, публичной, в результате чего информационная открытость выводит на новый уровень проблемы, связанные с правовым обеспечением информационной безопасности личности.
Вопрос определения места правового обеспечения информационной безопасности личности предопределяет целесообразность сбалансированного подхода, учитывающего публичные интересы, общественные интересы и личные интересы на паритетных началах. Совершенно справедливо ведущими специалистами в области правового обеспечения информационной безопасности отмечается, что "важнейшими элементами глобального информационного общества являются такие принципы, как доверие и безопасность в использовании ИКТ, вытекающие из необходимости поощрять, развивать и активно внедрять устойчивую глобальную культуру кибербезопасности" <3>.
<3> Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Под ред. Т.А. Поляковой, А.А. Стрельцова. М.: Юрайт, 2016. С. 117.
В ходе исследования информационного законодательства и различных точек зрения выявлены проблемы семантического характера в комплексе связанных между собой понятий: человек, индивид, физическое лицо, личность. В актах зарубежных государств и в национальном законодательстве используются различные понятия: "человек", "каждый" ("Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ..." - ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах), "физическое лицо", "гражданин" ("Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо)..." - ст. 6 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"), "личность" ("Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность" - раздел I Доктрины информационной безопасности Российской Федерации). В ходе системного анализа сделан вывод о наметившейся тенденции выделения личности в качестве субъекта информационных отношений и ее интересов - в качестве объекта правового обеспечения информационной безопасности.
Понятие "личность в информационном обществе" отличается от понятий индивида, физического лица, человека устойчивой системой характерных для современного этапа глобального информационного общества социальных черт, включая высокую степень автономии, свободы в информационных отношениях, широкие возможности не только для участия, но и влияния на информационные отношения, условия для реализации личностью своих интересов в информационной сфере. Материальные, духовные, имущественные, познавательные, социальные, политические и другие интересы личности в информационной сфере определяют содержание информационных отношений, в которых личность участвует, и формируют мотивы ее поведения в информационном пространстве. При этом под интересами личности в информационной сфере понимаются проявления осознанных ею потребностей в реализации информационных прав и свобод, в информационной безопасности.
Новая парадигма глобализации информационного общества, характеризующаяся интенсивностью использования глобальных сетей, трансграничностью, вызывает многочисленные деструктивные явления, информационные риски и угрозы, обнаруживает наличие корреляционной зависимости между ними и прогрессирующими проблемами безопасности, что способствует перераспределению акцентов с правового обеспечения информационной безопасности государства в аспекте национальной безопасности - в направлении сбалансированной политики правового обеспечения институционально - личности, общества и государства, с учетом декларативных норм ст. 2 Конституции Российской Федерации, согласно которым "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства", и содержания ст. 6 Модельного информационного кодекса для государств - участников СНГ о том, что "обеспечение информационных прав и свобод человека в информационной сфере, информационной безопасности является важнейшей функцией государства".
С современных позиций представляется возможным сделать вывод о том, что правовое обеспечение информационной безопасности сформировалось в качестве самостоятельной ведущей подотрасли информационного права ввиду наличия обособленной группы информационно-правовых норм, активно развивающихся информационных отношений, возможности выделения в составе подотрасли нескольких самостоятельных правовых институтов. Структурно сформированная подотрасль включает взаимосвязанные правовые институты - правового обеспечения информационной безопасности личности, информационной безопасности общества, информационной безопасности государства.
Отметим межотраслевой характер института информационной безопасности личности, что определяется следующими доминантами:
- интересами личности (материальными, духовными, имущественными, познавательными, социальными, политическими и другими), в числе важнейших из которых - соблюдение информационного равенства, интерактивное взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления при оказании государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в процессе развития механизмов электронной демократии, получение преимуществ в процессе развития электронного документооборота, реализация права на защиту за счет формирования системы электронного правосудия, получение преимуществ от развития инфраструктуры финансово-кредитных отношений в глобальном информационном пространстве, правовое обеспечение безопасности в информационной сфере;
- наличием комплекса правоотношений с различным механизмом их реализации на основе норм информационного права, конституционного, гражданского, уголовного, муниципального, избирательного, финансового, налогового, банковского права, процессуального права (гражданского процессуального, уголовного процесса, арбитражного процессуального права) и др.
Глобальный трансграничный характер информационно-телекоммуникационных технологий приводит к масштабности правонарушений в информационной сфере, что, в свою очередь, ведет к серьезному нарушению прав и интересов личности. Многочисленность и интенсивность рисков и угроз способны нанести существенный ущерб при реализации личностью своих интересов в глобальном информационном обществе, что подтверждается: проблемами идентификации, возможностью фальсификации результатов онлайн-голосования, возможностями технологических сбоев в процессе развития элементов электронного парламента, механизмов электронной демократии, возможностью недостоверности баз данных, незащищенности конфиденциальной информации и персональных данных при оказании государственных и муниципальных услуг в электронном виде, потенциально возможной опасностью недобросовестного использования персональных данных в процессе развития механизмов электронного правосудия, проблемой распространения противоправного, вредного контента, прямо угрожающего здоровью человека, дезориентирующего личность, диффамационных материалов электронными средствами массовой информации, возможностью кражи информации, используемой в системах интернет-банкинга, потери данных в результате вредоносных атак во время работы в Интернете. Объективна информационная опасность для личности в условиях милитаризации глобального информационного пространства, в том числе в результате применения информационно-психологического воздействия на индивидуальное сознание психологически уязвимых групп информационного общества, распространения экстремистских и манипулятивных материалов.
Компьютерная преступность, наиболее проявляющаяся в финансово-банковской сфере, а также развертывание масштабных информационных войн, незащищенность личности в условиях милитаризации глобального информационного пространства, проявления терроризма, экстремизма выводят на новый уровень вопрос необходимости поиска комплексных решений в совершенствовании системы международной информационной безопасности и стратегического партнерства. С учетом специфики информационных прав и свобод в современных условиях предлагается разработка соответствующего международного договора - Международного пакта об информационных правах, в результате которого государствами будут приняты определенные международные обязательства в области защиты информационных прав и свобод, обеспечении информационной безопасности личности, в регламентации таких глобальных вопросов, как, например, трансграничная передача персональных данных, когда главной целью становится адекватная защита прав субъектов данных.
Тенденция регионализации обусловливает актуальность привлечения внимания к проблемам правового обеспечения информационной безопасности личности и взаимодействия в этом вопросе с государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества, государствами - участниками Содружества Независимых Государств, государствами - членами Организации Договора о коллективной безопасности, государствами - участниками БРИКС. Анализ заключенных соглашений о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности (между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики, Правительством Республики Куба, Правительством Республики Беларусь и др.) позволяет сделать вывод об отсутствии четкой стратегии, так как заключенные соглашения в основном направлены на решение задач создания условий для взаимодействия компетентных органов государств, а не на создание системы правового обеспечения информационной безопасности личности, информационного общества и государств.
Гносеологический анализ позволил сделать вывод о том, что правовое регулирование в области обеспечения информационной безопасности развивалось и развивается с учетом реалий, современных вызовов и угроз, и в своем развитии охватывает несколько этапов. Первый - связан с принятием в 1948 году Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, следующий - с принятием основополагающих нормативных актов 1991 - 1993 годов (Декларации прав и свобод человека 1991 года, Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 года и Конституции Российской Федерацией 1993 года). Третий этап, современный, связан с документами, определяющими развитие информационного права на протяжении более чем пятнадцати лет (с 2000 года по настоящее время): Окинавской хартией глобального информационного общества, Декларацией принципов "Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии", Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, Доктриной информационной безопасности Российской Федерации. Принципиально современный, третий этап отличается повышенным вниманием к проблеме информационной безопасности в целом, к проблемам информационной безопасности личности как активному участнику современных информационных отношений, вызванным беспрецедентным ростом числа и интенсивности факторов (рисков и угроз), создающих реальную информационную опасность.
По мнению автора, в целях гармонизации информационных отношений, повышения ответственности государства в соблюдении законных интересов личности глобального информационного общества, создания условий для формирования благоприятной информационной среды необходимо разработать и включить в систему документов стратегического планирования Концепцию правового обеспечения информационной безопасности личности, содержащую ключевые принципы формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности личности, задачи и механизмы реализации государственной политики, ожидаемые результаты ее реализации.
Представляется необходимым совершенствование принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации. Исследование одного из принципов Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" - об "обеспечении безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации" - позволяет сделать вывод о необходимости уточнения и развития его содержания с целью установления баланса интересов государства, общества и каждого отдельного его члена. Предлагается дополнить ст. 3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" принципом следующего содержания: "обеспечение безопасности государства, общества и личности при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации". По аналогии предлагается дополнить раздел III "Цели, задачи и принципы развития информационного общества в Российской Федерации" Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации принципом "обеспечение национальной безопасности, безопасности общества и личности в информационной сфере".
Анализ организационного обеспечения информационной безопасности личности и позиций о роли мониторинга состояния национальной безопасности <4> позволяет определить в числе базовых функцию мониторинга информационной безопасности личности. Под мониторингом информационной безопасности личности предлагается понимать систематическое наблюдение за состоянием информационной безопасности личности, направленное на выявление источников внутренних и внешних угроз. Необходимо возложение функции мониторинга информационной безопасности личности с учетом координации и сотрудничества на уполномоченные органы (Роскомнадзор, его территориальные органы, Федеральную службу по техническому и экспортному контролю), а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. В целях исполнения функции мониторинга информационной безопасности личности, информирования о возможных рисках и угрозах, подготовки ежегодных докладов Президенту РФ о состоянии информационной безопасности личности, защиты прав личности в информационной сфере, учета и рассмотрения жалоб предлагается введение специализированного института Уполномоченного по защите личности в информационной сфере.
<4> Афиногенов Д.А., Полякова Т.А. Роль мониторинга состояния национальной безопасности Российской Федерации в повышении эффективности государственного управления // Административное право и процесс. 2014. N 4. С. 19 - 23.
В системе правовых механизмов защиты информационных прав и свобод, в том числе и права на информационную безопасность личности, основными выступают механизм самозащиты, механизм досудебного (внесудебного) обжалования, судебный механизм, механизм административно-правовой охраны и защита информационных прав и свобод общественными организациями и объединениями.
На текущем этапе развития глобального информационного общества возрастает значимость культуры информационной безопасности личности как культуры нового типа. Под культурой информационной безопасности личности предлагается понимать совокупность определенных знаний, умений, навыков и развитое правосознание в информационной сфере. При этом в качестве специальных знаний, умений и навыков выступают: способность реализации своих интересов в информационном обществе, четкое видение преимуществ от использования информационно-телекоммуникационных технологий, сформированное умение критически оценивать получаемую информацию с точки зрения ее достоверности, полезности или вредности, актуальности, полноты и т.п., а также сформированные умения и навыки эффективного противостояния возможным вызовам и угрозам глобального информационного общества.