Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Интернет-коммуникации таможенных органов с гражданами и участниками внешнеэкономической деятельности: вопросы информационной открытости и эффективного взаимодействия при соблюдении информационной безопасности.

Обновлено 07.01.2023 07:33

 

Проведем анализ складывающихся в современный период интернет-коммуникаций таможенных органов с гражданами и участниками внешнеэкономической деятельности. Основное внимание уделено формам таких интернет-коммуникаций, их особенностям, а также актуальным вопросам обеспечения информационной безопасности, в том числе информационной безопасности личности при их реализации. В качестве положительного опыта отмечаются: увеличение числа электронных обращений в приемную ФТС России, планируемое открытие доступа к базам данных деклараций. Автором подчеркивается результативность комплексного, системного подхода таможенных органов к решению задач информационной безопасности и технической защиты информации. Анализируются основные положения Концепции информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации на период до 2020 года, Плана практических мероприятий по обеспечению информационной безопасности таможенных органов в 2016 году. Отмечается, что в последние три года Федеральной таможенной службой России принят и реализуется комплекс нормативных актов, направленных на реализацию законодательства в области защиты персональных данных. Делается вывод о необходимости сохранения комплексного подхода к решению проблем информационной безопасности в работе таможенных органов, в том числе при осуществлении ими интернет-коммуникаций с гражданами и участниками внешнеэкономической деятельности.

Развиваясь и совершенствуясь, электронная таможня последовательно идет по пути развития электронного документооборота, в том числе межведомственного, увеличения числа и продуктивности электронных сервисов, наращивания эффективности функционирования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов. Сегодня актуален вопрос эффективности взаимодействия органов государственной власти с гражданами в рамках развития электронного правительства. Уделим внимание именно этому аспекту на примере деятельности таможенных органов России. Ранее мы уже обращались к проблемам информатизации таможенной сферы, создания и функционирования интегрированных информационных систем и информационных технологий, вопросам обеспечения информационной безопасности в таможенных органах <1>.

<1> Чеботарева А.А. К вопросу о проблемах обеспечения информационной безопасности в таможенных органах // Таможенное дело. 2012. N 2. С. 10 - 15.

Согласно актуальной статистике значительно возросло число электронных обращений граждан в приемную ФТС России посредством официального интернет-сайта. Соотношение числа таких обращений по сравнению с другими письменными обращениями свидетельствует о возросшей популярности именно такого способа: если в 2013 году речь шла о соотношении 55 процентов к 45; то по итогам 2015 года - 80 процентов к 20. Напомним, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращением гражданина признаются "направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина...".

Необходимо отметить, что Федеральная таможенная служба России активно использует положительный опыт других органов государственной власти. Так, вслед за Федеральной налоговой службой, в последние годы нарастившей успехи в реализации электронных сервисов, по аналогии с популярным сервисом ФНС "Проверь себя и контрагента" в ближайших планах ФТС России - открытие доступа к базам данных деклараций <2>. Из пояснений начальника главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС В. Селезнева следует, что в целях охраны коммерческой тайны в открытом доступе появятся не все, а строго ограниченные поля деклараций, по которым можно идентифицировать товар, то есть разглашению не подлежат представляющие коммерческий интерес данные о стоимости товара, о его количестве.

<2> Зыкова Т. Таможня откроет тайну деклараций // Российская газета. 2016. 5 апр.

Безусловно, эффективность интернет-коммуникаций, развитие информационных технологий в работе таможенных органов немыслимы без привлечения серьезного внимания к вопросам информационной безопасности. Система обеспечения информационной безопасности таможенных органов включает в себя как вопросы совершенствования нормативного обеспечения данной сферы, реализации основных направлений обеспечения информационной безопасности, в том числе в отношении функционала ЕАИС таможенных органов, так и проведение контрольных мероприятий за состоянием информационной безопасности и технической защиты информации, а также соответствующее обучение и повышение квалификации сотрудников.

Концепция информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации на период до 2020 года <3> в числе важнейших объектов обеспечения информационной безопасности называет (в сфере внутренней политики): а) конституционные права и свободы человека и гражданина, являющегося должностным лицом или работником таможенных органов Российской Федерации; б) персональные данные физических лиц - субъектов персональных данных; в) специальную категорию персональных данных (состояние здоровья) должностных лиц, работников и пенсионеров таможенных органов РФ, членов их семей при использовании информационных систем в лечебно-санаторных учреждениях ФТС России; г) открытые информационные ресурсы таможенных органов РФ (официальный сайт ФТС России и др.). Основные практические мероприятия по обеспечению информационной безопасности таможенных органов предусмотрены Планом на 2016 год.

<3> Утверждена Приказом ФТС России от 13 декабря 2010 г. N 2401.

При осуществлении интернет-коммуникаций таможенных органов с гражданами в числе возложенных на них законом обязанностей - обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну <4>.

<4> Статья 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".

Приказом ФТС России от 1 апреля 2016 года N 655 утвержден Перечень информационных систем персональных данных таможенных органов, который сформирован из Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов и Системы ведомственных удостоверяющих центров таможенных органов. Кроме этого, констатируем, что в последние три года ФТС России принят комплекс нормативных актов, направленных на реализацию законодательства в области защиты персональных данных таможенными органами: утверждены Правила обработки персональных данных в таможенных органах РФ <5>, определены Требования по обеспечению безопасности персональных данных <6>, назначен ответственный за организацию обработки персональных данных и утверждена его должностная инструкция <7>, утвержден Перечень персональных данных, обрабатываемых в таможенных органах РФ <8>, а также Правила рассмотрения запросов субъектов персональных данных или их представителей <9> и т.д.

<5> Приказ ФТС России от 18 декабря 2014 г. N 2495 "Об утверждении правил обработки персональных данных в таможенных органах Российской Федерации, организациях, находящихся в ведении ФТС России, представительствах (представителями) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 17.04.2015).

<6> Приказ ФТС России от 11 августа 2015 г. N 1611 "Об утверждении требований по обеспечению безопасности персональных данных в таможенных органах Российской Федерации, организациях, находящихся в ведении ФТС России, при их обработке в информационных системах персональных данных таможенных органов Российской Федерации". Документ опубликован не был.

<7> Приказ ФТС России от 10 сентября 2015 г. N 1846 "Об ответственном за организацию обработки персональных данных в ФТС России". Документ опубликован не был.

<8> Приказ ФТС России от 17 августа 2015 г. N 1663 "Об утверждении перечня персональных данных, обрабатываемых в таможенных органах Российской Федерации, организациях, находящихся в ведении ФТС России, представительствах (представителями) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах в связи с реализацией служебных или трудовых отношений, перечня персональных данных, обрабатываемых в таможенных органах Российской Федерации в связи с оказанием государственных услуг и осуществлением государственных функций" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 24.09.2015).

<9> Приказ ФТС России от 4 августа 2015 г. N 1550 "Об утверждении правил рассмотрения запросов субъектов персональных данных или их представителей в таможенных органах Российской Федерации, организациях, находящихся в ведении ФТС России, представительствах (представителями таможенной службы) Российской Федерации в иностранных государствах" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.09.2015).

При решении вопроса обеспечения безопасности персональных данных при обработке таких данных таможенными органами в числе важнейших факторов определяются: выявление реальных и актуальных угроз безопасности, определение необходимого уровня защищенности, достаточности и эффективности предпринимаемых мер, в том числе направленных на несанкционированный доступ к информации, оптимальный выбор средств защиты информации, выработка системы контроля, полноценное обеспечение информационных прав и свобод, в том числе прав субъектов персональных данных, выработка системы защиты технических средств.

Нельзя не отметить, что в последние годы Федеральной таможенной службой России ведется плодотворная работа в направлении наращивания разнообразия и числа информационного взаимодействия с гражданами, участниками внешнеэкономической деятельности, в том числе путем развития разнообразных онлайн-сервисов, электронного декларирования, межведомственного электронного документооборота и пр. Об эффективности процессов информатизации таможенной сферы свидетельствуют статистические показатели. Так, согласно показателям постоянного мониторинга практики электронного декларирования, статистика по итогам первого квартала 2016 года - 99,98% деклараций, направляемых в таможенные органы через Интернет, в электронной форме <10>. Анализ итогов проделанной в данном направлении работы приводит к выводу о необходимости повышенного внимания к проблемам информационной безопасности со стороны таможенных органов, в том числе при осуществлении ими интернет-коммуникаций с гражданами и участниками внешнеэкономической деятельности. При этом подход к решению задач обеспечения информационной безопасности должен носить комплексный характер и включать меры правового, организационно-технического и экономического характера. Немаловажно (относительно экономического аспекта), что в утвержденных основных направлениях развития информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах Российской Федерации до 2030 года четко прописано: "...учитывая важность и приоритет мероприятий, направленных на предоставление каналов передачи данных и обеспечение информационной безопасности, варианты сокращения финансирования этих мероприятий не рассматриваются" <11>. Кроме того, комплексный подход должен предусматривать внимание таможенных органов не только к обеспечению информационной безопасности государства, но также - что не менее важно - к информационной безопасности общества и информационной безопасности личности.

<10> Официальный сайт ФТС России. URL: http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=23094:2016-9998&catid=40:2011-01-24-15-02-45&=2094&itemid=1835 (дата обращения: 15.04.2016).

<11> Приказ ФТС России от 21 октября 2015 г. N 2133 "Об утверждении основных направлений развития информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах Российской Федерации до 2030 года" // Таможенные ведомости. 2016. N 1.