Роль Организации Объединенных Наций в процессе признания государств. Право народов на самоопределение на примере самопровозглашенных государств постсоветского пространства.
Рассмотрим влияние процессов, происходящих в Международном праве в отношении проблемы непризнанных государств. В ней рассматриваются пути и методы разрешения замороженных конфликтов путем их абстрагирования от политической плоскости и полного переведения в область международного права и соответствующих юридических норм. В статье приведены основные документы, позволяющие решить данный вопрос через призму юридических норм.
Вопрос о признании государства через юридические нормы и принципы может возникнуть в нескольких случаях: во-первых, при его образовании на некогда зависимой территории в результате деколонизации. Во-вторых, в результате объединения двух или нескольких государств либо территорий в одно государство или же в случае разделения некогда целого государства на составные части: два и более государственных образования.
Самопровозглашенные, непризнанные или частично признанные государства, расположенные на современной геополитической карте мира, находятся сегодня в сфере повышенного внимания не только политологов, но и юристов в связи со сложностью юридического определения их статуса. Однако, на наш взгляд, формы и степень их признания сегодня все чаще определяются не через принципы международного права и юридические нормы, а исходя из требований геополитической обстановки. Приходится констатировать, что, невзирая на широкое распространение идеи "права народов на самоопределение", в современных юридических и политических науках нет единого подхода к механизму легитимации государства. Возможно, что определенный фундамент для решения проблемы непризнанных государств был заложен в международно-правовых актах, принятых во второй половине XX в., в рамках деятельности Организации Объединенных Наций (далее - ООН).
Суть создания ООН, а точнее ее трансформации из недееспособной Лиги Наций, была сопряжена с необходимостью создания единой переговорной площадки и одновременно рычага давления на враждующие стороны, участвующие в различных конфликтах. Отцы-основатели Организации были уверены, что бесконфликтное существование на Земле возможно лишь в том случае, если все народы и нации получат равные права и возможности. Именно эта идея заключена в Уставе ООН: "... развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов" <1>. Впервые за всю историю человечества официально было установлено, что народ имеет право сам решать свою судьбу, кроме того, это право должно неукоснительно соблюдаться другими народами и мировым сообществом в целом. Несколько позднее данный принцип также нашел свое отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 г. и провозгласившей, что "никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии" <2>.
<1> Устав ООН. Глава 1: Цели и Принципы. URL: http://www.un.org/ru/documents/charter/chapter1.shtml.
<2> Всеобщая декларация прав человека. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml.
В это сложно поверить, но в 1945 г. более 750 млн. человек, что на тот момент составляло примерно третью часть населения мира, проживали на территориях, власть в которых принадлежала странам-митрополиям. Иначе говоря, треть населения жила в колониях в "подневольном состоянии", что противоречило принципам ООН. Конфликты на почве национальных освободительных движений представлялись фактически неизбежными и, дабы не допустить новых локальных войн, государствам - членам ООН потребовался согласованный механизм, который позволил бы воплотить все провозглашенные идеи на практике. С этой целью в 1960 г. на Генеральной Ассамблее Организации по инициативе СССР была принята Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам, которая вошла в историю как Декларация о деколонизации. Впервые было документально зафиксировано, что угнетенные народы в соответствии со свободно выраженным ими желанием должны получить возможность пользоваться полной независимостью и свободой <3>.
<3> Декларация о деколонизации. URL: http://constitutions.ru/archives/5924.
В нынешней геополитической ситуации крайне важно выделить тот факт, что ООН не наделена полномочиями и правами признавать то или иное государство или правительство. Признание нового государства с юридической точки зрения - это акт, который могут совершить только другие государства. Вместе с тем ООН стала мощным рычагом последующей легитимации новых государств через механизм принятия их в члены Организации. Таким образом, когда мы говорим об Абхазии и Южной Осетии, мы с полной уверенностью и обоснованием через международное право и признанные юридические нормы можем считать их полноценными государствами, т.к. они осуществили факт установления дипломатических отношений и признания. Но с политической точки зрения для мирового сообщества они являются непризнанными или в лучшем случае частично признанными, т.к. не имеют дипломатических отношений с большинством стран мира и не являются членами ООН. Важное место в современной иерархии международно-правовых актов занимает равноправие и самоопределение народов <4>. Исходя из этого принципа, межгосударственные отношения должны осуществляться с опорой на то, что все народы по своим юридическим основаниям являются равноправными и каждый из них, соответственно, имеет право распоряжаться своей судьбой. Однако юридический казус кроется в том, что в Уставе ООН не раскрыто понятие "народ", за которым соответственно и закреплено это право, а это в свою очередь позволяет каждому как угодно широко трактовать "это понятие". Хотя известный ученый П. Торнбери, дискутируя по данному вопросу, приводит разъяснение Секретариата конференции в Сан-Франциско, а именно: "народы" обозначают группу людей, которые могут составлять (или не составлять) государство или нацию" <5>.
<4> Устав Организации Объединенных наций. Ст. 1 п. 2. URL: http://unic.ru/about/?page=7.
<5> Thornberry P. International Law and the Rights of Minorities. Oxford, 1992. P. 15.
Дальнейшее развитие этот принцип получает в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН N 637 от 16 декабря 1952 г., где сказано, что "право народов на самоопределение является предпосылкой для пользования всеми основными правами человека" <6>. Позднее, в Декларации о принципах международного права этот принцип был существенно содержательно конкретизирован: "создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются способами осуществления этим народом права на самоопределение" <7>.
<6> Видеман В. Национальная автономия в различных формах. URL: http://eursa.eu/node1705.
<7> Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24.10.1970. Текст Декларации опубликован в сборнике: "ООН. Резолюции Генеральной Ассамблеи на XXV сессии". Нью-Йорк, 1970. С. 151 - 155.
Нельзя также в этом контексте не упомянуть и Декларацию ООН 1981 г. "О недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государства", где зафиксировано, что на все государства мира возложена обязанность в полной мере поддерживать право народов на самоопределение, свободу и независимость <8>.
<8> Тарасов А. Право на самоопределение как фундаментальный демократический принцип. URL: http://saint-justice.narod.ru/natio.htm.
Вне всякого сомнения, все это и представляет собой официальное толкование Организацией Объединенных наций содержания принципа самоопределения народов. Другими словами, его содержательный аспект в трактовке ООН включает в себя:
- все народы имеют право на самоопределение;
- все участники международных отношений обязаны уважать это право;
- это право реализуется путем свободного волеизъявления того или иного народа;
- реализация данного права исключает какое-либо давление, принуждение или вмешательство извне;
- право это означает возможность выбора между государственным отделением данного народа и вхождением на тех или иных условиях в другое государство, т.е. свободу выбора политического статуса;
- данное право означает также возможность выбора формы государства;
- наконец, оно означает возможность выбора социально-экономического строя и путей своего развития.
Крайне важно и то, что право народов на самоопределение также записано в Заключительном Акте ОБСЕ: "все народы имеют право... определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус" <9>. Причем следует отметить, что в этой интерпретации право на самоопределение имеют все народы. О том, что это именно так, можно судить хотя бы по реакции мирового сообщества на сделанную Индией оговорку относительно ст. 1 Международных пактов о правах человека, где закреплены права всех народов на самоопределение. Так, Франция, Германия, Нидерланды в резкой форме заявили, что право на самоопределение, как оно зафиксировано в Уставе ООН и как воплощено в Пактах, относится ко всем народам, а не только к тем, которые находятся под иноземным господством <10>.
<9> Черниченко С.В. Принцип самоопределения народов // Московский Журнал международного права. 1996. N 4. С. 16.
<10> Барсегов Ю.Т. Самоопределение и территориальная целостность. М., 1993. С. 24.
В этой связи хотелось бы особо отметить, что само право поэтому и считается фундаментальным демократическим принципом, что дает возможность решать свою судьбу самому народу, а не передает решение этой судьбы в руки того или иного политического или государственного института.
Важно при рассмотрении данного вопроса также обратиться к Пакту об экономических, социальных и культурных правах и Пакту о гражданских и политических правах, принятых в ООН в 1966 г. В них зафиксировано, что народы имеют право свободно устанавливать свой политический статус и соответственно свободно обеспечивать свое экономическое, социальное и культурное развитие. На более высокий уровень данный вопрос был выведен в "Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами" <11>, принятой ООН 24 октября 1970 г. Эта Декларация примечательна в частности тем, что в ней установлено: носителем права на самоопределение является не государство, а народ. Именно народ, а не нация! Для самопровозглашенных государств постсоветского пространства в лице Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья и Нагорного Карабаха, в которых мирно сосуществуют несколько равноправных этносов, это принципиальный момент. Декларация предоставила возможность воспользоваться правом на самоопределение территориям, на которых исторически сложилась общность различных этносов. Именно единство культурных и политических устремлений, общий менталитет и судьба, сплотившие эти этносы в единый народ, предоставили ему право на международное признание собственной государственности.
<11> Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml.
Кроме того, Декларация 1970 г. дает вполне четкий ответ на неутихающий в мировом сообществе спор о том, что обладает большим приоритетом: "право народа на самоопределение" или "принцип территориальной целостности и нерушимости границ", который также нашел свое отражение в документе. Из нее ясно следует, что международное сообщество не противопоставляет эти два принципа, а напротив, они, по мнению ООН, дополняют друг друга. Седьмой абзац Декларации 1970 г. провозглашает, что принцип самоопределения не может использоваться против территориальной целостности только тех государств, которые соблюдают право на защиту своей территориальной целостности только в том случае, если все народы, его населяющие, желают остаться в составе этого государства. Если же какой-либо народ желает выделиться из состава существующего государства, то у этого государства нет оснований для сохранения своей территориальной целостности.
Декларация 1970 г. установила, что каждое государство мира обязано содействовать реализации воли самоопределившегося народа. В соответствии с этим документом было запрещено применять какие-либо насильственные действия, которые способны лишить народы их права на свободу и независимость.
В результате работы, проведенной при ведущей роли ООН и основанной на этих фундаментальных принципах, в мире было создано более 80 новых независимых государств.
Разумеется, невзирая на все прописанные и утвержденные принципы ООН, процесс обретения международного признания проходил бесконфликтно и гладко далеко не всегда. Здесь особенно важно, что в таких конфликтных случаях ООН, как правило, стремилась к строгому выполнению принятых международных документов, на практике обеспечивая возможность для самоопределения народов. Таким образом, мы подходим к логичному выводу о том, что сегодня ООН, пусть и не имея права осуществлять процедуру признания той или иной страны, в то же время играет значительную роль в процессе легитимации новых государств мира. Вместе с тем очевидно, что нормативно-правовая база, созданная в период существования колониальной модели, требует определенной модернизации и уточнения, с тем чтобы эффективно реагировать на новые вызовы времени.
В нашем случае это вопросы международной легитимации самоопределившихся государств на постсоветском пространстве, в числе которых Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье и Нагорный Карабах. И здесь механизм имплементации права народов на самоопределение, в том числе посредством референдума, опробованный на практике Организацией Объединенных Наций, может стать хорошей основой для выработки международно согласованного решения.
Исследование текстов резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, как, впрочем, и иных международных политико-правовых актов и соглашений, затрагивающих проблему международного признания государств, показывает, что право наций на самоопределение не может трактоваться как абсолютная категория. Поэтому мировому сообществу в лице лучших юристов, политологов, политиков и других специалистов необходимо предпринимать энергичные действия по введению более конкретизированной интерпретации данной политико-правовой категории и по выработке более четких правовых рамок реализации обозначенного права в политической практике.