Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Обеспечение информационной безопасности судебной деятельности арбитражных судов Российской Федерации.

Обновлено 12.01.2023 06:43

 

Проведем анализ практики обеспечения информационной безопасности судебной деятельности на примере арбитражных судов Российской Федерации. Рассматривается влияние указанного явления как на организацию деятельности суда, так и на реализацию прав участников судопроизводства, прежде всего права на доступ к правосудию. Автор приходит к выводу о необходимости повышенного внимания государства на информационную безопасность судебных органов.

Информационная безопасность как составная часть обеспечения безопасности судебной деятельности является хоть и довольно новым, но пользующимся значительным вниманием ученых предметом научного исследования, в рамках которого выделяются такие направления, как информационная безопасность автоматизированных информационных систем (в т.ч. судебных), безопасность единого информационного пространства судебной системы, информационная безопасность телематических сетей и т.д. <1>.

<1> См., напр.: Ловцов Д.А., Верхоглядов А.А. Информационная безопасность судебных АИС: правовое регулирование и юрисдикция // Российское правосудие. 2008. N 8. С. 55 - 64; Ловцов Д.А., Ниесов В.А. Актуальные проблемы создания и развития единого информационного пространства судебной системы России // Информационное право. 2013. N 5. С. 13 - 18; Ловцов Д.А. Обеспечение информационной безопасности в российских телематических сетях // Информационное право. 2012. N 4. С. 3 - 7.

Вместе с тем в связи с переходом Российской Федерации к стадии информационного общества значение информационной безопасности как одного из направлений деятельности государства и его органов в последнее двадцатилетие существенно повысилось. Так, обеспечение информационной безопасности исполнения государством своих функций является одним из приоритетов действующей Доктрины информационной безопасности Российской Федерации <2>. Данный аспект Доктрины приобретает особую актуальность в связи с продолжающимся в настоящее время процессом построения "электронного государства", "электронного правительства", "электронного парламента" и "электронного правосудия".

<2> См.: Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: утв. Указом Президента Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. N Пр-1895 // Российская газета. 2000. 28 сентября.

Следует отметить, что обеспечение информационной безопасности судебной деятельности в силу специфики процесса осуществления правосудия, а также с учетом конституционного принципа независимости судебной власти требует повышенного внимания не только научного сообщества, но и непосредственных исполнителей: государства, его органов и должностных лиц. Особую актуальность данному обстоятельству придает и начавшаяся реализация принципа информационного единства судебной системы России, выраженная в форме создания единого информационного пространства арбитражных судов и судов общей юрисдикции.

Как отмечается в литературе, создание и развитие единого информационного пространства судебной системы обеспечивает открытость судебной системы в информационном пространстве страны, повышает доступность к информации о деятельности судов, представленной в электронно-цифровой форме; оперативность и качество информационно-аналитической поддержки судопроизводства, качество сбора и оформления судебных документов, сбора и логической обработки судебной статистики, качество ресурсного и организационно-правового обеспечения деятельности судов и др. <3>.

<3> Ловцов Д.А., Ниесов В.А. Указ. соч.

Между тем создание единого информационного пространства предполагает объединение наработок и усилий всех элементов системы в области обеспечения безопасности судебной деятельности, в данном случае информационной безопасности. Полагаем, что при построении данной системы целесообразно активно использовать опыт обеспечения информационной безопасности арбитражных судов Российской Федерации, достижения которых в сфере реализации "электронного правосудия" широко известны.

В настоящее время бесперебойное функционирование информационных систем арбитражных судов является гарантией обеспечения права граждан и юридических лиц на доступ к правосудию. Отсутствие постоянной и эффективной технической поддержки информационных систем в арбитражном суде приводит к возникновению ряда рисков.

Во-первых, при нарушении информационной безопасности возникает риск неполучения или несвоевременного получения отделом делопроизводства арбитражного суда исковых заявлений, заявлений, жалоб, ходатайств и иных процессуальных документов, направленных посредством использования электронного сервиса "Мой арбитр". Учитывая гарантированную Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ) такую форму обращения в суд с исковым заявлением, заявлением (ч. 1 ст. 125), сбой в работе сервиса при получении документов приводит к фактическому отказу в доступе к правосудию. Несвоевременное получение процессуальных документов может привести к истечению сроков исковой давности по исковому заявлению, истечению процессуальных сроков на обжалование судебного акта.

Несмотря на то что данные обстоятельства могут быть учтены в качестве оснований для восстановления процессуальных сроков, налицо возникновение препятствий в реализации права на доступ к правосудию.

В случае неполучения либо несвоевременного получения судом документов во исполнение определения суда об оставлении заявления (жалобы) без движения возможен необоснованный возврат заявления (жалобы), что также является ярким примером создания препятствий в доступе к правосудию. В настоящее время такие документы все чаще представляются с использованием электронного сервиса "Мой арбитр".

Во-вторых, в случае нарушения информационной безопасности суда возможно возникновение препятствий в распоряжении материальными и процессуальными правами лиц, участвующих в деле. Как показывает практика, лица, участвующие в деле, активно используют электронный сервис "Мой арбитр" для распоряжения принадлежащими им материальными и процессуальными правами, например, закрепленными в ст. 49 АПК РФ (изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска). Сбои в работе информационных систем могут привести к неполучению судом соответствующих ходатайств и заявлений, что в случае проведения судебного заседания в отсутствие надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле, приведет к вынесению судебных актов без учета изменения основания или предмета иска, размера исковых требований, без рассмотрения заявлений об отказе от иска либо признании иска и т.д. Таким образом, может быть принято судебное решение по требованиям, которые истец уже не поддерживает, что порождает возникновение таких дефектов решения, которые могут быть исправлены только после отмены такого судебного акта судами апелляционной и кассационной инстанций. Это, в свою очередь, порождает новый круг судебных разбирательств, в разы удлиняет длительность рассмотрения дела, сроки судопроизводства и может служить основанием для предъявления требования о компенсации за нарушение разумных сроков судопроизводства.

Помимо этого, следует отметить риск возникновения препятствий в представлении отзыва на исковое заявление (ч. 1 ст. 131 АПК РФ), жалобу или заявление посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда, рассматривающего дело, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (сервис "Мой арбитр"). Следует отметить, что документы, прилагаемые к отзыву, могут быть представлены в арбитражный суд в электронном виде, что свидетельствует о том, что неисправности в работе системы, в т.ч. имеющие место "внутри суда", могут привести и к воспрепятствованию в реализации этого права.

Сопутствующим аспектом является вероятность возникновения препятствий в представлении доказательств посредством факсимильной, электронной или иной связи, в т.ч. с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также документов, подписанных электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи, когда это предусмотрено законом (ч. 3 ст. 75 АПК РФ).

Также возникает риск вынесения такого вида неправосудного судебного решения, как двойное взыскание причитающихся сумм. В случае добровольного удовлетворения исковых требований истец и ответчик, как правило, теряют интерес к предмету спора, направляют в суд заявления об отказе от иска, прекращении производства по делу и т.д. В случае неполучения таких документов, а также при отсутствии надлежаще извещенных лиц суд в большинстве случаев вынесет решение по заявленным требованиям без учета добровольного удовлетворения требований, что, в свою очередь, может привести к двойному взысканию причитающихся денежных сумм.

Наконец, следует отметить, что одним из наиболее значимых достижений российского арбитражного процесса являются утверждение и последовательная реализация принципа открытости судебных актов арбитражных судов. Свободный доступ к судебным актам обеспечивается через электронные сервисы "Картотека арбитражных дел", "Банк решений арбитражных судов". Факт открытости судебных актов и свободного доступа к ним не только широко используется в деловой практике и претензионно-исковой работе хозяйствующих субъектов, но и выступает в качестве юридического факта, презумпции либо фикции в арбитражном процессе по конкретным делам. Так, например, используется презумпция осведомленности ликвидатора юридического лица о предъявленных кредиторами к должнику исках и т.д.

Статьей 225.4 АПК РФ, в частности, установлено, что арбитражный суд, рассматривающий дело по корпоративному спору, размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информацию о принятии искового заявления, заявления к производству, а также о движении дела по спору и соответствующие судебные акты, в т.ч. о вступлении в дело новых лиц, об изменении основания или предмета ранее заявленного иска, о принятии обеспечительных мер, об отказе от иска, о признании иска, о заключении мирового соглашения, о принятии судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в арбитражном суде.

Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что закон напрямую связывает реализацию права на доступ к правосудию с функционированием информационно-телекоммуникационных систем (ресурсов) и отдельных их сервисов.

Таким образом, бесперебойное функционирование информационных систем арбитражных судов, а также возможность в режиме реального времени размещения судебных актов, которая обеспечивается в том числе сотрудниками отдела информатизации, составляет одну из основ современного российского арбитражного процесса, как, собственно, и внесудебной деловой практики и претензионно-исковой работы. Любые серьезные сбои в реализации принципа открытости судебных актов арбитражных судов приведут к необходимости серьезной корректировки арбитражной практики и ее отставанию от потребностей существующих экономических отношений.

Не следует забывать и о том, что важнейшим компонентом "электронного правосудия", а также одним из востребованных процессуальных прав лиц, участвующих в деле, является возможность участия в судебных заседаниях посредством использования систем видеоконференц-связи. Так, анализ статистических сведений свидетельствует о том, что в 2014 г. с использованием систем видеоконференц-связи Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа рассмотрено более четверти (28%) от общего количества рассмотренных дел.

Срыв сеанса видеоконференц-связи при наличии определения об удовлетворении ходатайства об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в ряде случаев фактически лишает лицо права на доступ к правосудию.

В связи с этим оперативные действия отдела информатизации арбитражного суда по восстановлению функционирования систем видеоконференц-связи обладают особой важностью с точки зрения обеспечения реализации процессуальных прав лица и права на доступ к правосудию.

Наконец, нарушение информационной безопасности суда в форме неразмещения судебных актов, которыми извещаются или вызываются участники арбитражного процесса, либо определений суда об отложении судебного заседания и т.д. делает невозможным реализацию принципа "генерального извещения" и использование фикции надлежащего извещения (ч. 6 ст. 121 АПК РФ).

Кроме того, обеспечение информационной безопасности в сфере документооборота процессуальных документов имеет преимущественное значение для достижения цели отправления правосудия. В частности, от бесперебойного функционирования Автоматизированной информационной системы "Судопроизводство" (АИС "Судопроизводство") зависит обеспечение информационного обмена с электронными сервисами "Картотека арбитражных дел", "Календарь судебных заседаний", а также функционирование внутреннего архива суда.

Важнейшей целью информационной безопасности судебной деятельности является информационно-техническое обеспечение выполнения судом функций государственного заказчика.

В соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" государственные заказчики, к которым относятся федеральные арбитражные суды, взаимодействуют с иными участниками контрактной системы в сфере закупок, размещают планы, планы-графики закупок, информацию о закупках и т.п. при помощи Единой информационной системы. Помимо этого, суды, выполняя функции государственных заказчиков, являются пользователями официального сайта в сфере закупок, а также электронных торговых площадок по проведению аукционов в электронной форме.

Открытость и прозрачность, а также профессионализм заказчиков являются важнейшими принципами функционирования контрактной системы в сфере закупок, в связи с чем их нарушение, вызванное в том числе сбоями в работе технических средств заказчика, влечет наступление соответствующей юридической ответственности.

Данное взаимодействие осуществляется при помощи средств информатизации, технического и программного обеспечения, исправное функционирование которого зависит от деятельности специализированного подразделения суда. Следует отметить, что указанное программное обеспечение постоянно подвергается многочисленным обновлениям и усовершенствованиям, что зачастую вызывает сбои и неисправности в его работе. В этой связи оперативное и незамедлительное устранение данных неисправностей, возможное лишь при наличии в штате суда высококвалифицированных специалистов в сфере информатизации, является гарантией надлежащего исполнения судом всех функций государственного заказчика.

Обеспечение информационной безопасности также необходимо при сопровождении деятельности контрактной службы (контрактного управляющего) и закупочной комиссии суда при размещении в Единой информационной системе документации о закупке, протоколов рассмотрения заявок, ответов на запросы участников закупок и иной информации.

Наконец, важнейшей составляющей системы информационной безопасности арбитражных судов Российской Федерации является обеспечение информационной безопасности в деятельности структурных подразделений суда.

Так, сбои в работе программ, используемых, например, финансово-экономическим отделом, дезорганизуют его взаимодействие с Федеральным казначейством, Пенсионным фондом России, Федеральной налоговой службой и т.д.

Функционирующая в системе арбитражных судов Система единого штатного расписания (которая находится в непосредственном ведении кадрового подразделения суда), доступ к информационной системе "Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров" также не обходятся без информационно-технической поддержки отдела информатизации.

Также постоянного внимания требует ежедневное администрирование и наполнение интернет-сайта суда, содержащего, в частности, информацию о суде, график проведения судебных заседаний, проводимых посредством видеоконференц-связи, внепроцессуальные обращения к суду и иную информацию, предусмотренную законом. Кроме того, каждое из структурных подразделений суда организационно оборудовано автоматизированными рабочими местами, которые нередко требуют оперативного вмешательства с целью устранения неполадок, препятствующих их нормальному функционированию.

Таким образом, как справедливо отмечается в литературе, активно набирающий обороты процесс информатизации правосудия, который, безусловно, делает данную систему более эффективной, порождает и ряд сопутствующих проблем <4>. Данные проблемы, по нашему мнению, должны решаться исключительно самими арбитражными судами, например, специалистами отдела информатизации, осуществляющего свою деятельность в качестве самостоятельного структурного подразделения суда.

<4> Булгакова Е.В. Электронное правосудие // Российский судья. 2013. N 7. С. 14.

Указанные явления формируют содержание сложной системы информационной безопасности арбитражных судов, обеспечение которой является важнейшим условием надлежащего исполнения судами главной функции органа судебной власти - осуществления правосудия и обеспечения доступа к нему.