Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Вневедомственная охрана полиции как субъект обеспечения информационной безопасности.

Обновлено 13.01.2023 06:11

 

Попробуем определить место и роль вневедомственной охраны полиции в системе обеспечения информационной безопасности страны, что позволит показать ее значимость и в общей системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Автор аргументирует, что деятельность вневедомственной охраны полиции по обеспечению информационной безопасности представляет собой процесс реализации комплекса мер организационного, правового, технического и иного характера, направленных на обеспечение защиты информации об охраняемом имуществе и собственных информационных систем от несанкционированного воздействия, приводящего к потере, изменению, разглашению такой информации либо наносящего ей вред иным образом. Используя для достижения поставленных целей различные устройства получения, обработки, хранения и передачи информации, вневедомственная охрана вырабатывает и реализует также комплекс мер по обеспечению информационной безопасности собственной деятельности. Определяя место и роль вневедомственной охраны полиции в системе обеспечения информационной безопасности страны, автор показывает значимость ее деятельности и в общей системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Проведем анализ научной и специальной литературы, а также нормативно-правовых и иных источников и рассматривает деятельность вневедомственной охраны полиции по обеспечению имущественной безопасности на охраняемых объектах различных категорий через призму ее деятельности по обеспечению информационной безопасности.

Обоснуем тот факт, что вневедомственная охрана полиции, реализуя порученные ей направления деятельности, является одним из субъектов обеспечения информационной безопасности и априори участвует в обеспечении национальной безопасности.

Актуальность настоящей статьи заключается в том, что в современных условиях на фоне усиления роли информационной сферы и интенсивного развития информационных технологий существенно возрастают потребности общества и государства в решении вопросов обеспечения информационной безопасности. Сфера жизнедеятельности общества, учитывая динамику научно-технического прогресса, все больше впадает в зависимость от информационной среды и информационных технологий. Соответственно, от уровня состояния информационной безопасности и мер, принимаемых государством по защите различных видов информации, а также результативности деятельности субъектов ее обеспечения зависит в целом безопасность жизнедеятельности общества и государства. Данный фактор с учетом интересов общества в защите информации обусловливает рост ее потребностей в обеспечении безопасности в рассматриваемой сфере.

Цель настоящей статьи заключается в определении места и роли вневедомственной охраны полиции в системе обеспечения информационной безопасности страны, что позволит показать ее значимость и в общей системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Представляется, что информационная безопасность соотносится с деятельностью вневедомственной охраны в той степени, в какой такая деятельность соотносится с обеспечением имущественной безопасности, т.к. основной функцией вневедомственной охраны является обеспечение имущественной безопасности [12; 14; 17].

Информационная безопасность Доктриной информационной безопасности Российской Федерации и различными исследователями трактуется как "состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства" [2], и как состояние, при котором достигается достаточный уровень сохранности информационных ресурсов страны и защищенности в информационной среде законных прав личности и общества [8; 19].

В научной литературе существует два различных, но не исключающих друг друга подхода к обеспечению информационной безопасности.

Первый - более широкий, основан на определении, содержащемся в указанной Доктрине, и подразумевает, как мы отметили, достижение состояния защищенности национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства [2], путем противодействия и нейтрализации различных угроз ее безопасному состоянию [8; 19]. То есть подразумевается не только противодействие угрозам технического или другого разрушающего воздействия на информационные системы, но и противодействие угрозам преступного посягательства на них, в том числе хищениям технических устройств, компонентов систем и носителей информации.

Второй подход - более узкий, предусматривающий предотвращение только физического ущерба информации и информационным системам, в том числе путем применения различных технических средств.

Например, А.Н. Асаул обосновывает утверждение, что обеспечение информационной безопасности заключается не только в защите самой информации (как целостности и конфиденциальности обрабатываемой информации) [7], но и в обеспечении защищенности информации и поддерживающей ее инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба владельцам или пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры. Такой же подход закреплен и в различных национальных стандартах, регламентирующих сферу защиты информации [4; 5; 6].

Данные подходы, как мы видим, не исключают друг друга, а только дополняют, расширяют общепринятые представления об информационной безопасности. Можно предположить, что в таком зауженном контексте информация рассматривается как материальный объект (или имущество).

Следовательно, информация (или информационные системы) как материальный объект (имущество, собственность) становится объектом имущественной безопасности и попадает в сферу деятельности субъектов обеспечения данного вида безопасности.

Данный вывод вытекает из известных трактовок имущественной безопасности как "состояния защищенности имущества физических и юридических лиц от угроз различного характера (природных, техногенных и других, в том числе от противоправных посягательств в виде хищений), достигаемого противодействием этим угрозам путем реализации государством комплекса мер (в том числе путем оказания охранных услуг), обеспечивающих соблюдение имущественных прав этих лиц в отношении данного имущества" [12; 14; 16; 17].

Одним из субъектов обеспечения имущественной безопасности, как известно, является вневедомственная охрана полиции [12; 14; 16; 17].

Соответственно, можно сделать вывод, что вневедомственная охрана полиции, обеспечивая имущественную безопасность различных объектов, априори участвует в процессе обеспечения информационной безопасности в части защиты материальных носителей информации на тех объектах, на которых она осуществляет охрану имущества.

Другим фактором, обосновывающим соотношение информационной безопасности с деятельностью вневедомственной охраны полиции, является то, что свою деятельность по обеспечению имущественной безопасности вневедомственная охрана полиции реализует с помощью программно-технических устройств (системы передачи извещений, пульты централизованного наблюдения и т.п.) путем обработки, передачи, приема и хранения информации. Данные устройства содержат конфиденциальную информацию о состоянии охраны объектов и квартир, их уязвимых местах и функциональных схемах технических средств охраны, личные данные материально ответственных лиц и условные пультовые номера объектов и квартир. А ввиду того, что деятельность вневедомственной охраны полиции осуществляется путем заключения договоров на охрану имущества, в данных договорах также содержится конфиденциальная информация аналогичного характера, в том числе на электронных носителях. В таком случае встает вопрос о необходимости обеспечения собственной информационной безопасности деятельности вневедомственной охраны полиции. Под этим подразумеваются защита информации от несанкционированного доступа посторонних лиц, ее целостность, а также безопасное и бесперебойное функционирование информационных систем с целью обеспечения имущественной безопасности юридических и физических лиц.

В связи с этим для достижения удовлетворяющего потребности общества уровня имущественной безопасности вневедомственная охрана полиции вырабатывает и реализует комплекс мер (организационных, правовых и иных) по обеспечению информационной безопасности собственной деятельности. Основными такими мерами являются:

- обеспечение охраны и ограничение доступа к техническим носителям информации на охраняемых объектах и в квартирах;

- контроль за соблюдением Инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 20 июня 2012 г. N 615, в соответствии с которым предусмотрены хранение и использование обозначенных выше сведений конфиденциального характера в установленном порядке;

- выработка дополнительных правил, направленных на защиту информации и информационных систем в подразделениях вневедомственной охраны полиции, а также мер ответственности за их нарушение;

- внедрение и обеспечение бесперебойного функционирования технических средств защиты информации и информационных систем в подразделениях вневедомственной охраны полиции;

- создание и функционирование структурных служб в подразделениях вневедомственной охраны полиции, решающих задачи информационной безопасности.

Реализация данных мер осуществляется в процессе разносторонней деятельности вневедомственной охраны полиции. В целом деятельность вневедомственной охраны полиции - это процесс исполнения возложенных на нее функций и задач, осуществляемый для достижения целей, обозначенных в нормативно-правовых актах, регламентирующих ее деятельность [1; 3; 14].

Следовательно, применительно к рассматриваемой сфере деятельность вневедомственной охраны полиции по обеспечению информационной безопасности представляет собой процесс реализации комплекса мер организационного, правового, технического и иного характера, направленных на обеспечение защиты информации об охраняемом имуществе и собственных информационных систем от несанкционированного воздействия, приводящего к потере, изменению, разглашению такой информации либо наносящего ей вред иным образом.

Рассматривая безопасность с позиции системного подхода как единую целостную систему взаимосвязанных и взаимообеспечивающих видов (подвидов, компонентов), можно согласиться с позицией ряда исследователей о том, что ее субъекты, обеспечивая напрямую один из видов безопасности, опосредованно принимают участие и в обеспечении других ее видов [10; 11; 13; 14; 15]. В таком случае вполне логичным представляется то, что вневедомственная охрана полиции, реализуя задачи по обеспечению имущественной безопасности, направленные на нейтрализацию угроз в данной сфере, априори участвует в процессе обеспечения информационной безопасности охраняемых ею объектов, а также информационной безопасности собственной деятельности. Как известно, информационная безопасность является одной из существенных составляющих национальной безопасности [2; 8; 13; 14; 15]. Следовательно, вневедомственная охрана полиции, вовлеченная в процесс обеспечения информационной безопасности, априори участвует и в обеспечении национальной безопасности в целом.

Таким образом, анализ нормативных правовых источников, научной и специальной литературы позволяет сделать вывод, что вневедомственная охрана полиции, реализуя порученные ей направления деятельности, является одним из субъектов обеспечения информационной безопасности.