Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Семейно-правовая ответственность родителей за ненадлежащее исполнение обязанности по обеспечению информационной безопасности детей.

Обновлено 13.01.2023 06:12

 

Попытаемся провести анализ возможного правового воздействия с целью предотвращения вреда, причиняемого вследствие потребления детьми вредной информационной продукции. Отсутствие правовых механизмов, направленных на применение юридической ответственности в отношении родителей, пренебрежительно относящихся в заботе об обеспечении информационной безопасности ребенка, обуславливает анализ этой проблемы и соответствующие предложения автора статьи.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в ч. 2 ст. 38 конституционную обязанность родителей заботиться о своих детях, устанавливает меру должного поведения родителей в отношении воспитания и заботы, включающей обеспечение условий для здоровья и безопасности детей. Представляя собой одновременно и право, забота о детях соответствует интересам самих родителей, их детей, общества и государства. Конституционное закрепление обязанности родителей заботиться о своих детях служит основанием для принятия нормативных актов, конкретизирующих данную конституционную обязанность и устанавливающих определенный вид юридической ответственности. Семейный кодекс Российской Федерации (далее - СК РФ) в ст. 63 в общем виде перечисляет направления заботы родителей о своих детях: физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей. Одновременно с указанием векторов родительской заботы данная статья определяет ответственность родителей за разностороннее развитие своих детей. В качестве одной из гарантий реализации конституционной обязанности родителей заботиться о детях рассматривается и юридическая ответственность родителей за ее неисполнение, т.е. за отсутствие или ненадлежащую заботу о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей.

Состояние защищенности психического, духовного и нравственного развития ребенка от дестабилизирующего воздействия информационной продукции, именуемое информационной безопасностью ребенка, являет собой один из главных предметов заботы родителей и элемент, наполняющий содержание конституционной обязанности родителей. Кроме того, создание условий информационной среды для "оптимального социального, личностного, физического развития, сохранения соматического, психического и психологического здоровья и благополучия, формирования позитивного мировосприятия" <1> также является атрибутом информационной безопасности и входит в обязанность родителей. Обуславливаемое повышенной сензитивностью и уязвимостью детской психики, восприятие детьми информации требует особого внимания и охраны со стороны государства, в том числе через установление ответственности - прежде всего лиц, в чьи обязанности входит забота о детях и защита их интересов (п. 1 ст. 64 СК РФ), то есть родителей, а уже затем участников информационного рынка, распространяющих информационную продукцию.

<1> Концепция информационной безопасности. Раздел 7 // Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций [Электронный ресурс]. URL: http://rkn.gov.ru/docs/Razdel_7.pdf.

Представляя собой первоочередную обязанность родителей, обеспечение безопасности детей, как правило, требует активных мер по недопущению риска для здоровья и развития ребенка. В других случаях бездействие родителей либо воздержание от определенного поведения служит основой сохранности психосоматического здоровья ребенка. Например, в отношении информационной безопасности - воздержание от совместного с детьми просмотра кинопродукции, предназначенной для детей старшего возраста или взрослых, а значит, содержащей вредные для ребенка факторы.

В проекте Концепции информационной безопасности детей, разработанном Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций совместно с экспертным сообществом, в разделе 11 отмечается, что при обеспечении информационной безопасности "было бы абсурдно уповать исключительно на родителей, занятых работой или ее поисками и все более отстающих от процессов развития новых информационных технологий, которые легко осваиваются их детьми..." <2>. Данное утверждение никаким образом не обосновывается и представляется не вполне соответствующим государственной позиции в отношении главных обязанностей родителей - заботы о своих детях. Вопреки мнению авторов данного раздела, считаем, что Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 14.10.2014) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", кроме информативной функции - оповещения родителей о возрастной категории информационной продукции, не предоставляет им более никаких средств и тем более не содержит каких-либо условий соблюдения родителями правил ограждения от такой информации детей.

<2> Концепция информационной безопасности. Раздел 11. С. 24 // Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций [Электронный ресурс]. URL: http://rkn.gov.ru/docs/2_Razdel_11.pdf.

Проблема в области конструирования соответствующего информационного пространства обозначена в ряде документов и понимается в качестве ориентира стратегического развития правовой политики. Утвержденная Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. "Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 гг." указывает на недостаточную "эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей" и возрастание рисков, связанных с распространением информации, опасной для детей, и развитием информационных технологий. Действительно, правовые механизмы обеспечения информационной безопасности детей, в частности действие Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", регламентируют лишь узкий спектр общественных отношений, в которых возможно существование указанных рисков. Так, названный Закон распространяется лишь на оборот информационной продукции путем установления требований к ее распространению. Но при этом он никаким образом не затрагивает отношения, в которых непосредственно должна осуществляться защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (выступающая, однако, сферой действия этого нормативного акта), а именно детско-родительские отношения. Один из важнейших аспектов личной безопасности ребенка - обеспечение информационной безопасности - признается сегодня обязанностью лишь государства и субъектов оборота информационной продукции, распространителей информации. Родителей же минует бремя обязанности по обеспечению такого рода безопасности, хотя именно они способны и должны предотвратить вред, который может быть причинен ребенку в результате потребления информационной продукции, не соответствующей их возрастной категории.

В качестве мер, направленных на обеспечение информационной безопасности детей, Стратегия предполагает "создание правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики". Указанное направление ориентирует развитие отраслевого законодательства на внесение соответствующих изменений в отраслевые нормативные акты с целью реализации Стратегии, в частности пересмотра позиции, касающейся ответственности родителей или лиц, их заменяющих, за обеспечение информационной безопасности детей. Гарантия информационной безопасности детей как обязанность родителей основывается на обязательном принятии ими мер, отмечаемых, в частности, в Федеральном законе от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", направленных на защиту детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от нетерпимости и неравенства, порнографии, пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений, насилия и жестокости, наркомании, токсикомании, антиобщественного поведения.

Поскольку в соответствии с выводами специалистов по детской психологии детский возраст является наиболее подходящим периодом для становления высших психических функций, формирования способности к ценностной регуляции поведения <3>, деформация трансляции ценностей со стороны систем массового информирования может повлечь необратимые искажения личности, нравственной и эмоциональной саморегуляции, зависимость и в итоге - утрату способности к самодетерминации, то есть автономии личности. Жизнедеятельность ребенка - образовательная, бытовая, социальная - протекает в определенной внешней среде, которая и наполняется различного рода, вида и формы информацией. Степень насыщенности информации явно превышает необходимый для удовлетворения потребности ребенка в информации порог. Трансляции телепередач, радиовещание, музыка, просмотр кинопродукции, реклама, использующая различные бессознательно привлекающие внимание приемы, не имеющие цели удовлетворить существующие потребности, а направленные лишь на формирование новой псевдопотребности, зависимости от постоянного притока информации; актуализация проблемы информационного насилия объясняется способностью информации формировать потребности, ценностные ориентации, убеждения и предпочтения в условиях развивающегося информационного общества.

<3> См.: Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. 1972. N 2. С. 3 - 12.

Цель принятия Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" явствует из самого его названия, а анализ текста позволяет выделить основные меры обеспечения защиты детей от вредной информации, среди которых нет ни одной направленной на предупреждение вреда, причиняемого информацией здоровью и развитию детей, лицами, главной обязанностью которых является воспитание и забота о детях, т.е. родителями. В целях защиты детей от вредной информации данный Федеральный закон предусматривает лишь ограничение и установление требований к обороту и распространению определенных категорий продукции. Следовательно, субъектами возможного нарушения установленных правил могут быть только участники оборота информационной продукции. Налицо искажение подхода законодателя к обязанности заботиться о детях и воспитывать их, противоречащее конституционной обязанности родителей и соответствующим положениям СК РФ, в том числе принципу преимущества родителей в отношении воспитания своих детей перед всеми другими лицами (п. 1. ст. 63 СК РФ). Защита от деструктивного информационного воздействия, препятствующего формированию основы социального поведения взрослеющей личности и "адекватной системы его субъективных (личностных, субъективно-личностных) отношений к окружающему миру и самому себе" <4>, выступает приоритетным правом родителей перед всеми другими субъектами, включая государство, должностных лиц, распространителей и организаторов информационной продукции. Данное устанавливаемое преимущество родителей влечет появление соответствующей обязанности использования всех необходимых средств, находящихся в распоряжении родителей для сохранения психосоматического и нравственного здоровья своих детей. Очевидно, что наибольшим влиянием на обеспечение информационной безопасности собственных детей обладают именно родители, которые имеют возможность определять не только время, продолжительность и периодичность потребления детьми различного рода информационной продукции, но и качество этой продукции путем применения родительской власти, безусловно признаваемой государством.

<4> Ковалева Н.Н. Информационное право России: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2009. С. 167.

Не вызывает сомнений наличие вреда от бесконтрольного потребления детьми информации, будь то просмотр телевизионной продукции, кинофильмов, компьютерные игры, сомнительные зрелищные мероприятия (шоу, концерты и т.д.), ознакомление с печатной продукцией, содержащей элементы демонстрации половых отношений, категории "16+" и "18+". Поэтому главным способом защиты детей от вреда, причиняемого информацией, является применение родительской власти в форме запрета и контроля, неиспользование которых трактуется в региональных нормативных актах как "допуск" детей или "попустительство нахождению в определенном месте". Перефразируя эти понятия в соответствии с рассматриваемой обязанностью, правонарушением может называться допуск детей к потреблению информационной продукции, способной причинить вред их здоровью и развитию, в том числе доступ к продукции средств массовой информации и размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях, либо попустительство нахождению детей в местах распространения информационной продукции, способной причинить вред их здоровью и физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

Возникающая проблема понимания самими родителями возможного вреда от потребления их детьми информации решается положениями вышеупомянутого Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", касающимися установления критериев возрастной классификации информационной продукции: осуществляемая на ее основе маркировка служит для родителей ориентиром определения вредного воздействия информации на ребенка. Возрастная маркировка информационной продукции определяет поведение родителя относительно допуска ребенка к потреблению информации и может характеризовать противоправность деяния в случае попустительства потреблению информационной продукции, не соответствующей возрасту ребенка. Доступный для восприятия знак информационной продукции должен не столько рекомендовать родителям предпринять соответствующие меры по контролю за потреблением их детьми информации, сколько сообщать им о вредоносности конкретной информации или ее отдельных элементов и возможной ответственности их самих. Наблюдаемое полное игнорирование родителями возрастной маркировки, например при принятии решения о просмотре кинофильма, говорит о неэффективности принимаемых государством мер по обеспечению информационной безопасности детей и, в частности, малоэффективности Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", поскольку даже при соблюдении распространителями информационной продукции всех его требований здоровье и развитие ребенка остаются незащищенными при легкомысленном попустительстве родителей, равнодушном отношении к восприятию их детьми информации.

Российским законодательством предусматриваются различные виды юридической ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей: административная (ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)); семейно-правовая (ст. 69, 73 СК РФ); уголовная (ст. 156, 125 Уголовного кодекса Российской Федерации). Семейно-правовая ответственность выражена прежде всего в форме лишения родителей родительских прав, если они уклоняются от выполнения своих обязанностей либо злоупотребляют родительскими правами. В случае исполнения родительской обязанности по обеспечению информационной безопасности ребенка уклонение характеризуется отстранением от контроля за потреблением ребенком информационной продукции, непринятием мер по ограждению от проникновения вредной информации в его сознание, самоустранением от заботы о его психическом и нравственном развитии. Нерадивое, формальное и неполное исполнение родительских обязанностей, использование родительских прав, выраженных в реализации властных полномочий родителя, в ущерб интересам детей (Постановление Пленума ВС РФ от 27 мая 1998 г. N 10), - например, совместный просмотр кинофильмов, запрещенных для детей, должны пониматься как злоупотребление родительскими правами. При этом для несения семейно-правовой ответственности в виде лишения родительских прав не имеет значения, повлекло ли уклонение наступление каких-либо вредных последствий или нет. Главным критерием злоупотребления родительскими правами признается интерес несовершеннолетнего <5>. А интересы ребенка, которые В.Н. Леженин считает нормой и пределом воспитательных действий родителей, включают в числе прочего сохранность здоровья, физическое, психическое, духовное и нравственное здоровье ребенка, то есть информационную безопасность. Злоупотребление, "употребление во зло", родительскими правами усугубляется беспомощным состоянием и прямой зависимостью ребенка от родителя.

<5> См.: Громоздина М.В. Осуществление родительских прав при раздельном проживании родителей по законодательству Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М.: Институт государства и права РАН, 2010. С. 5.

Основания для привлечения родителей к административной ответственности за неисполнение ими обязанностей по содержанию и воспитанию детей, предусмотренной ст. 5.35 КоАП РФ, могут быть применимы и в случае действий или бездействия родителей или лиц, их заменяющих, выраженных в неисполнении или ненадлежащем исполнении ими обязанностей по обеспечению информационной безопасности детей в форме недостаточной заботы об их здоровье и развитии при потреблении информационной продукции, допуска к потреблению информационной продукции, не соответствующей их возрасту.

Пренебрежение заботой о собственных детях, выраженное в форме попустительства нахождению малолетнего ребенка в месте распространения или демонстрации информационной продукции, способной причинить вред в связи с содержащимися в ней запрещенными для детей элементами, можно квалифицировать как оставление ребенка в опасности, то есть заведомое оставление ребенка в опасном для здоровья состоянии, лишенным возможности принять меры к самосохранению в связи с малолетством, либо создание ситуации, подвергающей опасности здоровье ребенка, при том что родитель не только имел возможность, но и обязан был заботиться о его безопасности.

В настоящее время отдельными региональными нормативными актами установлена административная ответственность, касающаяся предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию. Однако субъектами такого рода ответственности зачастую выступают участники предпринимательской деятельности, реализующие товары и услуги, способные причинить вред ребенку. Так, в ряде субъектов РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных требований к обеспечению мер по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию детей. Несоблюдение этих требований, согласно соответствующим региональным законам, выражено в форме допущения пребывания детей на объектах, предназначенных для оказания услуг и реализации товаров, пользование которыми и потребление которых может причинить вред детям (пивные рестораны, бары, рюмочные, места реализации товаров сексуального характера и т.п.), а также в форме допущения нахождения детей в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей или попустительства родителями, лицами, их заменяющими, на которых лежит обязанность воспитания и контроля за поведением ребенка, нахождению несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет на улице или в другом общественном месте, в том числе в игорных заведениях, в ночное время без сопровождения родителей (Закон Санкт-Петербурга от 24.02.2009 N 8-14). В данном случае субъектами административной ответственности выступают, помимо граждан и юридических лиц, также и родители, наказание для которых предусмотрено в виде штрафа в размере от пятисот до тысячи рублей.

Таким образом, действующими нормативными актами предусматривается административная ответственность родителей как лиц, несущих конституционную обязанность заботиться о благополучии своих детей, в частности, за недостаточный контроль за нахождением своих детей и их поведением в определенном месте. Нахождение в определенном месте ребенка, способное причинить ему вред, включает и приобщение к информации, запрещенной для него в силу возраста, а потому требует особого внимания и бдительности родителей, а следовательно, установления административной ответственности вследствие отсутствия такого внимания и контроля.

Недостаточность регулирования общественных отношений по всестороннему обеспечению защиты детей от вредной информации, вызванная отсутствием в федеральном законодательстве норм, устанавливающих юридическую ответственность родителей, в первую очередь обязанных лиц, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению информационной безопасности своих детей, требует дополнения и изменения существующего законодательства. Например, считаем необходимым установление административной ответственности родителей (законных представителей) за присутствие детей при воспроизведении аудиовизуальной продукции либо демонстрации информационной продукции посредством зрелищного мероприятия, возраст которых не соответствует возрастной категории, для которой предназначена такая информационная продукция, путем внесения дополнения в ст. 6.17 КоАП РФ. Также полагаем целесообразным рассмотрение вопроса о расширении действия ст. 5.35 КоАП РФ, а также признание действий (бездействия) родителей, допускающих ситуации информационной опасности для детей, уклонением от исполнения родительских обязанностей, а в некоторых случаях - злоупотреблением родительскими правами, а следовательно, основанием применения семейно-правовой ответственности.

Забота о всесторонней безопасности детей, их здоровье, психическом и нравственном развитии должна распределяться соразмерно степени и виду социального влияния на развитие ребенка. Это общая задача государства, общества и, главным образом, родителей, имеющих приоритет в воспитании своих детей.