Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

О реализации права на информационную безопасность несовершеннолетних (на примере Пермского края).

Обновлено 13.01.2023 06:14

 

Обсудим защиту интересов личности несовершеннолетнего в информационной сфере. Проанализировано понятие безопасности, в том числе понятие информационной безопасности несовершеннолетних. Автор указывает на возникновение новых угроз со стороны всемирной сети Интернет. При этом с опорой на проведенное социологическое исследование среди учащихся образовательных учреждений Пермского края сделаны выводы о том, что Интернет стал не только основным источником общения, но и фактором социализации молодежи. Основная часть респондентов отметила, что они проводят в Интернете в среднем более трех часов, при этом в основном просматривая видеосюжеты со сценами насилия, жестокости, террористических актов, массовых беспорядков, порнографии. Право на защиту от информационных угроз содержится в ряде международно-правовых актов, таких как Конвенция о правах ребенка, Директива Европейского парламента и Совета Европейского союза 2010/13/ЕС от 10 марта 2010 г. "О координации некоторых законодательных, регламентарных и административных положений, действующих в государствах - членах ЕС, относительно оказания аудиовизуальных медиауслуг"; Рекомендация Комитета министров государствам - членам Совета Европы по расширению возможностей детей в новой информационно-коммуникационной среде от 27 сентября 2006 г. N 12, других нормативных актах; в ряде российских Федеральных законов: "О противодействии экстремистской деятельности" от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ и "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ.

Используем метод интервьюирования, посчитала, что Интернет очевидно может быть также и источником информации, при этом востребованными являются специальные сайты, специальные страницы в Интернете, социальные сети, самостоятельное изучение. Положительным примером организации досуговой занятости молодежи является политика, проводимая правительством Пермского края. Автор приходит к выводу о необходимости создания государственной системы информационной безопасности, которая должна включать в себя систему органов законодательной, исполнительной (в том числе пенитенциарной) и судебной властей, государственных, общественных и иных организаций и объединений и граждан, решающих вопросы обеспечения безопасности, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Национальная стратегия действий государства в интересах детей на 2012 - 2017 гг., утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761, определила, что "обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России" [6]. Более того, в данной Национальной стратегии было отмечено нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей. Речь в первую очередь идет об информации, поступающей бесконтрольно из всемирной сети Интернет [10].

Очевидно, что одним из основных направлений работы для обеспечения безопасности личности несовершеннолетнего должна стать защита интересов этой личности в информационной сфере [11]. Несомненно, это обусловлено возрастными психологическими и физиологическими особенностями формирующейся личности, а также тем, что несовершеннолетний в наибольшей степени подвержен негативному воздействию информации, наносящей вред его здоровью и нравственному развитию [12].

Особой следует назвать проблему влияния Интернета на формирование суицидальных склонностей у детей и подростков. Сегодня по общему числу суицидов Российская Федерация находится на шестом (после Литвы, Кореи, Казахстана, Беларуси и Японии) месте в мире. Однако Россия занимает первое место в Европе и одно из первых мест в мире по количеству самоубийств, совершаемых подростками 15 - 19 лет. В среднем в стране ежегодно по собственной воле умирают более двухсот детей и полутора тысяч подростков. Так, например, в июне 2013 г. в Пермском крае покончила жизнь самоубийством несовершеннолетняя девочка, проводившая много времени на страницах сайта, изобилующего призывами к вечному блаженству.

Анализ результатов социологического исследования, проведенного в г. Перми и Пермском крае, в ходе которого было опрошено 1034 человека, позволил сформулировать ряд определенных выводов. Приведем их.

Интернет стал не только основным источником общения, но и фактором социализации молодежи, то есть информация, полученная в глобальном пространстве, оказывает воздействие на формирование нормативной модели поведения молодежи [16]. Так, 57% респондентов отметили, что проводят в Интернете в среднем более трех часов, и лишь 29,5% указали, что родители ограничивают время пользования ими компьютером и Интернетом.

Из всех респондентов 61,8% указали (ответили "да" или "иногда"), что просматривают видеоролики в Интернете со сценами насилия, 75,2% - жестокости, 61,2% - террористических актов, 79,7% - массовых беспорядков, 46,8% - порнографии. При просмотре таких видеороликов испытывают отвращение 66,7%, страх - 35,6% респондентов. Настораживает, что треть (35,6%) опрашиваемых считают такие ролики интересными, а единицы - даже наслаждаются ими. Молодежь бессознательно перенимает образцы противоправного поведения, соответственно ведет себя и в повседневной жизни. Происходит передача определенного эмоционального заряда, который усиливается путем многократного отражения сцен противоправного поведения по обычной цепной реакции, то есть происходит так называемая реакция заражения.

Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а также их человеческого достоинства во всех аудиовизуальных и электронных СМИ - требование международного права [14]. Такие требования представлены, например, в ст. 17 Конвенции о правах ребенка 1989 г., заключенной в г. Нью-Йорке 20 ноября 1989 г. В частности, в ней прописано: "Государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к такой информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка" [1]. Также в этой связи можно упомянуть Директиву Европейского парламента и Совета Европейского союза 2010/13/ЕС от 10 марта 2010 г. "О координации некоторых законодательных, регламентарных и административных положений, действующих в государствах - членах ЕС, относительно оказания аудиовизуальных медиауслуг" [2]; Рекомендацию Комитета министров государствам - членам Совета Европы по расширению возможностей детей в новой информационно-коммуникационной среде от 27 сентября 2006 г. N 12, другие нормативные акты.

Международные стандарты в области информационной безопасности детей нашли отражение и в российском законодательстве: в Федеральных законах "О противодействии экстремистской деятельности" от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ [4] и "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ.

Изменения в ряд законодательных актов по вопросу контроля над Всемирной сетью внес Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ [8]. Однако механизм этого контроля до настоящего времени не отработан.

Вместе с тем увлеченность молодежи Интернетом можно использовать и в целях профилактики правонарушений и, соответственно, обеспечения безопасности несовершеннолетних [13].

Так, наиболее востребованными источниками информации о правах являются специальные сайты (29,1%), специальные страницы в Интернете (24,8%), социальные сети (15,2%). При этом значительная часть (38,2%) респондентов отметили самостоятельные пути изучения информации, каждый десятый (9,1%), например, пользуется тематическими дисками.

Вполне ожидаемым явилось то, что для современной молодежи самыми актуальными источниками являются коммуникационное интернет-пространство и информация на цифровых носителях. Интересны молодежи социальные сети (88%), видео- и музыкальные сайты (42,2%), а также новостные сайты (27,1%). Для правового просвещения молодежи и других социально-демографических групп представляется необходимым использовать данные порталы, открывая в их пространстве тематические страницы, размещая баннеры, используя бегущую информационную строку, создавая тематические группы.

Положительным примером использования социальных сетей является деятельность Уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае, который имеет свою страничку в сети "ВКонтакте". Каждый желающий может на этой странице задать интересующий его вопрос, получить необходимую информацию, заявить о его нарушенных правах.

Также посредством Интернета (например, через так называемые всплывающие окна с информацией о необходимости ведения контроля нахождения детей в социальных сетях) необходимо заниматься просвещением и родительской аудитории [15].

Также приведем и молодежную политику в Пермском крае, направленную на формирование патриотизма. Так, в Пермском крае в общественных формированиях состоят более одной тысячи двухсот подростков в возрасте от 10 до 17 лет. Они занимаются в клубах юных правоведов, юных инспекторов движения, отрядах кадетов, принимают активное участие в организации и проведении досуговых мероприятий, обеспечивают охрану общественного порядка, безопасность учащихся при проведении туристических слетов, проводят волонтерскую работу.

Отметим, что имеется положительный опыт привлечения к работе по правовому просвещению населения образовательных учреждений и органов внутренних дел. Так, в школе-интернате N 1 Орджоникидзевского района г. Перми создан отряд правоохранительной направленности "Русичи". Престиж отряда поддерживается использованием инновационных методов и нетрадиционных форм в работе, привлечением к совместной деятельности сотрудников органов внутренних дел и Пермской краевой организации Общественно-государственного объединения Всероссийского физкультурно-спортивного общества "Динамо". Задачами отряда являются правовое просвещение подростков, привитие им норм законопослушного поведения, включение каждого из них в обучающие, спортивные, творческие и волонтерские виды деятельности.

Правовому просвещению в Пермском крае способствует и работа военно-патриотических клубов, на базе которых осуществляется военно-спортивная подготовка школьных команд к участию в различных соревнованиях, проводимых департаментом образования, другими ведомствами и общественными организациями. Основными задачами таких клубов являются физическое развитие подростков, приобщение их к разным видам спорта, освоение ими правовых способов разрешения конфликтных ситуаций. Стало уже традицией в летний период организовывать профильные смены, во время работы которых изучаются и вопросы безопасности.

Молодежная политика, проводимая в Пермском крае, способствует воспитанию у несовершеннолетних культуры информационной безопасности, в том числе навыков критического восприятия информации и ее дальнейшего использования.