Проблемы информационной безопасности (защита от информации, распространение которой запрещается).
Рассмотрим аспекты правового регулирования информационной безопасности. Раскрываются основные проблемы, возникающие в сфере защиты от информации. Даются основные определения, касающиеся темы статьи. Изучаются некоторые противоречивые моменты, связанные с имеющимися нормами российского законодательства, посвященными защите от информации.
Современный этап жизни российского общества, связанный с глобализацией информационного пространства, создает новые проблемы для развития личности, общества и государства. В социальном пространстве информация распространяется быстро, преимущественно благодаря техническим возможностям. При этом используемая информация часто носит противоречивый, агрессивный и негативный характер и, как следствие, воздействует на социальные, нравственные и психологические составляющие общественной жизни. Деструктивные изменения духовной сферы общества проявляются в форме искажения нравственных норм и критериев, а также в неадекватных социальных стереотипах и установках, ложных ориентациях и ценностях. В связи с этим целесообразно говорить о проблеме информационной безопасности.
Для более точного научного поиска рассмотрим существующие правовые определения, касающиеся темы статьи.
Информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления [2].
Согласно ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", информация как объект правовых отношений в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа), а в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: 1) информацию, свободно распространяемую; 2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; 4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается [2].
Распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц [2].
Информационная безопасность есть защита конфиденциальности, целостности и доступности информации. В свою очередь под конфиденциальностью понимается обеспечение доступа к информации только авторизованным пользователям, целостность представляется как обеспечение достоверности и полноты информации и методов ее обработки, а доступность - как обеспечение доступа к информации и связанным с ней активам авторизованных пользователей по мере необходимости [4].
В большинстве нормативных правовых актов информационная безопасность представляется как защита информации, но начиная с 2010 г. законодатель предусмотрел защиту от информации.
Информационная безопасность детей - состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию [3].
Информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, - информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" [3].
При этом под информационной продукцией понимается предназначенная для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, и информация, размещаемая в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет) и сетях подвижной радиотелефонной связи.
Но и ранее косвенно законодатель предусматривал особые правовые условия защиты от информации.
Например, в Уголовном кодексе Российской Федерации имеются статьи, касающиеся вопросов защиты от информации. В частности, ст. 128.1 "Клевета"; ст. 148 "Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий"; ст. 205.2 "Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма"; ст. 205.4 "Организация террористического сообщества и участие в нем"; ст. 207 "Заведомо ложное сообщение об акте терроризма"; ст. 242 "Незаконные изготовление и оборот порнографических материалов или предметов"; ст. 242.1 "Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних"; ст. 280 "Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности"; ст. 297 "Неуважение к суду"; ст. 298.1 "Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава"; ст. 319 "Оскорбление представителя власти" и ст. 336 "Оскорбление военнослужащего" [5].
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях имеются нормы, предусмотренные статьями: ст. 5.26 "Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях"; ст. 5.61 "Оскорбление"; ст. 6.13 "Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры"; ст. 6.21 "Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних"; ст. 14.3.1 "Спонсорство табака, стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака либо реклама табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей"; ст. 20.1 "Мелкое хулиганство"; ст. 20.3 "Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами"; ст. 20.20 "Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах" и ст. 20.21 "Появление в общественных местах в состоянии опьянения" [6].
В Федеральном законе от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" предусмотрена защита несовершеннолетних в рекламе (ст. 6) в виде запрещенной информации: 1) дискредитирующей родителей и воспитателей, подрывающей доверие к ним у несовершеннолетних; 2) побуждающей несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар; 3) создающей у несовершеннолетних искаженное представление о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка; 4) создающей у несовершеннолетних впечатление о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками; 5) формирующей комплекс неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром; 6) показывающей несовершеннолетних в опасных ситуациях, включая ситуации, побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью; 7) преуменьшающей уровень необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен; 8) формирующей у несовершеннолетних комплекс неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью [7].
Обобщенно различные виды запрещенной информации указаны в составленной нами таблице. В ней представлены способы (средства) распространения запрещенной информации, предусмотренные нормативными правовыми актами, и объекты, на которые она воздействует (см. табл. 1).
Таблица 1.
Информация, распространение которой в Российской Федерации запрещается.
Информация |
Способы (средства) распространения |
Объекты защиты |
Конституция Российской Федерации |
||
Возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду (ст. 29) |
Пропаганда Агитация |
Все граждане |
О социальном, расовом, национальном, религиозном или языковом превосходстве (ст. 29) |
Пропаганда |
|
Уголовный кодекс Российской Федерации |
||
Клевета, т.е. распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию (ст. 128.1) |
Публичное выступление Публично демонстрирующееся произведение Средства массовой информации |
Все граждане |
Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих (ст. 148) |
Любые |
Верующие |
Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205.2) |
Все граждане |
|
Пропаганда, оправдание и поддержка терроризма (ст. 205.4) |
||
Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий (ст. 207) |
||
Порнографические материалы или предметы (ст. 242) |
Публичная демонстрация Рекламирование Распространение |
|
Материалы или предметы с порнографическими изображениями несовершеннолетних (ст. 242.1) |
Публичная демонстрация Рекламирование |
|
Осуществление экстремистской деятельности (ст. 280) |
Публичные призывы с использованием средств массовой информации |
|
Оскорбление судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия (ст. 297) |
Любые |
|
Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, в связи с рассмотрением дел или материалов в суде (ст. 298.1) |
|
Судья, присяжный заседатель, иное лицо, участвующее в отправлении правосудия |
Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением (ст. 319) |
|
Представитель власти |
Оскорбление одним военнослужащим другого во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы (ст. 336) |
|
Военнослужащий |
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях |
||
Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение (ст. 5.26) |
Публичное действие |
Все граждане |
Оскорбление (ст. 5.61) |
Публичное выступление Публично демонстрирующееся произведение Средства массовой информации |
|
Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст. 6.13) |
Любые |
|
Демонстрация табачных изделий или процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах либо публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю или любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла (ст. 14.3.1) |
Демонстрация |
|
Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам (ст. 20.1) |
Демонстрация в общественных местах |
|
Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций (ст. 20.3) |
Любые |
|
Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.20) |
||
Появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21) |
Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах |
|
Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних (ст. 6.21) |
Любые |
Несовершеннолетние |
Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" |
||
Содержащая публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающие терроризм (ст. 4) |
Средства массовой информации |
Все граждане |
Экстремистские материалы (ст. 4) |
||
Материалы, пропагандирующие порнографию (ст. 4) |
||
Материалы, пропагандирующие культ насилия и жестокости (ст. 4) |
||
Материалы, содержащие нецензурную брань (ст. 4) |
||
Скрытые вставки и иные технические приемы и способы распространения информации, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье (ст. 4) |
Радио-, теле-, видео-, кинопрограммы Документальные и художественные фильмы Информационные компьютерные файлы и программы обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации |
|
Сведения о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ст. 4) |
Средства массовой информации Информационно-телекоммуникационные сети |
|
Пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров (ст. 4) |
|
|
Иная информация, распространение которой запрещено федеральными законами (ст. 4) |
||
Информация о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 - 3 части четвертой ст. 41 настоящего Закона (ст. 4) |
||
Сведения о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения такой операции, если их распространение может препятствовать проведению контртеррористической операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей (ст. 4) |
При освещении контртеррористической операции запрещается распространение в средствах массовой информации |
|
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (в ред. от 28.07.2012) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" |
||
Материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлениями о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера (ст. 15.1) |
Посредством сети Интернет |
Все граждане |
Информация о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений (ст. 15.1) |
||
Информация о способах совершения самоубийства, а также содержащая призывы к совершению самоубийства (ст. 15.1) |
||
Информация о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами (ст. 15.1) |
||
Содержащая призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка (ст. 15.3) |
||
Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" |
||
Побуждающая к совершению противоправных действий (ст. 5) |
Реклама |
Все граждане |
Призывающая к насилию и жестокости (ст. 5) |
|
|
Имеющая сходство с дорожными знаками или иным образом угрожающая безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта (ст. 5) |
|
|
Формирующая негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждение таких лиц (ст. 5) |
|
|
Информация порнографического характера (ст. 5) |
|
|
Использующая иностранные слова и выражения, которые могут привести к искажению смысла информации (ст. 5) |
|
|
Указывающая на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами (ст. 5) |
|
|
Демонстрирующая процессы курения и потребления алкогольной продукции (ст. 5) |
|
|
Использующая образы медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников (ст. 5) |
|
|
Указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека (ст. 5) |
|
|
Указывающая на лечебные свойства, т.е. положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий (ст. 5) |
|
|
Использующая бранные слова (ст. 5) |
|
|
Непристойные и оскорбительные образы (ст. 5) |
|
|
Сравнения и выражения, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия (ст. 5) |
|
|
Реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации (ст. 7) |
|
|
Реклама наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст. 7) |
|
|
Реклама взрывчатых веществ и материалов, за исключением пиротехнических изделий (ст. 7) |
|
|
Реклама органов и (или) тканей человека в качестве объектов купли-продажи (ст. 7) |
|
|
Реклама товаров, подлежащих государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации (ст. 7) |
|
|
Реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия (ст. 7) |
|
|
Реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений (ст. 7) |
|
|
Реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок (ст. 7) |
|
|
Реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности (ст. 7) |
|
|
Дискредитирующая родителей и воспитателей, подрывающая доверие к ним у несовершеннолетних (ст. 6) |
Реклама |
Несовершеннолетние |
Побуждающая несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар (ст. 6) |
||
Создающая у несовершеннолетних искаженное представление о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка (ст. 6) |
||
Создающая у несовершеннолетних впечатление о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками (ст. 6) |
||
Формирующая комплекс неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром (ст. 6) |
||
Показывающая несовершеннолетних в опасных ситуациях, включая ситуации, побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью (ст. 6) |
||
Преуменьшающая уровень необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен (ст. 6) |
||
Формирующая у несовершеннолетних комплекс неполноценности, связанной с их внешней непривлекательностью (ст. 6) |
||
Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" |
||
Побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству (ст. 5) |
Любые (в том числе посредством информационной продукции для детей) |
Несовершеннолетние |
Способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством (ст. 5) |
||
Обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ст. 5) |
||
Отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи (ст. 5) |
||
Оправдывающая противоправное поведение (ст. 5) |
||
Содержащая нецензурную брань (ст. 5) |
||
Содержащая информацию порнографического характера (ст. 5) |
||
О несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего (ст. 5) |
Изучив требования нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся защиты от информации, можно выделить основные проблемные ситуации в этой сфере и наметить пути их решения:
1. В настоящее время отсутствует законодательно закрепленное определение понятия защиты от информации, что, несомненно, сказывается на правоприменительной практике защиты субъектов информационной безопасности. В качестве варианта можно предложить следующее определение:
Защита от информации - это деятельность, предусматривающая комплекс правовых, организационных и (или) технических мер, в результате которой минимизирован риск, связанный с причинением информацией вреда личности, обществу и государству.
2. Правовые меры регулирования защиты от информации, представленные в российском законодательстве, достаточно разрозненны. Сегодня можно наблюдать отдельные статьи или нормы, касающиеся защиты прав личности или несовершеннолетних в информационной сфере. Даже в "главном" документе, регулирующем информационную безопасность Российской Федерации [9], при перечислении интересов личности в информационной сфере ("в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития; в защите информации, обеспечивающей личную безопасность") отсутствует защита личности от информации.
В качестве разрешения данной проблемной ситуации можно предложить внести изменения, закрепив понятие защиты от информации в текстах Доктрины информационной безопасности Российской Федерации и Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также ряда других нормативных правовых актов, касающихся изучаемой проблемы.
3. Организационные и (или) технические меры в данной сфере должны способствовать информационной безопасности. В настоящее время законодательно закреплены положения, затрагивающие возможности проведения государственного и общественного контроля, но при этом ряд федеральных органов исполнительной власти не в полной мере участвует в анализе опасного влияния информации. Например, Минобрнауки России практически не принимает участия в анализе информационной продукции, предназначенной для несовершеннолетних.
Предложением может выступить пересмотр круга федеральных органов исполнительной власти, которые занимаются вопросами защиты от информации, на основе методологических принципов рациональности и целесообразности.