Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Обеспечение информационной безопасности детей в сети Интернет.

Обновлено 15.01.2023 05:34

 

Обратимся к проблемам безопасности детей в сети Интернет, вопросам размещения в Интернете, в том числе СМИ, информации, причиняющей вред здоровью и развитию, поднимая вопросы совершенствования действующего законодательства.

Необходимость правового регулирования СМИ обусловлена той ролью, которую приобрели средства массовой информации в современном обществе. Для современного человека СМИ являются одним из основных и наиболее референтных источников информации. Они выступают одновременно сферой досуга и бизнеса, средством ориентации в окружающей действительности и поддержания профессиональной квалификации.

Вполне естественно, что возрастание роли СМИ в современном обществе приводит к расширению государственного вмешательства в эту сферу человеческой деятельности. Создаются и совершенствуются различные способы воздействия на СМИ, расширяется необходимая нормативная база. Многие государства (прежде всего, страны англосаксонской правовой семьи) предпочитают по возможности не создавать специальных норм, регламентирующих отношения в сфере СМИ. Юристы этих стран полагают, что производство и распространение средств массовой информации должно регламентироваться общими нормами, определяющими правовой статус граждан и организаций. В то же время во многих государствах в настоящее время сформировались особые комплексные правовые отрасли и институты, регламентирующие правовой статус средств массовой информации <1>.

<1> Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации / Ред.-сост. А.Г. Рихтер: Научно-практ. комм. проф. М.А. Федотова. М., 1999.

Россия также пошла по пути создания специальных норм, регламентирующих процесс производства и распространения средств массовой информации. И хотя опыт законодательного регулирования в этой сфере у нашей страны не слишком велик, в настоящее время в России уже действует несколько сотен нормативных актов, в той или иной мере регламентирующих правовой статус СМИ; расширяется международно-правовая основа регулирования данной сферы общественных отношений. По мнению целого ряда ученых, сегодня уже можно говорить о формировании новой отрасли права - информационного права, обладающей собственным предметом и методом правового регулирования. Можно констатировать и факт существования института правового регулирования СМИ, в том числе и средств массовой информации, функционирующих в сети Интернет <2>. Изучению правовой природы интернет-СМИ посвящены отдельные исследования <3>.

<2> Чеботарева А.А. Совершенствование форм и методов борьбы с распространением в сети Интернет средствами массовой информации диффамационных материалов: Дис. ... к.ю.н. / Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации. М., 2008.

<3> Чеботарева А.А. Средства массовой информации в сети Интернет: проблемы юридической ответственности. Чита: ЧитГУ, 2009. 129 с.

Информационные и коммуникационные технологии открывают уникальные возможности, вместе с тем все большую актуальность приобретает проблема безопасности ребенка в информационном обществе, отличающемся информационной насыщенностью и интенсивностью, многоканальностью влияний, многообразием транслируемых ценностей.

К примеру, Конвенция ООН о правах ребенка, ратифицированная нашей страной в 1990 г., устанавливает, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту.

Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации", принятый 27 декабря 1991 г., устанавливает гарантии и границы свободы массовой информации в стране, формулирует основные понятия для последующих законодательных актов, регулирующих сферу СМИ, являясь для них базовым. Закон определяет средство массовой информации как "периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмму, кинохроникальную программу, иную форму периодического распространения массовой информации". Главными достижениями Закона о СМИ стали запрет цензуры и создание юридических возможностей для учреждения и регистрации не зависящих от партийно-государственной машины газет, журналов, теле- и радиопрограмм, агентств новостей. Этот Закон определил процедуру создания и прекращения деятельности СМИ, круг прав и обязанностей журналистов, характер взаимоотношений редакций с гражданами и организациями.

Следует отметить, что Закон "О рекламе" особо защищает интересы несовершеннолетних (лиц, не достигших 18 лет) при производстве и распространении рекламы. Нельзя злоупотреблять отсутствием у детей критического восприятия сообщений средств массовой информации, отсутствием у подростков жизненного опыта.

В связи с этим постулатом не допускается использование образов несовершеннолетних в рекламе, не относящейся к товарам для детей. Например, в 1998 г. Антимонопольный комитет запретил использовать образы детей в рекламных роликах марок стирального порошка. Эта норма связана еще и с тем, что реклама оказывает воздействие на человека не только при рациональном способе восприятия, но и при эмоциональном. Реклама с использованием образов несовершеннолетних основывается на эксплуатации человеческих инстинктов, важнейшим из которых является инстинкт продолжения рода и защиты потомства, и поэтому законодатель не разрешает ненадлежащую эксплуатацию инстинктов в целях стимулирования сбыта товаров.

Запрещено размещать информацию в рекламе таким образом, чтобы несовершеннолетние могли оказаться в опасной для жизни и здоровья ситуации (например, показывать школьников в рекламе рюкзака таким образом, чтобы в ней "герой" шел по краю крыши и расхваливал достоинства товара, или внушать несовершеннолетнему, что когда у него есть новые кеды, то в них и по горящему костру не страшно пройти и т.п.) <4>.

<4> Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" // Собрание законодательства РФ. 20.03.2006. N 12. Ст. 1232.

В 2012 г. в России вступил в силу Закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" <5>, который обязывает средства массовой информации маркировать материалы пометками о возрастных ограничениях. Для маркировки разработаны специальные графические символы - до 6 лет (0+), после 6 (6+), после 12 (12+), после 16 (16+) и после 18 лет (18+).

<5> Собрание законодательства РФ. 03.01.2011. N 1. Ст. 48.

Согласно Закону, детям нельзя транслировать материалы, которые побуждают их к насилию (в том числе в отношении животных) и самоубийству, курению, употреблению наркотиков и алкоголя (в том числе пива), бродяжничеству, проституции. Под запретом также находится информация, отрицающая семейные ценности, оправдывающая противоправное поведение, содержащая порнографию и нецензурную брань.

Ограничению среди некоторых возрастных групп детей подлежат материалы с изображением и описанием насилия или антиобщественных действий, половых отношений, вызывающие ужас и панику и содержащие бранные слова, не относящиеся к матерщине. Кроме того, ограничения касаются и времени, когда такая информация может распространяться.

В документе прописано, какой должна быть информация, преподносимая каждой возрастной группе. Так, детям до 6 лет можно показывать эпизоды с физическим или психическим насилием (не сексуальным), но при условии победы добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия <6>.

<6> Федеральный закон РФ от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 30.07.2012. N 31. Ст. 4328.

Нормативно-правовое регулирование СМИ на региональном уровне осуществляется в соответствии с действующими в стране и принятыми в регионе нормативно-правовыми актами. В регионах контроль за соблюдением законодательства, регулирующего СМИ, возложен на региональные структуры Федеральной антимонопольной службы России.

В отношении СМИ действует целый ряд других законодательных актов, составивших ткань российского права о средствах массовой информации. Они охватывают сферы авторского права, проведения предвыборных кампаний, рекламы, государственной тайны и др. Однако процесс законотворчества в области масс-медиа не завершен, в законодательстве остаются незаполненные лакуны, наиболее явными из которых являются регулирование отношений в сети Интернет, а также доступа детей к электронным ресурсам.

Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.

За последние годы в результате значительного повышения обеспеченности компьютерами, пользовательская активность несовершеннолетних резко возросла. При этом несовершеннолетние меньше, чем взрослые, подготовлены к проблемам, с которыми могут столкнуться в сети, и нередко остаются беззащитными перед ними. Именно дети и подростки сегодня менее всего защищены от потока негативной информации в сети.

Даже при неглубоком поиске в сети Интернет легко обнаружить сайты, где положительно оцениваются такие социально опасные явления, как сатанизм, сектантство, расовая и национальная нетерпимость, педофилия, различные виды сексуальных извращений, наркотизм и т.п. Отмечается появление сайтов, принадлежащих организованным преступным группировкам и террористическим организациям, через которые они не только обмениваются информацией, но и пытаются пропагандировать свои идеи и образ жизни. Молодые люди с неустоявшейся психикой при посещении подобных сайтов могут активно воспринять пропагандируемые здесь взгляды и перенести их в свою повседневную жизнь. Сетевые технологии усиливают процесс опосредованного общения людей, участники которого чаще всего имеют поверхностные, неглубокие межличностные отношения. Возникающие здесь контакты часто носят суррогатный, неполноценный характер. Это ведет к сокращению влияния ближайшего окружения на личность подростка как средства социального контроля, нарушению механизмов детерминации позитивного поведения. Более того, возможность анонимного участия в сетевом общении нередко формирует у молодых людей представление о вседозволенности и ненаказуемости любых проявлений в сетевой среде <7>.

<7> Андреев Б.В., Пристанская О.В. и др. Информационные технологии в расследовании преступлений, совершенных с использованием сотовой связи: Научно-методическое пособие. Библиотека прокурора. Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. М., 2009.

Чаще всего несовершеннолетние пользователи попадают на опасные странички случайно. Многочисленные всплывающие окна, неверно истолкованные поисковиком запросы, ссылки в социальных сетях - все это приводит ребенка на сайты небезопасного содержания, связанные с негативным контентом, киберхулиганством, домогательствами, виртуальными контактами с кибермошенниками, наркодилерами, экстремистами, педофилами, сутенерами и порнографами. Значительное большинство подобных преступлений остаются скрытыми от родителей, правоохранительных органов и общества.

Пропаганда наркотиков, насилия и жестокости, суицидального поведения, абортов, самоповреждений может быть весьма опасной для неокрепшей детской психики. Ребенок на веру принимает многие сомнительные идеи, особенно если они грамотно изложены. Например, о том, как лучше покончить с собой или от приема каких таблеток "станет веселее", как без обращения к врачу избавиться от нежеланной беременности и т.д. Этим пользуется немало людей, использующих детей в корыстных и иных личных целях. Согласно Конвенции ООН о правах ребенка такие действия есть не что иное, как криминальная, в том числе коммерческая, эксплуатация ребенка.

Для борьбы с опасным контентом во Всемирной сети путем самоорганизации профессионального сообщества, участников интернет-рынка и рядовых пользователей создаются различные организации. К примеру, в январе 2011 г. при поддержке Минкомсвязи РФ была создана Лига безопасного Интернета - крупнейшая и наиболее авторитетная в России организация.

В Лигу безопасного Интернета входят ведущие телекоммуникационные операторы, IT-компании, интернет-ресурсы и общественные организации.

Участниками Лиги являются все общественные организации, которые так или иначе заняты проблемой безопасного Интернета: Фонд развития Интернета, фонд "Дружественный Рунет", РОЦИТ со своим Центром безопасного Интернета в России. Большая часть разработчиков программных продуктов родительского контроля также присоединилась к Лиге. Попечительский совет Лиги возглавляет министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Игорь Щеголев. Учредитель Лиги безопасного Интернета - Благотворительный фонд Святителя Василия Великого.

Лига занимается проблемами безопасности детей в сети. Среди них - масштабное распространение детской порнографии, всплеск сексуального насилия в отношении несовершеннолетних.

Современные дети нередко с самого раннего возраста вовлечены в коммуникацию в виртуальном пространстве и уже не представляют себе мир без Интернета, где они находят возможности для получения новых знаний и общения.

Однако информация, циркулирующая в сети, не всегда может быть однозначно оценена как способствующая развитию ребенка, становлению его как личности, а родители не всегда знают о способах защиты детей от такого рода информации.

Чтобы обеспечить информационную безопасность детей в Интернете и оградить их от неприемлемого контента, не ограничивая при этом ребенка в доступе к полезной информации, интернет-индустрия по всему миру объединяет усилия, направленные на обеспечение информационной безопасности детей.

Инновационные технологические решения работают в сочетании с разумным государственным регулированием, эффективным правоприменением и реализацией программ по обучению и повышению медиаграмотности пользователей сети.