Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Обеспечение защиты информации налоговыми органами (в рамках налоговых отношений) и негосударственными пенсионными фондами (в рамках договора об обязательном пенсионном страховании): вопросы правового регулирования.

Обновлено 16.01.2023 06:54

 

Расмотрим вопросы правового регулирования налоговой тайны и тайны в сфере обязательного пенсионного страхования, осуществляемого негосударственными пенсионными фондами, даются определения налоговой тайны, профессиональной тайны, дается характеристика гражданско-правового договора об обязательном пенсионном страховании.

В современных условиях развития экономики особую актуальность приобретают вопросы, связанные с обеспечением финансовой безопасности государства в целом и его и налоговой, и пенсионной сфер в частности. Сохранность налоговой тайны, а также тайны в пенсионной сфере, в том числе сфере уплаты обязательных страховых взносов в различные государственные и негосударственные пенсионные фонды, имеет особое значение для эффективного функционирования социально-экономического механизма страны <1>. Практически каждый дееспособный гражданин является налогоплательщиком, а также плательщиком обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ либо негосударственный пенсионный фонд (далее - НПФ), поэтому одной из приоритетных задач государства в этой сфере становится обеспечение правовой безопасности субъектов, участвующих в гражданских и финансовых отношениях. Вопросы защиты конфиденциальных сведений тесно взаимосвязаны с институтами налоговой тайны, а также институтом договора об обязательном пенсионном страховании с негосударственными пенсионными фондами, что также подтверждает их значимость.

<1> Подробнее о видах информации в финансово-правовых отношениях см., напр.: Саттарова А.А. Виды информации в финансово-правовых отношениях // Налоги. 2013. N 4. С. 19 - 24.

Существующее в настоящее время легальное определение налоговой тайны (ст. 102 Налогового кодекса РФ <2>) многими учеными и практиками признается неудачным, так как, в сущности, представляет собой перечень исключений из тех сведений, которые составляют налоговую тайну. В связи с чем до настоящего времени остается открытым вопрос о включении в состав налоговой тайны любых сведений, даже не имеющих никакого отношения к выполнению налогоплательщиком своей обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов.

<2> Часть первая Налогового кодекса РФ от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824; 2013. N 30 (ч. I). Ст. 4081.

Совершенно очевидно, что действующая редакция ст. 102 Налогового кодекса РФ нуждается в уточнениях. Например, таких:

"1. Налоговую тайну составляют любые сведения о налогоплательщике и ином лице, полученные налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда, органом внутренних дел, следственным органом, таможенным органом, иным органом государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами и работниками, а также иными лицами от налогоплательщика либо самостоятельно в установленном настоящим Кодексом порядке.

2. Налоговая тайна является конфиденциальной информацией и не подлежит разглашению, кроме случаев, прямо предусмотренных федеральным законом, либо с согласия самого налогоплательщика.

3. Под разглашением налоговой тайны понимаются любые действия или бездействие вышеуказанных органов и должностных лиц, направленные на получение информации или передачу информации третьим лицам.

4. Запрещается неправомерное использование вышеуказанными органами и должностными лицами налоговой тайны. Использование налоговой тайны неправомерно, если должностное лицо принимает различные решения или осуществляет действия на основе сведений, составляющих налоговую тайну и полученных им при исполнении своих обязанностей с целью извлечения как собственной выгоды, так и выгоды для третьих лиц.

5. Сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа, то есть являются служебной тайной.

6. Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют только те должностные лица и работники, которые прямо предусмотрены перечнем, определяемым Правительством Российской Федерации.

7. Лица, виновные в неправомерном разглашении, использовании или утрате сведений, составляющих налоговую тайну, несут административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации".

Часть 2 ст. 102 Налогового кодекса РФ содержит общий запрет на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, для следующих субъектов - государственных органов, их должностных лиц, специалистов и экспертов. Применительно к действиям органа публичной власти понятие "разглашение" несколько размыто. Было бы правильнее конкретизировать понятие "использование" таким признаком, как "неправомерность". Сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа (п. 3 ст. 102 Налогового кодекса РФ). Наличие множества субъектов в регулируемых данной нормой отношениях свидетельствует о необходимости издания специального подзаконного акта, принимаемого, например, Правительством Российской Федерации. Для того чтобы оптимизировать функционирование правового режима оборота информации с ограниченным доступом, необходимо выработать единые критерии обеспечения ее сохранности всеми субъектами, обязанными это делать. Однако такого правового акта в настоящее время не существует. Сейчас действует ряд ведомственных нормативных актов <3>, которые определяют порядок межведомственного обмена сведениями, составляющими налоговую тайну. Способом решения данной проблемы могло бы стать формирование единого режима защиты конфиденциальных сведений - режима служебной тайны, который должен быть по своей сути упрощенным режимом государственной тайны для таких субъектов, как органы государственной власти и местного самоуправления.

<3> См., напр.: Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 03.03.2003 N БГ-3-28/96 "Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов" // Российская газета. 03.04.2003; Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N АП-3-09/335, Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству N 118 от 22.10.1999 (с изм. от 08.07.2002 N БГ-3-29/347) "О Порядке обмена информацией между Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству, а также их территориальными органами" // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. N 1. 2000; Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 11.01.2012 N 17 "Об утверждении Перечня должностных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. N 17.

Данная мера способствовала бы более полной и всесторонней защите прав участников правоотношений в сфере информационного межведомственного взаимодействия.

При этом самих субъектов налоговой тайны, в целях более четкого регламентирования защищаемых прав в сфере налоговой тайны, можно дифференцировать на следующие группы: доверитель - это физическое лицо, предоставившее сведения другому лицу, а также его правопреемники; держатель - субъект (юридическое или физическое лицо), которому стали известными или были доверены сведения, составляющие налоговую тайну; пользователь - лицо, ставшее обладателем сведений, составляющих налоговую тайну, в связи с выполнением им служебных или профессиональных обязанностей, в случаях и порядке, установленных законом. Саму же налоговую тайну можно определить как ставшую известной в налоговых органах, органах внутренних дел, следственных органах, органах государственных внебюджетных фондов и таможенных органах и их должностным лицам в силу исполнения ими своих должностных обязанностей документированную информацию о налогоплательщике или ином лице, отличающуюся ограниченным доступом в соответствии с федеральным законом с целью защиты прав и законных интересов налогоплательщика и государства.

Вопросы оборота конфиденциальных сведений в сфере налогообложения взаимосвязаны с аналогичными проблемами в пенсионном секторе.

Сфера защиты прав и законных интересов субъектов обязательного пенсионного страхования приобретает все большую актуальность в связи с расширением полномочий у негосударственных пенсионных фондов. Одним из направлений, подлежащих государственной защите в данной сфере, являются отношения, возникающие в связи с предоставлением "частной" информации застрахованными лицами негосударственным пенсионным фондам при заключении договора об обязательном пенсионном страховании.

Ведь, как известно, на основании пп. 2 п. 1 ст. 31 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (с изм. от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ) <4> граждане имеют право отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через Пенсионный фонд Российской Федерации и выбрать негосударственный пенсионный фонд, с которым необходимо будет заключить договор об обязательном пенсионном страховании. В ст. 3 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (с изм. от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ) <5> дается определение договора об обязательном пенсионном страховании, который представляет собой соглашение между фондом и застрахованным лицом в пользу последнего либо в пользу его (т.е. застрахованного лица) правопреемников. В рамках обозначенного договора фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты либо осуществлять выплаты правопреемникам застрахованного лица <6>. Регулирование механизма осуществления НПФ обязательного пенсионного страхования имеет сложную систему применения взаимосвязанных норм различных отраслей права, таких как: гражданского, финансового права, а также права социального обеспечения, - что приводит к выводу об отнесении института договора об обязательном пенсионном страховании к институтам гражданского права как отрасли российского права, входящего в такую его подотрасль, как обязательственное (договорное) право, и к межотраслевым (смешанным) институтам российского законодательства. Анализ правовых норм, посвященных договору об обязательном пенсионном страховании, в Федеральном законе от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", позволяет сделать вывод о том, что данный договор является двухсторонним, реальным, публичным договором.

<4> См.: Собрание законодательства РФ. 2002. N 30, ст. 3028; 2013. N 30 (ч. 1), ст. 4084.

<5> См.: Собрание законодательства РФ. 1998. N 19, ст. 2071; 2013. N 30 (ч. 1), ст. 4084.

<6> Подробнее о договорной деятельности НПФ см.: Покачалова А.С. Гражданско-правовые и иные смежные проблемы договорной деятельности негосударственных пенсионных фондов как субъектов обязательного пенсионного страхования и перспективы их решения // Социальное и пенсионное право. 2013. N 3. С. 53 - 56.

В соответствии со ст. 15 указанного нормативного акта негосударственный пенсионный фонд в установленных законодательством Российской Федерации случаях и порядке вправе получать, обрабатывать и хранить информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных вкладчиков - физических лиц, страхователей - физических лиц, участников, застрахованных лиц, выгодоприобретателей и правопреемников участников и застрахованных лиц. Кроме того, к конфиденциальной информации в данных правоотношениях будут относиться сведения, полученные при обработке сведений, содержащихся в пенсионных счетах негосударственного пенсионного обеспечения, пенсионных счетах накопительной части трудовой пенсии; осуществлении срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты; выплате негосударственной пенсии и накопительной части трудовой пенсии, выплатах (переводе) выкупных сумм и выплатах правопреемникам.

Сохранность данной конфиденциальной информации имеет особое значение для субъектов правоотношений - физических лиц в указанных сферах, так как обеспечивает реализацию их конституционного права на неприкосновенность частной жизни <7>. На данную информацию распространяются все признаки правового режима информации с ограниченным доступом.

<7> Подробнее об этом см.: Смирнов Д.А. Правовые презумпции и принципы налогового права как средства ограничения негативного усмотрения в налоговом правоприменении // Современное право. 2010. N 9. С. 128 - 131; Смирнов Д.А., Лайченкова Н.Н. Принцип равенства налогового бремени как один из основных принципов налогового стимулирования. М.: Налоги, 2007. N 5. С. 11 - 13; Смирнов Д.А. О понятии принципов налогового права // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2009. N 5. С. 50 - 69.

Содержание правового режима информационных ресурсов включает в себя: порядок документирования информации, положения о доступе к информационным ресурсам в зависимости от их категорий, принятие мер по охране информации <8>. При этом для самих сотрудников негосударственных пенсионных фондов данная информация будет тайной профессиональной, которая определяется тремя признаками: 1) данная информация получается ее держателем в силу выполнения им своих профессиональных обязанностей; 2) владелец информации (ее законный обладатель) доверяет данную информацию держателю, исполняющему свои профессиональные обязанности, добровольно и по своему выбору; 3) у держателя информации (т.е. у лица, к которому она поступает) возникает обязанность обеспечить ее конфиденциальность, а также охрану и защиту <9>.

<8> См.: Ковалева Н.Н. Информационное право России: учебное пособие. М., 2009. С. 94.

<9> См.: Ковалева Н.Н. Указ. соч. С. 107.

Отнести сведения, предоставляемые гражданами негосударственному пенсионному фонду, к категории тайны профессиональной позволяет то обстоятельство, что сведения, ее составляющие, доверяются сотрудникам указанных учреждений именно в силу выполнения ими своих профессиональных обязанностей, не связанных, как правило, с государственной или муниципальной службой. Хотелось бы остановиться также на проблеме соотношения рассматриваемых конфиденциальных сведений с таким видом информации с ограниченным доступом, как персональные данные.

Персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных). К таким данным, в частности, относятся фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы и т.д. <10>. Определение не связывает персональные данные с режимом ограниченного доступа, но, по сути, большая часть персональных данных может находиться в различных режимах конфиденциальности (врачебная, банковская тайна, тайна страхования, тайна усыновления и др.). Д.А. Ястребов пишет, обращаясь к соотношению банковской тайны и персональных данных в деятельности кредитных учреждений, что персональные данные являются тайной "первичной", а банковская тайна - "вторичной"; режим банковской тайны не совпадает с режимом персональных данных даже в отношении банковской информации, касающейся физических лиц <11>. По аналогии и в нашем случае можно считать персональные данные тайной первичной, а профессиональную тайну сотрудников негосударственных пенсионных фондов - тайной вторичной.

<10> См. ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (с изм. от 23 июля 2013 г. N 205-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2006. N 31, ч. 1, ст. 3451; 2013. N 30, ч. I, ст. 4038.

<11> См.: Ястребов Д.А. Соотношение банковской тайны и персональных данных // Регламентация банковских операций. Документы и комментарии. 2007. N 2. С. 74.

Существует еще и так называемая "внешняя" сторона проблемы, т.е. взаимоотношения негосударственного пенсионного фонда в информационной сфере с судебными, следственными, налоговыми органами, Банком России. Мнение законодателя на этот счет выражено достаточно ясно: "Фонд не вправе передавать информацию, в отношении которой в соответствии с федеральными законами установлена обязанность соблюдать ее конфиденциальность, третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Указанная информация может быть передана правопреемникам участников и застрахованных лиц, а также в установленных законодательством Российской Федерации случаях по требованию следственных, судебных, налоговых органов, Банка России" <12>. И в данных государственных органах на эти сведения должен быть распространен режим служебной тайны, под которой понимается защищаемая законом конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах или органах местного самоуправления на законных основаниях, в силу исполнения ими служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности самого органа (налоговая тайна, тайна следствия и т.д.).

<12> См.: ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (с изм. от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1998. N 19, ст. 2071; 2013. N 30 (ч. 1), ст. 4084.

В заключение заметим, что в целом институт защиты информации в сфере налоговых и пенсионных отношений, а также конкретно в сфере налоговой тайны и тайны в сфере отношений по обязательному пенсионному страхованию, в том числе и с участием НПФ, - это сложное и многофункциональное явление, включающее нормы как конституционного права, так и нормы гражданского, финансового, административного, информационного и других отраслей права. Поэтому указанные проблемы требуют комплексного подхода к их изучению и анализу.