Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Вопросы информационного обеспечения транспортной безопасности в условиях современности.

Обновлено 20.01.2023 18:18

 

Рассмотрим общие вопросы обеспечения транспортной безопасности. Затронута проблема обеспечения информационной безопасности объектов транспортной инфраструктуры как одна из основных проблем современной России, причем не только внутри страны, но и в масштабах мирового сообщества. Обращено внимание на необходимость внедрения Единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности.

Интересы национальной безопасности определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства, в том числе в области транспорта и транспортной безопасности. Известно, что транспорт представляет собой важнейший элемент инфраструктуры любого современного государства. Зачастую его называют "кровеносной системой страны". Транспорт, наряду с иными инфраструктурными отраслями, обеспечивает основные условия жизнедеятельности общества, выступая в качестве важнейшего инструмента достижения экономических, социальных и внешнеполитических целей любого государства. Следует заметить, что внешнеполитический аспект транспортной отрасли является особенно существенным в условиях современного процесса глобализации, при котором до предела обостряется межгосударственная конкуренция в экономической сфере, в том числе в области транспорта.

Транспортная безопасность - это постоянный процесс, включающий в себя не только состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в транспортном комплексе, но и свойство сохранять такое состояние, а также непрерывный мониторинг, оценка степени уязвимости транспортного комплекса, осуществление упреждающих мероприятий, адекватных внешним и внутренним вызовам и угрозам.

Следует отметить тот факт, что надежное обеспечение транспортной безопасности стало сегодня для многих стран мира одной из самых актуальных задач. Это обусловлено рядом факторов:

- терроризмом и диверсиями на транспорте;

- активизацией национальных и транснациональных форм организованной преступности, специализирующихся на незаконных внешнеэкономических операциях, контрабанде, нелегальной миграции, использующих транспортные артерии в своих преступных целях;

- тесным переплетением терроризма с международным наркобизнесом;

- непрерывным ростом иных форм неправомерного вмешательства в функционирование транспортного комплекса, что приводит и к авариям, и дестабилизации его работы. Указанные процессы часто сопровождаются у нас и в ряде других стран усилением общей криминогенной обстановки на транспорте, тенденциями сращивания государственных и криминальных структур в транспортной сфере, недостаточно эффективными действиями правоохранительных органов;

- нарастанием на российском транспорте числа аварий и других чрезвычайных ситуаций, обусловленных не только нарушением правил эксплуатации технических систем, но и физическим состоянием самих этих систем - высокой степенью износа и их техническим несовершенством.

Понятие "транспортная безопасность" охватывает не один, а целый ряд видов безопасности, среди которых:

- безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда;

- безопасность перевозки грузов, багажа;

- безопасность функционирования и эксплуатации объектов и средств транспорта;

- экономическая (в том числе внешнеэкономическая) безопасность;

- экологическая безопасность;

- информационная безопасность;

- пожарная безопасность;

- санитарная безопасность;

- химическая, бактериологическая, ядерная и радиационная безопасность;

- мобилизационная готовность отраслей транспортного комплекса.

Вопросы обеспечения информационной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в последние несколько лет находятся на первом месте во всех процессах жизнедеятельности транспортной отрасли. Особенную роль безопасность на транспорте стала играть в связи с взаимной интеграцией российского и западного рынков и в условиях конкурентной борьбы.

Интенсификация транспортных процессов ставит новые задачи, решение которых необходимо повсеместно сопровождать современным технологическим ростом, это все, как следствие, порождает новые угрозы и необходимость формирования обновленной основы для их предотвращения.

В настоящее время совершенно очевидно, что определяющей чертой современной действительности стала информатизация всех сфер практической деятельности, представляющая собой сложный, комплексный процесс формирования и совершенствования нового постиндустриального общества, в котором информационные ресурсы рассматриваются на одном уровне с важнейшими ресурсами государства - природными, трудовыми, финансовыми и другими. Информация в таком обществе выступает в качестве определяющего средства общения и принятия решений. Политика обеспечения транспортной безопасности должна базироваться на соответствующей информации. Основой эффективности обеспечения транспортной безопасности должны стать надежная и достоверная информация, а также осознание реального положения дел в области международной преступности и терроризма, учет рисков, связанных с безопасностью транспортного комплекса. Использование информационных систем обеспечения транспортной безопасности способствует слаженному и четкому взаимодействию всех органов власти, к компетенции которых отнесены вопросы обеспечения транспортной безопасности, своевременный обмен информацией между всеми заинтересованными субъектами, имеющими доступ к данной информации.

В целях современного осуществления мер по предотвращению кризисных ситуаций при транспортной деятельности для согласованной работы между федеральными органами власти и хозяйствующими субъектами должен быть создан Единый информационный банк данных о пассажирах и грузоотправителях, находящихся в собственности Российской Федерации. Единый информационный банк формируется и поддерживается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Доступ к информационным ресурсам в банке данных должен быть разграничен по категориям пользователей, а круг самих пользователей ограничен.

Банк данных может включать информацию, предоставленную органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, также информацию, предоставленную Российской Федерации в рамках международного сотрудничества по вопросам обеспечения транспортной безопасности. Информация, предоставленная органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и полученная в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности, должна быть использована исключительно в соответствии с задачами оперативно-розыскной деятельности. Информация, предоставленная Российской Федерации в рамках международного сотрудничества по вопросам обеспечения транспортной безопасности, должна использоваться в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации и законодательства Российской Федерации.

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации должен вести сотрудничество с компетентными органами иностранных государств на стадиях сбора и обмена информации, касающейся обеспечения транспортной безопасности.

На основании информации, содержащейся в банке данных, может формироваться транспортный паспорт пассажира и грузоотправителя, который в определенных случаях может служить основанием для снижения требований к процедуре досмотра.

Порядок формирования, использования и защиты информационных ресурсов банка данных, в том числе в части формирования транспортного паспорта пассажира и грузоотправителя, должно устанавливать Правительство РФ (см. рис. 2).

Для осуществления совместных с правоохранительными органами мер по предотвращению актов незаконного вмешательства в деятельность транспортных систем в рамках Федеральной целевой программы "Электронная Россия" планируется создать единую государственную информационную систему обеспечения транспортной безопасности. В Российской Федерации планируется также создание современных информационно-аналитических систем наблюдения и контроля за выполнением установленных нормативов безопасности городского общественного транспорта.

Такие системы могут быть созданы в результате внедрения новых информационных технологий, основанных на использовании последних достижений спутниковой навигации и радиосвязи, электронной картографии и компьютерных программных технологий.

Однако наиболее значимым является внедрение Единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ). Применение данной системы направлено на автоматизацию процесса обеспечения транспортной безопасности с использованием возможностей техники и информационных технологией, создание базы данных по управлению процессом обеспечения транспортной безопасности с учетом экономических, правовых, политических и иных мер обеспечения данного вида безопасности применительно к видам угроз объектам транспортного комплекса и их уровню безопасности.

ЕГИС ОТБ предназначена для информационного обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации установленных государством правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Информационная система состоит в том числе из автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале транспортных. Такие базы формируются при осуществлении следующих видов перевозок:

- внутренние и международные воздушные перевозки;

- железнодорожные перевозки в дальнем следовании;

- перевозки морским, внутренним водным транспортом в международном сообщении и в сообщении между портами, расположенными на территориях разных субъектов Российской Федерации, за исключением перевозок между городом федерального значения Москвой и Московской областью, между городом федерального значения Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, а также между городом федерального значения Севастополем и Республикой Крым;

- перевозки автомобильном транспортом, в том числе по заказу, в международном сообщении и в междугородном сообщении между населенными пунктами, расположенными на территориях разных субъектов Российской Федерации, за исключением перевозок между городом федерального значения Москвой и Московской областью, между городом федерального значения Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, а также между городом федерального значения Севастополем и Республикой Крым.

ЕГИС ОТБ, в том числе ее базовая информационно-телекоммуникационная инфраструктура и автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах, является основой информационного обеспечения Комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте, интегрирующей информационные ресурсы федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения транспортной безопасности в единое защищенное закрытое информационное пространство.

ЕГИС ОТБ обеспечивает взаимодействие с информационными системами федеральных органов исполнительной власти в интересах выполнения своих функций (ФСБ России и МВД России).

ГИС ОТБ - одна из самых дорогостоящих информационных систем в России - в 2015 г. ее эксплуатация, согласно плану информатизации Минтранса, стоила 592 млн рублей, а в 2016 г. - 662 млн рублей. Еще 168 млн рублей министерство запланировало вложить в ее развитие.

Основная цель создания ЕГИС ОТБ - сбор, накопление и обработка с использованием современных информационно-коммуникационных технологий информации в интересах:

- информационной поддержки деятельности должностных лиц Министерства транспорта Российской Федерации, подведомственных ему федеральных агентств и службы, принимающих решения по вопросам транспортной безопасности;

- информационного обеспечения деятельности уполномоченного органа по формированию государственной политики, разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в области транспортной безопасности и нормативно-правовому обеспечению деятельности органов государственной власти и хозяйствующих субъектов в области транспортной безопасности;

- информационного обеспечения текущей деятельности подразделений Минтранса России и подведомственных ему федеральных агентств и службы в области транспортной безопасности;

- информационного обеспечения деятельности уполномоченных Правительством РФ федеральных органов исполнительной власти в области транспортной безопасности в рамках установленной сферы деятельности, в том числе связанной с обработкой персональных данных о пассажирах всех видов транспорта.

При осуществлении контроля за соблюдением режима ограниченного доступа к ЕГИС ОТБ важное значение имеет четкое разграничение сфер деятельности органов власти различных уровней, соблюдение порядка доступа к сведениям, а также разработка и реализация мер по обеспечению информационной безопасности сведений, включенных в систему, предотвращение несанкционированного доступа к охраняемым законом данным. В связи с чем полномочия по ведению учета данных ЕГИС и контроль за соблюдением режима доступа к информации отнесены к компетенции различных ведомств. Так, разработка ЕГИС, ее внедрение и создание баз данных по транспортной безопасности отнесены к ведению Министерства информационных технологий и связи РФ, осуществление контроля отнесено к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере транспорта РФ. Такое разграничение полномочий способствует объективности и независимости контроля за сохранностью конфиденциального режима информации. Указание закона на орган, осуществляющий контроль в данной сфере, не лишает контрольных и надзорных полномочий иные органы власти, наделенные такими возможностями в силу своего правового статуса. Министерство транспорта РФ в данном случае осуществляет специальный контроль.

Общий контроль является сферой деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ в силу статуса этих органов, установленного Конституцией РФ и специальными законами о данных органах власти. В целом общий контроль предполагает проверку соблюдения требований, установленных законодательством РФ в области обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Таким образом, развитие транспортной отрасли экономики и повышение уровня транспортной безопасности, в том числе вопросов, касающихся информационного обеспечения транспортной безопасности, могут быть обеспечены: при условии участия России в разработке общей стратегии развития сети международных транспортных коридоров, проходящих по европейским и азиатским направлениям, в рамках формирования новых транзитных магистралей континентального значения. Безопасность Международной транспортной системы не может быть полностью обеспечена без активной государственной поддержки транзитных проектов на международной арене, формирования выгодных международных альянсов.