Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Информационная безопасность уголовно-исполнительной системы: подходы к определению понятия.

Обновлено 21.01.2023 06:45

 

Исследуем содержание термина "информационная безопасность уголовно-исполнительной системы". Рассматриваются различные теоретические подходы, существующие по данному вопросу. Приводятся примеры использования понятия в текстах различных документов. Обсуждается проблема единообразного применения термина "информационная безопасность уголовно-исполнительной системы".

Исследование любого явления связано с определением понятийного аппарата. Это правило давно уже стало аксиомой и, наверное, не нуждается в дополнительных доказательствах. Вопрос о терминологии чрезвычайно важен, в том числе при изучении частных вопросов, а также вопросов комплексного характера, где четкость и однозначность используемых терминов во многом предопределяют ценность полученного результата научного труда. Одной из таких специфических проблем является "информационная безопасность органов уголовно-исполнительной системы".

Указанная деятельность достаточно давно реализуется на практике, ей уделяется внимание в современных нормативных актах <1>, прежде всего управленческого характера, однако в настоящее время остро ощущается дефицит ее научного осмысления. Это проявляется, в частности, в бессистемности использования понятия в текстах документов и противоречивости выделяемого в нем содержания, что, в свою очередь, не способствует единообразному применению закона.

<1> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р "О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года" // Собрание законодательства РФ. 25.10.2010. N 43. Ст. 5544.

В содержании термина "информационная безопасность органов уголовно-исполнительной системы" можно выделить три составных элемента: во-первых, это собственно понятие "безопасность", во-вторых, это информационная составляющая безопасности, в-третьих, это интерпретация вышеуказанных двух элементов относимо процесса исполнения наказаний. В подобных случаях, как правило, изначально следует определиться со смысловым содержанием составных частей, а затем постараться сформулировать значение наиболее специального термина. Это достаточно распространенный подход, он часто используется на практике <2>.

<2> Полякова Т.А. Правовое обеспечение информационной безопасности при построении информационного общества в России: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008; Чубукова С.Г., Элькин В.Д. Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики): Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. М.М. Рассолова, проф. В.Д. Элькина. М.: Контракт, 2007.

Безусловно, ключевым элементом исследуемого понятия является термин "безопасность". Существует немало исследований его содержания <3>, при этом анализ проводится с правовой, социологической, нравственной и других позиций. Однако в соответствии с существующей традицией остановимся прежде всего на философско-этическом подходе. В этом случае интересным является мнение С.К. Рощина. Он рассматривал безопасность как состояние общественного сознания, при котором общество в целом и каждая отдельная личность воспринимают существующее качество жизни как адекватное и надежное, поскольку оно создает реальные возможности для удовлетворения естественных и социальных потребностей граждан в настоящем и дает им основания для уверенности в будущем <4>.

<3> Стрельцов А.А. Теоретические и методологические основы правового обеспечения информационной безопасности России: Автореф. д-ра юрид. наук. М., 2004; Смирнов А.И. Информационная глобализация и Россия: вызовы и возможности. М.: Парад, 2005; Стрельцов А.А. Правовое обеспечение информационной безопасности России: теоретические и методологические основы. Минск: Беллiтфонд, 2005.

<4> Рощин С.К. Психологическая безопасность: новый подход к безопасности человека, общества и государства // Российский монитор. 1995. N 6. С. 32.

Правовая позиция во многом восприняла данный подход. Однако акцент сместился из личной сферы в общественную, и это понятно, учитывая, что право выражает прежде всего интересы общества в целом. Учитывая многогранность самого понятия "безопасность" и сфер его применения, в документах можно найти множество вариантов определения рассматриваемого термина. Несмотря на многообразие мнений, большинство из них все же используют подход, предложенный законодателем в ранее действовавшем Федеральном законе "О безопасности" (к сожалению, Закон 2010 г. "О безопасности" оставил это понятие без определения). Согласно обозначенной позиции "безопасность" - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз <5>.

<5> Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности" // Ведомости СНД и ВС РФ. 09.04.1992. N 15. Ст. 769.

Многие исследователи также берут за основу это определение, например, С.В. Степашин определяет безопасность как защищенность качественного состояния общественных отношений, обеспечивающих прогрессивное развитие человека и общества в конкретных исторических и природных условиях от опасностей, источником возникновения которых являются внутренние и внешние противоречия <6>. Согласно мнению Б.П. Кондрашова, безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов объектов безопасности - личности, общества и государства, обеспечиваемых субъектами безопасности от общественно опасных деяний и иных вредоносных явлений социального, техногенного и природного характера посредством использования системы мер и средств, предусмотренных законом <7>.

<6> Степашин С.В. Теоретико-правовые аспекты обеспечения безопасности РФ: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 1994. С. 10.

<7> Кондрашов Б.П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения. М., 1998. С. 6.

Гораздо больший разброс во мнениях мы находим при исследовании более узкого понятия "информационная безопасность". Обратимся прежде всего к содержанию международных документов. Например, Концепция информационной безопасности государств - участников Содружества Независимых Государств определяет данный термин как состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства <8>.

<8> Решение Совета глав правительств СНГ "О Концепции информационной безопасности государств - участников Содружества Независимых Государств в военной сфере" (принято в г. Минске 4 июня 1999 г.) / Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. N 2(32).

Несколько схожее определение мы можем встретить в решении Совета глав государств СНГ "О Концепции сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в сфере обеспечения информационной безопасности...", принятое в Бишкеке 10 октября 2008 г. Оно определяет "информационную безопасность" как состояние защищенности от внешних и внутренних угроз информационной сферы, формируемой, развиваемой и используемой с учетом жизненно важных интересов личности, общества и государства <9>.

<9> Решение Совета глав государств СНГ "О Концепции сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в сфере обеспечения информационной безопасности и о Комплексном плане мероприятий по реализации Концепции сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в сфере обеспечения информационной безопасности на период с 2008 по 2010 год". Принято в г. Бишкеке 10 октября 2008 г.

Одним из ключевых национальных правовых актов, создающим основы обеспечения безопасности в информационной сфере, является Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Этот документ определяет информационную безопасность Российской Федерации как состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства <10>.

<10> Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утв. Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. N Пр-1895 // Российская газета. 28.09.2000. N 187.

Примерами научного определения понятия "информационная безопасность" могут быть следующие мнения. Т.А. Мартиросян считает, что информационная безопасность - это состояние защищенности личности, общества и государства в информационной сфере от возможных внутренних и внешних угроз <11>. Аналогичную позицию во многом занимает О.А. Федотова, которая пишет о том, что информационная безопасность - это состояние защищенности национальных интересов страны (жизненно важных интересов личности, общества и государства на сбалансированной основе) в информационной сфере от внутренних и внешних угроз <12>. Т.А. Полякова рассматривает информационную безопасность как состояние защищенности национальных интересов РФ в информационной сфере, состоящих из совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства, от внутренних и внешних угроз <13>. В.Д. Курушин, В.А. Минаев под информационной безопасностью понимают состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства <14>.

<11> Мартиросян Т.А. Правовое обеспечение информационной безопасности РФ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 10.

<12> Федотова О.А. Административная ответственность за правонарушения в сфере обеспечения информационной безопасности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 11 (от редакции: это определение дословно повторяет положение другой диссертации, где оно было дано впервые: См.: Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: Автореф. ... дис. на соискание ученой степени д-ра юрид. наук. СПб., 2000. С. 10).

<13> Полякова Т.А. Правовое обеспечение информационной безопасности при построении информационного общества в России: Дис. ... д-ра юрид. наук. Москва, 2008.

<14> Курушин В.Д., Минаев В.А. Компьютерные преступления и информационная безопасность. М., 1998. С. 168.

В результате анализа вышеприведенных определений понятия "информационная безопасность" мы должны сделать вывод, что, как правило, его основой служит определение самого понятия "безопасность", а далее конкретизируется сфера его применения, в нашем случае - информационная. Используя этот подход, попытаемся сформулировать определение еще более узкого понятия "информационная безопасность уголовно-исполнительной системы".

Хотя данный вопрос является достаточно специфическим, тем не менее уже существуют исследования в этой сфере. Например, А.И. Одинцов считает, что под информационной безопасностью во ФСИН России следует понимать состояние защищенности информационной сферы уголовно-исполнительной системы (УИС), достигаемое в результате прогнозирования, выявления и нейтрализации факторов, создающих опасность реализации функции информационного обеспечения управления во ФСИН России <15>. Это определение, использующее вышеупомянутый методологический подход, безусловно, является достаточно корректным. Вместе с тем, с нашей точки зрения, автор не совсем обоснованно сузил содержание понятия, ограничив его лишь обеспечением стабильности функционирования "информационного обеспечения управления во ФСИН России". Ведь деятельность УИС не сводится лишь только к управленческой, она гораздо более обширна и разнообразна. Следовательно, содержание термина "информационная безопасность уголовно-исполнительной системы" должно обязательно учитывать этот факт. Таким образом, предложенное определение, на наш взгляд, должно быть расширено.

<15> Одинцов А.И. Некоторые проблемы обеспечения информационной безопасности учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2008. N 4.

Для выполнения поставленной задачи предлагаем прежде всего определиться с правовым пространством, в котором нам предстоит действовать. УИС существует прежде всего для исполнения уголовных наказаний. Согласно содержанию ч. 2 ст. 43 УК РФ и ч. 1 ст. 1 УИК РФ целью применения наказаний, а соответственно и существования пенитенциарной системы является восстановление социальной справедливости, а также исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений. Определяемое понятие должно, безусловно, принимать во внимание указанное обстоятельство, а именно: цель исполнения наказаний должна определять особенности информационной безопасности УИС. Косвенное подтверждение данной точки зрения мы можем найти у А.А. Чеботаревой, которая считает необходимым учитывать основные направления деятельности организации при определении основ ее информационной деятельности: "Информационная безопасность есть такое состояние объекта, при котором состояние информационной среды, в которой он находится, позволяет ему сохранять способность и возможность принимать и реализовывать решения сообразно своим целям" <16>.

<16> Чеботарева А.А. Научные подходы к определению понятия "информационная безопасность" // Информационное право. 2011. N 1.

Особенность деятельности УИС заключается также и в том, что в данной сфере необходимо говорить не только о процессе исполнения наказаний, но и об их отбывании. С учетом данного обстоятельства, а также общей парадигмы современного развития общества становится ясным, что содержание информационной безопасности УИС должно охватывать интересы не только сотрудников пенитенциарных учреждений, но и осужденных. Этот аспект тем более важен в условиях, когда государство, с одной стороны, требует практической реализации принципов законности и гуманизма при работе с лицами, отбывающими наказания, а с другой - пытается предоставить им разнообразные возможности осуществления контактов с "внешним миром" <17>. Причем этот процесс имеет двунаправленный характер. Реализация мер по осуществлению "информационной безопасности" в этом аспекте должна, с одной стороны, создавать у осужденных чувство справедливости и соразмерности реализуемых в отношении их правоограничений, с другой стороны, они должны осознавать защищенность гарантированных им прав и иметь возможность реально ими воспользоваться.

<17> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 N 1772-р "О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года" // Собрание законодательства РФ. 25.10.2010. N 43. Ст. 5544.

Учитывая все вышеизложенное, постараемся сформулировать свою интерпретацию обсуждаемого термина. Информационная безопасность органов уголовно-исполнительной системы - состояние защищенности уголовно-исполнительной системы в информационной сфере, состоящей из совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства, от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее восстановление социальной справедливости, а также исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений.