Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Информационная безопасность в системе государственной службы.

Обновлено 22.01.2023 09:27

 

В силу развития процессов информатизации публичного управления государственные гражданские служащие вовлечены в целую систему информационных правоотношений, поэтому представить себе их контрольно-надзорную, разрешительную, а также юрисдикционную деятельность без получения и использования соответствующей информации практически невозможно. Учитывая это, в современный период представляется необходимой разработка новой модели административно-правового регулирования информационных правоотношений в системе государственной гражданской службы, которая учитывала бы принципиально новые проблемы глобальной информатизации современного общества.

В настоящее время назрела объективная необходимость пересмотра многих устоявшихся положений относительно информационного обеспечения и информационной открытости государственной гражданской службы, а также внедрения в систему государственно-служебных отношений современных информационных технологий и методов работы с информацией. Новые информационные технологии позволили бы оптимизировать служебную деятельность государственных служащих, а также минимизировать их неоправданные временные затраты на получение, обработку и использование полученной служебной и иной социально значимой информации. Совершенствование информационного обеспечения государственной гражданской службы позволило бы гражданам, институтам гражданского общества, а также самим служащим иметь больше возможностей для получения информации о государственной гражданской службе, которая реализуется в различных министерствах и ведомствах.

Информация - это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством. В свою очередь, сведения - это познания в какой-либо области, известия, сообщения, знания, представление о чем-либо.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <1> определят, что информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (ст. 2). Информация имеет различный социально значимый характер, а также может иметь различную целевую направленность. Она может носить как социально-полезный характер, так и представлять угрозу безопасности личности общества и государства. В этой связи в настоящее время актуализировались проблемы информационной безопасности.

<1> См.: СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.

Информационная безопасность в системе государственной гражданской службы, как и другие виды социальной безопасности, сама по себе не существует, она обеспечивается комплексом технических, экономических, организационных и правовых средств. Правовые средства обеспечения информационной безопасности достаточно разнообразны. Так, информационная безопасность обеспечивается нормами международного права, конституционного права, уголовного права. Особое место в системе правовых средств обеспечения информационной безопасности занимают административно-правовые средства, составляющей названных средств являются юрисдикционные средства, а именно меры административной ответственности. Предписания КоАП РФ занимают важное место в системе административно-правовых средств обеспечения информационной безопасности. Доктрина информационной безопасности определяет, что под информационной безопасностью РФ понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Обращаясь к научной литературе, можно сделать вывод о том, что "информационная безопасность" определяется далеко не однозначно. Так, Т.А. Мартиросян констатирует, что информационная безопасность - это состояние защищенности личности, общества и государства в информационной сфере от возможных внутренних и внешних угроз <2>. Во многом аналогичную позицию занимает О.А. Федотова, которая пишет о том, что информационная безопасность - это состояние защищенности национальных интересов страны (жизненно важных интересов личности, общества и государства на сбалансированной основе) в информационной сфере от внутренних и внешних угроз <3>.

<2> См.: Мартиросян Т.А. Правовое обеспечение информационной безопасности Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 10.

<3> См.: Федотова О.А. Административная ответственность за правонарушения в сфере обеспечения информационной безопасности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 11.

А.В. Кисляковский пишет о том, что "...информационная безопасность носит концептуальный характер и предполагает решение комплекса задач поддержания безопасности информационных ресурсов (информации), а иными словами - безопасности отношений физических и юридических лиц между собой и с государством. Безопасность информации в современных условиях компьютеризации информационных процессов имеет принципиальное значение для предотвращения незаконного и часто преступного использования ценных сведений, особенно в связи с вхождением отечественных компьютерных систем в международные компьютерные сети" <4>.

<4> См.: Кисляковский А.В. Административно-правовое обеспечение информационной безопасности: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 40.

По мнению Т.А. Поляковой, информационная безопасность рассматривается как состояние защищенности национальных интересов РФ в информационной сфере, состоящих из совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства, от внутренних и внешних угроз, что, по мнению автора, соответствует принципу обеспечения национальной безопасности в информационной сфере, определенному в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации.

В.Д. Курушин, В.А. Минаев под информационной безопасностью понимают состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства <5>.

<5> См.: Курушин В.Д., Минаев В.А. Компьютерные преступления и информационная безопасность. М., 1998. С. 168.

Как отмечает О.А. Судоргин, "...информационная безопасность занимает одно из ключевых мест в системе обеспечения жизненно важных интересов всех стран и, безусловно, Российской Федерации" <6>.

<6> Судоргин О.А. Императивы и приоритеты политики обеспечения информационной безопасности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 3.

Систему документальной информации исследует документоведение - научная и учебная дисциплина, изучающая общие закономерности создания документов, формирования и развития систем документирования во всех областях социальной деятельности. Становление и развитие документоведения как научной дисциплины тесно связано с практикой организации делопроизводства в аппаратах управления, понимаемого как ведение канцелярских дел, совокупность работ по документированию деятельности организаций по осуществлению документооборота <7>.

<7> См.: Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 1998. С. 110.

Иными словами, это технология работы с документами, предполагающая их подготовку, регистрацию, размножение, рассылку, хранение и т.д., что уже поддается количественному измерению и позволяет определить затраты труда на те или иные управленческие процессы и операции.

Деятельность руководящего и управленческого персонала в органах управления, носящая как познавательный, так и преобразующий характер, имеет определенный исходный материал для своего труда, свой специфический процесс труда и, соответственно, какой-то выход в виде той или иной "продукции". Должностные лица государственной службы работают с документами. Процесс их труда - это работа с документами, готовая "продукция" - это тоже документы, имеющие свои стандарты и, конечно, влекущие определенные последствия, в т.ч. ответственность за пользование такой "продукцией".

Поэтому совершенствование документационного обеспечения управления, упорядочение документопотоков в органах власти и управления является одним из методов улучшения, удешевления и рационализации управления. Практика информационного обеспечения государственной гражданской службы требует наряду с существенным улучшением качества подготавливаемых для нужд управления документов общего сокращения документопотоков с целью высвобождения практических работников от излишней "бумажной" работы в пользу выполнения непосредственных функциональных обязанностей. Сокращение документопотоков имеет и прямой экономический эффект - сокращение использования бумаги.

Сокращение значительных объемов документооборота и наведение порядка в документировании управления - сложный, трудоемкий и взаимосвязанный процесс. Совершенствование собственно документации нельзя отделить от совершенствования методов и стиля работы управленческого аппарата. И наоборот, методы и стиль работы невозможно улучшить без совершенствования организации документационного управления.

В настоящее время в системе государственной гражданской службы особую актуальность приобретают правильная организация работы с управленческими документами, рациональное документационное обеспечение управления, систематическое совершенствование этой деятельности. В системе обеспечивающих функций государственной гражданской службы не последнее место занимает делопроизводство, осуществляемое специализированными функциональными структурными подразделениями (секретариатами, канцеляриями), отдельными работниками административно-вспомогательного персонала (секретарями, делопроизводителями, инспекторами и др.), а также в той или иной мере государственными служащими.

Под информационной открытостью государственной службы понимается степень доступности получения информации относительно их деятельности гражданами (организациями и объединениями). Под информационной открытостью (в широком смысле) понимается, с одной стороны, способность органов власти и управления информировать о своей деятельности внешних потребителей информации, с другой - возможность потребителей искать, запрашивать, получать, а также передавать и распространять, в том числе в режиме реального времени, информацию о деятельности органов государственной власти. Речь идет о наличии внутри любого органа государственной власти механизмов обязательного и активного информирования граждан о своей деятельности. Открытость предполагает также относительно широкий доступ ко всем видам информации при минимальных запретах на ее обнародование <8>.

<8> См.: Лебедева Н.Н. Доступ граждан к информации о деятельности органов государственной власти // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2005. N 5. С. 34.

Органы власти и правления обязаны осуществлять информационную подготовку своих служащих, которые должны хорошо знать значение и содержание законодательства о праве граждан на доступ к информации, процедуры реализации права на доступ к информации, содержание источников информации и т.д. Мероприятия органов власти и управления, связанные с принятием общественно значимых решений, должны быть открыты для граждан, как и сами решения.

Органы власти и управления обязаны опубликовывать информацию о своей деятельности, в том числе: информацию о правовом статусе и целях деятельности; о текущей деятельности, включая решения, связанные с повседневной практикой обслуживания общественных интересов; информацию о процедурах, обеспечивающих взаимоотношения с гражданами (процедуры запросов, обжалования действий и т.д.); информации о том, какими информационными ресурсами и источниками информации располагают органы власти и управления.

Ограничение доступа к информации является исключением из общего принципа открытости информации и осуществляется только на основе законодательства с учетом права собственности на информацию. Ответственность за сохранность информации, ее засекречивание и рассекречивание персонифицируются. Объем и состав информации, не подлежащей общественному доступу, должны быть четко и однозначно определены. Процедура получения информации должна быть максимально четкой, простой и эффективной. Запросы на представление информации должны рассматриваться в установленные сроки. Срок рассмотрения запроса должен быть определен временем, необходимым для подбора необходимых сведений или подготовки аргументированного отказа в представлении информации.