Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Аспекты управления зонтичным брендом и рекреационно-геологическим туризмом в Нижегородской области

Обновлено 15.10.2023 05:29

 

Актуальность данной публикации заключается в необходимости развития рекреационно-геологического туризма в Нижегородской области. На сегодняшний день сложилась благоприятная конъюнктура возможности эклектицизма спортивно-оздоровительного и геологического туризма в Нижегородской области. Нижегородская область обладает всем необходимым потенциалом его развития. Показаны геологические объекты, особое внимание автора уделяется Пучеж-Катунскому кратеру - первой установленной астроблеме России. Дается общая характеристика места. Приемлемым будет подход, основанный на определенном знаке равенства между географическим регионом и зонтичным брендом. Приводятся Программы развития туризма, в соответствии с которыми предлагается развитие рекреационно-геологического туризма в Нижегородской области. Для эффективного продвижения субъекта необходимо проектировать общностную стратегию развития рекреационного туризма, включающую координацию по составлению бизнес-стратегий формирования непротиворечивых региональных брендов и создание различных типов альянсов, стейкхолдеров.

 

Ключевые слова: зонтичный бренд, рекреационный туризм, астроблема, аттракции, туристский потенциал.

 

The relevance of this publication lies in the need to develop recreational and geological tourism in Nizhny Novgorod Oblast. As of today there is a favorable conjuncture of the possibility of eclecticism of sports and recreational and geological tourism in the Nizhny Novgorod region. Nizhny Novgorod Region has all the necessary potential for its development. Geological sites are shown, and the author pays special attention to the Puchezh-Katunsky crater, the first established astroblem in Russia. A general characteristic of the site is given. An approach based on a certain sign of equality between a geographical region and an umbrella brand would be acceptable. Programs of tourism development according to which the development of recreational and geological tourism in Nizhny Novgorod Oblast is proposed are given. In order to effectively promote the subject, it is necessary to design a general strategy for recreational tourism development, including coordination on drawing up business strategies for forming consistent regional brands and creating different types of alliances, stakeholders.

 

Key words: umbrella brand, recreational tourism, astroblem, attractions, tourism potential.

 

В современных сложных и непростых условиях, связанных с внешним окружением национальной экономики и пандемией, характерно бурное развитие туризма в регионах России. При этом сформировалась высокая конкуренция в сфере туризма, что требует постоянного обновления содержательной части путешествий, поэтому все участники находятся в постоянном поиске путей оживления туристских маршрутов и аттрактивности. Туризм на сегодня составляет неотъемлемую часть национальной экономики, является элементом образа жизни людей, выполняя функции психологической и физиологической реабилитации, способствуя научному, когнитивному и эстетическому развитию.

Нижегородская область имеет аттрактивность природных условий, ландшафтов и на протяжении многих лет привлекает к себе пристальное внимание ученых разного профиля. В том числе и геологов, которые находят разные удивительные геологические объекты <1>. Но не развит геологический туризм в Нижегородском крае, хотя рекреационный туризм имеет место.

--------------------------------

<1> Иваньковский С.Л., Иваньковская Н.А. География и территориальная организация населения. Нижний Новгород: НГПУ, 2011. 235 с.

 

Необходимо отметить, что на развитие различных видов туризма направлена Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года <2>. Уделяется внимание и развитию некоторых видов туризма в Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года <3>, где в п. 3.2.7 "Туризм" прописывается необходимость развития рекреационного туризма.

--------------------------------

<2> Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р.

<3> Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года от 21 декабря 2018 г. N 889.

 

Нижегородская область представлена большим перечнем геологических объектов, доступных для рекреационного туризма. Все рекреационно-геологические объекты имеют достаточно выгодное транспортно-географическое положение и исключительную аттрактивность. Дадим краткую характеристику некоторым геологическим объектам на территории региона.

Государственный памятник природы - Балахонихинская пещера карстового типа - находится от районного центра, города Ардатова, в 27 км на северо-восток, от ж/д станции Балахониха на юг - в 4,5 км, от деревни Волчиха на юго-восток - в 3 км, от деревни Балахониха Арзамасского района на юг - в 2 км. ООПТ расположена в Теше-Сережинском карстовом подрайоне, на южном склоне водораздела рек Сережи и Теши, здесь когда-то добывали гипс.

Разинский камень (реже его называют еще Панзелским) - самый удаленный от Нижнего Новгорода объект, находится на расстоянии в 197 км. Это не только чрезвычайно крупный валун, принесенный на Лукояновскую землю древним ледником (размеры камня - 3,5 x 2,5 м, он глубоко погружен в землю, находится к югу в 0,8 км от деревни Панзелка Лукояновского района). Панзелский камень - это еще и большое количество легенд, связанных с именем Степана Разина, который якобы здесь прятал клад.

Еще один памятник природы регионального значения - Графинские пропасти. Это впадина - своеобразное построение разновозрастных карстовых провалов. Она скрывается в лесах между поселками Берещино, Лахма и городом Первомайском. Располагается в 182 км от Нижнего Новгорода, от города Первомайска на север - в 4 км, от рабочего поселка Сатис на юго-запад - в 10 км, от поселка Берещино на юго-восток - в 3,5 км Графинские пропасти представляют собой карстовые провалы разного возраста возле устья долины ручья Прорва, которые соединились в единую котловину шириной 100 - 150 м, длиной 700 м и глубиной от 5 - 12 м. На дне этой котловины - углубления, воронки, сухие русла ручьев. Многочисленные небольшие воронки, понижения и холмы создают ландшафт, напоминающий лунный. Видны свежие провалы диаметром 3 - 5 м, карстовые колодцы, заваленные глыбами известняка. Стенки воронок демонстрируют интересный для геолога разрез известняков с остатками древних морских организмов (фораминифер).

На расстоянии 1 км от села Ичалки Перевозского района Нижегородской области находится уникальное место для посещения любителей и профессионалов геологии - Ичалковский бор. Он расположен в неповторимом меандрированно-геологическом участке реки Пьяна, что и предопределяет разнообразие его флоры и фауны, а также уникальность ландшафта. Ичалковский бор входит в состав государственного природного заказника регионального значения "Ичалковский" и является его особо защитным участком. В бору расположен комплекс пещер, гротов и карстовых провалов (очень популярных среди рекреантов).

Урочище Каменное находится от рабочего поселка Перевоз к юго-западу в 17 км, от села Ичалки к северо-востоку - в 1 км. На западном участке урочища Каменное площадью около 9 га сохранился каменный карьер конца XIX - начала XX в., добыча камня из которого прекращена в 1930-е годы. В карьере и его окрестностях насчитывается около 50 входов в бывшие горные выработки. Они представляют собой углубления или пещеры разного размера, частью засыпанные, местами - осложненные карстовыми явлениями.

Карстовые ландшафты села Рыльково находятся от поселка Сосновского на юго-запад - в 9 км, от села Рыльково на юг - в 0,5 км.

Асташихинский стратотип в правом склоне долины реки Ветлуги, в 0,6 км севернее южного конца деревни Асташихи и в 10,5 км северо-западнее поселка городского типа Воскресенское, вскрывается разрез отложений верхнетатарского подъяруса верхнего отдела пермской системы и индского яруса нижнего отдела триасовой системы, являющихся стратотипом. В пермских отложениях встречены остатки позвоночных.

Галибихинский геологический разрез находится на территории Богородского сельсовета Воскресенского района в 12,5 км на юго-запад от рабочего поселка Воскресенское Нижегородской области. Вместе с Асташихинским стратотипом входит в состав природного парка "Воскресенское Поветлужье".

Карстовые поля района села Новое Еделево и Новоеделевское - обнажение верхнесухонских слоев татарского яруса верхней перми, морены и приледниковых образований в Гагинском районе.

Поселок Пешелань Арзамасского района, где на территории Пешеланского гипсового завода открыт единственный в России подземный музей горного дела, геологии и спелеологии.

И особое место занимает, пожалуй, самый значимый геологический объект на территории региона - Пучеж-Катунский метеоритный кратер, раскинувшийся в Чкаловском, Городецком, Сокольском, Ковернинском районах Нижегородской области. Считается, что Пучеж-Катунский кратер - это первая установленная астроблема в России (1965 г.). Значительное место занимает Воротиловская скважина (5 374 м) за деревней Воротилово Ковернинского муниципального района (по расстоянию ближе к деревне Тонково, Городецкого района), располагающаяся в 106 км от Нижнего Новгорода. Во-первых, именно здесь зафиксирован Воротиловский выступ архейского основания. Во вторых, здесь в 1988 г. началось бурение скважины для подтверждения импактного строения. Была достигнута глубина 5 374 м, в скважине, по некоторым данным, были обнаружены небольшие алмазы. Имеются обнажения брекчий в районе деревни Васильково и нахождение импактитов. В-третьих, благодаря Воротиловской скважине было установлено, что метеорит упал примерно 166 - 167 млн лет назад, в юрском периоде. Хотя последние изыскания увеличили возраст до 196 млн лет.

Наиболее подробная характеристика и глубокий анализ представлены в работе С.Ю. Колодяжного <4>. По результатам исследования автор констатирует, что "Пучеж-Катунская структура в целом является следствием длительного проявления тектонических процессов в пределах одной из крупнейших зон дислокаций Восточно-Европейской платформы и, возможно, случайного импактного события, "поразившего" один из самых тектонически напряженных сегментов этой зоны. На данный момент нельзя отрицать метеоритный фактор в развитии структуры...". Это положение, совместно с глубокой скважиной на Воротиловском выступе, делает Городецкий, Сокольский, Ковернинский районы привлекательными для геологического туризма. В работах Б.И. Фридмана <5>, Г.С. Кулинич <6>, И.А. Карлович <7> подчеркивается неповторимость данной территории и предложены геологические маршруты. Можно констатировать, что в регионе есть большое количество необычайных геологических объектов, находящихся в транспортной доступности, как категорий, отражающих взаимосвязь системы факторов пространственных, временных, стоимостных, качества транспортного обслуживания для удовлетворения потребностей в перемещении рекреантов. Для развития туризма в регионе необходимо поступательное движение рекреационно-геологического туризма в Нижегородской области, чему способствуют исключительная природа, ландшафты региона, транспортно-географическое положение и доступность объектов. Предлагаются различные по сложности и продолжительности маршруты к Воротиловскому выступу. Там есть заброшенная дорога, по которой можно пройти. Сохранились домики и сама буровая установка некогда работавших здесь геологов. Территорию бывших геологических изысканий неофициально охраняет один местный житель, который обходит данный район с периодичностью 2 раза в неделю. Все это делает территорию Нижегородской области необычнейше аттрактивной для рекреационно-геологического туризма.

--------------------------------

<4> Колодяжный С.Ю. К вопросу о генезисе Пучеж-Катунской структуры (Восточно-Европейской платформы) // Бюллетень Московского общества испытателей природы. Отдел геологический. 2013. Т. 88. N 6. С. 3 - 17; Колодяжный С.Ю. Структурные парагенезы Владимирско-Вятской зоны дислокаций и положение Пучеж-Катунского кратера (Восточно-Европейская платформа) // Геотектоника. 2014. N 4. С. 23.

<5> Фридман Б.И. Рельеф Нижегородского Поволжья. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1999. 254 с.; Фридман Б.И. Современное состояние и перспективы изучения ландшафтных районов Нижегородской области // Нижегородский краеведческий сборник. Вып. 1 / глав. ред. и сост. А.Д. Бубнов. Нижний Новгород: Кабинет методов краеведческой работы и развития Нижегородской агломерации, 2005. С. 14 - 33.

<6> Кулинич Г.С., Фридман Б.И. Геологические путешествия по Горьковской земле. Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1990. 192 с.; Кулинич Г.С. Некоторые аспекты формирования рельефа территории Горьковской области // Вопросы физической географии Горьковской области. Вып. 2. Горький: ГГПИ им. М. Горького, 1975. С. 61 - 69.

<7> Карлович И.А. Владимирские и Нижегородские ополья: монография. Владимир; Нижний Новгород: ВГГУ, 2011. 293 с.

 

Поэтому развитие рекреационно-геологического туризма в Нижегородской области имеет большой потенциал. В Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, в п. 3.2.7, стратегической задачей развития туризма в регионе указывается "активизация кластерного подхода в развитии туристско-рекреационных зон", а задачей 1 - "разработка зонтичного бренда и брендбука" <8>. Территориальный маркетинг имеет смысл только в том случае, если учитываются уникальные туристские особенности региона. С сожалением стоит констатировать, что по отношению к рекреационно-геологическому туризму такой подход не используется. Очевидно, что уникальные рекреационные геологические ресурсы могут масштабно использоваться в когнитивном, событийном, спортивно-оздоровительном и научном туризме, различных формах рекреации. Знание геологических рекреационных ресурсов является обязательным элементом любых природных туристских, рекреационных маршрутов.

--------------------------------

<8> Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года.

 

Стоит отметить, что территориальный маркетинг - это подход, основанный на использовании специализированной управленческой деятельности, которая создает, изменяет или поддерживает мнение о территории при создании бренда региона, включающий политику, проводимую в регионе или агломерации, нацеленную на удовлетворение интересов жителей.

Поэтому необходимы скорейшая разработка и использование зонтичного бренда геологического туризма Нижегородской области, так как она базируется на исключительности Пучеж-Катунского кратера как первой установленной астроблемы <9>. В российской практике главным стойкхолдером зонтичного бренда рекреационной и геологической территории являются разноуровневые органы власти. Важно выявить действующих стойкхолдеров и имеющиеся у них и органов региональной и муниципальной власти рычаги воздействия на лица, отвечающие за решения региональной туристской политики. При этом каждая группа может состоять из множества подгрупп, интересы каждой из них должны быть тщательно изучены при геологическом туризме <10>.

--------------------------------

<9> Фирсов Л.В. О метеоритном происхождении Пучеж-Катунского кратера // Геотектоника. 1965. N 2.

<10> Иваньковский С.Л., Сударикова И.А. Тенденции управления рекреационным туризмом нижегородской агломерации // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2021. N 2. С. 290 - 304.

 

Для формирования и развития зонтичного бренда необходимо всестороннее создание объектов туристско-рекреационной инфраструктуры малобюджетных и плоскостных сооружений к месту отдыха граждан в соответствии с транспортной инфраструктурой Нижегородской области. Приемлемым будет подход, основанный на определенном знаке равенства между географическим регионом и зонтичным брендом <11>. Для сложных экономических систем, внедряющих зонтичный бренд, необходим квалифицированный кадровый потенциал. Осуществление данной задачи, возможно, например, создание "Технологии Фабрик Грядущего" (Factories to come), направленных на формирование систематических знаний в области новых ключевых buisness process и экономики туристско-рекреационных территорий <12>. Анализ предпочтений рекреационно-геологических объектов и маршрутов требует дополнительных исследований, что связано с различными по времени нахождения туриста на территории для достижения рекреационного эффекта, аттрактивностью объектов и т.п. <13>. При оценке маршрутов по рекреационно-геологическим ресурсам наиболее востребован будет спортивно-оздоровительный туризм: оздоровление, т.е. сохранение и укрепление здоровья, увеличение активного периода жизни и совершенствование тела и физических возможностей. Таким образом, спортивно-оздоровительный туризм помогает не только в улучшении здоровья, но и повышает общественную активность, уровень когнитивности населения.

--------------------------------

<11> Канапухин П.А., Горте О.В. Территориальный маркетинг или маркетинг территорий: единство и различия // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2015. N 4. С. 131 - 134.

<12> Там же.

<13> Там же.

 

На сегодняшний день сложилась благоприятная конъюнктура возможности согласования спортивно-оздоровительного и геологического туризма в Нижегородской области. Особенно таких видов рекреационно-оздоровительного, спортивного и геологического туризма в сочетании с геологическими территориями, как пешеходный, лыжный, водный, наземный и спелеотуризм.

Отличительным элементом направленности туризма региона может стать экономическое привлечение рекреантов в агломерацию. В Нижегородской области проживает более 65% населения региона, на площади 13,75% от площади субъекта. Большая по площади Нижегородская агломерации с позиции рекреационного туризма - богатый туристский потенциал. Поэтому способность удовлетворить потребности рекреантов Нижнего Новгорода, городов-спутников, сельской местности здесь исключительны. Организация восстановления работоспособности, экскурсионного обслуживания рекреантов и их оздоровления находит отражение в программах социально-экономического развития. В принятых программах сферы рекреации и туристической деятельности являются столпами развития территории. Пространственный анализ туристско-рекреационных ресурсов и взаимоотношений малобюджетных туристских объектов в соответствии с нормами обеспеченности населения такими объектами и приобретение достаточного (в том числе в сельской местности) их уровня актуализирует стресс-фактор транспортной определенности. Значимые объекты туристско-рекреационной сферы концентрируются вдоль транспортных выездных магистралей и исторического ядра агломерации и тяготеют к местам с высоким природно-рекреационным потенциалом <14>.

--------------------------------

<14> Канапухин П.А., Горте О.В. Указ. соч.

 

При этом необходимо сохранять рекреационную территорию Нижегородской области в максимальной аттрактивности. Для эффективного продвижения субъекта необходимо проектировать общностную стратегию развития рекреационного туризма, включающую координацию по составлению бизнес-стратегий формирования непротиворечивых региональных брендов и создание различных типов альянсов, стейкхолдеров. Феноменальный бренд Пучеж-Катунский кратер - редкостная астроблема Нижегородской области, которая призвана развивать зонтичным брендом все северные территории региона, а не только саму астроблему, чтобы не стать неким "статичным памятником музея".

 

Литература

 

1. Бадюков Д.Д. Метеоритные кратеры на территории России / Д.Д. Бадюков.

2. Иваньковский С.Л. География и территориальная организация населения / С.Л. Иваньковский, Н.А. Иваньковская. Нижний Новгород: НГПУ, 2011. 235 с.

3. Иваньковский С.Л. Тенденции управления рекреационным туризмом нижегородской агломерации / С.Л. Иваньковский, И.А. Сударикова // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2021. N 2. С. 290 - 304.

4. Канапухин П.А. Территориальный маркетинг или маркетинг территорий: единство и различия / П.А. Канапухин, О.В. Горте // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2015. N 4. С. 131 - 134.

5. Карлович И.А. Владимирские и Нижегородские ополья: монография / И.А. Карлович, Б.И. Фридман. Владимир; Нижний Новгород: ВГГУ, 2011. 293 с.

6. Колодяжный С.Ю. К вопросу о генезисе Пучеж-Катунской структуры (Восточно-Европейской платформы) // Бюллетень Московского общества испытателей природы. Отдел геологический. 2013. Т. 88. N 6. С. 3 - 17.

7. Колодяжный С.Ю. Структурные парагенезы Владимирско-Вятской зоны дислокаций и положение Пучеж-Катунского кратера (Восточно-Европейская платформа) / С.Ю. Колодяжный // Геотектоника. 2014. N 4. С. 23.

8. Кулинич Г.С. Геологические путешествия по Горьковской земле / Г.С. Кулинич, Б.И. Фридман. Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1990. 192 с.

9. Кулинич Г.С. Некоторые аспекты формирования рельефа территории Горьковской области / Г.С. Кулинич // Вопросы физической географии Горьковской области. Вып. 2. Горький: ГГПИ им. М. Горького, 1975. С. 61 - 69.

10. Фирсов Л.В. О метеоритном происхождении Пучеж-Катунского кратера / Л.В. Фирсов // Геотектоника. 1965. N 2.

11. Фридман Б.И. Рельеф Нижегородского Поволжья / Б.И. Фридман. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1999. 254 с.

12. Фридман Б.И. Современное состояние и перспективы изучения ландшафтных районов Нижегородской области / Б.И. Фридман // Нижегородский краеведческий сборник. Вып. 1 / главный редактор и составитель А.Д. Бубнов. Нижний Новгород: Кабинет методов краеведческой работы и развития Нижегородской агломерации, 2005. С. 14 - 33.