Правовое регулирование научно-исследовательского туризма как одно из направлений развития международных отношений в XXI веке
Работа посвящена изучению международного научно-исследовательского туризма как одного из перспективных направлений развития диалога между государствами. Установлено, что данное направление туристической деятельности развивается длительное время, однако до сих пор не функционировал в достаточной мере ни региональный, ни универсальный международно-правовой механизм, направленный на содействие развитию подобного вида туризма. Определено, что в современных реалиях международных отношений, когда происходит трансформация всей системы отношений между государствами, подобное направление межгосударственного взаимодействия будет актуальным, поскольку позволит считаться с интересами индивидов, постоянно совершающих подобного вида туристические поездки. В результате осуществленного исследования автор приходит к выводу, что достаточные основы для внедрения подобного направления межгосударственного взаимодействия созданы в рамках СНГ. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта N 20-414-660001 р_а "История развития и эволюция формирования международной субъектности Свердловской области".
Ключевые слова: международный туризм, поездки с научно-исследовательской целью, совершенствование правового механизма, трансформация международных отношений, развитие межгосударственного диалога.
The work is devoted to the study of international research tourism as one of the promising areas for the development of dialogue between states. It has been established that this area of tourism has been developing for a long time, but there is no until now neither the regional nor the universal international legal mechanism aimed at promoting the development of this type of tourism. It has been determined that in the modern realities of international relations, when the entire system of relations between states is being transformed, such a direction of interstate interaction will be relevant, since the interests of individuals who constantly make this type of tourist trip will be under due attention. As a result of the study, the author comes to the conclusion that sufficient foundations for the introduction of such a direction of interstate interaction have been created within the framework of the CIS. The study was carried out with the financial support of the Russian Found for Basic Scientific Research within the framework of the scientific project No. 20-414-660001 r_a 'History of development and evolution of the formation of the international actorness of the Sverdlovsk region'.
Key words: international tourism, research trips, improvement of the legal mechanism, transformation of international relations, development of interstate dialogue.
Современный мир претерпел коренную трансформацию всей системы международных отношений, что означает в первую очередь необходимость поиска новых направлений в сотрудничестве государств, представляющих взаимный интерес. Так, поскольку туризм является популярным направлением деятельности физических лиц, а современные реалии международных отношений немыслимы без индивидов, то развитие межгосударственного взаимодействия в рамках поощрения туристической деятельности как в целом, так и отдельных ее наиболее популярных и важных видов, таких как научно-исследовательский туризм, будет являться действенным направлением укрепления внешних связей России. Обратимся к анализу особенностей этого направления межгосударственного взаимодействия с целью определения его потенциала для развития международных связей России, в первую очередь регионального уровня.
Следует отметить, что принят комплекс международно-правовых актов, направленных на создание международно-правового механизма туристической деятельности, ее отдельных аспектов <1>, но речь идет только об общем механизме. Так, в разработанной ЮНЕСКО и Всемирной туристской организацией хартии, в Манильской декларации по мировому туризму представлено следующее определение научного и культурного туризма: "Научный и культурный туризм имеет своей целью inter alia - личное познание научных достижений и открытие исторических мест и памятников". Специальные механизмы правового регулирования отдельных видов туризма предусмотрены не были. В статье 4 Федерального закона предусмотрено создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов, развитие туристской индустрии <2>, однако не выделены отдельные направления туристической деятельности и специальные механизмы обеспечения их развития.
--------------------------------
<1> Конвенция по таможенному обеспечению туризма (1954 г.); Будапештская конвенция по упрощению туристских путешествий (1976 г.); Международная конвенция по контракту на путешествие (1970 г.); Конвенция по защите мирового культурного и природного наследия (1972 г.); Манильская декларация по мировому туризму (1980 г.); Софийская резолюция VI сессии Генеральной ассамблеи ЮНВТО, принявшая Туристский билль о правах, Хартию туризма, Кодекс туриста (1985 г.); Буэнос-Айресская резолюция IX сессии Генеральной ассамблеи ЮНВТО по обеспечению туризма и безопасности туристов (1991 г.); Туристская декларация Мирового туристского форума в Осаке и Всемирной конференции министров по туризму (1994 г.); Каирская резолюция XI сессии Генеральной ассамблеи ЮНВТО по предотвращению организованного секс-туризма (1995 г.); Манильская декларация по социальному воздействию туризма (1997 г.); Всемирный кодекс этики в туризме (1999 г.).
<2> Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
Кроме того, внимание проблемам правового регулирования туристической деятельности <3>, оценке его эффективности <4> также уделяется исследователями - ими изучаются особенности научного туризма и его значение для развития экономики страны <5>, однако не был изучен вопрос регулирования отдельных видов научного туризма.
--------------------------------
<3> Барабанова П.С. Туристская деятельность как объект правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. 2011. N 1. С. 141 - 148; Правовое обеспечение туризма: учебник / коллектив авторов; под общ. ред. Е.Л. Писаревского. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. 336 с.
<4> Бережнова Е.И. Социальный и экономический эффекты в туризме: проблемы синтеза и анализа // Экономический анализ: теория и практика. 2010. N 35 (200). С 50 - 53; Рубцова Н.В. Социально-экономическая эффективность туристской деятельности: теория, методология, практика. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2015. 212 с.
<5> Кызьюрова Н.В. Научный туризм на Полярном Урале как пример возможного сотрудничества в Арктическом регионе // Полярные чтения на ледоколе "Красин". 2020. N 1. С. 55 - 57; Наумова Н.Н., Панина Е.Е. Научный туризм как направление деятельности национального парка // Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. Т. 5. N 2. С. 29 - 34; Холодилова Ю.Е. Ресурсный потенциал региона как основа развития научного туризма // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. N 8 (144). Л. 169 - 173.
Между тем такое направление, как международный научно-исследовательский туризм, имеет в России глубокие исторические корни.
В 1830 - 1840-х годах стажировки, путешествия с научно-исследовательской целью постепенно становятся обычной практикой ученых и исследователей, что стало возможно вследствие целенаправленной политики министра народного просвещения С.С. Уварова, возглавлявшего это ведомство в 1833 - 1849 гг. Со второй половины XIX в. заграничные командировки полагались важным и неотъемлемым этапом в профессиональной подготовке ученых и преподавателей высших учебных заведений <6>.
--------------------------------
<6> Скворцов А.М. Заграничные командировки как этап профессиональной подготовки антиковедов (на примере научной школы М.С. Куторги) // Мнемон: Исследования и публикации по истории античного мира. 2012. N 11. С. 404.
Наивысший расцвет система научно-исследовательских путешествий получила в годы руководства А.В. Головнина Министерством народного просвещения (1861 - 1866 гг.), и к настоящему времени приобрела еще более массовый, разветвленный характер, стала повседневной практикой.
Наибольший интерес представляет собой изучение посредством анализа правовых актов визита Анатолия Николаевича Демидова к месту гибели Андрея Николаевича Карамзина в 1854 г., для того чтобы узнать все обстоятельства его смерти, а также собрать его личные вещи, которые к тому моменту были у разных приобретателей в Валахии. Сначала он получил разрешение властей Валахии на въезд с указанной целью, затем договорился с судьей, который составлял акт о смерти полковника, с тем чтобы тот передал ему документы, а также помог узнать точное место гибели А.Н. Карамзина. Далее при посредничестве австрийских дворян, которые в это время были в Валахии, он инициировал работ по поиску вещей покойного, что ему не без труда удалось <7>. Эти перипетии легли в дальнейшем в основу книги А.Н. Демидова "Путешествие по Южной России в Крым через Молдавию, Валахию и Трансильванию". И удалось ли ему задуманное, если бы личные связи, авторитет не помогли бы ему в том, чтобы его исследовательское путешествие увенчалось успехом? Более того, он разрешал как российским, так и итальянским художникам любоваться на произведения искусства, размещенные в его имении Сан-Донато. Разумеется, в настоящее время необходим гибкий правовой механизм, позволяющий учитывать особенности того вида научно-исследовательского туризма, который необходим в конкретном случае; международная практика научно-исследовательской туристической деятельности уже накоплена достаточная, с каждым годом объемы такой деятельности возрастают <8>, для того чтобы разработать такой эффективный механизм.
--------------------------------
<7> Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1267. Оп. 17. Д. 130. Л. 1 - 20 об.
<8> Крылова Е.А. Перезагрузка мирового туризма: научный туризм // Власть и общество. 2021. N 2 (22). С. 8.
Как же можно определить международный научно-исследовательский туризм для целей формирования международно-правового механизма, направленного на регулирование этой деятельности?
Международный научно-исследовательский туризм - временный выезд из страны своей гражданской принадлежности в целях изучения, поиска, сбора, анализа документов, материалов, сведений об определенном факте, событии, обстоятельстве, имеющих историческую, культурную, познавательную ценность как для лица, так и для общества и государства.
По сфере осуществления можно выделить такие виды международного научно-исследовательского туризма, как: 1) генеалогический - поиск, сбор, изучение документов, сведений по истории определенной семьи, рода; 2) археологический (поисковый) - участие в раскопках в местах сражений, ранее существовавших поселений, научно-исследовательских экспедициях, заранее согласованных с компетентными органами власти; 3) тематический - участие по приглашению в работе научно-исследовательской группы по определенной проблеме, имеющей историческую, культурную, познавательную ценность; 4) культурно-просветительский - работа в музеях, библиотеках, архивах для того, чтобы искать, собирать документы и материалы для создания научного труда.
Поскольку все указанные виды научно-исследовательского туризма имеют свои особенности, для правового опосредования каждого из них нужен специальный правовой механизм, позволяющий стимулировать такую деятельность, облегчать для физических лиц возможность путешествовать и содействовать тому, чтобы совершаемые ими поездки достигали своей цели, не создавались препятствия к тому, чтобы индивиды имели возможность получения доступа к интересующим их документам и материалам, если такой доступ не ограничен по закону. Разработка и внедрение таких механизмов представляются возможными в рамках уже действующих инструментов сотрудничества в сфере туризма в рамках СНГ и ЕврАзЭС.
Так, например, если индивид намерен изучать историю определенной семьи или рода или собирать документы, материалы, нужные для изучения интересующего его вопроса в исторической перспективе, то ему необходима работа в архивах; для доступа к культурным ценностям необходимо посещение музеев; также для проведения научно-исследовательской экспедиции индивидам нужно будет согласовывать маршрут и места исследований с властями государства, где планируется такое исследование; соответственно, успеху их экспедиции способствовала бы помощь с оформлением необходимых документов по каналам Ростуризма.
Для того чтобы оказать информационное содействие в том, чтобы индивиды по приезде в ту страну, в которой, по имеющейся у них информации, жили предки той или иной семьи или рода или находятся интересующие их архивы, имели возможность целенаправленно вести исследовательскую работу, представляется важным на базе имеющихся культурных центров стран СНГ в России предоставлять информацию о том, в какие государственные архивы можно обратиться для получения возможности изучения тех или иных документов; как можно обратиться в тот архив, в котором хранятся интересующие сведения. Также важна информация и о музеях. Аналогичным образом, на сайте Ростуризма и в культурных центрах, созданных Россией за рубежом, в рамках формирования позитивного имиджа России представляется эффективной мерой предложить информацию о российских музеях, оказывать помощь в определении того, в архивы какого субъекта РФ можно обратиться с учетом имеющихся у индивидов сведений о месте, где происходили те или иные события.
Не менее эффективной мерой было бы представление грантов Ростуризма на финансирование научно-исследовательского туризма в целях изучения, поиска, сбора, анализа документов, материалов, сведений об определенном факте, событии, обстоятельстве, имеющих историческую, культурную, познавательную ценность для российского государства и общества.
Так, программа "Научный туризм" входит в перечень интересов СПб НЦ РАН и РАН, Совета ректоров Санкт-Петербурга, Комитета по внешним связям, Комитета по туризму, Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга, Россотрудничества и МИД РФ, домов науки РФ за рубежом <9>.
--------------------------------
<9> Крылова Е.А. Научный туризм как одна из форм научной дипломатии России // Аллея науки. 2018. Т. 1. N 2 (18). С. 367.
Таким образом, современный период развития международных отношений нельзя назвать стагнацией, - это время переосмысления уже достигнутого потенциала сотрудничества в различных сферах межгосударственного взаимодействия и определения новых векторов сотрудничества. Так, поскольку постоянно путешествующие физические лица, а также негосударственные организации уже являются неотъемлемыми участниками общественной дипломатии, международных отношений, то их интересны важно учитывать и государствам при выборе того или иного варианта развития диалога с зарубежными партнерами. С глубоких времен практика зарубежных поездок с научно-исследовательской целью является реалией мировой повестки дня, однако до настоящего времени не функционирует в полной мере международно-правовой механизм, позволяющий развивать международный научно-исследовательский туризм. В первую очередь в рамках пространства СНГ и ЕврАзЭС необходимо принятие конвенции о научно-исследовательском туризме как одном из направлений гуманитарного сотрудничества, на основе которой в рамках уже действующих (или вновь открываемых) центров культуры будет оказываться помощь по сбору документов для туристических поездок, нацеленных на изучение определенного научно-исследовательского вопроса.
Литература
1. Барабанова П.С. Туристская деятельность как объект правового регулирования / П.С. Барабанова // Актуальные проблемы российского права. 2011. N 1. С. 141 - 148.
2. Бережнова Е.И. Социальный и экономический эффекты в туризме: проблемы синтеза и анализа / Е.И. Бережнова // Экономический анализ: теория и практика. 2010. N 35 (200). С. 50 - 53.
3. Крылова Е.А. Научный туризм как одна из форм научной дипломатии России / Е.А. Крылова // Аллея науки. 2018. Т. 1. N 2 (18). С. 367 - 368.
4. Крылова Е.А. Перезагрузка мирового туризма: научный туризм / Е.А. Крылова // Власть и общество. 2021. N 2 (22). С. 8 - 10.
5. Кызьюрова Н.В. Научный туризм на Полярном Урале как пример возможного сотрудничества в Арктическом регионе / Н.В. Кызьюрова // Полярные чтения на ледоколе "Красин". 2020. N 1. С. 55 - 57.
6. Наумова Н.Н. Научный туризм как направление деятельности национального парка / Н.Н. Наумова, Е.Е. Панина // Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. Т. 5. N 2. С. 29 - 34.
7. Правовое обеспечение туризма: учебник / коллектив авторов; под общей редакцией Е.Л. Писаревского. Москва: Федеральное агентство по туризму, 2014. 336 с.
8. Рубцова Н.В. Социально-экономическая эффективность туристской деятельности: теория, методология, практика / Н.В. Рубцова. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2015. 212 с.
9. Скворцов А.М. Заграничные командировки как этап профессиональной подготовки антиковедов (на примере научной школы М.С. Куторги) / А.М. Скворцов // Мнемон: Исследования и публикации по истории античного мира. 2012. N 11. С. 404 - 410.
10. Холодилова Ю.Е. Ресурсный потенциал региона как основа развития научного туризма / Ю.Е. Холодилова // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. N 8 (144). С. 169 - 173.