Агропромышленный туризм как перспективное направление развития сельских территорий в регионах России
В статье представлена характеристика агропромышленного туризма как перспективного направления внутреннего туризма в Российской Федерации. Особый акцент авторы статьи делают на оценке роли агропромышленного туризма в развитии сельских территорий России и его социальную значимость, связанную с сохранением объектов культурного наследия, традиционных сельских ландшафтов. Выделены факторы эффективного развития проектов агропромышленного туризма: демонстрация рабочих площадей, современной техники, процессов по изготовлению продукции; интерактивность; применение цифровых технологий; комплексность.
Определены условия развития агропромышленного туризма в регионах России: синергетический эффект сотрудничества туристской индустрии и аграрного бизнеса; реализация концепции экологизации; тенденция соблюдения правильного образа жизни, сохранения здоровья и среды обитания. Обозначены сопутствующие внешние и внутренние факторы агропромышленного туризма: специфика деятельности, расположение предприятия, техника безопасности, сезонность, погодные условия. В статье представлена оценка Волгоградской области как региона, перспективного для развития агропромышленного туризма. Разработана программа тура по Среднеахтубинскому району области, включающая посещение агропромышленных предприятий, объектов культурного наследия региона. Выделена целевая аудитория агропромышленного туризма: школьники, семьи с детьми, субъекты аграрного бизнеса, заинтересованные в изучении передового опыта организации аграрного производства.
Ключевые слова: агропромышленный туризм, фермерские хозяйства, туристский продукт, внутренний туризм, регион.
The article presents the characteristics of agro-industrial tourism as a promising direction of domestic tourism in the Russian Federation. The authors of the article place special emphasis on assessing the role of agro-industrial tourism in the development of rural areas in Russia and its social significance associated with the preservation of cultural heritage sites, traditional rural landscapes. The factors for the effective development of agro-industrial tourism projects are identified: demonstration of working areas, modern technology, manufacturing processes; interactivity; application of digital technologies; complexity.
The conditions for the development of agro-industrial tourism in the regions of Russia are determined: the synergistic effect of cooperation between the tourism industry and the agricultural business; implementation of the concept of greening; the tendency to adhere to the right way of life, maintaining health and the environment. The accompanying external and internal factors of agro-industrial tourism are indicated: the specifics of the activity, the location of the enterprise, safety measures, seasonality, weather conditions. The article presents an assessment of the Volgograd region as a promising region for the development of agro-industrial tourism. A tour program has been developed for the Sredneakhtubinsky district of the region, including visits to agro-industrial enterprises, cultural heritage sites of the region. The target audience of agroindustrial tourism has been identified: schoolchildren, families with children, agricultural business entities interested in studying the best practices of organizing agricultural production.
Key words: agro-industrial tourism, farms, tourist product, domestic tourism, region.
Агропромышленный туризм, предусматривающий проведение досуга на фермах и сельскохозяйственных производствах, развивается во многих регионах России и может стать перспективным трендом туристской индустрии. Во многих странах мира агропромышленный туризм является источником дополнительного дохода для фермерских хозяйств. В странах Европы сельский и агропромышленный туризм как самостоятельные направления развиваются с середины XX в. и ежегодно привлекают до 40 млн туристов <1>. К примеру, в Финляндии фермеры получают до 50% своего дохода именно за счет туристической составляющей <2>.
--------------------------------
<1> Клицунова В.А. Зеленые маршруты как инновационный метод развития туризма в регионах // Туризм и региональное развитие. Вып. 4: сб. науч. ст. / отв. ред. Л.Ю. Мажар. Смоленск: Универсум, 2006. С. 79 - 85.
<2> Мошняга Е.В. Основные тенденции развития туризма в современном мире // Вестник РМАТ. 2013. N 3 (9). С. 20 - 33.
В России агропромышленный туризм представлен единичными программами, ориентированными на непродолжительное пребывание на фермерских хозяйствах. При этом развитие данной деятельности представляет определенный интерес для фермерских хозяйств и малых сельскохозяйственных предприятий. Агротуризм развивается более чем в 60 регионах России: действует около тысячи агротуристических ферм, мастерских народных промыслов, сельских музеев традиционного быта, при этом удельный вес агропромышленного в структуре туристического рынка составляет всего 6%, тогда как в европейских странах это цифра около 50% <3>.
--------------------------------
<3> Решетников Д.Г. Экологический туризм и агроэкотуризм // Национальный отчет о человеческом развитии в Республике Беларусь. Конкурентные преимущества регионов Беларуси. Минск, 2015. 205 с.
Помимо обеспечения диверсификации доходов фермерских хозяйств также необходимо учитывать социальную роль агропромышленного туризма, связанную с сохранением объектов культурного наследия, традиционных сельских ландшафтов, повышением уровня жизни и устойчивости развития сельских территорий <4>.
--------------------------------
<4> Малетин С.С. Особенности потребительского поведения поколения Z // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. N 21. С. 3347 - 3359; Рассохина Т.В., Лебедев К.А. Реализация принципов устойчивого развития в целях оптимизации системы конкурентоспособности туристских дестинаций // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10. N 2 (63). С. 87 - 100; Щедловская М.В., Гуляев В.Г. Современные тенденции устойчивого развития инфраструктуры туристских дестинаций // Вестник РМАТ. 2014. N 3. С. 14 - 21.
Агропромышленные туры также могут быть интересны зарубежным туристам, поскольку в целом ряде стран агропромышленные производства полностью автоматизированы и нет возможности ознакомиться с классическими, традиционными технологиями сельскохозяйственной деятельности. Например, на Дальнем Востоке присутствует спрос со стороны зарубежных туристов из Японии, Кореи, Китая на посещение российских агропромышленных предприятий - молочных ферм, сыроварен. Особенностью агропромышленных туров является наличие в них в том или ином формате элементов других видов туризма, в частности гастрономического, когда во время экскурсий туристам предлагается дегустация произведенной продукции - сыров, творога, овощей или мясной продукции. Для туристов важной является не только оценка качества и вкусовых свойств продукции, но и возможность наблюдения за технологическими процессами производства, расфасовки и упаковки продукции.
Агропромышленные туры, как правило, - это однодневные туры или так называемые туры выходного дня. Привлечение туристов на более длительное время пока ограничено в связи с наличием проблемы размещения и недостаточным количеством средств для размещения туристов. Данный вопрос находится в стадии решения, рассматривается возможность на законодательном уровне разрешить строительство и эксплуатацию сельских гостевых домов, гостиниц на землях сельскохозяйственного назначения.
При правильном подходе и рациональной организации агропромышленный туризм может быть лишен влияния фактора сезонности, т.е. туристам будут предлагаться круглогодичные туры. Например, в отличие от пляжного отдыха или зимнего горнолыжного туризма, поездка на молочную ферму и сыроварню может быть востребована в любой сезон года - летом, зимой, в межсезонье.
Основной формой агропромышленного туризма является производственная экскурсия на предприятия АПК. При формировании туристского продукта необходимо учитывать ряд факторов:
1. Демонстрация рабочих площадей, современной техники, процессов по изготовлению продукции. Так, например, в ОАО "Сады Придонья" в Иловлинском районе Волгоградской области возможна организация экскурсий в цеха промывки и обработки фруктов, возможна демонстрация сборочных и фасовочных процессов.
2. Интерактивность - предусматривает возможность участия туристов в производственных процессах агропредприятий, например в сборке урожая овощей, фруктов, при условии соблюдения всех норм и правил техники безопасности на производстве.
3. Применение цифровых технологий. В качестве примера можно рассмотреть опыт компании ООО "Стар Альянс - Волгоград", представляющей историю освоения международного образовательного туризма посредством как традиционных экспонатов, так и мультимедийных технологий.
Для формирования нового востребованного туристского продукта целесообразно использовать Методические рекомендации по организации промышленного туризма в регионах Российской Федерации, разработанные автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" совместно с Агентством бизнес-коммуникаций <5>. При выборе экскурсионных объектов, помимо тематики экскурсии, необходимо учитывать влияние целого ряда факторов: производственные мощности и специфику деятельности предприятия, технику безопасности, график работы технологической линии или конвейера, сезонность, погодные условия, местоположение предприятия, удобство подъезда, наличие места для расположения группы с целью наблюдения.
--------------------------------
<5> Методические рекомендации по организации промышленного туризма в регионах Российской Федерации.
Волгоградская область имеет развитое сельскохозяйственное производство и является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации. Агропромышленный потенциал региона позволяет не только удовлетворять внутренние потребности в продовольственной продукции, но и оказывать достаточно сильное влияние на формирование продовольственного рынка России <6>. Все агропредприятия разнообразные и отражают ту или иную грань аграрного производства. Современные, инновационные агропредприятия региона, внедряющие передовые технологии в аграрное производство, способны обеспечить туристу истинное удовольствие от этого взвешенного сочетания познавательности и эмоциональности. Это накладывает отпечаток на потенциальные программы по агропромышленному туризму.
--------------------------------
<6> Антамошкина Е.Н. Экономический механизм оптимизации аграрной политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: Наука и высшее профессиональное образование. 2017. N 4 (48). С. 297 - 303.
Природно-климатические условия и наличие на территории области фермерских хозяйств, специализирующихся на различных видах животноводческой деятельности и растениеводства, позволяют рассматривать Волгоградскую область как регион, перспективный для развития агропромышленного туризма.
В частности, на территории Среднеахтубинского района Волгоградской области находится природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" - природный биорезерват международного значения <7>. Уникальность Волго-Ахтубинской поймы заключается в ее бесчисленных ериках, старицах, озерах, к примеру озеро Лотосов. Помимо природных, исторических, культурных объектов на территории района имеются различные сельскохозяйственные и аграрные предприятия. Объектами показа могут стать следующие агропромышленные предприятия Среднеахтубинского района Волгоградской области: ВОО "Щит", ИП Чердынцев П.В., ИП Ананьин Н.В. - "Лотос" питомник растений, виноградники и винодельня "Вилла София", КФХ Колесов, рассадный комплекс "Росток", ООО "СП Орошаемое", ООО "Дядя Ваня-Девелей", КФХ Соловьев А.В., ЗАО "Птицефабрика Волжская" и другие предприятия АПК региона. Насыщенность района объектами показа позволяет создать комбинированный агропромышленный тур с комплексом культурно-исторических, спортивно-развлекательных, экологических и познавательных программ.
--------------------------------
<7> Князев Ю.П. Всемирное культурное и природно-культурное наследие. Волгоград: Принт, 2015. 200 с.; Кулешова М.Е. Культурные ландшафты в списке объектов всемирного наследия // Известия РАН. Серия географическая. 2007. N 3. С. 7 - 17; Токарева Е.В., Антамошкина Е.Н., Корабельников И.С. Оценка рисков и потенциала развития экологического туризма в природных парках Волгоградской области // Туризм: право и экономика. 2021. N 4. С. 16 - 20.
Сбор информации позволил нам разработать программу экскурсии в КФХ Соловьев А.В. для детской и взрослой аудитории (табл. 1). Общая протяженность маршрута составляет 96 км. Сезонность подобного рода туров будет приходиться на период апрель - октябрь, а оптимальное планируемое количество туристов в одной группе - 20 человек. Стоимость тура - около 1 100 руб. на человека.
Выезд туристов из Волгограда, с площади Ленина. Возможны два варианта движения на автомобильном транспорте (автобусный тур). Первый - туристы переезжают через реку Волгу по Волжской ГЭС, что само по себе зрелищно и интересно для потребителей любой категории. Второй вариант передвижения предусматривает движение через Волгу по знаменитому "танцующему" мосту.
На протяжении 5 км туристы могут наблюдать из окон транспортного средства крупнейшую гидроэлектростанцию Европейской части России - Волжскую ГЭС. Следующим объектом посещения станет "Среднеахтубинский районный историко-краеведческий музей", размещенный в старинном купеческом доме В. Гарыкина, построенном в конце XIX в. На сегодняшний день музей насчитывает свыше 3 000 выставочных образцов. Первым дарителем был местный художник Н.И. Подлеснов, который подарил музею 60 своих картин. Они и послужили началом музейной коллекции "Живопись". Вторая основная выставка - "Левый берег Волги в дни Сталинградской битвы", где представлены предметы военного быта и документы того периода.
После осмотра экспозиции группа направляется в КФХ Соловьев А.В., совмещающее растениеводство и разведение молочного крупного рогатого скота. Туристы могут наблюдать за работой современной сельскохозяйственной техники, участвовать в технологическом процессе сбора, калибровки и упаковки лука. У фермерского хозяйства имеется современное овощехранилище, рассчитанное на хранение 8 тыс. т лука. Оно оснащено специальными погрузчиками для укладки лука и транспортерами для его погрузки и разгрузки.
Гордостью КФХ Соловьева А.В. является молочно-товарная ферма, на которой несколько сотен молочных коров, быков, телят разных возрастов. Ежедневно с фермы на молококомбинат Волжского поступает не менее 6 т молока. Посетители могут посетить доильный цех и наблюдать за процессом дойки. В хозяйстве держат самых высокодойных особей коров голштинской породы. Для посетителей с детьми особый интерес представляют корпуса с телятами, поэтому посещение фермы идеально подходит для школьников и семей с детьми.
Путешествие по фермерскому хозяйству занимает почти целый день. Задачей турмаршрута является не только получение туристами новых впечатлений, но и привлечение внимания к аграрному производству, распространение знаний о профессиях и возможностях деятельности на сельских территориях. Вся продукция, производимая в КФХ Соловьева В.А., является экологически чистой продукцией.
Основными потребителями агропромышленных туров в регионе будут туристы из г. Волгограда, Волгоградской области и других регионов страны, интересующиеся организацией агропромышленного производства и его технико-технологическими процессами. Также агропромышленные туры могут представлять интерес для субъектов аграрного бизнеса, заинтересованных в изучении перспективного производственного опыта ведения аграрного хозяйства.
Программа тура может быть расширена за счет включения в нее других предприятий аграрного сектора региона. Например, посещения КФХ "Колесов", специализирующегося на выращивании томатов. Хозяйство не первый год занимается агротуризмом, показывая горожанам опыт организации аграрного производства и продвигая имидж успешного сельского жителя.
В Среднеахтубинском районе располагается компания ООО "Дядя Ваня-Девелей". Сегодня бренд "Дядя Ваня" представлен не только в России, но и далеко за ее пределами: в США, Канаде, Германии, Израиле, Эстонии, Казахстане, Китае, Австралии и многих других странах.
Российско-германская компания Develey Holding GmbH начала свою деятельность в Волгоградской области в 2016 г. Одним из крупнейших европейских производителей соусов и приправ было создано совместное предприятие по выпуску томатной пасты в Волгоградской области. Производство консервной продукции на предприятии представляет собой высокотехнологический процесс с применением современного оборудования.
Предприятие является образцом внедрения инновационных технологий и готово делиться своим накопленным опытом, радушно встречая гостей. Во время проведения экскурсий в ООО "Дядя Ваня-Девелей" организуются дегустации и сотрудники раскрывают секреты приготовления лечо, томатной пасты не просто в качестве гарнира, а в составе оригинальных голубцов от "Дяди Вани".
Создание современного сельскохозяйственного перерабатывающего производства способствует развитию агропромышленного комплекса региона, увеличивает налоговые поступления в бюджет, а также решает вопросы занятости населения Волгоградской области <8>. Успех сельскохозяйственного проекта заключается в контроле качества продукции на всех стадиях производства, начиная от посева семечка и высадки рассады в открытый грунт, любовь к потребителю и забота о его здоровье - все это делает "Дядю Ваню" вот уже 20 лет ведущим брендом овощной консервации на России. Включение данного предприятия в проекты агропромышленного туризма в регионе позволит усилить положительный синергетический эффект сотрудничества туристской индустрии и аграрного бизнеса.
--------------------------------
<8> Балашова Н.Н., Корабельников И.С., Ишкин Д.А. Экономическая оценка эффективности применения технологий сельскохозяйственного производства: региональный аспект // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. 2017. N 4 (48). С. 272 - 280; Токарева Е.В., Балашова Н.Н. Лизинг биологических активов (биолизинг): классификационные признаки и учетно-аналитическое обеспечение // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: Наука и высшее профессиональное образование. 2017. N 2 (46). С. 289 - 296.
В мире прослеживается тенденция роста крупных городов и увеличения численности городского населения, вместе с этим растет интерес со стороны потребителей к так называемым экологическим турам, поэтому поддержка фермерских хозяйств, небольших сельскохозяйственных производств может рассматриваться как конкурентоспособное предложение на рынке туристских услуг. А новые идеи по привлечению событий и инвесторов в сельскохозяйственную отрасль в целях формирования регионального бренда должны войти в стратегию развития сельских территорий Волгоградского региона.
Литература
1. Антамошкина Е.Н. Экономический механизм оптимизации аграрной политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности / Е.Н. Антамошкина // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: Наука и высшее профессиональное образование. 2017. N 4 (48). С. 297 - 303.
2. Балашова Н.Н. Экономическая оценка эффективности применения технологий сельскохозяйственного производства: региональный аспект / Н.Н. Балашова, И.С. Корабельников, Д.А. Ишкин // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. 2017. N 4 (48). С. 272 - 280.
3. Клицунова В.А. Зеленые маршруты как инновационный метод развития туризма в регионах / В.А. Клицунова // Туризм и региональное развитие. Вып. 4: сборник научных статей / ответственный редактор Л.Ю. Мажар. Смоленск: Универсум, 2006. С. 79 - 85.
4. Князев Ю.П. Всемирное культурное и природно-культурное наследие / Ю.П. Князев. Волгоград: Принт, 2015. 200 с.
5. Кулешова М.Е. Культурные ландшафты в списке объектов всемирного наследия / М.Е. Кулешова // Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2007. N 3. С. 7 - 17.
6. Малетин С.С. Особенности потребительского поведения поколения Z / С.С. Малетин // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. N 21. С. 3347 - 3359.
7. Мошняга Е.В. Основные тенденции развития туризма в современном мире / Е.В. Мошняга // Вестник РМАТ. 2013. N 3 (9). С. 20 - 33.
8. Рассохина Т.В. Реализация принципов устойчивого развития в целях оптимизации системы конкурентоспособности туристских дестинаций / Т.В. Рассохина, К.А. Лебедев // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10. N 2 (63). С. 87 - 100.
9. Решетников Д.Г. Экологический туризм и агроэкотуризм / Д.Г. Решетников // Национальный отчет о человеческом развитии в Республике Беларусь. Конкурентные преимущества регионов Беларуси. Минск, 2015. 205 с.
10. Токарева Е.В. Лизинг биологических активов (биолизинг): классификационные признаки и учетно-аналитическое обеспечение / Е.В. Токарева, Н.Н. Балашова // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: Наука и высшее профессиональное образование. 2017. N 2 (46). С. 289 - 296.
11. Токарева Е.В. Оценка рисков и потенциала развития экологического туризма в природных парках Волгоградской области / Е.В. Токарева, Е.Н. Антамошкина, И.С. Корабельников // Туризм: право и экономика. 2021. N 4. С. 16 - 20.
12. Щедловская М.В. Современные тенденции устойчивого развития инфраструктуры туристских дестинаций / М.В. Щедловская, В.Г. Гуляев // Вестник РМАТ. 2014. N 3. С. 14 - 21.