"Умный город" как основа "умного туризма" в эпоху цифровых технологий: правовые и философские прогнозы
Статья посвящена проблемам и перспективам развития так называемого умного туризма в современных российских городах. Показаны факторы, потенциально мотивирующие развитие данного рода туризма, и сдерживающие факторы. В частности, обращается внимание на менталитет городских жителей России, особенно поколений 45+ и 65+. Осуществлено исследование правовых аспектов проблемы создания "умных городов" как основы развития "умного туризма". Обоснована необходимость создания социального страта "умных жителей", т.е. жителей, свободно ориентирующихся в цифровом пространстве города. Исследование актуально в связи с тем, что сегодня в России уже есть города, претендующие на звание "умных", но их немного. В частности, таковыми являются Москва, Казань, Сколково, Иннополис.
Ключевые слова: "умный город", "умный туризм", информационные технологии, туриндустрия, единое информационное пространство.
The article is devoted to the problems and prospects for the development of the so-called "smart tourism" in modern Russian cities. The factors that potentially motivate the development of this kind of tourism, as well as the deterrents, are shown. In particular, attention is drawn to the mentality of urban residents of Russia, especially generations 45+ and 65+. A study of the legal aspects of the problem of creating "smart cities" as the basis for the development of "smart tourism" has been carried out. The necessity of creating a social stratum of "smart residents" is substantiated, residents freely navigating the digital space of the city. The study is relevant due to the fact that today in Russia there are already cities that claim to be "smart", but there are not many of them. In particular, these are Moscow, Kazan, Skolkovo, Innopolis.
Key words: "smart city", "smart tourism", information technology, tourism industry, single information space.
Сегодня туризм является той отраслью экономики, в которой многие государства и их административные единицы видят своего рода панацею, хотя до середины XIX в. данный термин не был широко известен. Более того, для 38% государств туриндустрия является основным источником дохода <1>.
--------------------------------
<1> Рутковский В.В. Туризм как отрасль экономики и перспективы его развития.
Действительно, общий вклад туризма в мировой ВВП составил в 2019 г. (до пандемии) более 10%, создав тем самым одно из десяти рабочих мест в целом и одно из четырех новых рабочих мест в частности. Кроме того, туризм помогает развивать инфраструктуру (дороги, социальные объекты, гостиницы, рестораны, парки и др.), сохранять объекты культурного наследия и экологию <2>. Туризм не зря окрестили "феноменом XX века", поскольку он помогает развивать не одну конкретную отрасль экономики (как правило, любая отрасль работает, прежде всего, на себя), а сразу несколько смежных.
--------------------------------
<2> Почему туризм так важен для экономики в 2021 году?
С развитием высоких информационных технологий туризм получает новые возможности для реализации. В науке появился даже специальный термин - "умный туризм" (smart-туризм), т.е. своего рода комплексная модель, использующая реальные (физические) ресурсы туристической индустрии и инновационные (интеллектуальные) технологии будущего. Однако для такого рода туризма "особенно важно развитие городского пространства. Новым витком в этом направлении является быстро набирающая популярность система smart city - "умный город" <3>. Предполагается, что подобная система будет использовать различные информационные платформы и IT-приложения, порталы сервисов и услуг (3G, ГИС, электронные переводы и платежи, "умные терминалы", "умные паркинги", "умные остановки", "умные карты", QR-коды, интерактивные музеи, галереи, аудиогиды, геймификацию исторических событий, интерактивные панели (экраны) и др.), чтобы сделать город максимально комфортным, безопасным и экологически чистым для туристов, а посредством этого - и для основных жителей.
--------------------------------
<3> Вишневская Е.В. Создание городского digital-сервиса "умный туризм" // Управление в условиях цифровизации социально-экономических процессов: Сборник научных статей. Чебоксары, 2020. С. 78 - 84.
Как отметил Президент России В.В. Путин еще в 2018 г., "нужно создать современную среду для жизни. При этом важно, чтобы населенные пункты сохранили свое лицо и историческое наследие. Обновление городской среды должно базироваться на широком внедрении передовых технологий и материалов в строительстве, современных архитектурных решений, на использовании цифровых технологий в работе социальных объектов, общественного транспорта, коммунального хозяйства. Именно развитые коммуникации позволят и жителям малых городов и сел удобно пользоваться всеми возможностями и современными сервисами, которые есть в крупных центрах, а сами небольшие населенные пункты будут тесно интегрированы в общее социальное и экономическое пространство России" <4>.
--------------------------------
<4> Путин В.В. Послание Президента Федеральному Собранию. 1 марта 2018 г.
Мировая практика уже знает примеры таких городов. Первоначально они возникали как экспериментальные площадки, однако, по некоторым прогнозам, уже к 2020 г. их количество должно было достичь 600 <5>.
--------------------------------
<5> Абламейко М., Абламейко С. "Умный город": от теории к практике // Наука и инновации. 2018. N 6. С. 28.
Решение поставленной задачи потребует не только создания "умных систем", выступающих лишь средством благоустройства населенных пунктов, но и "умных жителей", т.е. жителей прежде всего компьютерно грамотных. Это ставит перед образованием новую задачу: сформировать необходимые IT-компетенции у всех жителей города.
В данный момент часть населения российских городов - это так называемые цифровые мигранты, часть - пенсионеры, слабо или вовсе не владеющие информационными технологиями. Так, по результатам социологического опроса, проведенного ВЦИОМ в 2007 г., 59% россиян не имели в собственности цифровой техники (для граждан старше 60 лет этот показатель достигал 86%) <6>. В 2020 г. доля семей, обладающих компьютерами, составляла уже 69,4% <7>.
--------------------------------
<6> Россия: 70 процентов семей не имеют ПК.
<7> В РФ снизилась доля семей, которые имеют компьютер.
Несмотря на то что большая часть населения (67%) выходит в Интернет с мобильных телефонов, с ПК и планшетов это делает 51% граждан <8>. Кроме того, кнопочными телефонами до сих пор пользуются 20% россиян, из них 37% - люди старше 65 лет, при этом за последнее время спрос на них вырос на 26% <9>. По данным НИУ ВШЭ, доля пенсионеров - пользователей ПК (именно они среди данной группы населения наиболее популярны) в 2015 г. составила в среднем 22,5% <10>.
--------------------------------
<8> Исследование: почти 70% россиян используют смартфон для выхода в Интернет.
<9> Чебакова Д. Операторы связи оценили количество кнопочных телефонов на руках у россиян.
<10> Салтанова С.В. Юзеры на пенсии // Вопросы статистики. 2017. N 5.
Есть и другие данные, согласно которым в России каждый мужчина старше 65 лет пользуется Интернетом, при этом каждый пятый россиянин никогда не пользовался им. В качестве причин фигурируют: отсутствие технических или финансовых возможностей, навыков пользования. Не последнюю роль играет и возраст: в группе от 55 до 65 лет всего 12,9% активных пользователей, в возрастной группе от 65 до 75 лет их уже 35,5%, а среди лиц старше 75 лет - 69,3% <11>. То есть доля пользователей, безусловно, растет, но старшее поколение пользуется новыми технологиями больше от одиночества (просмотр новостей, общение), а вот заполнение документов в онлайн-режиме до сих пор представляет для них своеобразную трудность, в том числе из-за необходимости пользоваться разными дополнительными программами и умениями: регистрация на разных платформах, создание своего профиля, создание, сканирование, форматирование документов, использование нескольких сложных логинов и паролей и др. Современные обучающие курсы лишь отчасти решают указанную задачу.
--------------------------------
<11> Интернет-доступ. Рынок России и СНГ.
Поскольку интеллектуальные технологии должны соединять между собой все инфраструктуры города (транспортные, энергетические, образовательные, социальные, финансовые, торговые, производственные и иные) в единую базу данных для удобства управления, проще всего создавать "умные города" с нуля, но это не всегда возможно. Поэтому наиболее реалистичное направление - это модернизация уже существующих городов. Однако данная стратегия имеет свои сложности:
- не всегда имеющуюся архитектуру и инфраструктуру можно встроить в концепцию "умного города" с тем же полезным эффектом, что и при создании аналогичного города с нуля. Так, например, в Масдаре (пригород Абу-Даби, ОАЭ) все "умные системы" работают на возобновляемых источниках энергии, поэтому все улицы Масдара строятся с учетом положения солнца и направления розы ветров. Кроме того, в черте города нет обычного (неэкологичного) транспорта, автозаправок и паркингов <12>;
- в городах с большим культурно-историческим багажом возникает необходимость оцифровки соответствующих объектов, что требует времени, осторожного (бережного) отношения и совместной работы с хранителями фондов;
- в средних и малых по численности населения городах это связано с неудовлетворительным качеством имеющихся инфраструктур, недостаточностью финансирования, в том числе из-за неразвитости форм частного партнерства, меньшим количеством молодежи по отношению к старшему поколению (поскольку молодежь стремится получить образование и работу в крупных городах).
Последний фактор является немаловажным, поскольку большое значение в стратегии создания "умных городов" имеет поддержка этой стратегии местным населением. Однако часть населения (преимущественно 45+) не испытывает удовольствия от того, что все их действия отслеживаются различными системами. Более молодое поколение к этому уже привыкло, находя в подобной "слежке" больше плюсов, чем минусов. Оно привыкло полагаться на технику, достаточно доверяя ей, в то время как старшее поколение привыкло доверять только себе, кроме того, оно опасается, что искусственный интеллект может привести к безработице, особенно в небольших городах. В то же время за рубежом развитие получила не только модель "умных мегаполисов", но и модель "малоэтажных аналогов Кремниевой долины";
- в городах с аридным земледелием и засушливым климатом возникают определенные трудности в части озеленения городских территорий, поскольку "умный город" - это еще и "зеленый город";
- в странах с "ложной урбанизацией", где современный сити-центр окружен трущобами, это создает дополнительные сложности, поскольку такие депрессивные районы разрастаются бессистемно, без разрешения местных властей и соблюдения градостроительных и иных требований.
--------------------------------
<12> Абламейко М., Абламейко С. Указ. соч. С. 32.
Помимо указанных задач необходимо создать или модернизировать имеющуюся нормативную базу, пока в недостаточной степени учитывающую вышеописанные тенденции. Так, несмотря на поставленную Президентом РФ задачу по созданию единой информационной базы между государственными органами, до сих пор нередки случаи, когда последними используются устаревшие данные о гражданах. В частности, до сих пор гражданин обязан письменно уведомлять государственные органы о смене места жительства, даже если он своевременно внес данные паспорта в систему "Госуслуги". Существует также проблема хранения данных, поскольку бумажные носители имеют в этом вопросе преимущество перед электронными (CD и DVD, флеш-накопители). Кроме того, возникает необходимость работы с бумажными, ранее созданными, документами, что создает потребность в их переводе в цифровую форму.
Несмотря на то что большинство органов перешли на обмен электронными данными, не всегда этот процесс следует считать полноценным, так как ЭЦП при этом используется крайне редко <13> (следовательно, такой документ не является электронным и не будет признан доказательством в суде). Интернет-сайты, созданные государственными и муниципальными органами, часто крайне неудобны для поиска информации населением, не всегда имеют электронный формат обратной связи, не связанный с обращениями (жалобами) граждан, сайты обновляются с опозданием и т.п. Не стоит сбрасывать со счетов и кибератаки на органы власти, и действия электронных мошенников, выдающих себя за госслужащих и использующих фишинговые технологии для обмана простых граждан.
--------------------------------
<13> Сахарова О.Е. Правовые вопросы электронного документооборота в органах государственной власти.
Таким образом, процесс создания "умных городов", в том числе для развития "умного туризма", требует на первых этапах определенных вложений, и не только в создание "умных" платформ и приложений, но и в формирование страта "умных жителей", обеспечение системы кибербезопасности, правового сопровождения различных процессов "умной экономики" и управления единой базой данных городского хозяйства. Однако не стоит забывать, что для развития "умного туризма" недостаточно одних технологий, необходимы еще и сами объекты туризма: памятники истории, культуры, природные памятники, лечебно-оздоровительные ресурсы. Но есть немало территорий, где перечисленные объекты присутствуют, но либо не все они прошли паспортизацию, либо их состояние далеко от глянцевого, либо данные объекты располагаются не в шаговой доступности и не имеют необходимой инфраструктуры должного уровня.
Литература
1. Абламейко М. "Умный город": от теории к практике / М. Абламейко, С. Абламейко // Наука и инновации. 2018. N 6. С. 28 - 34.
2. Вишневская Е.В. Создание городского digital-сервиса "умный туризм" / Е.В. Вишневская // Управление в условиях цифровизации социально-экономических процессов: Сборник научных статей / Ответственный редактор Е.А. Ильина. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет, 2020. С. 78 - 84.
3. Путин В.В. Послание Президента Федеральному Собранию / В.В. Путин // Государственная Дума Федерального Собрания РФ. 2018. 1 марта.
4. Рутковский В.В. Туризм как отрасль экономики и перспективы его развития / В.В. Рутковский // Заочные электронные конференции.
5. Салтанова С.В. Юзеры на пенсии. Как старшее поколение осваивает компьютерные технологии / С.В. Салтанова // Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики". Научно-образовательный портал IQ. 2017. 10 августа.
6. Сахарова О.Е. Правовые вопросы электронного документооборота в органах государственной власти / О.Е. Сахарова // Право и Интернет: теория и практика: Материалы V Международной конференции (г. Москва, 25 - 26 ноября 2003 г.).
7. Чебакова Д. Операторы связи оценили количество кнопочных телефонов на руках у россиян / Д. Чебакова // РБК. 2021. 1 августа.