Дополнения от 01 ноября 2023 года к ответам на вопросы, заданные нашими клиентами и посетителями сайта в 2023 году
Вопрос: О перемещении лесоматериалов через российско-казахстанский и российско-белорусский участки государственной границы.
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Правительством Российской Федерации 30.12.2022 принято Постановление N 2552, предусматривающее возможность перевозки отдельных видов лесоматериалов из Российской Федерации в государства - члены Евразийского экономического союза, а также в третьи страны через территорию государств - членов Евразийского экономического союза через автомобильные пункты пропуска Бугристое, Озинки, Петухово, а также пункт пограничного контроля Красная горка (на участке государственной границы Российской Федерации с Республикой Беларусь).
05.10.2023
Вопрос: Изъятие емкостей с жидкостью при производстве предполетного досмотра.
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Предполетный и послеполетный досмотры пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, осуществляются в соответствии с Правилами проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденными Приказом Минтранса России от 25.07.2007 N 104 (далее - Правила досмотров).
В Приложении N 1 к Правилам досмотров определены ограничения по провозу на борту воздушного судна предметов и веществ.
В соответствии с положениями пункта 2 Приложения N 1 к Правилам досмотров разрешено перевозить на борту воздушного судна с соблюдением требуемых условий:
1) в зарегистрированном багаже в грузовых, багажных отсеках воздушного судна с изолированным доступом пассажиров к багажу во время полета алкогольные напитки с содержанием более 24%, но не более 70% алкоголя по объему в емкостях вместимостью не более 5 л, в таре, предназначенной для розничной торговли, - не более 5 л на одного пассажира; жидкости и алкогольные напитки с содержанием алкоголя по объему не более 24%;
2) в вещах, находящихся при пассажирах: жидкости, гели и аэрозоли, относящиеся к неопасным, в емкостях вместимостью не более 100 мл (или эквивалентной емкостью в других единицах измерения объема), упакованные в надежно закрывающийся прозрачный пластиковый пакет объемом не более 1 л - один пакет на пассажира.
Жидкости, приобретенные в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту или на борту воздушного судна, должны быть упакованы в надежно запечатанный (опломбированный) пластиковый пакет, обеспечивающий идентификацию доступа к содержимому пакета в течение полета, на котором имеется достоверное подтверждение того, что эта покупка произведена в аэропортовых магазинах беспошлинной торговли или на борту воздушного судна в день (дни) поездки.
В соответствии с положениями пункта 74 Правил досмотров обнаруженные при досмотре пассажиров опасные предметы и вещества, находящиеся в свободной продаже, но запрещенные к перевозке на борту воздушных судов, изымаются с оформлением акта обнаружения и изъятия, регистрируются в журнале учета соответствующих актов и передаются на хранение в специально оборудованный склад аэропорта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае несогласия с действиями сотрудников аэропорта в соответствии со статьями 3 и 5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
При выявлении нарушений требований законодательства в области транспортной (авиационной) безопасности в аэропортах Российской Федерации и на воздушных судах рекомендуем обращаться в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.
05.10.2023
Вопрос: Касательно необходимости учета аварии танкера при разработке планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов морских нефтяных терминалов.
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Требованиями статьи 7 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон "О защите населения") установлено, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение ущерба и потерь в случае их возникновения, должны проводиться заблаговременно.
Также в статье 7 Федерального закона "О защите населения" указано, что ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация.
Требованиями подпункта 3 пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О морских портах") установлено, что операторы морских терминалов, иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта, капитаны судов, другие лица, которые осуществляют деятельность и (или) находятся в морском порту, обязаны обеспечивать меры по предотвращению загрязнения территории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами.
Требованиями подпункта 1 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О морских портах" установлено, что операторы морских терминалов и иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны осуществлять эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта в соответствии с требованиями обеспечения промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и требованиями технических регламентов.
Требованиями пункта 30 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794, установлено, что ликвидация чрезвычайной ситуации локального характера осуществляется силами и средствами организации.
В данном случае рассматривается чрезвычайная ситуация, сложившаяся на локальной территории, локальном объекте, то есть свойственная только определенному месту, не выходящая за определенные пределы.
Безопасность причалов и других объектов инфраструктуры морского порта, принадлежащих и эксплуатируемых хозяйствующими субъектами, является объектом ответственности их владельцев вне зависимости от того, какие суда находятся у этих причалов.
Таким образом, в случае наличия при осуществлении деятельности организации нескольких объектов, аварийные случаи на которых могут привести к разливам нефти, необходимо исходить из необходимости ликвидации максимального объема разлива нефти.
Нефтепродукты, вылившиеся из аварийного танкера, являются загрязнителями акватории в районе причала нефтяного терминала.
Локализация и сбор за минимально возможное время нефтяного загрязнения акватории в районе причала нефтяного терминала являются задачей нефтяного терминала.
Пункт 19 Положения о функциональной подсистеме организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности, утвержденного Приказом Минтранса России от 30.05.2019 N 157, согласно которому применение сил и средств функциональной подсистемы осуществляется на основе соответствующих Планов ЛРН, в том числе Планов ЛРН эксплуатирующих организаций и судоходных компаний (объектовых планов) - при разливах нефти и нефтепродуктов на объектах данных организаций и компаний с учетом возможных разливов с обслуживаемых и бункеруемых судов, в полной мере соответствует положениям вышеуказанных нормативных правовых актов.
Исходя из изложенного, Росморречфлот сообщает о необходимости учета аварии танкера при разработке Планов ЛРН морских нефтяных терминалов, в т.ч. необходимости проведения мероприятий по локализации и ликвидации разлившихся при аварии нефти и нефтепродуктов в районе морского терминала.
05.10.2023
Вопрос: По вопросу разъяснения понятия "специализированные суда, предназначенные для бункеровки (суда-бункеровщики)".
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : В соответствии с разделом 2.5 (таблица 2.5, подраздел 1.17) Правил классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства (часть I "Классификация", НД N 2-020101-138) к нефтеналивным судам (oil tanker) относятся и суда, предназначенные для бункеровки судов (т.е. имеющие назначение "бункеровщик").
Вместе с тем для получения наиболее полного разъяснения указанного вопроса целесообразно обратиться в ФАУ "Российский морской регистр судоходства" и ФАУ "Российский речной регистр", к полномочиям которых отнесена классификация морских и речных судов.
05.10.2023
Вопрос: Будет ли противоречить требованиям действующего законодательства в области транспортной безопасности размещение пункта управления транспортной безопасностью (далее - ПУТБ) за пределами объекта транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ)?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Обеспечение транспортной безопасности ОТИ осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон) и Требований по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 N 1638 (далее - Требования).
Нормативные правовые акты Российской Федерации, в том числе Федеральный закон и Требования, не содержат запрета на размещение ПУТБ за пределами ОТИ.
05.10.2023
Вопрос: О стоимости услуг по перевозке контейнеров морским транспортом и перевалке контейнеров в морских портах Российской Федерации.
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : В соответствии с Положением о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 371, в компетенцию Росморречфлота не входит рассмотрение вопросов тарификации перевозок и перевалки грузов.
Вместе с тем Росморречфлот сообщает, что общим принципом ценообразования на морском транспорте в условиях рыночной экономики является свободное установление тарифов на перевозки и связанные с ними услуги, за исключением работ и услуг, подлежащих государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в основном только на продукцию естественных монополий. Данным Указом также установлено, что Правительство Российской Федерации определяет и утверждает перечни продукции производственно-технического назначения, услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" установлено, что деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг в портах регулируется государством. Следует отметить, что данным Законом перевалка грузов в морских портах и перевозка грузов морским транспортом не отнесены к сфере услуг естественных монополий.
Согласно статьям 421 и 424 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора и самостоятельно определяют его цену на основе взаимной выгоды.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
Вместе с тем если высокие цены на перевозку грузов из/в морские порты Российской Федерации устанавливаются перевозчиками, злоупотребляющими своим монопольным положением, либо грузоотправителям необоснованно отказывают в перевозке грузов (дискриминация), то реагирование на данные нарушения осуществляет ФАС России.
05.10.2023
Вопрос: Будет ли противоречить требованиям действующего законодательства в области транспортной безопасности размещение в ПУТБ работников частного охранного предприятия, которое обеспечивает физическую охрану объектов и территорий СТИ, прилегающих к ОТИ?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : В соответствии со статьей 10 Федерального закона к работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности, не могут быть допущены лица, не прошедшие в порядке, установленном данным Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.
В указанной связи Управление считает, что допуск на ПУТБ работников частного охранного предприятия, которое обеспечивает физическую охрану объектов и территорий СТИ, прилегающих к ОТИ, без их соответствия требованиям статьи 10 Федерального закона, в том числе без прохождения соответствующей подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, недопустим.
05.10.2023
Вопрос: Отсутствие продажи билетов в остановочных пунктах по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Продажа билетов допускается только до остановочных пунктов, которые включены в состав межрегиональных маршрутов регулярных перевозок в соответствии с утвержденным расписанием.
Включение в состав маршрута остановочных пунктов, а также определение времени отправления и прибытия транспортного средства осуществляются на усмотрение перевозчиков, обслуживающих межрегиональные маршруты регулярных перевозок. При этом использование остановочных пунктов допускается только при наличии их в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
05.10.2023