Дополнения от 31 декабря 2023 года к ответам на вопросы, заданные нашими клиентами и посетителями сайта в 2023 году
Вопрос: Я как частное лицо имею в собственности плавучий объект. Занимаюсь предоставлением услуг гостиницы. Скажите, пожалуйста, какие документы по транспортной безопасности у меня должны быть разработаны?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : На основании части 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон) обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры (далее - СТИ), перевозчиков, если иное не установлено Законом и иными федеральными законами.
Согласно подпункту "в" пункта 5 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 N 1442, объектами транспортной инфраструктуры являются здания, сооружения и помещения, в том числе гидротехнические, для обслуживания пассажиров и транспортных средств внутреннего водного транспорта, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности, на перевозку которых требуется специальное разрешение, в составе причалов, портов (пристаней), дебаркадеров, стоечных судов, расположенных на внутренних водных путях.
В указанной связи в случае использования плавучего объекта для обслуживания пассажиров и транспортных средств внутреннего водного транспорта, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности, на перевозку которых требуется специальное разрешение, СТИ обязан во исполнение Закона осуществить его категорирование, провести оценку уязвимости, разработать и реализовать план обеспечения транспортной безопасности.
В остальных случаях, по мнению Управления, плавучие объекты не являются объектами транспортной инфраструктуры, в отношении которых действуют положения Закона.
16.11.2023
Вопрос: Стоимость воздушной перевозки и программы субсидирования.
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Согласно пункту 5 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа устанавливается перевозчиками.
При осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок пассажиров и багажа применяются и распространяются на перевозчиков, уполномоченных агентов и пассажиров Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденные Приказом Минтранса России от 25.09.2008 N 155 (далее - Правила N 155).
Тарифы на авиаперевозки формируются под влиянием ряда факторов, связанных с объемами пассажиропотока, конъюнктурой рынка, сезонностью и датами осуществления воздушных перевозок, глубиной продаж.
Согласно пункту 15 Правил N 155 между двумя пунктами может быть установлено несколько пассажирских тарифов, различающихся по размеру денежной суммы и (или) условиям применения тарифа. Количество пассажирских мест, предлагаемых для бронирования перевозки по уровням тарифов, определяется перевозчиком.
Ценовая политика, проводимая авиакомпаниями, характеризуется элементами динамического ценообразования, что заключается в дифференциации стоимости авиаперевозки в зависимости от даты вылета, дня недели, сезона, уровня загрузки воздушного судна по мере приближения к дате вылета, с учетом динамики изменения потребительского спроса, объема реализованных авиабилетов на конкретный период времени (% занятости кресел).
Вместе с тем в целях обеспечения ценовой доступности осуществляется субсидирование воздушных перевозок пассажиров в рамках Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок населению, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2018 N 215 (далее - Правила N 215), Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 N 1242 (далее - Правила N 1242), Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление перевозок по социально значимым маршрутам Дальневосточного федерального округа, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2021 N 1172 (далее - Правила N 1172).
В рамках Правил N 215 предусмотрено субсидирование перевозок в удаленные и труднодоступные населенные пункты, в том числе расположенные на Дальнем Востоке и в Сибири, в Симферополь и Калининград. В 2023 году фактически перевозки выполняются по маршрутам в удаленные и труднодоступные населенные пункты и г. Калининград.
В отношении маршрутов, предусмотренных приложениями 1, 3, 4 Правил N 215, право на перевозку по льготному тарифу имеют граждане Российской Федерации пожилого возраста (женщины в возврате свыше 55 лет, мужчины в возрасте свыше 60 лет), граждане Российской Федерации до 23 лет, инвалид I группы любого возраста и сопровождающее его лицо, ребенок-инвалид, лицо, сопровождающее ребенка-инвалида, инвалид с детства II и III группы, а также лицо, имеющее удостоверение многодетной семьи (наименее защищенные категории граждан).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2021 N 84 Правила N 215 дополнены приложением N 5, предусматривающим Перечень маршрутов воздушных перевозок пассажиров, зарегистрированных по месту жительства на территории субъекта, входящего в состав Дальневосточного федерального округа, который включает 21 наиболее востребованный маршрут с/на территории Дальнего Востока в/из г. г. Москва и Санкт-Петербург.
В Перечень субсидируемых включены маршруты в/из г. Москву из/в г. г. Магадан, Южно-Сахалинск, Хабаровск, Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Анадырь, Благовещенск, Мирный, Нерюнгри, Певек, Полярный, Улан-Удэ, Чита, Якутск; в/из г. Санкт-Петербург из/в г. г. Благовещенск, Владивосток, Мирный, Петропавловск-Камчатский, Хабаровск, Чита, Якутск.
Кроме того, в соответствии с Правилами N 1242 в 2023 году осуществляется субсидирование перевозок всех категорий пассажиров.
Согласно Правилам N 1172 в 2023 году субсидируются перевозки всех категорий населения по маршрутам Дальневосточного федерального округа.
16.11.2023
Вопрос: Задержка/отмена рейсов российскими авиакомпаниями.
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Пунктом 76 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (далее - Правила), определены условия, при которых перевозчик вправе задержать рейс, а именно: "перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией".
Согласно пункту 99 Правил при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:
предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время;
размещение в гостинице при ожидании отправления рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время;
доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
организация хранения багажа.
Вместе с тем в соответствии со статьей 120 Воздушного кодекса Российской Федерации за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
Федеральное агентство воздушного транспорта полномочиями по вмешательству в коммерческую деятельность авиаперевозчиков и иных юридических лиц не наделено. Вопросы возмещения убытков пассажирам также не входят в компетенцию Росавиации.
Обращение направляется в авиакомпанию.
В этой связи в случае несогласия с действиями перевозчика за пассажиром остается право обращения в суд с исковым заявлением по месту жительства либо по месту нахождения авиаперевозчика.
16.11.2023
Вопрос: Имеет ли право гражданин, мобилизованный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" (далее - Указ), сдать ранее оформленный авиабилет?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Граждане, призванные на военную службу в соответствии с Указом, вправе отказаться от поездки и оформить возврат провозной платы независимо от правил тарифа (возвратный или невозвратный), по которому была оплачена перевозка.
Оформить возврат могут подлежащие призыву граждане, которые купили билет до 21 сентября 2022 года, в этот день в России объявили частичную мобилизацию.
16.11.2023
Вопрос: Нужен ли автомобиль прикрытия для движения крупногабаритного транспортного средства с шириной до 3,5 м?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Приказом Минтранса России от 31.08.2020 N 343 (зарегистрирован Минюстом России 14.12.2020, регистрационный N 61442) утверждены Требования к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства (далее - Требования).
Пунктом 14 Требований в целях обеспечения безопасности при движении крупногабаритного транспортного средства и информирования других участников дорожного движения о его габаритах определены условия по использованию автомобилей прикрытия.
Так, согласно абзацу второму пункта 14 Требований необходимо наличие автомобилей прикрытия при ширине транспортного средства до 3,5 м (включительно) 1 сзади и 1 спереди (при длине транспортного средства от 25 м до 40 м (включительно)) или 1 сзади, 2 спереди (при длине транспортного средства свыше 40 м).
Необходимость наличия автомобиля прикрытия определяется в совокупности указанных выше условий (длина и ширина транспортного средства).
Вместе с тем пунктом 32 Требований установлена необходимость наличия автомобиля прикрытия при свесе груза за задний габарит транспортного средства на величину более 4 м, а также при высоте транспортного средства более 4,5 м.
Кроме того, обязательное использование автомобилей прикрытия для движения крупногабаритного транспортного средства может быть определено при разработке проекта организации дорожного движения.
16.11.2023
Вопрос: Поясните особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, порядок и сроки возврата провозной платы установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2020 N 991 "Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части" (далее - Постановление Правительства)?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : В целях урегулирования ситуации, связанной с массовыми отказами пассажиров от перевозки, а также отменой рейсов в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19), принят Федеральный закон от 08.06.2020 N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Закон).
Закон предусматривает, что при отмене перевозчиком рейса или отказе пассажира от перевозки при угрозе возникновения отдельных чрезвычайных ситуаций или введении режима повышенной готовности, повлекшем ограничение международного и (или) внутреннего воздушного сообщения, особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира и возврат провозной платы по договорам воздушной перевозки, подлежащим исполнению с 01.02.2020, осуществляются в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации.
При этом согласно указанному Закону особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира и правило о возврате провозной платы распространяются на договоры, заключенные как по "возвратному", так и по "невозвратному" тарифу.
Особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, порядок и сроки возврата провозной платы установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2020 N 991 "Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части" (далее - Постановление Правительства) и распространяются на договоры воздушной перевозки пассажира, подлежащие исполнению с 1 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 г. - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам и заключенные до 1 мая 2020 г.
Постановление Правительства устанавливает обязанность перевозчика принять в счет оплаты услуг по воздушной перевозке сумму ранее оплаченной пассажиром провозной платы в случае отмены перевозчиком рейса или отказа пассажира от перевозки в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Для зачета ранее оплаченной суммы в счет оплаты услуг по перевозке в другие даты по такому же или другому маршруту или получения дополнительных услуг пассажиру нужно направить перевозчику уведомление.
При этом устанавливается право пассажира на выбор любого из способов направления такого уведомления (через сайт перевозчика в сети Интернет, посредством почтового отправления или при личном обращении в пункты, предусмотренные правилами перевозчика) и обязанность перевозчика направить пассажиру в течение 20 календарных дней подтверждение способом, который пассажир указал в своем уведомлении.
Перевозчик не вправе устанавливать ограничения по принятию суммы оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке пассажира, связанные с маршрутом или датой воздушной перевозки, при наличии в продаже билетов на выбранные пассажиром дату и маршрут воздушной перевозки.
Порядок обращения пассажира за оказанием указанных услуг определяется правилами перевозчика.
В случае если пассажир не воспользуется услугами по перевозке с возможностью зачесть ранее оплаченную сумму в счет их оплаты, то провозная плата должна быть возвращена пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете.
Правило о возврате провозной платы по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, не распространяется на пассажиров, признанных инвалидами I или II группы, на ветеранов Великой Отечественной войны, на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида, а также на членов многодетной семьи.
Указанные категории пассажиров имеют право на возврат провозной платы в течение 10 дней со дня получения перевозчиком заявления о возврате. При этом указанное заявление может быть подано как до даты воздушной перевозки, указанной в билете, так и после нее.
Пассажир вправе подать заявление о возврате денежных средств по своему усмотрению либо на сайт перевозчика в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, либо посредством почтовых отправлений, либо при личном обращении в пункты, предусмотренные правилами перевозчика. Исключение составляют следующие случаи:
- если по заявлению пассажира возврат денежных средств должен быть осуществлен на другую банковскую карту, отличную от банковской карты, с которой была оплачена провозная плата;
- если заявление подается о возврате провозной платы пассажиру, имеющему право на возврат до истечения 3 лет (инвалид I или II группы, ветеран Великой Отечественной войны, лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида, член многодетной семьи).
В указанных случаях заявление о возврате провозной платы может быть подано только при личном обращении в пункты, предусмотренные правилами перевозчика, с предъявлением подтверждающих документов, предусмотренных постановлением Правительства.
В течение 10 календарных дней со дня получения перевозчиком заявления перевозчик обязан направить денежные средства на банковскую карту, реквизиты которой указаны в заявлении, либо возвратить указанные денежные средства в пункте, предусмотренном правилами перевозчика.
На сумму оплаченной провозной платы подлежат начислению проценты за пользование денежными средствами в размере, определяемом ключевой ставкой Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в соответствующие периоды. Проценты за пользование денежными средствами начисляются по день возврата суммы этих средств пассажиру, но не позднее окончания 4-летнего срока с даты отправления рейса, указанного в билете.
Отмечаем, что Постановлением не предусмотрена обязанность пассажира уведомлять перевозчика об отказе от перевозки, а уведомление о намерении воспользоваться услугами перевозчика, в счет оплаты которых будет принята сумма ранее оплаченной провозной платы, может быть направлено как до начала первоначальной перевозки, так и в течение 3 лет после нее.
Таким образом, независимо от того, уведомил пассажир перевозчика об отказе от перевозки или нет (в том числе по причине того, что перевозчик не принял или не ответил на обращение пассажира), пассажир имеет право на зачет ранее оплаченной суммы в счет оплаты будущих услуг по воздушной перевозке или возврат провозной платы с процентами по договорам, заключенным по "невозвратным" и "возвратным" тарифам.
Установление 3-летнего срока обусловлено тем, что при массовых обращениях пассажиров в авиакомпании за возвратом денежных средств в условиях отсутствия у перевозчиков выручки в связи со снижением объема пассажирских перевозок практически невозможно в короткие сроки найти достаточные финансовые средства, чтобы сохранить прежнюю экономическую модель и избежать банкротства из-за значительного снижения объема перевозок в 2020 году. В случае банкротства российских авиакомпаний пассажиры практически полностью утратили бы возможность получения причитающихся им денежных средств (с учетом очередности погашения требований кредиторов при банкротстве). Расширение перечня лиц, имеющих право на возврат провозной платы до истечения 3 лет, может создать риск недостижения целей, установленных Постановлением N 991.
Одновременно также уведомляем, что в соответствии с Положением Росавиация не наделена полномочиями по принуждению перевозчика к возврату денежных средств, уплаченных в рамках договора воздушной перевозки, заключенного между пассажиром и перевозчиком.
16.11.2023
Вопрос: Заявление о сертификации для выполнения авиационных работ.
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : По существу вопроса получения сертификата эксплуатанта на выполнение авиационных работ Росавиация сообщает заявителям, что получение сертификата эксплуатанта осуществляется в соответствии с требованиями ФАП-494.
Для прохождения процедуры подтверждения соответствия требованиям Федеральных авиационных правил с целью получения сертификата эксплуатанта на выполнение авиационных работ в соответствии с пунктом 3.2 ФАП-494 необходимо подать заявление в уполномоченный орган Росавиации по месту регистрации (в Межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта).
16.11.2023
Вопрос: Изъятие емкостей с алкогольной продукцией при производстве предполетного досмотра.
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Предполетный и послеполетный досмотры пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, осуществляются в соответствии с Правилами проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденными Приказом Минтранса России от 25.07.2007 N 104 (далее - Правила досмотров). В Приложении N 1 к Правилам досмотров определены ограничения по провозу на борту воздушного судна предметов и веществ. В соответствии с положениями пункта 2 Приложения N 1 к Правилам досмотров разрешено перевозить на борту воздушного судна с соблюдением требуемых условий:
1) в зарегистрированном багаже в грузовых, багажных отсеках воздушного судна с изолированным доступом пассажиров к багажу во время полета алкогольные напитки с содержанием более 24%, но не более 70% алкоголя по объему в емкостях вместимостью не более 5 л, в таре, предназначенной для розничной торговли, - не более 5 л на одного пассажира; жидкости и алкогольные напитки с содержанием алкоголя по объему не более 24%;
2) в вещах, находящихся при пассажирах:
жидкости, гели и аэрозоли, относящиеся к неопасным, в емкостях вместимостью не более 100 мл (или эквивалентной емкостью в других единицах измерения объема), упакованные в надежно закрывающийся прозрачный пластиковый пакет объемом не более 1 л - один пакет на пассажира.
Жидкости, приобретенные в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту или на борту воздушного судна, должны быть упакованы в надежно запечатанный (опломбированный) пластиковый пакет, обеспечивающий идентификацию доступа к содержимому пакета в течение полета, на котором имеется достоверное подтверждение того, что эта покупка произведена в аэропортовых магазинах беспошлинной торговли или на борту воздушного судна в день (дни) поездки.
В соответствии с положениями пункта 74 Правил досмотров обнаруженные при досмотре пассажиров опасные предметы и вещества, находящиеся в свободной продаже, но запрещенные к перевозке на борту воздушных судов, изымаются с оформлением акта обнаружения и изъятия, регистрируются в журнале учета соответствующих актов и передаются на хранение в специально оборудованный склад аэропорта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае несогласия с действиями сотрудников аэропорта в соответствии со статьями 3 и 5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
При выявлении нарушений требований законодательства в области транспортной (авиационной) безопасности в аэропортах Российской Федерации и на воздушных судах рекомендуем обращаться в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.
16.11.2023
Вопрос: Распоряжением Правительства РФ N 1800-р установлен Перечень внутренних водных путей РФ. В нем указываются верхняя и нижняя границы внутреннего водного пути. А как определить боковые границы внутреннего водного пути?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.12.2002 N 1800-р "Об утверждении Перечня внутренних водных путей Российской Федерации" внутренние водные пути Российской Федерации имеют верхние и нижние границы по течению.
В соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации к внутренним водным путям федерального значения отнесены пригодные для осуществления судоходства поверхностные водные объекты или их части в пределах их естественных, искусственных или условных границ.
Кроме того, распоряжением Росморречфлота о перечне судовых ходов с установленными гарантированными габаритами судовых, категориями средств навигационного оборудования и сроками их работы, а также сроками работы судоходных гидротехнических сооружений в навигацию, ежегодно утверждается перечень судовых ходов на период навигации.
В соответствии с п. 11 Приказа Минтранса России от 08.04.2020 N 113 "Об утверждении Правил содержания судовых ходов и судоходных гидротехнических сооружений" в перечне судовых ходов указываются верхние и нижние границы.
16.11.2023
Вопрос: В соответствии с пунктом 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 N 2200, перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется на территории Российской Федерации в соответствии с приложениями A и B Соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.1957 (ДОПОГ). Каким нормативным правовым актом определены компетентные органы по реализации положений Соглашения ДОПОГ?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Компетентные органы по реализации положений ДОПОГ определены на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 24.07.2021 N 1262 "О реализации Соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) от 30 сентября 1957 г.".
16.11.2023
Вопрос: Какие общие условия участия в реализации мероприятия по обновлению подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта в городских агломерациях, предусмотренного Национальным проектом "Безопасные качественные дороги" и по каким критериям оцениваются заявки городских агломераций?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Реализация мероприятия осуществляется с применением механизма лизинга на основании конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для предоставления перевозчикам права приобретения в АО "Государственная транспортная лизинговая компания" (АО "ГТЛК") транспортных средств в лизинг со скидкой в размере до 60% от их стоимости.
Определение субъектов Российской Федерации для реализации мероприятия осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным проектным комитетом по Национальному проекту "Безопасные качественные дороги" (далее - Порядок) (протокол заседания от 19.11.2019 N 8) (размещен на официальном сайте Министерства транспорта Российской Федерации www.mintrans.ru (раздел "Открытое Министерство", подраздел "Документы").
Основными условиями оказания государственной поддержки для обновления наземного общественного пассажирского транспорта являются: приобретение транспортных средств большого и (или) особо большого класса со стопроцентно низкопольной частью салона (автобусы, работающие на газомоторном топливе, электробусы, троллейбусы и трамваи); эксплуатация приобретаемых транспортных средств на магистральных маршрутах регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Порядком заявки городских агломераций оцениваются по 4 группам критериев:
- показатели развития инфраструктуры наземного городского электрического транспорта и инфраструктуры реализации природного газа как моторного топлива;
- показатели развития общественного пассажирского транспорта;
- показатели наличия документов транспортного планирования;
- экспертная оценка транспортной политики в агломерации.
При рассмотрении заявок осуществляется экспертная оценка комплекса мер по развитию городского пассажирского транспорта (транспортное планирование, оптимизация маршрутной сети, переход к безналичной оплате проезда), реализуемых в регионе.
16.11.2023
Вопрос: Возврат стоимости за несовершенную авиаперевозку в период коронавирусной инфекции.
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Относительно возврата денежных средств за неиспользованную воздушную перевозку в период ограничения воздушного сообщения из-за коронавирусной инфекции сообщаем.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2020 N 991 утверждено Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части (далее - Положение N 991).
Особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, порядок и сроки возврата провозной платы, установленные Положением N 991, распространяются на договоры воздушной перевозки пассажира, подлежащие исполнению с 01.02.2020 по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18.03.2020 - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам и заключенные до 01.05.2020.
В целях обеспечения баланса интересов пассажиров и сохранения авиационной отрасли Постановлением Правительства Российской Федерации предусмотрен 3-летний срок возврата провозной платы. При массовых обращениях пассажиров в авиакомпании за возвратом денежных средств в условиях отсутствия у перевозчиков выручки от реализации услуг практически невозможно в короткие сроки найти достаточные финансовые средства, чтобы сохранить прежнюю экономическую модель и избежать банкротства. В случае банкротства российских авиакомпаний пассажиры практически полностью утратили бы возможность получения причитающихся им денежных средств (с учетом очередности погашения требований кредиторов при банкротстве).
В этой связи возврат провозной платы осуществляется по истечении 3 лет.
В течение указанного периода Положением N 991 пассажиру предоставлено право использовать ранее оплаченную провозную плату в счет оплаты услуг по воздушной перевозке по тому же или иному маршруту.
В соответствии с пунктом 5 Положения N 991 пассажир вправе для оплаты указанных услуг перевозчика использовать часть суммы оплаченной провозной платы или использовать сумму полностью, а в случае ее недостаточности доплатить денежными средствами.
Денежные средства, не использованные для оплаты услуг воздушной перевозки, подлежат возврату пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете.
В соответствии с пунктом 10 Положения N 991 возврат осуществляется на ту же банковскую карту, с которой была оплачена провозная плата, а при ее отсутствии - на другую банковскую карту того же держателя, наличными денежными средствами или иным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом сделано исключение для наименее социально защищенных категорий граждан (инвалиды I или II группы, дети-инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны, лица, сопровождающие инвалида I группы или ребенка-инвалида, члены многодетных семей), которые вправе подать заявление о возврате провозной платы до истечения 3 лет с даты отправления рейса с возвратом провозной платы в течение 10 дней.
В качестве компенсационной меры, в случае если пассажир не воспользуется перевозкой в течение 3 лет, Положением N 991 предусмотрена обязанность перевозчика по возврату провозной платы с начисленными процентами на сумму оплаченной провозной платы в размере, определяемом ключевой ставкой Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в соответствующие периоды, за весь 3-летний период. Более того, указанные проценты подлежат начислению еще в течение года после окончания 3-летнего периода, если пассажир по каким-либо причинам задержит подачу заявления на возврат денежных средств.
Обращаем внимание, что к договорам, подлежащим исполнению до 18.03.2020 (в отношении Китая - до 01.02.2020), и к договорам, заключенным после 01.05.2020, Положение N 991 не применяется, действуют общие правила возврата провозной платы, установленные статьей 108 Воздушного кодекса Российской Федерации, Федеральными авиационными правилами "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденными Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (далее - ФАП N 82), и Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Минтранса России от 25.09.2008 N 155.
В случае отмены рейса перевозчиком пассажиру согласно пункту 2 статьи 108 Воздушного кодекса Российской Федерации и пункту 227 ФАП N 82 возвращается провозная плата вне зависимости от условий применения тарифа.
16.11.2023
Вопрос: Перевозка детей воздушным транспортом.
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 106 Воздушного кодекса пассажир имеет право на бесплатный провоз с собой одного ребенка в возрасте не старше двух лет без предоставления ему отдельного места и провоз других детей в возрасте не старше двух лет, а также детей в возрасте от двух до двенадцати лет в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест.
Согласно пункту 106 ФАП N 82 один ребенок в возрасте до двух лет перевозится в сопровождении совершеннолетнего или эмансипированного пассажира при внутренних перевозках бесплатно, при международных - со скидкой в размере девяноста процентов от нормального или специального тарифа, если отсутствуют особые условия применения специального тарифа, и без предоставления ребенку отдельного места. Если ребенку в возрасте до двух лет по просьбе сопровождающего пассажира предоставляется отдельное место, то такой ребенок перевозится со скидкой в размере пятидесяти процентов от нормального или специального тарифа, если отсутствуют особые условия применения специального тарифа.
Другие следующие с пассажиром дети в возрасте до двух лет, а также дети в возрасте от двух до двенадцати лет перевозятся со скидкой в размере пятидесяти процентов от нормального или специального тарифа, если отсутствуют особые условия применения специального тарифа, с предоставлением им отдельных мест.
Также отмечаем, что ежегодно реализуются программы субсидирования воздушных перевозок пассажиров, направленных на обеспечение доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении, в том числе для детей.
В рамках Правил N 215 предусмотрено субсидирование перевозок на Дальний Восток, в Симферополь и Калининград. В 2023 году фактически перевозки выполняются по маршрутам на Дальний Восток и Калининград.
Право на воздушные перевозки по льготному тарифу имеют граждане Российской Федерации пожилого возраста (женщины в возрасте свыше 55 лет, мужчины в возрасте свыше 60 лет), граждане Российской Федерации до 23 лет, инвалид I группы любого возраста и сопровождающее его лицо, ребенок-инвалид, лицо, сопровождающее ребенка-инвалида, инвалид с детства II и III группы, а также лицо, имеющее удостоверение многодетной семьи (наименее защищенные категории граждан).
В рамках указанной программы воздушная перевозка одного ребенка в возрасте до 2 лет в сопровождении совершеннолетнего пассажира осуществляется бесплатно без предоставления ребенку отдельного места, воздушная перевозка такого ребенка с предоставлением отдельного места осуществляется за плату со скидкой в размере не менее 25 процентов специального тарифа, воздушная перевозка других следующих с пассажиром детей в возрасте до 2 лет, а также детей в возрасте от 2 лет до 12 лет осуществляется за плату со скидкой в размере не менее 25 процентов специального тарифа с предоставлением отдельного места.
В соответствии с Правилами N 1242 предусмотрено субсидирование региональных маршрутов, кроме Москвы. Право на субсидируемые воздушные перевозки имеют все граждане Российской Федерации.
16.11.2023
Вопрос: Сотрудниками аэропорта было отказано в допуске на посадку ребенку по нотариально заверенному свидетельству о рождении. Почему?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Порядок перевозки пассажиров российскими авиакомпаниями регламентируется Федеральными авиационными правилами "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденными Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 51 Правил билет оформляется на основании данных документа, удостоверяющего личность пассажира, необходимого в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации для перевозки пассажира по маршруту, предусмотренному договором воздушной перевозки пассажира.
Нотариально заверенная копия свидетельства о рождении ребенка, в соответствии с частью 3 статьи 77 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 11.02.1993 N 4462-1), указывает, что, "свидетельствуя верность копий документов и выписок из них, нотариус не подтверждает законность содержания документа, соответствие изложенных в нем фактов действительности, личность, дееспособность и полномочия подписавших его лиц, правоспособность юридического лица, от которого исходит документ".
Нотариально заверенная копия документа, удостоверяющего личность, исключает возможность установления подлинности документа на всех этапах контроля, что представляет собой грубейшее нарушение системы безопасности организации пассажирских перевозок.
Таким образом, законодательство Российской Федерации, Правила не предусматривают осуществление перевозки пассажира по нотариально заверенной копии документа, удостоверяющего личность, равно как копии паспорта гражданина Российской Федерации либо копии свидетельства о рождении несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет.
В соответствии со статьей 107 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки при нарушении пассажиром паспортных требований, установленных законом.
В соответствии с пунктом 32 Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.07.2007 N 104 (далее - Правила N 104), в зоны контроля и пункты досмотра допускаются только пассажиры очередных рейсов при наличии билета, оформленного в установленном порядке, и документа, удостоверяющего личность пассажира.
Также в соответствии с пунктом 41 Правил N 104 сотрудники службы авиационной безопасности, осуществляющие досмотр, имеют право проверять у пассажиров при входе в пункты досмотра билеты, оформленные в установленном порядке, и документы, удостоверяющие их личность. Представление копий удостоверяющих личность документов для допуска в пункты предполетного досмотра Правилами не предусмотрено.
Сообщаем, что в соответствии с пунктом 82 Правил регистрация пассажиров и оформление багажа производятся на основании билета и документа, удостоверяющего личность пассажира, по которому оформлялся билет.
Таким образом, при прохождении регистрации на рейс и получении посадочного талона пассажиром должен быть предъявлен оригинал документа, на основании которого был заключен договор воздушной перевозки пассажира (оформлен авиабилет).
16.11.2023
Вопрос: Как автомобильные дороги подразделяются в зависимости от их значения?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются:
1) на автомобильные дороги федерального значения;
2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
3) автомобильные дороги местного значения;
4) частные автомобильные дороги.
16.11.2023
Вопрос: О строительстве и реконструкции автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к сельским населенным пунктам.
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Согласно Федеральному закону от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вопросы дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения, в том числе на сельских территориях, относятся к компетенции уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления. Финансирование дорожной деятельности в отношении указанных автомобильных дорог осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и за счет средств местных бюджетов соответственно.
По данному вопросу направляются соответствующие запросы в администрации или правительства субъектов Российской Федерации с просьбой рассмотреть обращение и проинформировать о принятом решении.
Также на реализацию мероприятий по развитию автомобильных дорог общего пользования на сельских территориях регионам оказывается государственная поддержка в рамках Государственной программы "Комплексное развитие сельских территорий", ответственным исполнителем которой является Минсельхоз России.
Отбор мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры на сельских территориях и распределение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации производится Минсельхозом России исходя из приоритетности дорожных объектов, необходимых для решения задач комплексного развития сельских территорий.
16.11.2023
Вопрос: Где можно сдать аттестацию по транспортной безопасности на морской и речной транспорт, для охраны морских портов?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : В соответствии с Приказом Росморречфлота от 17.06.2016 N 76 ФБУ "Служба морской безопасности" является уполномоченным органом аттестации сил ОТБ на морском и внутреннем водном транспорте, которое осуществляет все предусмотренные в целях аттестации мероприятия, включая выдачу свидетельств об аттестации сил ОТБ. При этом сообщаем, что на официальном сайте Росморречфлота (morflot.gov.ru) в разделе "Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности" размещена информация о действующих центрах аттестации сил ОТБ ФБУ "Служба морской безопасности".
Вместе с тем считаем необходимым отметить, что согласно Правилам аттестации заявителями в целях аттестации могут выступать только юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся субъектами транспортной инфраструктуры, специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности или организациями, претендующими на аккредитацию для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также подразделения транспортной безопасности или организации, претендующие на аккредитацию в качестве подразделения транспортной безопасности.
16.11.2023
Вопрос: Проинформируйте о правилах оформления авиабилетов в связи с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" (далее - Указ).
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Сообщаем, что Указом не предусмотрены ограничения на осуществление поездок граждан Российской Федерации и какие-либо требования о необходимости предоставления справок военных комиссариатов об освобождении от призыва в связи с объявленной частичной мобилизацией для осуществления поездки.
Билет оформляется на основании данных документа, удостоверяющего личность пассажира, необходимого в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации для перевозки пассажира по маршруту, предусмотренному договором воздушной перевозки пассажира.
16.11.2023
Вопрос: Изъятие при производстве предполетного досмотра емкостей с водой, используемых в качестве детского питания.
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Ограничения по провозу жидкостей на борту воздушного судна установлены в Приложении N 1 к Правилам досмотров.
В вещах, находящихся при пассажирах, разрешено перевозить жидкости, гели и аэрозоли, относящиеся к неопасным, в емкостях вместимостью не более 100 мл (или эквивалентной емкостью в других единицах измерения объема), упакованные в надежно закрывающийся прозрачный пластиковый пакет объемом не более 1 л - один пакет на пассажира. Жидкости в контейнерах емкостью более 100 мл к перевозке не принимаются даже в том случае, если емкость заполнена лишь частично.
Исключение по перевозке имеют лекарственные препараты, специальные диетические продукты, детское питание, в том числе материнское молоко, в количестве, необходимом на время полета.
Нормы количества детского питания, которое необходимо на период полета, нормативными правовыми актами в области авиационной безопасности не определены. Вода нормативными правовыми актами не определена в качестве детского питания.
Решение об изъятии запрещенных предметов и веществ, выявленных в процессе досмотра, в соответствии с положениями пунктов 41, 45 Правил досмотров принимает сотрудник службы авиационной безопасности.
Дополнительно информируем, что прохладительные напитки, в том числе питьевая вода, предоставляются в период полета в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденными Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82.
В случае несогласия с действиями сотрудников аэропорта в соответствии со статьями 3 и 5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
16.11.2023
Вопрос: В связи с проведением СВО на Украине сообщите о возможности возврата провозной платы за авиабилеты, оформленные в аэропорты, временно закрытые для приема (выпуска) воздушных судов.
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Информация об обязательном возврате денежных средств перевозчиками размещена на сайте Министерства транспорта Российской Федерации, ознакомиться с ней вы сможете, перейдя по ссылке: https://mintrans.gov.ru/press-center/news/10180.
Сообщаем, что каких-либо законодательных актов, регулирующих вопросы возмещения стоимости проезда пассажирам с учетом закрытия части аэропортов на юге и в центральных районах Российской Федерации, Правительством Российской Федерации не принималось.
Авиакомпании в своей деятельности руководствуются нормами Федерального закона от 19.03.1997 N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" и Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82.
В соответствии с Положением Росавиация не наделена полномочиями по принуждению авиакомпаний к возврату денежных средств, уплаченных в рамках договора воздушной перевозки, заключенного между пассажиром и перевозчиком.
Вопросы заключения и расторжения соглашений, а также комиссионных вознаграждений, выплачиваемых перевозчиками, и тарифов агентств, занимающихся продажей авиаперевозок, находятся вне компетенции Росавиации.
При несогласии с решением авиакомпании по вопросу возврата провозной платы пассажиры вправе на основании части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
16.11.2023
Вопрос: Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 N 2200, установлена форма транспортной накладной. Какая ответственность за некорректное внесение информации в форму транспортной накладной?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : На основании пункта 7 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 N 2200 (далее - Правила), заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, грузоотправителем по форме согласно приложению N 4 к Правилам на бумажном носителе или в виде электронной транспортной накладной.
Законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях не установлена ответственность за некорректное внесение информации в форму транспортной накладной. Вместе с тем согласно части 3 статьи 35 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" за неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности либо за искажение сведений о свойствах груза, в том числе о его массе, габаритах, состоянии и степени опасности, с грузоотправителя взыскивается штраф в размере двадцати процентов провозной платы. Уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, причиненного перевозчику такими нарушениями.
Согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции" отсутствие, неправильность или утрата транспортной накладной сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки груза незаключенным или недействительным.
16.11.2023
Вопрос: Каков порядок, в соответствии с которым разрабатывается паспорт безопасности речного судна?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Согласно пункту 4 части 2 статьи 12 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон) субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны предоставлять в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности полную и достоверную информацию для проведения категорирования и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее - Реестр).
В соответствии с пунктом 8 Приказа Минтранса России от 15.09.2020 N 377 основанием для включения в Реестр объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства является решение компетентного органа на основании предоставленной субъектом транспортной инфраструктуры полной и достоверной информации.
Присвоение категорий для транспортных средств Законом не предусмотрено. Подпунктом 4 пункта 7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 N 1637 (далее - Требования), субъект транспортной инфраструктуры (перевозчик) в отношении транспортных средств, за исключением транспортных средств, указанных в абзаце первом пункта 4 Требований, обязан разработать, утвердить и направить в Федеральное агентство морского и речного транспорта паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства в соответствии с положениями частей 1.3, 1.4 и 1.5 статьи 9 Закона.
Типовая форма паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства является приложением к Требованиям.
Проведение оценки уязвимости для транспортных средств внутреннего водного транспорта нормативными правовыми актами не предусмотрено.
Вместе с тем согласно части 1.5 статьи 9 Закона началу разработки паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, и (или) транспортного средства должно предшествовать проведение субъектом транспортной инфраструктуры обследования соответствующих объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства, а также изучение реализуемых на них мер от угроз совершения актов незаконного вмешательства с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности. Результаты обследования и изучения должны являться приложением к паспорту обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства.
16.11.2023
Вопрос: Где можно пройти подготовку и обучение по транспортной безопасности?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : В соответствии с законодательством Российской Федерации подготовку по транспортной безопасности можно пройти в любой образовательной организации, проводящей такую деятельность и имеющей соответствующую лицензию.
Согласно статье 85.1 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" силы, назначенные для выполнения работ, связанных с обеспечением транспортной безопасности, обязаны пройти подготовку по программам, утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29.12.2020 N 578 "Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности".
Распоряжением Росморречфлота от 12.08.2015 N АП-295-р подготовка сил обеспечения транспортной безопасности (далее - СОТБ) организована на базе подведомственных Росморречфлоту образовательных организаций.
Информацию об указанных организациях и процессе подготовки СОТБ можно получить на официальном сайте Росморречфлота в разделе "Образование", а также на сайтах подведомственных образовательных организаций.
16.11.2023
Вопрос: О создании и изменении границ (величины радиуса) особо защитных участков лесов "участки лесов вокруг поселков городского типа, сельских населенных пунктов".
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : В связи с поступлением многочисленных обращений граждан и организаций об обосновании предложений органов местного самоуправления о создании и изменении границ (величина радиуса) особо защитных участков лесов "участки лесов вокруг поселков городского типа, сельских населенных пунктов" в соответствии с требованиями Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 05.08.2022 N 510 (далее - Лесоустроительная инструкция), Федеральное агентство лесного хозяйства сообщает следующее.
Признаки и нормативы выделения особо защитных участков лесов, изменения границ земель, на которых они расположены, установлены Лесоустроительной инструкцией, введенной в действие с 1 марта 2023 года.
К особо защитным участкам лесов относятся участки лесных земель, имеющие защитное значение и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Проектирование особо защитных участков лесов осуществляется в целях сохранения защитных и иных экологических функций лесов, расположенных на таких участках.
Согласно пункту 134 Лесоустроительной инструкции к участкам лесов вокруг поселков городского типа, сельских населенных пунктов относятся участки лесных земель, непосредственно примыкающие к таким населенным пунктам в радиусе 1 километра, выделяемые от границы поселков городского типа, сельских населенных пунктов. Проектирование участков лесов вокруг поселков городского типа, сельских населенных пунктов осуществляется на основании сведений об описании местоположения границ поселков городского типа, сельских населенных 2 пунктов, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, с учетом сохранения статуса ранее выделенного данного вида особо защитного участка лесов на основании материалов предыдущего лесоустройства.
Создание и изменение границ (величина радиуса) данного вида особо защитных участков лесов устанавливаются на основании обоснованных предложений органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 119 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах.
Статьей 5 Лесного кодекса установлено, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" деятельность, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий, является охраной окружающей среды.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 15, пунктом 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) организация мероприятий по охране окружающей среды относится к вопросам местного значения муниципального района, муниципального, городского округа.
В целях социально-экономического и культурного развития муниципального образования, развития его общественной инфраструктуры принимаются соответствующие решения.
Федеральным законом N 131-ФЗ установлено, что глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и представляет муниципальное образование в отношениях с органами государственной власти.
Таким образом, по мнению Рослесхоза, границы (величина радиуса) особо защитных участков лесов "участки лесов вокруг поселков городского типа, сельских населенных пунктов" могут быть изменены в целях социально-экономического и культурного развития муниципального образования, развития его общественной инфраструктуры, на основании обоснованных предложений главы муниципального образования, с приложением проекта особо защитных участков лесов, составленного в соответствии с пунктом 45 Лесоустроительной инструкции.
При этом в соответствующем обращении главы муниципального образования необходимо подробно указать причины изменения границ особо защитных участков лесов и эффект, к которому такое изменение приведет.
Одновременно с этим в случае наличия критериев выделения других видов особо защитных участков лесов, установленных Лесоустроительной инструкцией, необходима проработка вопроса в части отнесения лесных участков, исключаемых из 3 границ особо защитных участков лесов, к иным видам особо защитных участков лесов.
16.08.2023
Вопрос: По какому курсу валют производится пересчет иностранной валюты, в которой установлен размер обеспечения?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Пересчет производится по официальному курсу иностранной валюты к рублю Российской Федерации, действующему на день:
а) регистрации таможенным органом заявления о включении в реестр;
б) регистрации уведомления о принятии предварительного решения о соблюдении иных условий включения в реестр;
в) регистрации таможенным органом заявления таможенного представителя о замене одного способа обеспечения другим или предоставления другого обеспечения.
(Часть 4 статьи 57 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", подпункты 1 и 2 пункта 11 статьи 399 Таможенного кодекса ЕАЭС)
31.07.2023
Вопрос: Кто вправе обратиться в ФТС России за предоставлением государственной услуги ведения реестра таможенных представителей?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Заявителем на предоставление государственной услуги может быть юридическое лицо, за исключением:
1) казенных предприятий;
2) находящихся в ведении ФТС России научных организаций, образовательных организаций, медицинских организаций, печатных изданий и других организаций, а также государственных унитарных предприятий, включая их филиалы и представительства, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы;
3) организаций, участниками (членами) которых прямо или косвенно являются организации или государственные унитарные предприятия, указанные в пункте 2.
(Пункт 2 Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги ведения реестра таможенных представителей, утвержденного Приказом ФТС России от 30.08.2019 N 1373; статья 347 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")
31.07.2023
Вопрос: Могу я узнать статус товара, выпущенного в другой стране (например, в Казахстане)?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Нет, ФТС России предоставляет информацию только о товарах, выпущенных таможенными органами России.
26.07.2023